Поскольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношений родителей к детям, то можно выделить наиболее существенные из них, в виде трех групп факторов (А. И. Захаров, 1993). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поскольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношений родителей к детям, то можно выделить наиболее существенные из них, в виде трех групп факторов (А. И. Захаров, 1993).



К факторам первого порядка можно отнести следующие стороны, или аспекты отношений родителей:

- Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных переживаний, то есть их отношение носит реактивный характер. Например, гиперопека матери основана на тревожности и страхе одиночества, нервных срывах в виде крика и физических наказаний, компенсирующих нервное напряжение родителей; или бесчисленные замечания и педантичное предопределение образа жизни детей исходят из мнительности, чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.

- Другая особенность родительского отношения – это неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осознают должным и, главное, своевременным образом. Можно сказать и так, что родители не видят недостатков у себя, но видят их У ребенка или требуют то, в чем сами не являются примером. Чем больше степень характерологических изменений у родителей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер, оказывающийся на поверку своеобразным способом их защитного реагирования в ответ на непосильные и несправедливые требования взрослых. Чем больше степень невротических нарушений у родители, тем чаще они впоследствии испытывают чувство вины, сомнения и колебания в правильности своих действий и негативной °Ценки ребенка.

- Отличительной чертой воспитания является и разрыв между Словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абст-Рактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, не-ПосРедственным примером, или родители говорят одно, а делают

другое, отражая этим двойственность своей личности и непослед0 вательность суждений.

– Не могут родители стабилизировать и кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, справиться с его страхом и тревога-ми. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь в еще большей степени, чем сам ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих вначале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть достаточно легко устранены адекватным психологическим воздействием.

– Проявляется и трудность в установлении ровных, доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.

- В воспитании недостает душевной щедрости, широты взглядов, доброты, неотягощенной эгоцентризмом, конъюнктурными соображениями, рационализмом, чрезмерной озабоченностью и пессимизмом.

Факторами второго порядка, или основными параметрами неправильного воспитания являются:

Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может и так далее.

Непринятие детей – это непринятие индивидуальности ребенка, его своеобразия, особенностей характера. Непринятие проявляется неприданием значимости таким факторам психического развития, как любовь, признание и чувство собственного достоинства, постоянным чувством внутренней неудовлетворенности, недовольством и раздражением в отношениях с детьми, преобладанием отрицательных оценок в восприятии их характера, недоверием к формирующемуся жизненному опыту детей, граничащим с пренебрежением их возможностей и потребностей, чрезмерными разрешениями типа попустительства или строгим, нередко формальным отношением.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей.

Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается:

• недостаточным учетом ситуации момента;

• несвоевременным откликом;

• фиксацией проблем, застреванием на них;

• трафаретностью, заданностью, запрограммированностью;

• отсутствием альтернатив в решениях;

• предвзятостью суждений;

• навязыванием мнений.

Негибкость обусловлена как характерологическими особенно-тями, так и невротическими состояниями родителей. Из характерологических проявлений обращают внимание недостаточный уровень развития воображения, излишняя принципиальность и наличие других гиперсоциализированных черт характера, властность характера и авторитарность. Невротическое состояние родителей препятствует гибкому контакту по причине увеличения внут-риличностной напряженности и эгоцентризма.

Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток – недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.

Непоследовательность в обращении с детьми – существенный фактор невротизации, создающей эффект «сшибки» нервных процессов в результате меняющихся и противоречивых требований родителей. Выражением непоследовательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из одной крайности в другую, что приводит вначале к неустойчивости нервных процессов ребенка, затем к их возбуждению и утомлению.

- Несогласованность отношений между родителями. Обусловлена наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.

Факторы третьего порядка:

- Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха. Аффективность часто создает эффект суматошности в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители всегда в той или иной мере переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими выходящими из под контроля эмоциями.

Тревожность в отношениях с детьми выражается:

• беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу;

' стремлением чрезмерно опекать ребёнка;

' не отпускать его от себя;

' предохранением от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у самой матери;

• «привязыванием» детей к себе, в том числе к своему настрое, нию, чувствам, переживаниям;

• непереносимостью ожидания и нетерпеливостью, стремлением всё делать для ребёнка заранее;

• сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.

Доминантность в отношениях с детьми означает:

• безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения;

• категоричность суждения, приказной, повелевающий тон;

• стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя;

• навязывание мнений и готовых решений;

• стремление к строгой дисциплине и ограничение самостоятельности;

• использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания;

• постоянный контроль за действиями ребенка, особенно за его попытками делать все по-своему.

Доминантность создает негибкость в семейных отношениях и нередко выражается в большом количестве угроз, которые обрушиваются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу исполняют приказы. К тому же родители с властными чертами характера склонны огульно обвинять детей в непослушании, упрямстве и негативизме.

Гиперсоциальность – особенность воспитания, когда оно имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка, характер. Ей присущи элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта, искренность и непосредственность в выражении чувств. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной, заданной программе, не учитывая своеобразие его личности, возрастных потребностей и интересов.

Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту выражается:

• настороженностью и подозрительностью в отношении перемен;

• недоверчивостью к собственному мнению ребенка;

• неверием в его самостоятельность;

• чрезмерной регламентацией образа жизни;

• перепроверкой действий ребенка;

• избыточной и часто мелочной опекой;

• многочисленными предостережениями и угрозами.

- Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, родителей оз-чает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбу яетей, их потребности, настроения и аффекты. Подобное отноше- может быть вызвано разными причинами: повышенной принципиальностью или незрелостью родительского чувства, непринятием ребенка, властностью, эгоцентризмом, невротическим состоянием, конфликтными отношениями и так далее. Часто у родителей проявляется отзывчивость «наоборот», когда они обнаруживают чрезмерно быстрые и аффективно-заостренные отрицательные реакции на малейшие отклонения в поведении детей и оказываются эмоционально-глухие в отношении выражения позитивных чувств. Даже вовремя похвалить, поддержать, тепло напутствовать представляет для них большую трудность, чем делать замечания, ругать, тревожиться и предостерегать.

Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: аффектив-ность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность с доминантностью, завышенные требования с родительской беспомощностью. Противоречивость отражает невротические особенности личности родителей и заметно уменьшается по мере стабилизации внутреннего психического состояния и повышения уверенности в себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.01 с.)