Реотипы. Женщина теряется перед своим ребенком и, возможно, Даже боится его. Чаще всего это происходит из-за ее неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с нарушенным интеллектом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реотипы. Женщина теряется перед своим ребенком и, возможно, Даже боится его. Чаще всего это происходит из-за ее неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с нарушенным интеллектом.



Исследование акцентуации личности матерей умственно отсталых детей выявило, что у этих женщин доминируют акцентуации характера по тревожному, застревающему и эмотивному типам. Такие женщины не уверены в себе, малообщительны, часто находятся в удрученном, подавленном состоянии.

Этим женщинам крайне необходима психологическая помощь и помощь эта, прежде всего, в осознании матерью и принятии ситуации своего ребенка. Ей необходимо помочь расширить горизонты своей жизнедеятельности. Жить, по возможности, полноценной жизнью, уметь переключаться на другие, значительные, для нее интересы. Тогда ей будет легче помочь и в воспитании своего ребёнка.

Говоря о психологической помощи таким женщинам, следует упомянуть о различных объединениях, ассоциациях матерей детей-инвалидов. Положительный эффект таких сообществ прежде всего, в том, что они выводят женщин из состояния вынужденной изоляции, не оставляя их наедине со своим горем. Делают, по возможности, жизнь матерей и их детей более яркой и насыщенной. Этих людей объединяет не только одна беда – больной ребенок, но и решимость сделать все возможное и даже невозможное, чтобы помочь своим детям адаптироваться в этом мире.

Исследование уровня эмоциональной

Напряженности матерей, воспитывающих

Детей с умственной отсталостью

Сложности жизненного пути родителей в связи с появлением умственно отсталого ребенка постепенно формируют у них, как показано выше, всё нарастающее внутреннее эмоциональное напряжение. При этом, подавляющее количество эмоций носит отрицательный характер.

При изучении этого фактора были использованы методики «Семантический дифференциал» в варианте Ч.Осгуда (прил. 1.9) и методика «Неоконченные предложения» (прил. 1.10).

Было обследовано 66 матерей основной и 40 матерей контрольной групп, имеющих взрослых детей от 15 до 28 лет.

Обобщенные результаты исследований основной и контрольной групп приведены в таблице 28.

Таблица 28

Значения факторных оценок у матерей основной и котрольной групп по методике «Семантический дифференциал»

Понятие Фактор Я сам Мой ребенок Будущее моего ребенка Болезнь моего ребенка
Основная группа Контрольная группа Основная группа Контрольная группа Основная группа Контрольная группа Основная группа Контрольная группа
Среднее значение оценки А 0,68 1,03 0,52 0,87 -0,77 0,55 -0,15 0,52
О 0,3 0,28 1,2 0,7 -1,12 0,57 -1,37 -0,39
С 0,78 0,93 0,07 0,62 0,12 0,57 1,31 -0,02
Стандартное отклонение А 1,78 1,16 1,26 1,18 1,5 1,3 1,49 0,98
О 1,3 1,26 1,24 0,76 1,74 1,21 1,17  
С 0,79 0,98 1,34 1,2 0,89 0,82 0,82 0,93
Доверительный интервал А 0,9 0,59 0,64 0,6 0,76 0,66 0,81 0,51
О 0,66 0,64 0,63 0,38 0,88 0,61 0,63 0,53
С 0,4 0,5 0,68 0,61 0,45 0,41 0,45 0,49

Результаты проведённого исследования показывают, что эмоциональные переживания, связанные с понятиями «Я сам» и «Мой сын/дочь» в основной группе имеют меньшие отличия от аналогичных показателей контрольной группы по сравнению с переживаниями, связанными с понятиями «Будущее моего сына/дочери» и «Болезнь моего сына/дочери».

Так, значения факторов А, О, С в основной группе понятия «Я сам» меньше аналогичных значений факторов контрольной группы на 0,35 (5,8%), 0,15 (2,5%) и 0,15 (2,5%) единиц (рис. 34). Такие отличия оценок, в особенности для фактора А, даваемых родителями основной труппы, обусловлены прежде всего меньшей значимостью собственного «Я», поскольку оно заслоняется значительно более актуальными проблемами и переживаниями, связанными с воспитанием и устройством своего больного ребенка, и отягощаются переживанием своей вины.

Понятие «Мой сын/дочь» для основной группы родителей имеет более низкие показатели по таким факторам, как А и С, ниже на 0,41 (6,8%) и 0,55 (9,4%) единиц соответственно, и более высокие – по фактору О, выше на 0,5 (8,3%) (рис. 35). Активность переживаний в отношении данного понятия имеет небольшое значение, так как с годами происходит его ослабление из-за множества повседневных забот и проблем, решаемых родителями на протяжении многих лет. Близкое к нулю значение силы эмоций, связанных с боль-

0.93

0.78

0.13

1.2-
  1.03
1 -0.8- 0.68    
0.6-   ••§.    
0.4-   i-  
0.2-      
n -      
         
Активность И Основная группа

Оценка

Сила

0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «Я сам» 1.2 Ш ш 0.93 , 0.7
0.62

1.4-1 1.2-1 -0.8-0.6-0.4-0.2-

Активность Оценка Сила

Ш Основная группа 0 Контрольная группа Рис. 35. Отношение матерей к понятию «Мой сын/дочь»

ным ребенком, может быть связано с постоянным пребыванием ребенка с родителями. Как отмечалось выше, в редких случаях эти Дети находятся вне контроля родителей, самостоятельно посещая те или иные образовательные, производственные или спортивные Учреждения, поэтому, среднее значение силы эмоциональных переживаний в этой группе низкое. Уровень оценки отношения к ребенку в основной группе имеет более высокое значение, чем в контрольной группе, что можно объяснять тем, что для этих родителей

 

их ребенок – «вечный ребенок», объект всех их помыслов и устрем. лений, они искренни в своей любви к нему и с годами это чувство не становится слабее. Фактически больной ребенок для родителей значит больше, чем здоровый ребенок для родителей контрольной группы. Следовательно, образ больного сына или дочери для его матери выглядит весьма положительно как нечто активное, хорошее и слабое (рис. 35).

Семья с больным ребенком предвидит его будущее, как источник возрастающей фрустрации и тревоги. Матери боятся, что их ребенок предстанет перед такими психическими травмами, как неспособность жить и работать независимо, быть обреченным на одиночество и изоляцию. В их представлении будущее не несет для них ничего хорошего. В этой связи особого внимания заслуживают результаты оценок отношения матерей основной группы к понятию «Будущее моего сына/дочери». Отмечаются большие отличия значений факторов А, О и С (в отрицательных значениях), в сопоставлении с аналогичными показателями контрольной группы, они составляют соответственно 1,32 (22%), 1,69 (28,2%) и 0,45 (7,5%) единиц (рис. 36). Будущее своего больного ребенка видится родителям неопределенно-пассивным (абсолютное значение фактора А =–0,77), то есть не поддающимся никакому управлению с их стороны. Сложившаяся в нашей стране система социальной реабилитации инвалидов вообще и умственно отсталых, в частности, не позволяет родителям питать радужные надежды на «светлое будущее» своих взрослых детей. Их настоящее и будущее они связывают только с собой: в одних случаях это совместная, например, работа мамы и посещение ребенком одной школы, детского сада; в других – совместное проживание и труд на приусадебном или дачном участке или надомный труд; иногда – «настоящая работа» в картонажных или аналогичных цехах, но под присмотром кого-либо из членов семьи или знакомых. Естественно, что видение таких перспектив оценивается еще ниже (значение фактора О =-1,12).

Большинство матерей из основной группы делит категорию «будущего» на два понятия – будущее при жизни родителей и будущее ребенка после смерти последних. Если будущее ребенка при жизни родителей выглядит весьма позитивно, то будущее после их смерти представлено низкими показателями фактора А (активности) и О (оценки), что говорит о том, что это понятие связано с неприятными эмоциональными переживаниями (рис. 37).

Отношение родителей основной группы к понятию «Болезнь моего сына/дочери» имеет ярко выраженную специфику. Поскольку в семье неизлечимо больной ребенок является главным объектом всей жизнедеятельности родителей, то, естественно, прихо-

0.57

-1.12

Активность Оценка Сила
D Основная группа • Контрольная группа

Рис. 37. Отношение матерей основной группы к понятию «Будущее моего сына/дочери» при жизни с родителями и после их смерти

1.5-, 1 - 0.5-0 -0.5 - -1 - -1.5 - -2-

1.25

-1

-1.45 Оценка

Активность

Сила

Ф Будущее совместно с родителями Будущее отдельно от родителей

Рис. 36. Отношение матерей к понятию «Будущее моего сына/дочери»

дится ожидать низких значений фактора оценки, что фактически имеет место (О=-1,37) (рис. 38).

С другой стороны, сила эмоционального напряжения, связанная с данным понятием (С=1,31), указывает на чрезвычайную актуальность болезни ребенка, не кратковременной, а тяжелой болезни, длящейся всю жизнь и имеющей очень большое значение для родителей.

Таким образом, анализ результатов исследования, проведенного по методу «Семантического дифференциала», выявил отличия Между оценками основной и контрольной групп, касающихся всех

1.31

-0.02

-1.37

Сила Контрольная группа

Активность Оценка
D Основная группа

Рис. 38. Отношение матерей к понятию «Болезнь моего сына/дочери»

Четырех используемых для исследования понятий. Анализ отличий позволяет говорить о том, что уровень самооценки у родителей, воспитывающих взрослого умственно отсталого ребенка ниже, чем у родителей, имеющих здоровых детей, что может быть связано с переключением большей части их устремлений на ребенка. Поэтому они достаточно высоко оценивают своего ребенка, сила же этих переживаний невысока, так как, в основном, такие дети всегда рядом с родителями. Значительно большие отличия наблюдаются в оценках родителей основной и контрольной группы по отношению к понятиям, связанным с будущим и с болезнью детей. Оценки родителей основной группы имеют здесь очень низкие значения по вполне объяснимым причинам – будущее безрадостно, бесперспективно, а болезнь – это серьезно и надолго. У них отсутствует естественный в таких случаях оптимистический прогноз, более высокая сложность и проблемность жизненного пути не позволяет им порой увидеть хотя бы небольшое и нечастое положительное, что все же иногда встречается в их жизни.

Следовательно, шкалируемые понятия сопряжены в сознании матерей с сильными эмоциональными переживаниями и не могут не сказываться на отношении к своим детям, к себе и окружающим, делая эти отношения в силу их эмоциональной напряженности не всегда последовательными.

Результаты изучения психологических особенностей матерей, проведенные с применением методики «Семантический диффе~ ренциал», были расширены исследованиями, полученными при использовании методики «Незаконченные предложения». Данная методика широко используется в клинической и исследовательской практике и позволяет выявлять степень эмоционального на-

Пряжения родителей по отношению к различным сферам их жизнедеятельности. В нашей работе этот подход позволил провести более тонкую дифференциацию выявленных отличий в оценках основной и контрольной групп.

Незаконченные предложения (в количестве двадцати шести) в данном варианте (приложение 1.10) составлены так, чтобы в их продолжениях проецировались основные аспекты внутренней картины переживаний. В работе использована классификация переживаний (табл. 30), составленная Д. Н. Исаевым (1991).

Наиболее важным в данном исследовании является качественный анализ ответов, так как они характеризуют не объективную тяжесть заболевания, а её переживание. Другим способом обработки является количественная оценка результатов. При этом используется формализация и квалификация неопределенных и интуитивных утверждений, заключенных в ответах – продолжениях предложений и представляющих собой нечеткие множества. Принадлежность высказываний к такому множеству может принимать любое значение в диапазоне от 0 до 1. В частности, если окончание предложения выражает явно положительные или отрицательные переживания, то ответ оценивается соответственно нулевым пли единичным баллом. Промежуточные значения оцениваются баллом, равным 0, 5. Полученные количественные данные затем усредняли в рамках соответствующей группы и по этому значению вычисляли коэффициент эмоционального напряжения, как отношение среднего значения к максимальному

Таким образом, методика «Незаконченные предложения» обес-|печивает возможность оценки отношения к проблеме болезни [взрослого ребёнка.

Результаты проведённых исследований в основной группе приведены в таблицах 29 и 30 и на рисунке 39.

Анализ результатов исследований показывает, что почти 60% Матерей имеют высокий уровень эмоционального напряжения (таблица 29), а остальные 41% – нормальный. Подобные значения представлений родителей о здоровье, болезни и будущем своего Ребенка, а также выраженность их отношения к этим вопросам позволяют говорить о неблагополучном психоэмоциональном состо-янии в основной группе матерей в целом. Как и ожидалось, наибольшие значения эмоционального напряжения вызывают перебивания, связанные с болезнью ребенка – «Отношение к болезни» (Кэн=о,66) и «Представления о болезни» (Кэн=0,55) (таблица 30).

Таблица 29 Уровни эмоциональных напряжений матерей основной группы

Значение уровня Среднее значение уровня Количество респондентов
Нормальное 8,4 16(41%)
Высокое 15,6 23 (59%)

Таблица 30

Оценки эмоционального напряжения по группам переживаний матерей основной группы (О<К<1)

Группа переживаний Номера предложений Среднее значение Коэффициент напряжения
1. Представление о здоровье 1,8,14,20 16,15 (15%) 0,42
2. Представление о болезни 2, 15,21,26 21,3(18%) 0,55
3. Отношение к болезни 3,9,16,22 25,9 (22%) 0,66
4. Отношение к лечению 4, 10, 17, 23 16,2 (14%) 0,41
5. Представления о будущем 5, 11,24 18,7 (17%) 0,48
6. Отношение семьи к болезни 6, 12, 18,25 16,2(14%) 0,41
т 15%

114%

117%

 

П18%

014%



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.015 с.)