Педагог стимулирует доброе отношение к родным, давая положительные обобщения при составлении описания подростком: «красивый цвет волос», «добрые глаза» и так далее. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагог стимулирует доброе отношение к родным, давая положительные обобщения при составлении описания подростком: «красивый цвет волос», «добрые глаза» и так далее.



Важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места (магазин, аптека, почта и т.д.), а также привлечение молодых людей к участию в домашних делах, посильном приготовлении пищи, уборке квартиры, семейных праздниках и т.д. При этом все предметы и действия следует обязательно обозначать словами, жестами, эмоциональными выражениями.

Важную роль в общении играет беседа – это совместное обсуждение материала с педагогом. Обсуждать можно план будущей или итоги выполненной работы, просмотренный фильм, результаты наблюдений, сделанных воспитанниками во время экскурсии. Беседу можно использовать для закрепления знаний и для осмысления воспитанниками нового учебного материала.

В беседу с воспитанниками помимо вопросов что? кто? где? и т.д., требующих простой констатации фактов или событий, следует обязательно включать вопросы зачем? почему?, что способствует образованию элементарных причинно-следственных связей.

По степени самостоятельности и активности в процессе общения умственно отсталых молодых людей можно разделить на 3 группы. Каждая группа требует особой методической организации занятий: изменения соотношения индивидуальных и групповых форм, различной степени развернутости ориентировки и интенсивности упражнений, разного количества и качества наглядного материала.

К первой группе относятся молодые люди, самостоятельное участие которых в какой-либо практической работе невозможно. Контакт с ними затруднен. При работе с «неговорящими» учащимися комментарии дает, в основном, педагог. Воспитанник в данном случае, слушая и наблюдая за взаимодействием педагога и других молодых людей, отвечает движением глаз, головы или отдельными звуками, словами на обращенные к нему вопросы, подтверждает или не подтверждает сообщения других воспитанников.

Важным результатом работы с умственно отсталыми первой группы является их эмоциональное удовлетворение от общения, от совместной деятельности (пусть даже в значительной степени пассивности).

Вторую группу составляют молодые люди, испытывающие значительные затруднения в общении жестами и в понимании поставленной задачи. При ограниченной индивидуальной помощи со стороны взрослого они способны самостоятельно довести до конца полученное задание, например, ответить на поставленные вопросы, выбрать картинки из старых журналов, вырезать их, наклеить по определенной схеме и т. д.

Воспитанники третьей группы выполняют задания полностью самостоятельно. Взрослый помогает молодым людям проконтролировать себя. Они осознают свое место в рамках семьи, осмысливают взаимоотношения, связывающих членов семей, друзей, и близких людей; развивают умения и навыки, необходимые в практической деятельности по дому.

Каждый раздел предлагаемого курса «Навыки общения» рекомендуется изучать по следующей схеме»:

Мотивация. Следует узнать, чему молодой человек хотел бы научиться. Выясняют потребности и опыт молодого человека в разных социальных ситуациях. Объясняют, почему так важно вести себя в данной ситуации, где могут пригодиться новые умения, какие новые впечатления молодой человек получит, умея вести себя по-новому. Находят связь между данной ситуацией и повседневной жизнью молодого человека.

Знакомство с картинками и текстом упражнения. Если молодой человек умеет читать, он читает текст сам, если нет, то текст читает педагог или родитель. Текст можно упрощать, видоизменять, придумывать новые ситуации.

Ролевая игра, тренировка в группе.

Реальная ситуация в конкретной обстановке: дома, в гостях, в магазине, на улице и т.п.

Содержание программы «Навыки общения»

Практический курс «Навыки общения» для педагогов и родителей умственно отсталых молодых людей представлен 6 разделами, включающими различные темы занятий с этой категорией лиц как в условиях специальных учреждениях, так и дома, а также в малых группах.

Раздел 1. Общение с внешним миром

Раздел 2. Мои чувства и желания

Раздел 3. Образ жизни

Раздел 4. Общение с друзьями

Раздел 5. Общение со взрослыми

Раздел 6. Культура общения (этикет)

В программе курса кратко изложено основное содержание каждого раздела, примеры тем занятий и их проведение.

Раздел 1 Общение с внешним миром

Цели – познакомить умственно отсталого молодого человека с окружающим его миром и научить способности ориентироваться в нем.

Все занятия этого раздела помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного мира, выявляют особенности общения с окружающей природой.

Примерные темы занятий

Тема 1.1. Отношение к природе

Растения – живые организмы. Правила бережного отношения к природе, практические действия. Знакомство с «Красной книгой».


Экологические запреты. Лекарственные растения. Правила сбора. Уход за домашними животными. Практические действия.

Знания, умения, навыки. Знание правил поведения на природе, правил ухода за домашними животными, умение соблюдать их.

Виды работ по развитию устной речи. Активизация вербального общения. Составление простых распространенных и сложных предложений. Ахтивное участие в беседе.

Тема 1.2. Прогулка в парк

Экскурсия в парк. Посещение аттракционов (комнат смеха, «ромашка» и др.). Беседа об отношении к природе, к растениям как к живым организмам. Раскрашивание запрещающих знаков (графическое изображение правил – своеобразная опора для запоминания).

Знания, умения, навыки. Знание правил поведения в парке, на аттракционах, умение соблюдать их. Приучение к осознанным действиям на природе, исходя из принципа «не навреди».

Виды работ по развитию общения. Составление распространенных предложений, коротких рассказов.

Тема 1.3. Культура быта

Чистота и красота жилища. Уборка комнат, украшение цветами, поделками.

Знания, умения, навыки. Знание правил ухода за жилищем, украшение его, умение поддержать чистоту и красоту.

Виды работ по развитию общения. Составление предложений, рассказов, объяснений.

Раздел 2 Мои чувства и желания

Цели – научить умению понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека; познакомить с мимикой, жестами, позами во время общения.

Занятия этого раздела помогут умственно отсталым молодым людям научиться способности осознавать и владеть своими чувствами и эмоциями, а также возможностям установления визуального контакта с собеседниками, способности ориентироваться в пространстве, умению держать позу, выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой лица, жестом, позой и т.п.

Примерные темы занятий

Тема 2.1. Я'– сам

Представление об организме и его функциях. Описание человека, частей его тела, характера (веселый, добрый, злой, и др.), интересов и увлечений.


г

Знания, умения, навыки. Умение находить, называть и знать функции основных частей организма человека. Например, рот – кушаем, дышим, говорим.

Виды работ по развитию общения. Составление рассказа-описания собеседника. Беседа об интересах и увлечениях молодого человека.

Тема 2.2. Мой портрет

Рисование портретов друг друга, педагога или родителей. Элементы одежды, их цвет, соотнесение цвета и вида одежды. Например, брюки – черные, рубашка – голубая и др.

Знания, умения, навыки. Знание основных частей организма человека, умение подобрать в соответствии с внешним видом человека необходимую одежду и обувь.

Виды работ по развитию общения. Составление алгоритма рисования в виде понятных молодому человеку пиктографических рисунков. Перечисление видов одежды, определение ее цвета путем соотнесения с полосками цветной бумаги, которые накладываются на элементы одежды. Выбор необходимых предметов для рисования (бумага, краска, инструмент). Раскрашивание нарисованных элементов одежды, частей тела. Обмен портретами друг друга и узнавание по ним, кто изображен.

Тема 2.3. Представляю себя

Пример занятия

Аня пригласила Сашу и Катю к себе в гости. У Ани дома они знакомятся с ее родителями. Саша и Катя рассказывают Аниным родителям о себе, о том как их зовут, где они живут.

Катя идет к Ане в гости (рис. 5).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.64.201 (0.012 с.)