Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Виды дирижерских жестов.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДИРИЖЕРСКИЙ ЖЕСТ В словаре русского языка С.И.Ожегова слово ЖЕСТ означает движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь. Советский Энциклопедический Словарь трактует словосочетание ЖЕСТОВ ЯЗЫК (язык кинетический, язык линейный) как систему жестов и телодвижений, используемых как средство общения наряду со звуковой речью или взамен ее в бытовом общении. Мы, под словом ЖЕСТ, будем подразумевать движение рукой. Дирижерский жест-это тоже средство общения. Он используется дирижером взамен звуковой речи с целью передачи творческому коллективу сведений о метроритмической организации и художественно-образной выразительности музыкального произведения. Таким образом, дирижерский жест - это профессиональный жест-символ, используемый дирижером в качестве средства общения с творческим коллективом с целью организации исполнения музыкального произведения. Дирижерские жесты по своему содержанию и назначению необходимо поделить на две группы:
А. Жесты исполнительской организации. Б. Жесты образной выразительности. А. Жесты исполнительской организации
Жесты исполнительской организации несут на себе информацию, связанную с организацией метроритмической основы произведения, с организацией исполнительского ансамбля, поэтому они являются частью сложившейся в практике формы движений рук дирижера, называемой тактовыми схемами. Тактовая схема – это замкнутый цикл движений рук дирижера (жестов исполнительской организации) в определенной последовательности и определенном направлении, позволяющий организовать исполнение одного такта музыкального произведения. Количество движений (жестов исполнительской организации), организующих исполнение одного такта зависит от количества в нем счетных долей. Счетная доля – это часть такта, посредством которой музыканту удобно организовать индивидуальное исполнение произведения. Жест исполнительской организации и счетная доля – категории равные по времени, поэтому количество жестов исполнительской организации в такте определяется количеством в нем счетных долей. Если счетная доля – это механизм организации индивидуального исполнения произведения, то жест исполнительской организации является механизмом коллективного музицирования.Таким образом, жест исполнительской организации – это часть тактовой схемы дирижирования равная одной счетной доле такта. Жест исполнительской организации – это сложное движение рук дирижера, оно состоит из четырех частей: замаха, стремления, точки и отражения. Если в жесте присутствуют все части, жест называется полным; отсутствие одной или нескольких частей делает его неполным. Замах Замахом называется первая часть полного жеста исполнительской организации. Он предупреждает исполнителей о моменте возникновения звучания, о темпе, динамике, исполнительском штрихе и о характере исполнения. Исходным положением рук дирижера для организации замаха следует считать точку жеста исполнительской организации, который был использован реально или мог быть использован для организации звучания предыдущей доли такта; то есть для организации звучания последующей счетной доли такта замах берется из точки предыдущей доли. Замах, подготавливающий начало исполнения, называется начальным. Замах, организующий переход от одной счетной доли к другой, называется междольным. Замах предупреждает исполнителей обо всех моментах развития фактуры произведения: о вступлении отдельного голоса или группы голосов, о начале музыкальной фразы, об изменении ритма, темпа и динамики, о смене гармонии и инструментовки, о появлении ферматы и снятии звучания. В нем находит свое выражение и эмоциональная сторона произведения. Замах имеет большое организующее значение для достижения исполнительского ансамбля. Замах важен еще и потому, что в момент его организации музыканты духовики имеют возможность взять дыхание. Содержание и характер замаха определяется ближайшей художественной задачей. Так, звучание различной динамики организуется замахами различной силы и амплитуды. Замах, произведенный с силой и широким жестом, предупреждает о громком звучании. Напротив, замах, сделанный легкой рукой и кистевым движением, укажет оркестру, что от него ожидается тихое звучание. Замах, организованный с большей скоростью движения кисти, укажет музыкантам об исполнении быстрого темпа. Наоборот, замах, исполненный в более сдержанном движении кисти, заставит музыкантов играть в умеренном или медленном темпе. Соотношение замаха и стремления равно 1 к 1, то есть замах по времени равен стремлению. Но замах к последующей доле - это отражение предыдущей доли такта, а мы знаем, что стремление и отражение вместе по времени равны полной счетной доле такта. Значит, замах по времени составляет половину счетной доли, то есть, соотношение замаха и счетной доли равно 1 к 2. По этому соотношению в момент организации замаха музыканты определяют скорость чередования счетных долей, то есть темп произведения, так как, зная половину, легко найти целое. Эффективность выполнения замаха во многом зависит от ясности слуховых представлений дирижера. Движения рук, определяющиеся этими представлениями, вызовут необходимое звучание. Характеристика, данная замаху выше, не охватывает всех его выразительных возможностей, она лишь раскрывает его основные свойства и намечает пути поиска связей между замахом и исполнительским замыслом. Стремление
Стремлением называется вторая часть полного жеста исполнительской организации, предваряющая момент возникновения звучания и подтверждающая характер этого звучания, выраженный в замахе. Назначение стремления – дать возможность музыкантам обдумать задачи, поставленные перед ними дирижером в замахе, и завершить изложение сведений о темпе, динамике, исполнительском штрихе и характере предстоящего исполнения. Стремление выполняется в противоположную сторону от замаха. По времени оно равно замаху. Часто стремление организуется без замаха, в таких случаях оно полностью берет на себя функции замаха. Точка
Точка является третьей частью полного жеста исполнительской организации и фиксирует момент начала счетной доли. В случае, когда в организации звучания используется полный жест, то момент прихода кисти в точку совпадает с моментом начала звучания, при отсутствии замаха звучание возникает после импульсивно выполненной точки. В процессе дирижирования выполнение точки ассоциируется с ощущением столкновения кисти руки с воображаемым препятствием. Характер этого столкновения зависит от представления дирижером будущего звучания. Для выражения сильного акцентированного звучания могут быть применены удар или толчок; для tenuto – нажим; для legato – скольжение; для staccato – острое касание и т. д. В зависимости от характера музыки, динамики, темпа, вхождение в точку может быть организовано кистью, кистью с предплечьем, или всей рукой. Однако момент фиксации точки всегда определяется кончиками пальцев кисти руки дирижера или концом дирижерской палочки.
Отражение
Отражение – четвертая часть полного жеста исполнительской организации. Она выполняет две функции: организует звуковедение текущей доли и выполняет функцию междольного замаха, подготавливая к звучанию следующую долю. В музыке устойчивого темпа и однообразного характера грань между функциями незаметна, в этих случаях отражение последовательно связывает одну счетную долю с другой. Однако часто возникает необходимость выделить ту или иную функцию отражения. Так, для выражения наполненности и экспрессии звучащей доли необходимо усилить функцию звуковедения, а в случае внезапной смены темпа или динамики следует отдать предпочтение функции междольного замаха. При организации твердой атаки звука и наполненного звучания графика отражения имеет форму прямой линии, и направлена в противоположную сторону от стремления (по принципу рикошета); при организации легатного перехода от звука к звуку графика отражения приобретает форму выпуклой извилистой линии, соединяюшей соседние точки дирижерской схемы. Структура полного жеста исполнительской организации графически выглядит так:
Линия а - б – замах, б - с – стремление, с - точка, с - д – отражение.
Содержание дирижерского жеста исполнительской организации во всех его частях определяется художественно – исполнительскими задачами. Поскольку все части (замах, стремление, точка и отражение) взаимосвязаны, то и освоение их целесообразно проводить комплексно. Однако со стороны преподавателя необходим контроль над выполнением учениками каждой части в отдельности, особенно в начальный период обучения.
9 Тема. КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ РУК
Дирижер, как руководитель исполнительного творческого коллектива, во время работы над музыкальным произведением, а особенно во время его концертного исполнения является посредником между композитором и оркестром, композитором и слушателем. Репетиционному этапу работы над музыкальным произведением предшествует предварительная работа дирижера над партитурой. Изучая нотный текст, дирижер постигает композиторский замысел, стилевые и жанровые особенности произведения и, на этой основе, вырабатывает собственное представление звучания данного сочинения.Одновременно, дирижер вырабатывает технологию организации исполнения произведения, а начинающий дирижер и технику дирижирования, позволяющую наиболее убедительным образом раскрыть содержание музыки.
К технологии исполнительского процесса можно отнести: 1. выработку точного темпа и темповых авторских соотношений музыкального произведения во время предварительного этапа работы дирижера над партитурой; 2. установление частных и общей кульминаций, агогики и динамики музыки, а так же ее фразировки в контексте с драматургией; 3. грамотное соотношение всех формообразующих элементов и стремление к воссоединению их в единое целое; 4. слуховое представление и реальное достижение жанровых и стилевых особенностей сочинения; 5. определение конкретных технических трудностей и художественных проблем и поиск способов их решения совместно с музыкантами оркестра.
Создание дирижерско-исполнительского плана, осмысление технологических аспектов работы над музыкальным произведением и технических приемов в дирижировании, позволяющих наивысшим образом постичь композиторский замысел и раскрыть содержание музыки, можно назвать дирижерской аппликатурой. В основе технической оснащенности дирижера лежит координация движения рук. Координация движения рук есть умение дирижера выполнять руками одновременно функционально самостоятельные и вместе с тем согласованные действия. В результате дирижерско-исполнительской практики сформировались определенные закономерности движений каждой руки в отдельности и обеих рук в их согласованном взаимодействии. Данные закономерности обусловлены тем, что дирижеру в процессе своей профессиональной деятельности, одновременно, приходится выполнять различные функции и решать технические и художественно- творческие задачи. Отработанные, скоординированные движения рук способствуют более точной, рельефной передаче исполнителям дирижерских намерений с большим информативным объемом и усиливают эстетическую выразительность дирижирования, более результативно воздействуют на исполнительский процесс. Умение дирижера грамотно скоординировать движения обеих рук является основным компонентом в овладении техникой дирижирования. Четкая организация скоординированных движений способствует более полному пониманию музыкантами решаемых в процессе исполнения технологических и художественных задач. В этом случае дирижер направляет исполнительский коллектив на те или иные творческие действия, а не статично отражает реальное, уже возникшее помимо его воли, оркестровое звучание. Навыки координации движения рук приобретаются в процессе обучения дирижерскому искусству и совершенствуются в процессе всей последующей профессионально-творческой деятельности дирижера. Они не возникают сами по себе, спонтанно. Овладение данной составляющей дирижерского мастерства требует и от педагога, и от ученика серьезной, системной, целенаправленной и конкретной учебной работы. Она начинается с определения основных функций для рук дирижера.
ФУНКЦИИ РУК В главе «Дирижерский жест» мы уже ознакомились с жестами исполнительской организации, профессиональными жестами-символами дирижера, непосредственно влияющими на организацию метроритмической основы произведения и исполнительского ансамбля и с жестами образной выразительности, являющимися жестами, взятыми из бытового общения и влияющими на художественную сторону исполнения, на раскрытие образно-эмоционального содержания музыки. В процессе определения функций рук начинающему дирижеру необходимо помнить о том, что главенствующая роль в руководстве игрой оркестра традиционно отводится правой руке. Ею, в основном, посредством тактовых схем дирижер передает музыкантам метроритмическую основу произведения. Правой рукой дирижер держит дирижерскую палочку, которая является продолжением руки дирижера и призвана концентрировать внимание музыкантов и осуществлять выполнение всех технических приемов в процессе дирижирования. Движения правой руки с дирижерской палочкой, или в случае необходимости без нее, должны быть точными и четкими, рациональными и убедительными, волевыми и динамичными, свободными и эстетичными. Левую руку, свободную от дирижерской палочки, дирижер может выключать из тактирования и максимально использовать ее выразительные возможности. Именно левой рукой дирижер, используя жесты образной выразительности, передает художественную и образно-эмоциональную сторону музыкального произведения его драматургию. Действенность этих жестов наиболее эффективна в непременной совокупности с мимикой и использованием дирижерских позиций (более высокая – для «взывающего» жеста, а более низкая – для «приглушающего»). Левой рукой выражают протяженность звуков и аккордов, превышающих длительность счетных долей, обозначаемых правой рукой, а также меняют гармонию. Левой рукой дирижер передает характер звучания, динамику или штрихи. В различных учебных пособиях по дирижированию наиболее обстоятельно рассмотрены жесты исполнительской организации, жесты же образной выразительности, вероятно в силу кажущейся простоты в их выполнении, практически не рассматриваются. Как показывает практика, данный вид дирижерских жестов так же вызывает определенные трудности в их техническом воплощении у начинающих дирижеров. Поэтому остановимся на рассмотрении данного вида дирижерских жестов подробнее. Жесты образной выразительности, выполняемые левой рукой, вызывают у оркестрантов ассоциативные представления. Они заимствованы из бытового общения и выражают наиболее обобщенные понятия, такие как нежность, ликование, трагедийность, пафосность, сентиментальность, мужество, радость, печаль и т.д. Наиболее конкретными жестами образной выразительности являются «взывающий» (кисть левой руки развернута ладонью вверх в положении супинации) и «приглушающий» (кисть левой руки развернута ладонью вниз в положении пронации) жесты. В своем техническом воплощении взывающий жест является наиболее трудновыполнимым для начинающих дирижеров. Естественное стремление вызвать у музыкантов мощное, динамически насыщенное оркестровое звучание, чрезмерно завышенной поднятой левой рукой с раскрытой (взывающей) кистью, делает облик дирижера неэстетичным, искусственно-театральным. Пользоваться взывающим жестом необходимо крайне осторожно, предварительно выверив его выполнение с помощью зеркала или изучив видеозапись собственного дирижирования. Опытные дирижеры, практически, не используют взывающий жест при кратковременном изменении динамики (исключение может составлять организация внезапной, контрастной динамики). Наиболее убедительно взывающий жест применяется при настойчивом, достаточно долговременном усилении звучности и при наступлении полнообъемного оркестрового звучания. При этом, необходимо проследить, чтобы левая рука, выполняющая взывающий жест позиционно находилась несколько ниже правой, пальцы левой руки были собраны, а кисть находилась в положении супинации и своим видом взывала к мощному звучанию или активному усилению звучности оркестра (оркестровой группы). При применении взывающего жеста чаще всего используют 3-ю дирижерскую позицию. Однако целесообразнее в выполнении данного приема применение несколько завышенной 2-й дирижерской позиции с обязательным, доминирующим высотным расположением правой руки. Корпус подается вперед. В техническом плане, выполнение приглушающего жеста у начинающих дирижеров не вызывает никаких осложнений. Как правило, для него используется 1-я дирижерская позиция при звучании оркестра в нюансе риано, или с его помощью организуется переход от более мощного звучания к более слабому звучанию оркестра, тогда кисть дирижера в положении пронации активно перемещается с верхней позиции в нижнюю позицию, без излишнего напряжения. Корпус может быть подан назад.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 10338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.014 с.) |