Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Настольные игры или просто разговаривать. Всё это дает возмож-; ность расслабиться в конце рабочей недели и острее почувствовать, что все вместе – действительно семья.

Поиск

По субботам (утром) – генеральная уборка жилых домов. Каждый принимает участие в уборке своего дома. А потом – русская баня.

Суббота в деревне – особый день. Каждый субботний вечер в домах собираются семьями для чтения Евангелия. Заранее все знают, какое место из Евангелия будет читаться, и имеют возможность подумать об этом отрывке. Перед чтением за два часа стараются создать в доме тишину. Все об этом знают. Непосредственно перед чтением – легкая трапеза. Во время неё разговаривают об интересных событиях прошедшей недели. После этого один человек читает текст Евангелия, и потом все обсуждают его.

В воскресенье – выходной день. Одни идут в гости в соседнюю деревню, другие отправляются в церковь, третьи хотят просто погулять по лесу. Все отдыхают. Правда, коров надо доить и по воскресеньям, а также готовить для всех еду. Поэтому кто-нибудь из селян выполняет эти виды работы.

Резюмируя некоторые результаты реабилитации молодых людей с умственной отсталостью (селян) в Центре, следует отметить, что селяне выполняют работу не ради терапии и занятости трудом, а потому, что она является значимой для них и для окружающих. Это настоящая и нужная людям работа. И это должно быть понятно селянам. Если они выполняют только часть работы, то обязательно должны видеть конечный продукт их совместной деятельности с другими. Например, изготовление куклы. Каждый, принимающий в этом участие, выполняет конкретную операцию (в итоге он может научиться делать все операции), но он видит, что в результате их совместного труда получилось законченное изделие. Он знает, что потом его будут продавать в магазине, а когда эту куклу купит кто-то из взрослых для своего ребёнка, то она принесёт малышу много радости. Здесь можно видеть более опосредованную социальную связь селянина с внешним миром через ребёнка, который будет играть в эту конкретную куклу.

Во время масленицы были выставлены изделия деревенских мастерских. Незамысловато изготовленная кукла вызвала большой интерес у местных детей. Сотрудниками деревни было обращено внимание селян на этот факт, как на позитивный в формировании • положительной оценки их собственного труда.

Еще пример. Кто-то из селян помогает печь хлеб. Затем селяне едят этот хлеб вместе с другими людьми, которые говорят им «спасибо».

Селяне работают все лето вместе со здоровыми людьми в огороде. Селяне испытывают большую гордость и радость, когда на столе видят выращенные огурцы, помидоры, морковь, перец, капусту. Они начинают осознавать, что в этом и их заслуга. В зимнее время, когда едят овощные заготовки, селяне нередко вспоминают разные эпизоды работы в огороде.

Селяне постепенно понимают, что они нужны людям. Через общение с людьми и совместную деятельность они возвращаются к полноценной жизни, так что могут сказать себе «Я живу», и начинают больше проявлять свои внутренние способности. Социальная среда деревни, в которой они живут, начинает служить для них защитой от, так называемых, норм внешнего мира, которые агрессивно воздействуют на него.

Социальная значимость селян еще больше усиливается тем, что они принимают участие в публичных обсуждениях некоторых аспектов общей жизни деревни. Самооценка труда селян повышается потому, что они видят, как результат их труда используется другими людьми.

Положительное психотерапевтическое воздействие на селян оказывает доброжелательная социальная среда деревни, что создаёт их защищённость, а также здоровый ритм жизни.

Индивидуальные особенности

Социально-психологической реабилитации

Молодых людей с нарушением интеллекта,

Проживающих в Центре «Деревня Светлана»

Исследование селян проведено методами наблюдения, беседы, изучения продуктов деятельности, анкетирования родителей. Использование этих методов осуществлено в естественных условиях жизни 12 молодых людей в возрасте от 19 до 30 лет с умственной отсталостью в сочетании с другими нарушениями (8 лиц мужского и 4 – женского пола). Из них 4 человека - из полной, 7 - из неполной семей и 1 молодой человек – сирота. Возраст родителей селян – от 39 до 67 лет.

Основными аспектами наблюдения за селянами являлись их коммуникативные, трудовые навыки и социально- культурная деятельность.

Результаты исследования продемонстрируем на нескольких наиболее интересных примерах. В каждом из них приведем данные анализа наблюдений, беседы с молодым человеком и беседы с его родителями.

Пример 1. Оксана Г., 19 лет. Диагноз: умственная отсталость в умеренной степени.

Родилась в 6,5 месяцев, вес – 1400 г. При рождении девочки матери было 19 лет, период беременности провела в больнице в Санкт-Петербурге в связи с заболеванием сердца. В течение 2 мес. Оксана оставалась в больнице (первое время - в специальной камере), мать была вынуждена ежедневно приезжать в больницу для ухода за ребенком. В 2 мес. девочка весила 2,1 кг. Перенесла тяжелую форму пневмонии. Случались фибрильные судороги, которые продолжались в течение 2 лет.

Психомоторное развитие: начала ходить в 13 месяцев. Развитие речи: начала говорить отдельные слова в 2года, в 5 лет – простые фразы, но с нечеткой артикуляцией.

Училась в общеобразовательной школе в течение 2 лет (с 9 до 10 лет), затем была признана необучаемой. Читает по слогам, пишет плохо, не умеет считать, не умеет пользоваться деньгами. Плохо развита кратковременная память. Внимание: избирательность невысокая, объем маленький, устойчивость низкая, произвольное внимание развито плохо. Нарушена общая координация движений, недостаточно развита мелкая моторика. Объем активного словаря небольшой, речь быстрая, нечеткая, говорит простыми предложениями. Обращенную речь понимает. С 16 до 18 лет посещала детский реабилитационный центр «Филиппок» в г. Волхове, где имела возможность общаться с детьми только младшего возраста.

Дома могла ходить за покупками, помогать по хозяйству, заботиться о младшем брате. Любит животных (в доме – 5 кошек). I Была большая тяга к общению со сверстниками, с другими В людьми, но практически не было такой возможности. Оксана осоз-Ц навала свою непохожесть на других (присутствовала адекватная |v самооценка). При встрече с трудностями происходили срывы («За-1: чем ты меня родила, такую!»). Семья (разведенные родители^ Окса-1 на и ее младший брат) вынуждена жить в маленькой однокомнат-I* ной квартире.

1 Прибыла в Центр «Деревня Светлана» в 18 лет. 1 Сначала хотела вернуться домой, была скована, закрыта (noli следствия гиперопеки со стороны матери, сильной привязанности f их друг к другу), стеснительна. При разговоре отводила глаза. Боя-1 лась оставаться в одиночестве (не может спать одна в комнате). |; Очень эмоциональна, импульсивна, подвижна. к В деревне начала работать: на кухне, на ферме, в швейной мас-1 терской. Моет и вытирает посуду, помогает готовить, накрывает на 1 стол, моет полы; научилась доить, ухаживать за животными, гото-1 вить корм.

Появилась возможность развития творческой активности. Оксана участвует в спектаклях, была на концерте в Санкт-Петербурге, на экскурсии в Новгороде.

В деревне стала спокойнее, уменьшилось эмоциональное напряжение. Научилась лучше слушать, наблюдать за другими, думать. Стала увереннее, почувствовала свою значимость, нужность другим людям, в том числе – необходимость своего труда. Расширился спектр общения: со сверстниками, взрослыми, незнакомыми (гостями, зрителями спектаклей).

Беседа психолога с Оксаной

Расскажи о своей жизни до приезда в деревню.

Стирала, посуду мыла, в магазин ходила, полы мыла, брата в школу провожала, и все. Она говорит: «Купи целый хлеб и один батон, и бутылку масла подсолнечного...», потом пошла в ларек и купила шоколадку для мамы к чаю, потом мы пошли опять с мамой теперь вдвоем по магазинам (Страшно было оставаться одной дома).

Как ты узнала о деревне Светлана?

– Я говорю: «Мама, я познакомилась с дядей Мишей, и он приглашал пожить в деревню Светлану». Мама: «Давай, Оксана, мы подумаем, попробуем пожить, а потом домой приедешь и скажешь». Когда я вернулась домой, я сказала маме: «Звони дяде Славе, я хочу в Светлану».

Тяжело было в первый раз?

Тяжело.

В нем были трудности?

Я говорила маме: «А что, если мне там не понравится?» Мама: «Что ты, поехали, тебе понравится». Я: «Мама, куда я попала? Может быть, поедем домой». Мама: «Нет, ты приехала в деревню Светлана». Говорю маме: «Позвони в деревню Светлана,– пусть меня встречают в деревне, я хочу туда».

Первый раз без мамы, как тебе было?

Хорошо.

Хотелось обратно к маме?

Нет.

Л что тебе здесь нравится?

Здесь хорошо. Работаю в мастерской, готовлю обед, посуду мою, гуляем с Юлей и тетей Людой. Лестницу мою.

Ас кем ты живешь?; - С Юлей.

Как ты проводишь день?

Очень хорошо, тут мне очень нравится. Встаю, иду "на завтрак, убираю со стола со всеми, мою посуду, мою лестницу в подвал и наверх, потом готовлю обед. Сама? Кто-то готовит, а я помогаю.

Кто живет в доме?

Дядя Миша, тетя Люда, Дима, Регина, Миня, Алеша, Мая, младший Миша, Михаэль. Живем с Юлей.

Что ты научилась здесь делать?

Сама я сделала перстень из бисера, а маме сделала бусы из бисера и браслет. Я потом с Машей пошла дрова убирать. Потом дрова пилили с Юлей. В коровнике доила, корм делала, брюкву колотила (есть такой ломик – как лопата).

А доить ты умеешь?

Ага, меня Юля научила.

Каждый день ходишь в коровник?

– Вымя мыла, доила, сделала корм для коров, намыла ведро и пошла в дом Нансена (норвежский дом).

Ты часто бываешь дома?

– На новый год и на выходные 1 раз в месяц.

За все время разговора Оксана вела себя очень нервно. Ее руки и ноги были в постоянном движении. Иногда она успокаивалась и не двигалась. Это были мгновения ее наибольшей концентрации на каком-либо вопросе. Приходилось поддерживать живую атмосферу общения, чтобы она могла немного разрядиться, посмеяться. Оксана начинает стесняться, когда на нее смотрят и говорят о ней. Она старается отвернуться в сторону, ее голова немного запрокидывается назад, и все тело как бы начинает следовать за головой. Такое впечатление, что она вся хочет уйти от создавшейся ситуации.

Сейчас Оксана стала более открыта, стала активно говорить (быстро, эмоционально). Появляются моменты когда Оксана может спокойно сидеть, без навязчивых движений и при этом она внимательно слушает, наблюдает за другими.

РАССКАЗ МАМЫ ОКСАНЫ Г.

Оксане 19 лет. Эмоциональна, впечатлительна и очень-очень добрая. Все свои годы она провела в кругу своей семьи, окруженная заботой, теплом и любовью. Пока она была в дошкольном учреждении, очень надеялись, что беда обойдет стороной. Период школы принес ей слезы. Учение не пошло, стала проявляться разница между ней и другими детьми. Оксана стала чувствовать это. С отсутствием обучения в школе можно было смириться, но остаться в четырех стенах дома – вот это было бедой. Оксана очень общительна, ей нужны люди и обязательно надо что-то делать. Пробовали обучать ее в специальном интернате. Первые две-три недели плакали обе, так как хоть и ненадолго, но расставались впервые. Но потом, видимо, повлияло то, что каждый выходной день она была дома, и то, что ее хорошо приняли: Оксана освоилась. Обучалась в интернате 2 года.

Когда Оксане исполнилось 13 лет, внешне она ничем не отличалась от своих сверстниц, была очень заботлива к брату. Но все чаше и чаще, если что-то не так или в порыве чего-либо, плакала и кричала: «Зачем ты меня родила, такую?!» От беспомощности я тоже плакала, пробовала объяснить, что все произошло уже потом, что это последствия болезни, но Оксана не воспринимала мои слова. Видеть ее страдания, знать, что у нее не получится в жизни того, что даже и надо бы ей иметь, и при всем этом – не знать, как помочь дочери. Это горе для меня, и еще большее горе для нее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.51 (0.014 с.)