Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нужно всячески стараться, чтобы молодые люди могли оформить словесно свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз-просьб, фраз-приказаний и их выполнение.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Обучение пониманию смысла речи включает развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции; называть свое имя и фамилию; называть имя и отчество родителей; внятно выражать свои просьбы и желания; называть и показывать части тела; называть предметы, находящиеся в комнате; называть и применять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти» (выйти), «Можно идти», «Можно есть» и т. п. Необходимо также обучать умению отвечать на вопросы: кто это? что это? что делать?, а также осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу, знать обобщающие слова. Для этого можно практиковать упражнения по построению простейших фраз по картинкам, краткие беседы о назначении предметов обихода. Нужно обучать умению строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся. Для неговорящих молодых людей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих лиц не нужно требовать называть свою фамилию, имя и отчество знакомых, родителей и фамилии друзей. Они должны по произнесенной фамилии уметь показывать друзей и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица по просьбе, а также предметы, находящиеся в комнате. В работе с такими людьми нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы, а также рассказывать короткие простые рассказы и работать над пониманием их содержания путем ролевых разыгрываний. Для понимания смысла полезно на всех предметах обихода прикрепить таблички с написанными печатным шрифтом названиями; стол, стул, окно, диван и т.д. Показывая табличку, следует произносить написанное на ней слово и указывать рукой на предмет, который оно обозначает. Для проверки понимания слова, нужно спросить, где находится данный предмет, попросить показать его. Если умственно отсталый молодой человек затрудняется с ответом, нужно повторить все сначала, вместе показать называемый предмет. Кроме того, можно прикрепить к стене таблички, на которых изображены слово и под ним рисунок или, наоборот, рисунок, а под ним слово. Полезно проводить работу с картинками. Они могут изображать хорошо знакомые предметы, животных, детей, взрослых, их действия. Картинки подбираются таким образом, чтобы их можно было соотнести с окружающей обстановкой. Вариантов работы с картинками очень много. Главное, чтобы рассматривание картинки вызывало у умственно отсталого человека эмоции, а ее объяснение сопровождалось речью, короткими предложениями, активизируя его внимание и понимание действий, изображенных на картинке. Эти приемы, в свою очередь, способствуют развитию желания активного общения самого умственно отсталого молодого человека. Особого приема работы требуют картины. Мало показать воспитанникам картину, надо добиться, чтобы они по возможности осмыслили ее содержание, представили себе изображенные на ней предметы. Поэтому педагогам и родителям не следует раскрывать содержание картины, гораздо полезнее, если молодые люди сделают это самостоятельно, с помощью наводящих вопросов, например: «Посмотрите на картину и подумайте, что здесь нарисовано. Какие машины? (Какой транспорт?) Что видно справа, что слева, что вдали?» Рассматриванию картины предшествует предварительная беседа, включающая четкие, заранее спланированные вопросы. С помощью вопросов можно направить внимание воспитанников на пристальное рассматривание объектов, выделение характерных черт. Например, после изучения темы «Профессии людей» воспитанникам предлагается картина «Строим дом». Вместе с педагогом они читают название картины и отвечают на вопросы по заранее составленному плану. Название картины. Что изображено на картине? Что за человек стоит в центре? Что он держит в руке? Что еще изображено на картине, справа, слева? В результате такой работы изображенные на картине предметы более прочно останутся в памяти воспитанников. Открытки, фотоснимки и другие картины малого формата демонстрируют разными способами. Если наглядных пособий мало, то педагог показывает их каждому воспитаннику отдельно. Во время демонстрации картины на экране педагог проводит с воспитанниками беседу. В зависимости от сложности изображенного и от возможностей детей им дается время на рассматривание, а затем задаются вопросы всей группе и отдельным воспитанникам. Картины применяются как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе. В качестве раздаточного материала можно использовать наборы предметных картинок (транспорт, орудия труда, машины, облегчающие труд взрослого, общественные здания и т.п.). Необходимо также использовать на уроках иллюстрации из альбомов, сделанных самими воспитанниками. Когда и какое из наглядных пособий наиболее целесообразно включить в учебный процесс педагог решает в зависимости от темы, цели занятия и других условий. В развитии общения особую роль играет объяснение. Это особый метод изложения педагогом материала, который, как правило, сочетается с другими методами. Объяснением пользуются при ознакомлении воспитанников с новыми словами (заработная плата, больничный лист и т.п.), а также с некоторыми правилами поведения в общественных местах. Во время практической деятельности воспитанникам объясняют, как поступать в тех или иных случаях, каким образом совершить действие. Основные требования к объяснению как к методу обучения общению: непродолжительность, доступность, ясность изложения, краткость. Многословные длительные объяснения неприемлемы для умственно отсталых людей и не достигают цели. Рассказ педагога всегда сопровождают демонстрацией наглядных пособий и самостоятельными работами воспитанников, что способствует преодолению трудностей, возникших при усвоении знаний. Чтобы воспитанники могли воспринимать учебный материал со слов педагога или родителей, к рассказу как к методу обучения предъявляются следующие требования: – объем учебного материала в рассказе должен быть оптимальным для воспитанников данного года обучения; – новый материал должен быть связан с уже имеющимися у молодых людей знаниями, особенно с теми, которые были получены на основании собственного практического опыта или наблюдений; – время рассказа должно быть непродолжительным; – изложение должно быть предельно ясным, четким и эмоциональным; – речь взрослого должна быть правильной, простой, без непонятных воспитанникам выражений. В связи с тем, что умственно отсталые молодые люди редко проявляют к чему-либо интерес, нельзя забывать о приемах, которые поддерживают его. Их можно заинтересовать необычным началом рассказа, имеющего прямое отношение к данной теме (рассказать случай, который произошел с кем-либо или вспомнить явление, которое наблюдали все воспитанники и др.). Пример составления рассказа-описания себя и других членов семьи
При составлении рассказа о себе молодые люди опираются на составленный ранее вместе с педагогом план-схему, а также на фотографии и видеоматериалы.
Справа для примера представлено несколько пунктов алгоритма составления рассказа о себе и родных. Умственно отсталые молодые люди, в зависимости от своих возможностей, по-разному проходят эти шаги.
Например, «моё имя» можно произнести, написать, показать написанное, составить из букв. «Где я живу»: можно назвать адрес или показать карточку с написанным родителем адресом, объяснить, как найти дом. Описывая своих родных, молодые люди сообщают (вербально или невербально) имя, возраст (не обязательно числами), рост, цвет волос, глаз, описывают прическу и т.д.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.008 с.) |