Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ст. 1: Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие лица.

Поиск

Ст.2: Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование,

Обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.

Ст.4:...семьи, где имеется умственно отсталый, должны получать помощь и, если умственно отсталое лицо находится в специальном заведении, «среда и условия жизни» должны «как можно меньше отличаться от условий обычной жизни.

В 1995 году Государственной Думой Российской Федерации был принят и одобрен Советом Федерации «Федеральный Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Этот Федеральный Закон определяет Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В этом законе сказано:

Ст. 18: Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают условия воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей инвалидов.

Ст. 19: Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Ст. 28: Социально-бытовое обслуживание инвалидов, условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания, должны обеспечить возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Законом и содействовать в удовлетворении их потребностей.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», принятом Государственной Думой Российской Федерации 12.07.1995 г. и одобренном Советом Федерации 05.01.1996 года в ст. 2 говорится об общедоступности образования и его адаптивности к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников. Закон РФ «Об образовании» дал возможность выбора родителям детей с отклонениями в развитии различных форм обучения.

Правительством РФ (12.03.1997 № 288) принято «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии», согласно которому дети с отклонениями в умственном и физическом развитии содержатся в специальных учреждениях.

Специальные (коррекционные) учреждения, в зависимости от вида, реализуют образовательные программы дошкольного, на-

чального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования.

Специальное (коррекционное) учреждение несет ответственность за жизнь воспитанников, за реализацию прав на получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта. Оно обеспечивает условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с отклонениями в развитии.

В соответствии со ст. 114 Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР» детям с ограниченными возможностями в возрасте до 16 лет назначается социальная пенсия, равная минимальной пенсии по старости. Материальное положение семей, имеющих детей, поддерживается системой социальных пособий и компенсационных выплат, адресной натуральной помощью.

Помимо денежной и натуральной помощи детям с ограниченными возможностями гарантируется ряд льгот. Так, Постановление Совета Министров СССР от 27.03.1986 №400 «О мерах по улучшению условий жизни инвалидов с детства» устанавливает скидку 50% от стоимости проезда в любом виде междугородного транспорта. В большинстве субъектов РФ проезд в транспорте городского и пригородного сообщений для инвалидов бесплатный, что закреплено местным законодательством. Они имеют право на первоочередное получение жилплощади на основании действующего Постановления Совета Министров СССР от 13.01.1983 № 38 и Приказа Минздрава СССР от 18.03.1983 №330.

Изменение характера отношения государства к инвалидам отражает и Постановление Правительства РФ от 14.01.2000 № 36 «О Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000–2005 годы». Программа включает в себя следующие разделы:

1. Совершенствование нормативно-методического обеспечения, укрепление материально-технической базы и развитие сети учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы.

Развитие инфраструктуры государственной службы реабилитации инвалидов, разработка и внедрение современных реабилитационных технологий.

Развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты населения.

Информатизация и кадровое обеспечение деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии.

Государственная поддержка общественных объединений инвалидов.

На основании анализа перечня нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что инвалиды в России все более и более начинают занимать достойное положение.

Действительно, государство повернулось лицом к людям с ограниченными возможностями здоровья, перестало замалчивать их проблемы, приняло ряд законодательных актов, обеспечивающих инвалидам равные со здоровыми людьми права, возможности реабилитации, льготы, материальную поддержку.

Позиция федеральных и местных органов власти также очень важна. Она задает вектор развития общества, направленный на реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию инвалидов. Для изменения отношения общества к людям с психическим расстройствами потребуется гораздо больший промежуток времени, нежели для принятия законов.

Кроме того, принятие законов еще не гарантирует их исполнения. На местном уровне зачастую издаются законы, противоречащие федеральным. Пока не будет контроля государства за исполнением законов, трудно ожидать заметного улучшения ситуации в отношении к инвалидам, в том числе и с умственной отсталостью.

Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта

Умственно отсталых людей в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и психической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных учреждениях. Информации о них очень мало.

Невежество, равнодушие, предрассудки и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей со сниженными функциями и задерживали их развитие. Многие из людей с умственной отсталостью никогда не покидают свои дома-интернаты, а те из них, кто живет дома с родителями, зачастую все свое время проводят взаперти в четырех стенах.

Изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь с умственно отсталыми. Окружающие ничего не знают о них и думают, что умственно отсталые люди могут быть агрессивными, или относятся к ним, как к заразным, не позволяя своим детям играть с ними. А ведь именно агрессия окружения провоцирует умственно

Отсталого человека на ответную реакцию – всплеск агрессии. Эта отчужденность общества появилась не сегодня и не вчера.

Ещё в своем романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго описывал Квазимодо, у которого «в увечном теле оскудевал и разум. «С первых же своих шагов среди людей он почувствовал, а затем и ясно осознал себя существом отверженным, оплёванным, заклейменным» (В. Гюго, 1977, с. 152).

Святитель затворник Феофаний писал в своих трудах: «Идиоты? Так ведь они только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет и может так статься, что не они, а мы, просвещенные, станем похуже их идиотами».

У нас сложились стандартные представления о том, что такое норма. Мы нормальные, если одинаковые. Но, ведь, нет двух одинаковых людей, каждый человек уникален и не похож на другого. Умственно отсталые люди думают своим сердцем, они безграничны в доброте, наивности, доверчивости, фантазии, восприимчивости, привязанности и т. д. В статье С.Станкиной «Казнить нельзя миловать» (Семья и школа, 1998, № 8) описан показательный случай: молодой человек с умственной отсталостью, выйдя из автобуса обернулся и подал руку, выходившей за ним девушке. А девушка взглянула на него и, брезгливо отдернув руку, сказала: «Отойди, урод!» Какую же обиду почувствовал этот юноша!?

Интеграция умственно отсталых людей в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих, обывателей о жизни, особенностях, проблемах умственно отсталых людей.

На развитие личности любого человека, и в особенности инвалида с психическими нарушениями, влияет его ближайшее окружение: родители, родственники. Педагоги и воспитатели, тоже являются окружением умственно отсталых людей и несомненно влияют на развитие их личности. Оказывают влияние и обыватели, с которыми инвалиды с умственной отсталостью сталкиваются в повседневной жизни: в поликлинике, транспорте, магазинах и т. д.

От отношения людей всех этих категорий к умственно отсталым людям зависит возможность социальной интеграции. Для того, чтобы оценить это отношение, трем группам людей: педагогам, родителям умственно отсталых детей, обывателям было предложено ответить на вопросы разработанных нами двух анкет:

• Анкета № 1 касалась информированности этих групп людей об инвалидах с психическими нарушениями (приложение 1.13).

• Анкета № 2 касалась понимания отношения разных категорий лиц к таким инвалидам и их проблемам (приложение 1.14).

Анкетированию были подвергнуты 3 группы респондентов (по 20 человек в каждой):

– Педагоги, работающие с детьми с разной степенью умственной отсталости в специальных (коррекционных) учреждениях. Возраст опрошенных – от 20 до 65 лет. У них различный стаж работы с детьми инвалидами. Среди исследуемых педагогов – 10% мужчин и 90% женщин.

– Родители детей-инвалидов с психическими нарушениями, обучающихся в специальной (коррекционной) школе в группе «Особый ребенок».

– Обыватели - лица, несвязанные по жизни с инвалидами с умственной отсталостью, имеющие разный уровень и профиль образования. Возраст опрошенных - от 20 до 45 лет. Среди них 30% – мужчины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.009 с.)