Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Это Умение необходимо нам для того, чтобы понимать других людей и общаться с ними. Мы пользуемся этим умением, когдаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят. Программа занятий по развитию навыков восприятия включает в себя следующие разделы: – Умение слушать то, о чем говорят. – Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания – Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно. – Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия. – Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предмета. – Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета. – Умение реагировать на разные грамматические формы. О чем нужно помнить, занимаясь развитием навыков восприятия речи? Эти занятия следует рассматривать как часть общей программы развития возможностей умственно отсталого человека в сфере общения. Для того, чтобы эффективно пользоваться словами и жестами, он должен сначала научиться понимать значение каждого из них. Во время занятий, выбирая жесты, слова и фразы, нужно помнить, что именно из этого ваш ребенок хочет использовать, что именно потребуется ему для общения сейчас или позже. Важнейшим условием развития всех навыков восприятия речи является умение внимательно слушать. Умение подражать В занятиях по развитию общения подражание или копирование играет первостепенную роль. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем -составлять слова и предложения. Хотя наша цель – научить умственно отсталого имитировать звуки, многим из них легче подражать действиям или выражению лица. Прежде, чем произнести звук или показать действие, следует убедиться, что он смотрит на вас и внимательно слушает. Далеко не все люди будут подражать тому, что они видят каждый раз. Поэтому если ваш ребенок не прореагирует так, как хотелось бы, немного позже попробуйте еще раз. Как учить умственно отсталого ребенка подражанию? Подражание – в сущности, особый вид поочередного совершения действий. Когда человек осваивает умение соблюдать очеред- Ость, то не важна точность воспроизведения действий (слов, ми-мики). Некоторые умственно отсталые люди начинают подражать кружаюшим сами, но многие для того, чтобы начать копировать ТО что они видят и слышат, нуждаются в особом толчке. Ниже мы приведем несколько советов о том, как учить их подражанию. – Начните с тех звуков и действий, которые ребенок уже умеет производить – Копируйте вашего ребенка. Когда он произнесет какой-нибудь звук, состроит гримасу или намеренно сделает что-нибудь, скопируйте то, что он сделал. Это поможет ему наглядно представить себе модель подражания. – Сопровождайте звуки действиями. Многие дети охотнее присоединяются к имитационным играм, если звуки в них сопровождаются действиями. – Звук или действие, над которым вы собираетесь работать, следует представлять ребенку в течение, как минимум, двух недель, и только после этого переходить к чему-то другому. Чтобы ухватить новую идею, вашему ребенку может потребоваться некоторое время. Поэтому многочисленные перескоки и изменения в занятиях могут затруднить ему усвоение. Слова, разумеется, с самого начала играют большую роль в вашем взаимодействии с ребенком. Представление ему звуков никогда не заменит настоящего разговора. Даже если вы знаете, что ребенок не будет копировать вас, все же постарайтесь, чтобы он слушал, реагировал на голос и учился понимать значения слов, жизненно важных для него. Выбирая слова для подражания, необходимо мысленно задать себе следующие вопросы: Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом? Понимает ли ребенок, что означает это слово? Можно сформулировать одно общее правило, которому нужно следовать, выбирая слова: они должны относиться к предметам, которые можно как следует пощупать, изучить, а представлять их нужно в ходе естественного развития вашей совместной деятельности. Умение соблюдать очередность Соблюдение очередности - главное условие нормального разговора. Когда мы разговариваем, то по очереди с нашим собеседником то говорим, то слушаем. «Говорить» и «разговаривать» – совсем Не одно и то же. Многие из нас наверняка встречали людей, кото-
Рые, несмотря на умение говорить, были неважными собеседниками. Бывает также, что люди не умеют слушать. У них может быть прекрасная артикуляция, но настоящего разговора они предложить не могут. Другие внимательно слушают, но сами в разговор вступают с трудом, чаще всего по причине робости. Правильно построенный, доставляющий удовольствие разговор получается тогда, когда два или более участников говорят по очереди, отвечая на слова собеседника. Даже если ваш ребенок не может научиться говорить, способность по очереди с другим человеком жестикулировать, произносить звуки, или выполнять общее задание уже явится основой его способности взаимодействовать с другими членами общества. Как учить умению соблюдать очередность? Выделять специальное время для занятий не нужно. Умение соблюдать очередность можно отрабатывать практически в любое время. Импровизированные занятия такого рода могут стать естественной частью ваших взаимоотношений. Делать что-то по очереди – один из способов игры и способ поддержания беседы. Когда ребенок научится отвечать вам более адекватно и разнообразно, можно уже будет рассчитывать на большее, но сначала согласиться с тем, что «ведущую партию» в разговоре придется исполнять вам. Это поможет ребенку сосредоточиться на вашем лице и голосе, и постепенно у него сложится правильное представление о том, что такое соблюдение очередности. Вы же, в свою очередь, приобретете полезную привычку вести разговор определенным образом, так что вскоре уже не придется дважды думать, прежде чем побудить ребенка к участию в беседе. Разговаривая с ребенком не только делайте паузы, но время от времени вообще прерывайте беседу, давая ему возможность произнести звуки в подражание вам. Ваш ребенок может учиться не только по очереди с вами произносить слова, но и по очереди совершать различные действия. Эти умения помогут ему усвоить модель поведения во время разговора. Слова и действия могут быть предметом любого занятия, поэтому два этих умения не следует рассматривать отдельно друг от друга. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни Ценность навыков общения и удовлетворение, которое мы получаем от овладения ими, определяются тем, как нам удается их использовать. Умственно отсталый ребенок даже с очень ограниченным диапазоном слов и жестов, может использовать свои несложные уме- ния для выражения целого ряда социальных, эмоциональных и Физических потребностей. Каждому из тех, кто умеет слушать окружающих и вносить свою лепту во взаимодействие, можно помочь более эффективно использовать уже приобретенные навыки общения. Ниже дается ряд советов, как научить умственно отсталого человека применению некоторых навыков общения. Умение требовать В первую очередь, умственно отсталые, как правило, демонстрируют знак, который всеми родителями (и не зря!) воспринимается как требование или отказ от чего то. Задайте себе вопрос: «Выражая свое требование, осознает ли мой ребенок, что мы здесь, и что можем прореагировать?» Спросите себя: «Действительно ли мой ребенок нуждается в том, чтобы требовать вещь, которую он хочет получить? Может быть, эта вещь уже находится в пределах его досягаемости?» Умение просить о помощи Мы будем говорить о просьбах ребенка сделать что-нибудь для него. Сначала, делая для ребенка то, что он любит, попробуйте прерывать это занятие. Спросите: «Хочешь еще?» и подождите, пока он не подаст вам знак (звуком или движением), что «да», хочет. Сначала этот знак может носить достаточно случайный характер, но через некоторое время он поймет, что между тем, что сделает он, и тем, что будете делать вы, есть определенная связь. Умение отказываться Если умственно отсталые люди чего-то не любят или не хотят, почти все они с самого начала очень ясно нам это демонстрируют. Для того, чтобы выразить свой отказ в истинно коммуникативной форме, они должны осознавать, что окружающие их люди играют определенную роль в удалении от них нежеланных предметов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.008 с.) |