Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умение здороваться и прощаться

Поиск

Каждый день используйте одни и те же слова для того, чтобы поздороваться или попрощаться. Возьмите руку ребенка и помогите ему помахать ею, затем дайте ему возможность самому помахать. Для ответа предоставьте ему побольше времени. Постарайтесь брать с собой ребенка, когда собираетесь с кем-нибудь встретиться или проститься, особенно, когда в этом участвуют другие члены семьи, с которыми у ребенка уже установилось хорошее взаимопонимание.

Умение делиться информацией

Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать умственно отсталому какие-нибудь вещи и назвать их Наблюдайте за его взглядом, чтобы понять, что его интересует, и тогда вы сможете вместе с ним рассматривать и обсуждать эти вещц Побуждайте ребенка следить за направлением вашей руки, когда вы указываете на что-то. Начните с предметов, находящихся недалеко, но за пределами его досягаемости. Как только он потянется к какому-то предмету, назовите этот предмет. Если ребенок уверенно показывает на какую-то вещь, дайте ему возможность самому назвать ее, пусть даже просто каким-нибудь звуком. Вопросы «Что это?» и «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом к окружающим, а это важная сторона межличностных контактов.

Умение давать

Когда ваш ребенок что-то кому-то дает, это действие можно расценить как ярко выраженный акт общения.

Сначала следует учить его давать предметы в ответ на соответствующую просьбу. Для того, чтобы помочь ему делать это без просьбы, привлеките его к деятельности, в которой, кроме вас, участвовали бы другие члены семьи, а предметы должны были бы передаваться от одного участника к другому.

Умение завязывать и поддерживать разговор

Полноценное общение предполагает баланс между умением вести разговор и умение отвечать на слова собеседников. Дети, хорошо овладевшие умением соблюдать очередность, нередко приходят к этому балансу самостоятельно, без специальных занятий. Однако бывает, что естественным образом такой баланс не достигается. Есть умственно отсталые люди, которые любят поговорить о том, что их интересует, но то, что говорят другие, не слушают. Аесть те, которые вступают в разговор только тогда, когда с ними кто-нибудь заговорит, но сами редко завязывают беседу. Ни та, ни другая крайности не способствуют истинному, полноценному общению, и поэтому налаживание баланса, о котором мы говорим, должно стать важным направлением занятий.

Возможно, перечисление всего, чему нужно учить умственно отсталого ребенка, покажется вам невероятно сложным. Однако, вы с облегчением вздохнете, узнав, что многие из этих умений можно осваивать одновременно. Нужно только ясно понять, к чему именно следует стремиться.

Более того, занятия по развитию речи, по большей части могут и должны быть частью обычной повседневной деятельности. Неза-

Исимо от возраста ребенка старайтесь всем своим поведением пе-едать ему вашу уверенность в том, что он сможет вам ответить. Яайте ему время. Пока не увидите, что он явно переключился на ц-го-то другое, ждите его ответа.

Кроме того, старайтесь предоставить ему время и возможность самому начать общение. Если говорите только вы, если вы всегда берете инициативу на себя, у ребенка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком.

Разговаривать с ребенком действительно, очень важно, однако при этом стремитесь вести себя как участник двустороннего общения, даже в том случае, если ребенок может ответить вам только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить его реакцию, делайте в разговоре паузы. Ждите. Дайте ему время. Выражайте уверенность в том, что он вам ответит – и он ответит!

Родителям, от природы немногословным, бывает трудно разговаривать с сыном (дочерью), который практически не реагирует на их слова (и многие родители испытывают такие ощущения). В этом случае для начала можно просто описывать вслух то, что вы делаете. Но не ограничивайтесь одними названиями. Обсуждайте с ребенком движения, действия, текстуру материалов, цвета и звуки. Старайтесь не говорить: «Молодец!», или «Хорошо говоришь!» Во время обычного разговора так никто не говорит. Лучше в ответ на слова (или жесты) ребенка покажите ему, что вы его поняли и приняли к сведению то, что он сказал или сделал.

Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей

Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ребенка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение.

Роль невербальных средств общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, выступает с особой ясностью, так как неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют об-Щение с другими людьми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики, способна заменить обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволяет лучше понимать своего собеседника и приносит определенную живость в общении друг с другом.

Особое внимание при общении нужно уделять таким элементам невербального общения, как взгляд, жест. Хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие, отталкивает и пугает. Пристальный, бесцеремонный тревожит. Иронический, надменный оскорбляет. Открытый, приветливый располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение.

Жест, также как и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и наоборот, выразить расположение, участие.

Жесты бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, богатством, маловыразительностью, естественностью, спокойствием, порывистостью, робостью, энергичностью.

Мимика без слов говорит об определенных чувствах и настроениях вашего ребенка. Так, улыбка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу – сердится. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, маловыразительной, напряженной, спокойной.

Пантомимика – это осанка и поза, которые указывают на эмоциональное состояние человека. Отрицательные эмоции съеживают фигуру, положительные, наоборот, развертывают. Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи, откинутой назад.

Дети с бедной пантомимикой не в состоянии выразить свое эмоциональное состояние, они возможно и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс общения.

Мимика, жесты, пантомимика – являются важными помощниками в общении улиц с тяжелым нарушением интеллекта. Поэтому необходимо мягко и настойчиво воспитывать культуру владения элементами невербального общения. Они должны эмоционально дополнять речь ребенка.

Понимание средств невербального общения и овладение ими помогут детям с нарушением интеллекта стать интересными в общении, познавать людей, завоевывать друзей.

Средство невербального общения – система жестов

Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, либо при помощи жестов и мимики, либо с использованием картинок и символов. Язык, жесты и символы сменяют друг друга или используются одновременно.

Если одно из средств общения «выходит из строя» по какой-либо причине, то оставшиеся получают дополнительную нагрузку как носители процесса взаимопонимания.

Ученые установили, что в процессе общения непосредственно слова занимают лишь 7%, 38% – это звуки и интонации и 55% составляют невербальные коммуникации. Большинство исследователей полагает, что с помощью слов передается, в основном, информация, а с помощью жестов - различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут заменять слова.

Любой человек должен научиться в доступной ему форме выражать свои потребности. Самым элементарным и доступным даже для обездвиженного человека является показ согласия или отрицания с помощью движений глаз или каких-то минимальных доступных ему других движений.

Естественная жестикуляция помогает всем нам в трудной ситуации (рис. 17).

Пойдем туда это мое

Рис. 17. Примеры естественной жестикуляции

Чтобы обратить на себя внимание, мы машем рукой человеку, находящемуся в дальнем углу комнаты, показываем на предметы, о которых мы говорим. Мы хмуримся, когда рассержены и улыбаемся, когда довольны. Все это - естественные способы общения, придающие словам дополнительный смысл. Выражения, типа: «погляди на это», «вот оно», «это не так», «поверни это» – часто естественным образом сопровождаются простыми жестами или мимикой. Лица с нарушением интеллекта понимают эти жесты быстрее и легче, чем слова, сопутствующие им. Мы можем использовать эту особенность восприятия, чтобы помочь им в развитии речи.

Оптимальным результатом использования жестов в системе обучения речи становится выработка осознанного указательного жеста, т.е. способности с помощью жеста (не обязательно руки) выразить свою потребность и ответить на вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.186 (0.008 с.)