Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативная доска с использованием блиссимволов

Поиск

(Институт блиссимволической коммуникации,

Торонто, Онтарио)

  '         б      
привет вопрос LU я.иие дю&нть О4-! счастливый От действие пиша о. ртчы \ друг /Л7\
ГВ КЛИНЬЯ почему ты 1, хотеть А голодный рот о питье бумага D Бог атииа X
»o*avtvficT* 'Ф КАК ?Л мужчина А приходить л испуганный &]$ глаз о кровать И книга Ш дои цветок
спасибо кто женщина давать >ч vl/ интересный Ото моги /V туалет стол 1 – 1 школа ою ЮМ, ЖИДКОСТЬ
МНОГО X что ?а отец делать хороший \s ладовь ч| боль wi^^ TV ST Солнце о
противо-ошюжносгь г который мать хТ\ помогать большой   одевание аовоств магазин погода Ф
?7 где брат думать л МОЛОДОЙ мое уход слово театр £2)0 день Q
  когда ?© сестра знать л Q трудный V. голова © актоио- биль свет © комвята выходные \.J_.7-4-
  сколько учитель мыть л. горячий •мя кресло-каталка :, игрушка улнда день рождения

пример, выводятся на экран дисплея), если традиционные картинки или фотографии являются слишком сложными для их восприятия.

Более подробную информацию о методических аспектах работы с блиссимволами в разных нозологических группах можно получить, обратившись к книге «Коммуникация при отсутствии речи», составленной Ф. Силверманом.

ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Известно, что у детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются различные нарушения в развитии личности, обуславливающие значительные сложности при форсировании социальных связей и отношений.

На нарушение социальной адаптации умственно отсталых подростков могут влиять отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1986, 1988; В.И.Гарбузов, 1986; Э.Г.Эйдемиллер, 1999 и др.). В связи с этим, большой интерес представляет изучение механизмов поло-ролевого развития у умственно отсталых детей и подростков, особенно с глубоким нарушением интеллекта. На актуальность этой проблемы указывает необходимость адекватного решения вопросов полового воспитания умственно отсталых детей и подростков, проживающих как в интернатных, так и в домашних условиях.

Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка

С биологической точки зрения, пол является понятием, определяющим роль субъекта в процессе репродукции, и сводится к совокупности морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. В то же время понятие «пол», «половая принадлежность» обозначают личный социальный статус индивида как мужчины или женщины.

Основными компонентами, определяющими пол, считаются следующие: генетический, гонадный, гормональный, соматический, гражданский (паспортный), психический (половая идентификация, полоролевое поведение и направленность полового влечения).

Четыре первых компонента определяют понятие биологического пола, два последующих - социального (Г.С.Васильченко, 1998).

В. Е. Каган (1991) разработал системную модель психосексуальной дифференциации, включающую детский, подростковый и взрослый уровни. Эта модель отражает соотношение воздействий Различных факторов: гормональных, нейрофизиологических, сре-Довых. Предложенная модель показывает, что половые различия

Формируются на каждом возрастном уровне и представляют собой систему, структурные элементы которой обладают внутренней организацией.

В. Е. Каган (1991) подчеркивает, что ребенок вступает в жизнь с некоторой данностью, включающей (пусть в рудиментарном виде) и маскулинность и феминность, а индуцируемые культурой родительские установки «очеловечивают» эту данность и разворачивают ее.

И. С. Кон (1988) отмечает, что осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка к полутора годам, составляя наиболее устойчивый стержневой элемент его самосознания. Это интимное представление есть результат знакомства с телом определенного пола и ранних эффектов социализации.

Начало формирования половой идентичности датируется временем появления категории «Я» в сознании и речи ребёнка. Начиная с этого времени в формировании полового сознания и половой идентичности можно выделить два взаимосвязанных процесса, когнитивный и эмоциональный, причем взаимодействие их протекает у мальчиков и девочек неодинаково. В. Е. Каган (1990) определяет период до 2,5–3 лет как этап номинативного пола и считает, что факт номинации пола опережает формирование «Я», то есть самосознания.

По его данным, на четвертом году жизни девочки в 2,5 раза чаще, чем мальчики, допускают возможность изменения своего пола, и в два раза чаще этого хотят. Причём это когнитивное предпочтение маскулинности сочетается у девочек с эмоциональным предпочтением феминности. Но позже фантазии о возможности сменить пол практически не встречаются. Кроме того, девочки в эмоциональном восприятии пола уже на 4-м году отдают предпочтение понятию «девочка» в сравнении с понятием «мальчик» (различия достоверны и сохраняются в данном соотношении и в последующие годы).

На пятом году 86% детей осознают неизменность своей половой принадлежности. Представление о поле предшествует идентификации с родителями. В последующем, важно влияние родителей и других взрослых, но особенно детей, которое может стать определяющим в присвоении телесных параметров «Я» (Abrams D., ссоав., 1985).

В период отрочества и юности проблема первичной (родовой) идентичности вновь становится актуальной, приобретая нормативный характер, которого она не имела в детстве. Наступление половой зрелости делает тело подростка сексуальным и требует построения нового телесного образа «Я».

У девочек формирование образа тела подвержено социальному явлению в такой степени, что это представление распространяется на всю Я-концепцию.

Согласно P. Bios (1979), длительный процесс становления взрослого самосознания завершается формированием «психологического пола». Это понятие отлично от той «родовой принадлежности», которая была сформирована ранее, когда ребенок столкнулся с необходимостью принятия телесного образа «Я» определенного

Пола.

Это более общий процесс, так как он включает в себя интеграцию неадекватных (мужских или женских) составляющих «родовой принадлежности» в рамках новой психической структуры – Я-концепции, что ведет к постепенному отказу от инфантильных привязанностей и к становлению характерных для взрослого человека стабильных межличностных отношений.

Как подчеркивают многие авторы (Прихожан А. М., 1981; Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1988; Каган В. Е., 1991) в настоящее время дети получают менее четкое и более гибкое представление о мужественности и женственности. Тем не менее, остается значительное число факторов, влияющих на то, как будет складываться сексуальная роль мальчика или девочки.

Широко известны наблюдения, что дети, лишенные эмоционального контакта с матерью в первые месяцы жизни, рискуют вырасти недостаточно способными к контакту, с более или менее тяжелыми нарушениями психики (RutterM., 1980; LangmeierJ., MatejcekZ., 1984; ШипицынаЛ.М. идр., 1998). У выросших в условиях материнской депривации приматов, по данным Н. Harlow (1977), выявлялись тяжелые нарушения, они были неспособны к полноценному копулятивному и родительскому поведению.

У девочек эмоциональная изоляция от матери, недостаточная материнская любовь, отсутствие ласки в детстве приводят в последующем к несвойственным женщинам агрессии и черствости, отсутствию материнского инстинкта (Васильченко Г. С., 1998).

Вместе с тем, Д. Н. Исаев и В. Е. Каган (1988) подчеркивают, что половое воспитание в семье – не просто сумма влияний взрослых на ребенка. Это сложная система взаимных влияний, и в ней существуют свои внутренние проблемы и противоречия. Однако значение их не всегда негативно. С одной стороны, потому, что они могут Уравновешивать и компенсировать друг друга, с другой – потому, что побуждают ребенка к собственной активности и поисковому поведению.

Резюмируя результаты исследований разных авторов (Д. Н. Иса-ев, В.Е.Каган, 1986; И.С.Кон, 1989, 1990), следует отметить, что

Психосексуальное развитие человека начинается с момента его зарождения и продолжается до смерти. Оно включает 7 периодов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.213 (0.011 с.)