Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей. Так, в оксфорде разработан язык жестов для детей с синдромом Дауна, который назы-Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Смотри Мяч Кошка Рис.18. Примеры простых жестов Вается «Смотри и говори». Эта система может быть применена и для взрослых «неговорящих» умственно отсталых людей. Основу этой системы составляют знаки - жесты рук - для некоторых ключевых слов. Когда мы обращаемся к собеседнику с каким-нибудь словом, мы всегда сопровождаем это слово определенным жестом, чтобы он не только слышал слово, но и «видел» его. Это очень важно для всей семьи, потому что огорчение, которое испытывает «неговорящий» человек, может испортить ему жизнь надолго. Используя язык жестов, он уже не будет вынужден кричать, визжать, показывать пальцем для того, чтобы близкие поняли, что он хочет «пить» или «съесть печенье», или «спать». Он может обратить ваше внимание на «машину», проезжающую за окном, на лающую «собаку». Фактически, вы сможете беседовать с ним. При этом вы будете использовать речь, а ваш сын (дочь) – знаки и звуки. Примеры некоторых простых жестов изображены на рисунках 17 и 18. Лишь очень немногие люди, как бы им не помогали, так никогда и не могут научиться говорить. Для них язык жестов - единственный способ разговаривать с нами. Однако большинство людей могут научиться говорить, и жесты не мешают нормальной речи, поскольку вы, жестикулируя, всегда разговариваете с ними, поощряете их попытки говорить. В начале обучения языку жестов понадобятся только жесты, обозначающие понятия, важные для вашего ребенка. Он должен понимать простые предметы и действия, знать, когда говорят о том или ином члене семьи. Вместе с ним вы создадите свой маленький арсенал жестов, понятных вам обоим. Постепенно в него будут включаться все новые жесты, которые обозначают интересующие вашего ребенка понятия. Позже ваш ребенок при помощи жестов сможет строить небольшие предложения, например, «пойдем туда» или «это – мое» и др. (рис. 17). Обычно языком жестов владеет мать, потому что она и ребенок теснее других членов семьи связаны друг с другом. Некоторые мамы испытывают неудобство, употребляя язык жестов. Некоторые родители не могут освоиться с языком жестов никогда. Очень важно чувствовать себя с ребенком хорошо и спокойно, и если язык жестов вызывает у вас неестественное напряжение, лучше отказаться от него. Многие родители испытывают неловкость лишь до тех пор, пока их сын (дочь) не начнет отвечать им. Тогда уже положение становится значительно лучше, и общение доставляет всем удовольствие. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм) Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография. Пиктография - рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова - он выражает его смысл. Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах, обозначающих виды спорта, а также – в системе дорожных знаков. В первом случае доминирует принцип конкретности, передачи смысла посредством позы или движения человеческой фигуры. Во втором – принцип «идеограммы» – пространственной, цветовой и геометрической символики. Стрелка обозначает направление, перечеркнутые изображения – запрет.
Иными словами – пиктография использует устойчивые, сохраняющиеся в течение тысячелетий принципы символизации, которые не могут не говорить о важнейших принципах функционирования мышления человека. Как прием психологического исследования пиктограмма была впервые предложена в нашей стране в начале 30-х годов Л. С. Выготским (1935), ему принадлежит идея исследования опосредованного запоминания посредством выбора зрительного образа. Согласно этой идее, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически, с помощью средств – орудий труда, знаков – символов. Высшим и универсальным орудием, модифицирующим психические функции, является слово. Символы должны быть очень конкретными и простыми для понимания, приспособленными к элементарным желаниям и потребностям. Немецким специалистом Р. Лебом (1985–1994) была разработана такая система как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить умственно отстачыми людьми. Работать по ней можно педагогам и родителям в домашних условиях. Структура системы Система охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанными над рисунками значениями слов (рис. 19А, 19Б.). Человек, который не может свободно общаться с другими людьми, особенно изолирован и зависим. Для преодоления этой ситуации мы должны постоянно пробуждать в нем потребность желать, чтобы потом научить его уметь выразить эти желания самому. Поэтому двумя самыми важными словами являются «Я ХОЧУ». И уже на втором плане стоит предъявление требований к ребенку по принципу «ТЫ ДОЛЖЕН». Система подразделяется на: – Общие знаки взаимопонимания – Слова, обозначающие качество – Сообщение о состоянии здоровья – Посуда, продукты питания – Предметы домашнего обихода – Личная гигиена – Игры и занятия – Религия – Чувства – Работа и отдых Возможности применения Система применяется в соответствии с возможностью человека понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, также может только указать символ. Для тяжелых инвалидов, которые не могут нацеленно брать предметы, будет достаточно, если они при возможности выбора из 2 или 3 символов конкретно посмотрят на тот, который выражает их желание. Даже использование «указателя головой», с помощью которого простым движением головы будет указано на символы, оправдывает себя. Индивидуальные возможности выражения разнообразны. Важным при этом является то, что инвалид может опираться на имеющиеся понятия, а уже собеседник должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах. Так, например, символ «пить» может обозначать: – Я хочу что-нибудь выпить – Я хотел бы выпить свой любимый напиток – Я только что выпил что-то вкусное и хотел бы еще Возможно использовать систему – пиктограмма с крышей, которая служит символом места (рис. 20), например: Рис.20. Пиктограммы – символы места Конечно, может оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и терпение для того, чтобы объяснить своему собеседнику данное понятие. Предлагаемая система не может удовлетворить все индивидуальные желания, и поэтому родителям предоставляется возможность самим разобраться и применить приспособленные пиктограммы для своего ребенка. Введение символов Ежедневно повторяющиеся ситуации, такие, как еда, питье, туалет, мытье рук, игры, отдых и т. д. – расшифровка этих ситуаций и развитие понятий, как, например, разграничение: теплый - холодный; большой - маленький; много - мало; фрукты – овощи; колбаса - хлеб; – совершенно естественно дают повод для введения символа. Чем труднее умственно отсталому человеку освоить какое-либо понятие, например, веселый – грустный, тем больше конкретных ситуаций и примеров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть применено для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем это понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: яблоко груша, банан, апельсин и т.п.). Так как в системе символов зачастую могут быть выбраны только основные понятия, важно переспрашивать: «Ты хочешь яблоко?» Это как раз и будет тот подходящий момент, когда вводятся символы для «да» и «нет». Как видите, эти символы имеют только два значения: «да – хорошо» и «нет – плохо». На практике же значения «да» и «нет» сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы, тогда как значение «хорошо» и «плохо» - при помощи изображения жестом большого пальца руки. Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой. Если у умственно отсталого человека возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), то можно наклеить маленькую фотографию на символ. 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система) Блиссимволика (или семантография) – это письменная система, основанная на использовании пиктограмм и идеограмм, которые могут быть понятны людям, говорящим на любом языке. Эта система была разработана Ч.Блиссом в 1965 году (О.Е.Громова, 2000; F.Silverman, 1989). Блиссимволы, объединяя в себе элементы графического отображения основных движений (жестов), идеографического письма и произвольно выбранных знаков, могут кодировать и передавать почти любую информацию. Набор блиссимволов состоит из приблизительно одной сотни картинных идеографем и произвольно выбранных символов, которые могут использоваться как поодиночке, так и в определенных комбинациях (табл. 19). Ч. Блисс (1) рассматривал свою систему как упрощенный вариант китайского идеографического письма, которое было понятно и использовалось в течение тысячелетия людьми, не говорящими на едином языке. Большинство блиссимволов кодирует информацию относительно семантического уровня сообщения (его смысла), некоторые Таблица 19 Главные элементы блиссимволики (по Bliss, 1965)
символы передают грамматическую информацию. Каждый элемент символа выражает общую идею, или концепцию. Эта концепция обычно включает в набор нескольких объединенных по смыслу понятий, которые в устной речи выражались бы разными словами. Например, символ «вода» с дополнением других элементов может означать дождь, пар, снег, озеро, океан, замораживание, размораживание, поток, реку, ливень. Интересным вариантом использования блиссимволов является широко известная «коммуникативная доска» (blissymbolics communication board) (табл. 20). Ее можно использовать с детьми-дизартриками, не умеющими читать, при наличии у них серьезных коммуникативных проблем, а также для организации общения в случаях тяжелых нарушений интеллекта и эмоциональной сферы. Блиссимволы также применяются в сочетании с современным электронными средствами (на- Таблица 20
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.69 (0.015 с.) |