Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пренатальный период (от зачатия до рождения) – происходит формирование пола на генетическом, гонадном, морфологическом уровнях и структур мозга, ответственных за половое поведение.Содержание книги
Поиск на нашем сайте 2. Парапубертатный период (от рождения до шести лет) – формируется половое самосознание и стереотипы полоролевого поведения (первая полоролевая «примерка»). С 1,5 месяцев до 1 года -стадия младенчества, происходит адаптация на психоэмоциональном уровне. К двум годам ребенок знает свой пол, но еще не умеет объяснить, почему он так считает. С двух до трех лет – период становления личности и закладка характера. К трем годам дети часто спрашивают о различиях между полами, откуда берутся дети и т.д. Четвертый год - время осознания своих возможностей, осознание себя как индивидуальности, происходит дальнейшее развитие полового самосознания - ребенок различает людей по полу, но опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.), не различая особенности поведения мужского и женского пола. К 5–6 годам ребенок твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. 3. Препубертатный период (7–11 лет) – продолжается формирование стереотипа полоролевого поведения (вторая полоролевая «примерка»). Мальчики и девочки образуют гомогенные по полу группы, отношения между которыми описываются как половая сегрегация. Основой этих проявлений являются психологические закономерности психосексуальной дифференциации. 4. Пубертатный период (12–16 лет) – происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо. Сравнение своего тела с телом сверстников – обычное и закономерное явление. Переживание подростком своего «физического Я» и тревожно-противоречивое отношение в этом возрасте к телу содержит в себе сильный психозащитный, психопрофилактический элемент. Ценнейшее психологическое приобретение – открытие внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает мир новых чувств, красоту природы, ощущение собственного тела. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций, активизирует его рефлексию, а также чувства своей особенности, непохожести на других. Юноши и девушки придают важное значение тому, насколько их тело и внешность, соответствует стереотипу, образцу «маскулинности» и «фемининности». Мощный выброс половых гормонов приводит к появлению периода подростково-юношеской гиперсек- 1 уальности. Сексуальная активность носит отчетливо экспериментальный характер, идет процесс постижения собственных телесных функций, проигрывание вариантов взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. Переходный период становления сексуальности (17–26 лет). Характеризуется проявлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Период зрелой сексуальности (27-55 лет) – регулярная половая жизнь. Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет к ним на смену. Инволюционный период (55-70 лет и старше). Снижение половой активности, регресс либидо. Характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга. Таким образом, в детском - подростковом возрасте формируются половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальная ориентация. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью Отклонения психосексуального развития встречаются при различных нервно-психических расстройствах. С другой стороны, по мнению В. И. Гарбузова (1986), отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей могут нарушить социальную адаптацию. Поражения ЦНС создают препятствия для нормального психосексуального развития. Изучение психосексуального развития умственно отсталых детей по данным осведомленности в вопросах пола проводилась Д. Н. Исаевым и В. С. Каганом (1980,1986). Было отмечено, что умственно отсталые дети заслуживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от такового здоровых детей, как и формирование у них гюлоролевого поведения, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола. К общим клиническим признакам у детей с умственной отсталостью, имеющимся при любой ее форме и деформирующим систему отношений у таких детей со сверстниками и взрослыми, относится недоразвитие высших форм познавательной деятельности и личности ребенка в целом. Признаки недоразвития имеют глобальный характер, они касаются всех сторон психической деятельности: ощущений, восприятия, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, мышления, речи, моторики (Л. С. Выготский, 1996; Д-Н.Исаев, 1982, В.В.Ковалев, 1995 и др.) В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка (Д. Н. Исаев, 1996) Влечения при этом могут быть не только усилены, но и извращены Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка, не является редкостью. Г. К. Поппе (1986) изучал половые различия при умственной отсталости по данным поступления в психиатрическую больницу. Он отмечал, что сексуальные девиации чаще встречаются у девочек. Поведение, связанное с рано развившимся или извращенным сексуальным влечением наблюдалось у 40% обследованных. Почти все девочки с ранним пробуждением сексуальности были совращены старшими. Треть из них в 8–10 летнем возрасте были развращены старшими мальчиками в интернате. Другая треть детей в домашних условиях стала объектом инцестуозных отношений. Остальные начали половую жизнь после изнасилования в 11-13 лет еще до наступления месячных. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения. Изучение психосексуального развития умственно отсталых лиц в работах зарубежных исследователей указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хронологически. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых. Было обнаружено, что у умственно отсталых задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли (Дейвид, Линднер, 1978). У большинства умственно отсталых девочек появление вторичных половых признаков начинается не в 9-11 лет, а в 10-13 лет. Только у 35% из них менструальный цикл начался в 12-13 лет. У подростков с психическим недоразвитием значительно беднее знания о половых особенностях и отношениях между людьми, чем у здоровых детей 13–15 лет. У них также недостаточно развита половая идентификация (Поппе Г. К., 1986). Многие исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели считают их больше «пуританами», нежели они есть на самом деле (Дейвид, Линднер, 1978; Н. В.Александрова, 1986 и др.). Хотя статистические данные свидетельствуют о том, что большинство пациентов с умственной отсталостью не проявляют интереса к противоположному полу (исследование, проведенное щтате Нью-Йорк, показало, что только 4% таких лиц имели по-повое сношение), большая часть больных (85%) с легкой степенью умственной отсталости стремится вступить в брак, так же, как и здоровые лица (Дейвид, Линднер, 1978) Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхро-ния полового созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению (К.С.Лебединская, 1968). Умственно отсталые подростки, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не могущими найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подобным образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле эксплуатации секса и его патологии. У умственно отсталых детей с психопатоподобными изменениями личности сексуальные проявления, как правило, элементарны, редко оформляются и наблюдаются в форме группового онанизма, гомосексуальных эпизодов, орально-генитальных контактов, сексуальных игр. Д.Н.Исаев (1986) подчеркивает значение особенностей полового созревания в развитии нервно-психических заболеваний. Обнаружена связь между психосексуальным развитием, возникновением психических расстройств с одной стороны и патологией полового созревания с другой. Частота встречаемости форм психического недоразвития коррелирует с полом. Так, астеническая форма встречается чаще У девочек, чем у мальчиков. Стеническая форма встречается одинаково часто и у девочек, и у мальчиков. Атоническая – более чем в два раза чаще обнаруживается у мальчиков (Поппе Г. К., 1986). Нарушения поведения преобладают у умственно отсталых мальчиков.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.52 (0.012 с.) |