![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представляло интерес выявить особенности структуры самоотношения личности матерей, имеющих больного ребенка по сравнению с женщинами, воспитывающих здоровых детей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В качестве исследовательского инструмента была использована методика «Исследование самоотношения» С.Р.Пантелеева, тест-опросник предполагает выявление 9 характеристик, позволяет построить индивидуальный профиль самоотношения и обладает высокими диагностическими возможностями (приложение 1.11). Анализ полученных результатов по данной методике показал, что при исследовании структуры самоотношения матерей, имеющих детей с нарушением интеллекта (41 чел.) и здоровых детей (20 чел.) имеется разница по всем шкалам (табл. 31). В опытной группе по сравнению с контрольной отмечались более высокие значения по 4-м шкалам: – «внутренняя конфликтность» – в 1,6 раза; – «самообвинение» – в 1,7 раза; – «закрытость» - в 1,2 раза; – «отраженное самоотношение» - в 1,1 раза. В опытной группе по средним значениям показатели 4-х шкал Таблица 31 Структура самоотношения матерей опытной и контрольной групп
Таблица 32 Уровни показателей самоотношения матерей опытной и контрольной групп (%)
Соответствовали значениям выше среднего уровня: «самоценность» (7,7), «внутренняя конфликтность» (7,4), «самопринятие» (7,3) и «отраженное самоотношение» (7,3). Значения остальных шкал соответствовали среднему уровню. В контрольной группе по 5 шкалам значения показателей само-°тношения были выше, чем в опытной группе, особенно по шкалам
«самоуверенность» и «самоценность». Внутри контрольной группь, значения показателей 4-х шкал соответствовали высокому уровню-«самоуверенность» (12,0), «самоценность» (10,0), «саморуководство» (8,6) и «самопринятие» (8,6), показатели остальных шкал соответствовали среднему и лишь показатели шкалы «самообвинений» (3,4) – низкому уровню. Исследование количества матерей, выполнявших тест «Самоотношения», в соответствии с разными уровнями показало, что в обеих группах доминировал по всем шкалам средний уровень (табл. 32), кроме шкал «саморуководство» и «самоуверенность» в контрольной группе, где в 1-м случае преобладал высокий уровень, а во 2-ом, в одинаковом числе случаев, – высокий и средний. В опытной группе по 4 шкалам у более, чем четверти обследованных женщин выявлен высокий уровень показателей: «самоценность» - 36,6%, «отраженное самоотношение» – 34,0%, «самоуверенность» - 27% и «самообвинение» - у 27%. Показатели, соответствующие низкому уровню наблюдались по 5 шкалам и не более, чем у 1–2 человек (табл. 32). В контрольной группе не отмечалось высоких значений показателей ни у одной обследованной матери по шкалам «внутренняя конфликтость» и «самообвинение», но у 30% и 35% женщин, соответственно, выявлен низкий уровень. По остальным шкалам, кроме шкал «закрытость» и «отраженное самоотношение» у матерей, имеющих здоровых детей в 25% и выше наблюдались высокие значения показателей. Следовательно, для большинства матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта характерно наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. У них отмечается тенденция к самокопанию и рефлексии на негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Матери детей-инвалидов ставят себе в вину рождение больного ребенка, в связи с этим они уходят в себя, считают, что отношение к ним и их деятельности вызывают у окружающих людей негативизм и непонимание. Как экстрапунитивные, так и интрапунитивные реакции в сочетании с невысоким саморуководством при несоответствии образа идеальной модели мира и самого себя могут вылиться у матерей умственно отсталых детей в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности. Однако, значимым является понимание ими необходимости изменить представление о жизни, себе, потребность увидеть новые возможности в своей жизни, поскольку матери больных детей, хотя и испытывают самоуничижение, о чем свидетельствуют высокие значения по шкалам «внутренняя конф-ликтность» и «самообвинение», но одновременно с этим у них от-
И аутосимпатия (высокие показатели по шкалам «отращенное самоотношение»). Эти результаты подтолкнули нас к изучению причин, которые позволяют матерям больных детей не падать духом, а реализовать свой внутренний потенциал в трудной жизненной ситуации. С этой целью предпринято исследование матерей взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью при помощи методики «Самоактуализация». Результаты опросника теста «Самоактуализация» выражаются в виде 11 шкал (приложение 1.12), описывающих разные стороны личности, которые можно представить в виде индивидуальных и усредненных для группы обследованных матерей профилей. Индивидуальные личностные профили весьма разнообразны. Обобщенный график (гистограмма), представленный на рисунке 42, демонстрирует более низкие значения профиля по 7, 9 и И шкалам. Эти шкалы отражают следующее: Шкала. Спонтанность. Это свойство, прямо вытекающее из уверенности в себе, внутренней свободе, доверию к окружающим людям. Низкий показатель по этой шкале говорит об обратном – внутренней зажатости, трудности быть естественным, страхе быть неправильно понятым. В Ориентация во времени П Взгляд на природу человека ШКреативность • Спонтанность • Аутосимпатия В Гибкость в общении 7 8 9 10 11 • Ценности П Потребность в познании • Автономность В Самопонимание Б Контактность Рис. 42. Гистограмма теста «Самоактуализация» Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе. Шкала. Гибкость в общении. Спад показателей по этой шкале говорит о трудностях в межличностном общении, прежде всего в процессе самораскрытия и самовыражения, избегании личного общения, неуверенности в своей привлекательности, интересности и т. д. С определенной долей основания можно предполагать, что гистограмма самоактуализации личности матерей, воспитывающих детей-инвалидов, отражает не только особенности их характера, но и во многом типичную для многих из них жизненную ситуацию. Вместе с тем, существует и обратная связь: чем ниже показатели, тем тяжелее переживается характер собственной жизненной ситуации, тем более она воспринимается как бесперспективная и безысходная. Матери с низкими показателями личностного профиля, как правило, весьма категоричны в оценке своих детей, как в положительном, так и в отрицательном отношении. Их оценка характеризуется ригидностью и фрагментарностью. У них, скорее всего, устанавливаются жесткие симбиотические связи со своими детьми. Описанные личностные свойства, и формирующиеся под их влиянием отношения с ребенком, могут служить негативным фактором в развитии навыков общения и самостоятельного поведения в сферах «человек – человек» и «человек – предмет». Проведенные исследования и полученные результаты выявили как общие, так и индивидуально-типологические особенности семейных проблем воспитания молодых инвалидов, что помогает в разработке психокоррекционных программ, ориентированных как на семейные отношения в целом, так и в отдельности на родителей и их детей.
Полученный эмпирический материал и его анализ демонстрирует, что степень проблемности внутрисемейных отношений напрямую не зависит ни от характера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной, речевой и поведенческой патологии Влияние патологического фактора (конечно, до известной степени его выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей, особенно матерей, установками, характером семейной психологической атмосферы и рядом других пере менных. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.212.29 (0.011 с.) |