Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативная доска с использованием блиссимволовСодержание книги
Поиск на нашем сайте (Институт блиссимволической коммуникации, Торонто, Онтарио)
пример, выводятся на экран дисплея), если традиционные картинки или фотографии являются слишком сложными для их восприятия. Более подробную информацию о методических аспектах работы с блиссимволами в разных нозологических группах можно получить, обратившись к книге «Коммуникация при отсутствии речи», составленной Ф. Силверманом. ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Известно, что у детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются различные нарушения в развитии личности, обуславливающие значительные сложности при форсировании социальных связей и отношений. На нарушение социальной адаптации умственно отсталых подростков могут влиять отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1986, 1988; В.И.Гарбузов, 1986; Э.Г.Эйдемиллер, 1999 и др.). В связи с этим, большой интерес представляет изучение механизмов поло-ролевого развития у умственно отсталых детей и подростков, особенно с глубоким нарушением интеллекта. На актуальность этой проблемы указывает необходимость адекватного решения вопросов полового воспитания умственно отсталых детей и подростков, проживающих как в интернатных, так и в домашних условиях. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка С биологической точки зрения, пол является понятием, определяющим роль субъекта в процессе репродукции, и сводится к совокупности морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. В то же время понятие «пол», «половая принадлежность» обозначают личный социальный статус индивида как мужчины или женщины. Основными компонентами, определяющими пол, считаются следующие: генетический, гонадный, гормональный, соматический, гражданский (паспортный), психический (половая идентификация, полоролевое поведение и направленность полового влечения). Четыре первых компонента определяют понятие биологического пола, два последующих - социального (Г.С.Васильченко, 1998). В. Е. Каган (1991) разработал системную модель психосексуальной дифференциации, включающую детский, подростковый и взрослый уровни. Эта модель отражает соотношение воздействий Различных факторов: гормональных, нейрофизиологических, сре-Довых. Предложенная модель показывает, что половые различия Формируются на каждом возрастном уровне и представляют собой систему, структурные элементы которой обладают внутренней организацией. В. Е. Каган (1991) подчеркивает, что ребенок вступает в жизнь с некоторой данностью, включающей (пусть в рудиментарном виде) и маскулинность и феминность, а индуцируемые культурой родительские установки «очеловечивают» эту данность и разворачивают ее. И. С. Кон (1988) отмечает, что осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка к полутора годам, составляя наиболее устойчивый стержневой элемент его самосознания. Это интимное представление есть результат знакомства с телом определенного пола и ранних эффектов социализации. Начало формирования половой идентичности датируется временем появления категории «Я» в сознании и речи ребёнка. Начиная с этого времени в формировании полового сознания и половой идентичности можно выделить два взаимосвязанных процесса, когнитивный и эмоциональный, причем взаимодействие их протекает у мальчиков и девочек неодинаково. В. Е. Каган (1990) определяет период до 2,5–3 лет как этап номинативного пола и считает, что факт номинации пола опережает формирование «Я», то есть самосознания. По его данным, на четвертом году жизни девочки в 2,5 раза чаще, чем мальчики, допускают возможность изменения своего пола, и в два раза чаще этого хотят. Причём это когнитивное предпочтение маскулинности сочетается у девочек с эмоциональным предпочтением феминности. Но позже фантазии о возможности сменить пол практически не встречаются. Кроме того, девочки в эмоциональном восприятии пола уже на 4-м году отдают предпочтение понятию «девочка» в сравнении с понятием «мальчик» (различия достоверны и сохраняются в данном соотношении и в последующие годы). На пятом году 86% детей осознают неизменность своей половой принадлежности. Представление о поле предшествует идентификации с родителями. В последующем, важно влияние родителей и других взрослых, но особенно детей, которое может стать определяющим в присвоении телесных параметров «Я» (Abrams D., ссоав., 1985). В период отрочества и юности проблема первичной (родовой) идентичности вновь становится актуальной, приобретая нормативный характер, которого она не имела в детстве. Наступление половой зрелости делает тело подростка сексуальным и требует построения нового телесного образа «Я». У девочек формирование образа тела подвержено социальному явлению в такой степени, что это представление распространяется на всю Я-концепцию. Согласно P. Bios (1979), длительный процесс становления взрослого самосознания завершается формированием «психологического пола». Это понятие отлично от той «родовой принадлежности», которая была сформирована ранее, когда ребенок столкнулся с необходимостью принятия телесного образа «Я» определенного Пола. Это более общий процесс, так как он включает в себя интеграцию неадекватных (мужских или женских) составляющих «родовой принадлежности» в рамках новой психической структуры – Я-концепции, что ведет к постепенному отказу от инфантильных привязанностей и к становлению характерных для взрослого человека стабильных межличностных отношений. Как подчеркивают многие авторы (Прихожан А. М., 1981; Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1988; Каган В. Е., 1991) в настоящее время дети получают менее четкое и более гибкое представление о мужественности и женственности. Тем не менее, остается значительное число факторов, влияющих на то, как будет складываться сексуальная роль мальчика или девочки. Широко известны наблюдения, что дети, лишенные эмоционального контакта с матерью в первые месяцы жизни, рискуют вырасти недостаточно способными к контакту, с более или менее тяжелыми нарушениями психики (RutterM., 1980; LangmeierJ., MatejcekZ., 1984; ШипицынаЛ.М. идр., 1998). У выросших в условиях материнской депривации приматов, по данным Н. Harlow (1977), выявлялись тяжелые нарушения, они были неспособны к полноценному копулятивному и родительскому поведению. У девочек эмоциональная изоляция от матери, недостаточная материнская любовь, отсутствие ласки в детстве приводят в последующем к несвойственным женщинам агрессии и черствости, отсутствию материнского инстинкта (Васильченко Г. С., 1998). Вместе с тем, Д. Н. Исаев и В. Е. Каган (1988) подчеркивают, что половое воспитание в семье – не просто сумма влияний взрослых на ребенка. Это сложная система взаимных влияний, и в ней существуют свои внутренние проблемы и противоречия. Однако значение их не всегда негативно. С одной стороны, потому, что они могут Уравновешивать и компенсировать друг друга, с другой – потому, что побуждают ребенка к собственной активности и поисковому поведению. Резюмируя результаты исследований разных авторов (Д. Н. Иса-ев, В.Е.Каган, 1986; И.С.Кон, 1989, 1990), следует отметить, что Психосексуальное развитие человека начинается с момента его зарождения и продолжается до смерти. Оно включает 7 периодов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.213 (0.011 с.) |