В случае необходимости (по желанию родителей) к определению начального уровня жизненно необходимых качеств личности молодого человека могут быть привлечены и Другие специалисты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В случае необходимости (по желанию родителей) к определению начального уровня жизненно необходимых качеств личности молодого человека могут быть привлечены и Другие специалисты.



Субъективная информация, полученная от молодого человека и его родителей; объективные данные, полученные специалистами, целесообразно обсудить на консилиуме специалистов, что поможет определить «Основные направления работы с молодым человеком и его родителями». Основные направления работы с молодым человеком и его родителями

На основании информации о молодом человеке и его родителях, рекомендациях консилиума специалист определяет основные направления работы с ними.

При составлении плана работы с каждым молодым человеком выделяются первоочередные задачи. Для каждого участника группы они разные и зависят от уровня его социальной адаптации. Для одних молодых людей актуальным будет формирование навыков самообслуживания; для других – отказ от вредных привычек; для третьих - формирование трудовых навыков и посильное включение в трудовую деятельность.

Известно, чтобы изменить положение человека в социуме, необходимо:

- изменить социум (окружение), в котором находится человек;

- изменить отношение самого человека к социуму.

В данном руководстве речь идет не об изменении отношения социума к молодым людям с нарушением развития на уровне всего общества. Это задача систематической целенаправленной работы общественности, родителей и специалистов по формированию равноправного гуманного цивилизованного отношения клюдям, которые требуют более высокого уровня общественного сознания и культурного развития.

Самым близким социумом молодого человека является семья. Многочисленные исследования показали, что в подавляющем большинстве семей, имеющих детей с проблемами в развитии неадекватно оценивают возможности своих детей (завышают или занижают), а отсюда и – завышенный или заниженный уровень ожидаемой от ребенка «успешности».

Для планирования работы с родителями важно, прежде всего, выяснить картину внутрисемейных отношений, (в чем поможет психолог), адекватность оценки родителями возможностей своего ребенка. План работы с родителями должен, в первую очередь, быть ориентирован на адекватное отношение родителей к возможностям, самостоятельности, «взрослости» молодого человека. Только в этом случае возможны совместные действия специалиста и родителей, направленные на улучшение качества жизни молодого человека с нарушением развития.

Работу целесообразно планировать по направлениям:

- просвещение родителей специалистами (Университет родителей, лекции для родителей, круглые столы и др.) в области психолого-педагогических особенностей молодых людей с проблемами в развитии;

- обучение технологии общения и взаимодействия родителей и молодых людей в конкретных заданиях, на конкретных примерах; в организации «родительских мастерских», на которых родители обмениваются опытом семейного воспитания;

– эмоционально-психологическая поддержка родителей в индивидуальных психотерапевтических беседах и в группах общения родителей.

Разработка программы согласованных действий

В «Основных направлениях» определены задачи работы специалиста с молодым человеком и его родителями. В «Программе согласованных действий» необходимо детализировать содержание, последовательность и стратегии деятельности каждого партнера; т.е. определить конкретные «шаги» в решении проблемы.

Например, в «Общем плане» работы с молодым человеком К. одной из задач является развитие навыков самообслуживания, одними из них он владеет самостоятельно, а другими только при помощи взрослого, а третьими – не владеет совсем.

В «Плане согласованных действий» отражают разное содержание и уровень требований к действиям молодого человека, специалиста и родителей.

По отношению к навыкам, сформированным на достаточном уровне самостоятельности, специалист предлагает молодому человеку К. роль ассистента (помощника) в работе с другими членами группы; родители лома незаметно контролируют качество и уровень самостоятельности навыка самообслуживания, стараются ненавязчиво одобрить молодого человека.

По отношению к навыкам, выполнение которых требует помощи, специалист оказывает эту помощь и предлагает молодому человек постараться хотя бы 1–2 раза обойтись без помощи; родителям предлагается постепенно уменьшать дома помощь в данном виде самообслуживания, обязательно подчеркивая успехи молодого человека.

Несформированные у молодого человека навыки самообслуживания развиваем «по шагам»: от показа, выполнения с посторонней помощью или при помощи приспособления, постепенно уменьшая помощь и увеличивая степень самостоятельности молодого человека, постоянно отмечая его успехи и возможности продвижения. Работа в обучающей группе продолжается родителями в домашних условиях.

На каждом занятии группы обязательно подводится итог («Чему же сегодня научились»), а каждая последующая встреча начинается с отчета о самостоятельно выполненных дома заданиях.

Время формирования навыка (темп) и степень его сложности для каждого молодого человека индивидуальна. В «Плане согласованных действий» эти особенности фиксируются датами начала и окончания работы по решению поставленной задачи; экспертной оценкой качества сформированности умения.

Контроль динамики и качества изменений знаний и умений

Каждый фактор «качества жизни» и изменения его составляющих могут оцениваться не только количественно, но и качественно.

Целесообразно фиксировать изменения ежемесячно, обсуждая продвижение каждого молодого человека, привлекая к обсуждению и самих молодых людей,

В разделе «Оценка изменений...», предлагается фиксировать изменения в цвете (см. условные обозначения), а также давать характеристики продвижений, как «значительные», «достаточные», «незначительные». Однако возможны и случаи отсутствия продвижений, или «негативные» изменения, что должно заставить задуматься о причинах таких результатов работы.

В разделе «Дневник наблюдений (качественные изменения)» необходимо фиксировать даже самые маленькие успехи молодого человека, отражая уровень его самостоятельности в каждом навыке:

– выполняет регулярно самостоятельно;

– выполняет самостоятельно только эпизодически (такие эпизоды повторяются редко, часто, под давлением взрослого);

– выполняет при незначительной помощи взрослого;

– выполняет только при помощи взрослого;

– не может выполнить.

Следует обращаться к данным таблицы 4.1 и дневнику (4.2) ежемесячно. Это даст возможность проследить развитие (или статичность) в формировании знаний, умений и навыков, входящих в понятие «качество жизни» и вносить изменения в план и методы работы при необходимости.

Экспертная оценка каждого «шага» согласованных действий складывается из оценки молодого человека («Чему я научился», «Что я узнал»), его родителей («... значительно продвинулся», «стал лучше», «стал самостоятельнее», «пока ничего не получается», «пока не удается» и др.) и специалиста, фиксирующего не только успехи или нерешенные проблемы каждого молодого человека, но и пути их решения. Сопоставляя возможности молодого человека, сложность проблем, пути их реализации и результативность согласованных действий, в план могут быть внесены изменения, ориентированные на более реальные задачи.

Эти изменения вносятся в план после совместного решения родителей и специалиста; консультаций врача, психолога, логопеда, специального педагога.

Общая характеристика изменений

Общая характеристика изменений отражает результативность работы в обучающей группе каждого молодого человека, она складывается из наблюдений специалистов и ответов на вопросы «Чтоудалось? Что пока не получилось? Над чем работать дальше?»

Целесообразно обсудить итоги работы за год на совместном собрании участников обучающей группы, их родителей и специалистов.

СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Общие сведения

Имя

Дата рождения ____________________________________ Адрес, телефон ____________________________________

Образование. Обучался ли? Где? Сроки обучения; чем и почему закончилось обучение _____________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.008 с.)