Раздел 6 Культура общения (этикет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6 Культура общения (этикет)



Цели – научить молодых людей с нарушением интеллекта различным формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками и по телефону с использованием вербальных и невербальных средств общения, а также развивать культуру поведения за столом, на улице и в других жизненных ситуациях.

Примерные темы занятий

Тема 6.1. Поведение во время разговора

Анализ ситуаций с целью распознавания вежливого поведения во время разговора. Разговор и поведение в общественных местах, анализ стихотворения-песенки «Пожалуйста, потише».

Формы приветствия и прощания (взрослых, друзей). Как здороваться, когда нужно вставать при приветствии, когда и где приветст-

Театральный билет

X о

Ш

1ЛЫНОЙ раматическии И *еатр

ВЕЧЕР

мини Г.А. J^OBCTOHOTOBa

КРЕСЛО ПАРТЕРА

НОЯБРЯ

ЛЕВАЯ СТОРОНА

JO

кисло 260 Ц.-60 РУБ1--" 000036 v

Спектакль будет сегодня? Когда будет спектакль? Во сколько начало спектакля? Сколько стоит билет? В каком ряду твое место? Какой номер места?

Рис. 23

Одежда для театра

Рис. 24. Раскрась картинку, на которой Катя и Саша одеты, чтобы идти в театр

В театре

   
1. Катя в Саша сдают пальто. 2. Саша покупает программу.
  /
3. Билетер проверяет билеты. 4. Катя и Саша тихо смотрят спектакль.
   

5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя
идут в буфет. и Саша аплодируют.

Рис. 25

 

В театре

Касса

Рис.26. Картинки к рис.25

Вовать. Создание игровых ситуаций, их анализ. Анализ коротких рассказов.

Формы выражения извинения, благодарности.

Знания, умения, навыки. Знание правил поведения во время разговора, умение соблюдать их, навыки правильного поведения в общественных местах.

Знание форм выражения приветствия, прощания, просьбы. Знание формы выражения извинения, благодарности. Умение применять их в практической жизни. Навыки культурного поведения.

Виды работ по развитию общения. Участие в беседе, использование диалога. Дополнение высказываний партнеров.

Тема 6.2. На улице

Как проходить по тротуару, приветствовать знакомых, помогать инвалидам, старикам. О неприличиях в поведении и др. Разыгрывание ситуаций, предложенных педагогом. Анализ поведения участников игры.

Формы, выражающие просьбу. Практические действия: узнавание дороги у прохожих, милиционера; общение с продавцами в магазине.

Знания, умения, навыки. Знание правил поведения на улице, умение применять их в практической жизни.

Знание словесных форм, выражающих просьбу, умение использовать их в своей речи в практической жизни, навыки правильного поведения в общественных местах.

Виды работ по развитию общения. Участие в беседе. Составление рассказов по вопросам педагога.

Тема 6.3. За столом

Пример занятия

Катя обедает у Саши (рис. 27)

Катя в гостях у Саши. Скоро обед. Саша и Катя хотят помочь накрыть на стол. Сначала они идут мыть руки. Саша приносит стаканы и тарелки, а Катя вилки и ножи. Катя кладет вилку слева, а нож справа от тарелки. За столом Катя и Саша сидят рядом. Они ждут, пока Сашина мама предложит взять еду. Сначала мама протягивает еду Кате – потому, что она гостья. Мама говорит: «Пожалуйста!» Потом может взять еду и Саша. Саша просит Катю налить ему сок в стакан. Он говорит это не с едой во рту, а только после того, как прожевал и проглотил пищу. После обеда Катя и Саша благодарят Сашину маму. Они говорят, что обед был очень вкусный.

Обеденный стол (рис. 27). Рисуем стакан, вилку, ложку и нож.

Хорошие манеры (рис. 28).

Зачеркиваем плохие картинки, где изображены плохие манеры за столом.

Катя обедает у Саши

сэ

Обеденный стол

Рис. 27. Нарисуй стакан, ложку, вилку и нож

 

Хорошие манеры

Рис. 28. Зачеркни картинки, где изображены плохие манеры за столом


Разговариваем о том, как нужно вести себя за столом. Как нужно просить передать прибор, не наклоняясь и не мешая другим.

Рассказываем о своих любимых блюдах. Играем в ролевые игры. Устраиваем настоящий обед.

Тема 6.4. Разговариваем по телефону

Пример занятия

Что нужно сделать, когда звонит телефон. Что нужно сказать, как только снял трубку. Представляем себя.

Говорим внятно, не кричим, не шепчем, стараемся говорить прямо в трубку, слушаем внимательно, что говорит другой. Что нужно говорить, заканчивая разговор. Нельзя класть трубку, не убедившись, что собеседник закончил разговор. Обычно нужно дождаться, пока он скажет «До свидания». В какое время можно звонить и когда нет.

Катя звонит Саше (рис. 29).

Повторяем ответы людей на картинках – письменно или устно.

Катя ищет номер Сашиного телефона в записной книжке. Она снимает трубку и набирает номер. Телефон звонит у Саши дома. Катя разговаривает с Сашиной мамой.

Саша звонит Кате (рис. 30).

Повторяем ответы людей на картинках – письменно или устно.

«Слушаю!»

Пишем в «облаках» и рисуем лица (рис. 31).

Номера, которые нужно знать (рис. 32).

Куда нужно звонить в экстренных случаях: при пожаре, болезни, аварии и т.п. Пишем текст:

Скажи сначала: СВОЕ ИМЯ И ОТКУДА ЗВОНИШЬ Скажи: ЧТО СЛУЧИЛОСЬ, ГДЕ СЛУЧИЛОСЬ НЕ БРОСАЙ ТРУБКУ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ

ВЫПОЛНЯЙ УКАЗАНИЯ, КОТОРЫЕ ТЕБЕ ДАДУТ ПО ТЕЛЕФОНУ

Справочные службы (рис. 33).

Переписываем номера из телефонного справочника.

Другие важные номера телефонов (табл. 34). Записываем номера телефонов друзей, родных.

Телефон на улице (рис. 35).

Приклеиваем подходящие картинки (рис. 36). Беседуем о том, какие и где бывают телефоны. Ищем ближайший таксофон и пробуем позвонить друзьям.

Играем в ролевую игру «Разговор по телефону в разных ситуациях».

Катя звонит Саше

Как Сашина мама ответила на звонок? Как Сашина мама закончила разговор?

Рис. 29 Саше звонит Катя

 

Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?

Рис. 30

Разговариваем по телефону

Как ты отвечаешь на звонок?

Как ты заканчиваешь разговор?

Рис, 31

Меры, которые нужно знать

Найди номера в телефонном справочнике

При пожаре_

Скорая помощь_

Милиция

Как звонить, если случилась беда Скажи сначала _________

Затем скажи

НЕ БРОСАЙ ТРУБКУ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЙ УКАЗАНИЯ, КОТОРЫЕ ТЕБЕ ДАДУТ ПО ТЕЛЕФОНУ

Рис. 32

 

Справочные службы Найди номера в телефонном справочнике

Точное время_

Справочная_

Ремонт телефона^

Поликлиника

Вокзал

Такси

Рис. 33

Важные номера телефонов

Рис. 34 Телефон на улиц


   
I. Сними трубкуреди сигнала 2. Опусти монету или жетон в отверстие для монет
   
3. Набери нужный номер 4. Добавляй монеты при необходимости
   
б. Забери деньги, если они вернулись

Закончив разговор, повесь трубку на место

Рис. 35

 

В телефонной будке

Ооо ооо ооо

Рис. 36 Картинки к рис. 35. 6. Вместо заключения

В данной программе мы обращались, главным образом, к педагогам, родителям, однако братья, сестры, бабушки, дедушки и близкие друзья тоже смогут помочь достижению замечательных результатов. Общение должно стать важной частью всех взаимоотношений умственно отсталых молодых людей с близкими. Люди, которых они любят, могут многому научить их, получив при этом удовлетворение и массу удовольствия от общения.

Желаем вам успеха, дорогие родные, близкие и друзья в вашем гуманном, милосердном деле!

F»"

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Индивидуальный план социализации молодых людей с нарушением интеллекта

(Методические рекомендации) А. А. Хилько

Одной из задач социализации молодых людей с нарушением интеллекта является составление «Индивидуального плана» и его реализация в совместной работе специалистов, молодых людей и ихродителей.

Пособие может быть использовано в совместной работе родителей, специалистов и молодого человека с нарушением интеллекта по планированию и реализации «Индивидуального плана» в обучающих группах, в домашних условиях, в условиях интерната, и реабилитационного центра и других учреждениях для умственно отсталых молодых людей.

ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»

Понятие «качество жизни» принято в большинстве стран мира, как одна из характеристик, определяющих положение жителей страны в мировом сообществе.

Это понятие достаточно широко рассматривается в экономической и социально-педагогической литературе. В странах Европейского Союза (ЕС) принято определение «качестважизни», данное в 1995 году Кумминсом (Cummins): «качество жизни» – это сложная система ряда факторов, каждый из которых можно рассматривать и с объективной, и с субъективной стороны. Этими основными факторами являются:

Здоровье

Работа, творчество

Отношения с близкими людьми

Безопасность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.024 с.)