Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следовательно, систематическая коррекционная работа с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость по-

Поиск

Таблица1

Карта наблюдения за динамикой усвоения программы

Сенсорной коррекции в группе детей с умственной

Отсталостью в возрасте 9–11 лет

Возможности ребенка Обследование до начала занятий, % Обследование спустя 1,5 года от начала корр. занятий
не освоено частично полностью не освоено частично полностью
               
  Различает цвета спектра (до 3-х) 77,3 22,7   27,3 72,7  
2. Знает основные формы 95,5 4,5   50,0 50,0  
  (треугольник, квадрат, круг)            
3. Собирает конструктор «Сегена» с животными 77,3 22,7   13,7 59,1 27,2
4. Знает домашних животных 60,5 39,5   18,1 50,0 31,9
5. Различает звуки:            
  Животных 59,1 40,9   9,1 77,2 13,7
  Птиц 63,7 36,3   .40,9 59,1  
  Муыкальных 59,1 40,9   13,4 86,6  
  инструментов            
  Машины 59,1 40,9   13,4 86,6  
6. Игра «Чудесный мешочек»:            
  Резиновый мяч       13,4 86,6  
  Пушистый мяч       13,4 86,6  
  Колючий мяч       22,8 77,2  
  Деревянный мяч       27,3 72,7  

               
7. Различает t жидкости:            
  Холодная 40,9 59,1   45,5 54,5  
  Горячая 40,9 59,1   40,9 59,1  
8. Знает части тела:            
  Голова 27,3 72,7   45,5 54,5  
  Нос, глаза, губы 27,3 72,7   45,5 54,5  
  Руки, ноги 27,3 72,7   45,5 54,5  
9. Различает запахи:            
  Приятные 81,8 18,2   9,1 90,9  
  Резкие 86,4 15,6   18,2 81,8  
  Парфюмерные 86,4 15,6   40,9 59,1  
  Лекарства 86,4 15,6   72,7 27,3  
  Специи 85,5 14,5   90,9 9,1  
  Химикаты 85,5 14,5   90,9 9,1  
10. Следит за картинкой 59,1 40,9   4,5 59,1 36,4
11. Слушает музыку:            
  Спокойную 50,0 50,0   4,5 54,5 50,0
  Ритмичную 54,6 45,4   4,5 54,5 50,0
  Двигательная активность:            
  Кидает мяч 36,4 45,5 18,1 18,2 27,3 59,1
  Пинает мяч 54,6 22,8 22,6 36,4 13,6 50,0

Зволяет добиться положительных результатов в развитии слухового, зрительного и кинестетического восприятия.

Психолого-педагогический профиль обследуемой группы детей до и после курса занятий представлен на рис. 2. Как следует из рисунка по уровню состояния развития функций сенсорно-перцептивной сферы, внимания, памяти/мышления, речи и представления о себе в начальном периоде обучения дети находятся на низком уровне развития. Функции эмоционально-волевой сферы, психомоторное развитие, социально-бытовая адаптация, трудовые навыки и коммуникативность имеют показатели среднего уровня развития.

Анализ «Профиля» через 1,5 года дал следующие результаты: отмечался рост оценки почти всех показателей, кроме учебных навыков, на 10-20% и переход на средний уровень развития функции.

По параметру «эмоционально-волевая сфера» дети показывали оценки от 0 до 3, что говорило о высоком уровне тревожности, чрезмерной эмоциональности и неусидчивости, склонности к агрессии,

баллы

шкалы Рис. 2. Психолого-педагогический профиль группы

детей 9–11 лет с умственной отсталостью По оси х – номера исследуемых шкал:

1 – сенсорно-перцептивной 7 – эмоционально-волевой сферы;
сферы; 8 – психомоторной сферы;

2 – внимания; 9 – социально-бытовой сферы;

3 – памяти; 10 – учебных навыков;

4 – мышления; 11 – трудовых навыков;

Речи; 12 – коммуникативности.

6 – представлений о себе;

По оси у – оценка развития функции в баллах: Пунктирная линия – первое обследование; Сплошная линия – повторное обследование, через 1,5 года.

направленной как на себя, так и на окружающих. У 40,9 % детей наблюдалось увеличение параметра на 10% и переход к средней степени сбалансированности процессов эмоционально-волевой сферы.

Показатели шкалы «коммуникативность» имеют самые высокие значения: большинство детей стали более открыты для контактов со сверстниками в группе и со взрослыми.

Таким образом, методика «Карта наблюдений» и заполнение по ней психолого-педагогического профиля позволяют осуществлять контроль за общим состоянием ребенка в специально созданных для него педагогических условиях. Отчетливо выявляются положи-

Тельные результаты при формировании у умственно отсталых детей сенсорно-перцептивной, когнитивно-мнемической сфер, навыков самообслуживания и социально-бытовой адаптации, стабилизации эмоционального состояния.

Диагностика социального развития детей

И подростков с тяжелой и глубокой

Умственной отсталостью

Категория детей с глубоким нарушением интеллекта весьма неоднородна, среди них большое число детей с болезнью Дауна, аутизмом, двигательными нарушениями, тяжелыми речевыми дефектами. У части детей – выраженная гидроцефалия, снижение зрения и слуха и др., – все это значительно снижает их возможности к обучению. Следовательно, тяжелая и глубокая умственная отсталость и ограниченная обучаемость этих детей во многих случаях приводят к тому, что они выпадают из системы обучения.

Процесс обучения тяжело и глубоко умственно отсталого ребенка должен максимально содействовать развитию его личности, что в значительной степени определяется уровнем его общего психофизического развития, моторики, речи, знаниями и умениями. Для оценки развития детей с умственной отсталостью применяют методику «Социограмма», предложенную немецким педагогом и психологом доктором Х.С. Гюнцбургом, которая адаптирована, переведена и используется в нашей стране в некоторых работах, например в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова.

Методика состоит из карты наблюдения и анкеты, в которую входит 181 вопрос (приложение 1.2).

Данная методика имеет два разных по сложности варианта. Первый вариант направлен на оценку развития наиболее простых навыков ребенка – форма РАС S/P. В этом случае, если ребенок показывает 100% динамику по первому варианту, его переводят на следующий уровень и используют при диагностике второй вариант методики – форма РАС-1. Второй вариант направлен на оценку развития более сложных и разнообразных навыков ребенка (РАС S/P).

Методики имеют 4 основные сферы наблюдения развития навыков (РАС S/P): самообслуживание, восприятие и речь, социальная приспособленность (активность) и моторика.

Благодаря применению методики «Социограмма» специалисты, работающие с детьми, имеющими глубокие нарушения интеллекта, а также их родители могут получить значительный объем

разносторонней информации об уровне развития ребенка. В нашей работе (выполнена студенткой О. О. Эгель) было исследовано 32 ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью в возрасте 7–11 лет (5 мальчиков и 10 девочек) и 12 – 18 лет (11 мальчиков и 6 девочек), воспитывающиеся в интернате №4 г. Павловска.

Лонгитюдное исследование проводилось в три этапа (через полгода каждый). Вначале испытуемого настраивали на эксперимент, демонстрируя к нему интерес, доброжелательность и выражая невербальным поведением свою признательность за согласие участвовать в эксперименте.

Рассмотрим конкретный пример результатов исследования с использованием методики «Социометрия» (форма PAC-P/S).

Юля В., 9лет, диагноз: тяжелая умственная отсталость, детский церебральный паралич (спастическая тетраплегия). О родителях ничего неизвестно. Девочка находится в детском доме с 4,5 лет. Никто не навещает. Последние 4 месяца посещает «Детский сад» (игровую комнату, где с детьми занимаются психологи, аналогия детского сада).

При первом обследовании (рис. 3) выявлено, что наиболее сформированы навыки самообслуживания: еды, санитарно-гигие-нические и раздевания-одевания. Наиболее отстают в развитии сенсорно-перцептивная, эмоциональная, коммуникативная сферы, а также речевые функции. Девочка лишь издает отдельные звуки и слоги, односложные слова, но полностью отсутствует использование речи как средства общения. Ребенок даже не может назвать своего имени. В разделе «понимание речи»-освоены только реакции на свое имя, простые жестовые указания (например, протянутые руки = иди ко мне).

При обследовании спустя полгода интенсивной коррекцион-ной работы с ребенком отмечается отчетливая положительная динамика в развитии сенсорной, эмоциональной и коммуникативной сфер деятельности, а также социальной активности девочки (рис.3). Однако остаются неразвитыми активная речь в плане употребления слов со смыслом, обозначение себя «Я», использование вопросов. В пассивной речи появляются такие навыки как знание названий не менее 5 предметов, понимание простых распоряжений и заданий («иди сюда», «принеси кружку» и др.). Социальная активность увеличивается, ребенок начинает вести себя по-разному со знакомыми и незнакомыми людьми, делает попытки подражать в играх «ладушки-ладушки», «полетели-полетели, на голову сели»; любит, когда показывают книги с картинками, начинает подражать повседневной деятельности взрослых (помогает подметать, накрывать на стол, варить).

 

 

100 100

Рис.3. Динамика обследованных сфер деятельности у Юли В.,

9 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности

Еда, 6 - пассивная речь,

Туалет и умывание, 7 - социальная активность,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.75 (0.013 с.)