Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лена часто посещает школу, интересуется жизнью бывших одноклассников, рассказывает о работе на фабрике.

Поиск

Родители уделяют ей большое внимание. Мать и отец часто бывают с дочерью в кино, поддерживают ее увлечение грамплас-"^нками. Лена коллекционирует открытки киноартистов, знает их Фамилии, в каких фильмах они снимались. У девушки развиты °пРеделенные хозяйственно-бытовые навыки. Она может убрать

Вартиру, помыть посуду, постирать, сходить в магазин. На работу

3 отдаленного района ездит самостоятельно».

В данном случае потенциальные возможности ребенка были раскрыты в результате правильно построенных родительско-детс-ких отношений и, что особенно важно, без отрыва от семьи.

Там, где родители считают ребенка равноправным членом семьи и относятся к нему с пониманием, как к партнеру, налицо дру-жеско-покровительские отношения. Дети из этих семей оказались более адаптированы к жизни: учатся или закончили школу, занима ются спортом, принимают участие в соревнованиях (Special Olyrn pic), посещают бассейн и различные кружки.

Таким образом, исследование внутрисемейных отношений, проведенное методом наблюдений показало, что межсупружеские отношения в большинстве своем в данной группе обследуемы;; хорошие и стабильные, а отношения родительско-детские несут ш, себе отпечаток сверхопеки.

Психологические исследования семейных взаимоотношений осуществлялись с использованием методики Part, позволившей получить дополнительную информацию об особенностях семейного воспитания. Ее применение позволило выявить отличия в оценках родителей основной и контрольной групп, касающихся эмоционального контакта и дистанции с ребенком, концентрации на ребенке и отношения к семейной роли.

Результаты проведённого исследования показывают, что установки и реакции родителей этих групп отличаются по целому ряду признаков.

Так, признаки, относящиеся к оценке излишней эмоциональной дистанции родителей с ребенком (раздражительность, излишняя строгость, уклонение от контакта) для основной группы имеют меньшие значения, чем в контрольной. Родители последней испытывают большее раздражение и более строги к своим детям, нежели родители основной группы (рис. 28). Это можно объяснить тем, что родители здоровых детей считают строгое воспитание более эффективным в условиях возможного формирования у повзрослевшего ребенка дурных наклонностей, которые необходимо переломить. Проявления излишней уместной и неуместной самостоятельности их ребенка вызывают у них раздражительность.

Группа признаков, относящаяся к излишней концентрации на ребенке (рис. 29): чрезмерная забота, подавление воли, опасение обидеть, исключение внесемейных влияний, подавление агрессивности, подавление сексуальности, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, ускорение развития ребёнка, – имеют отличия в признаках чрезмерной заботы, вмешательства в мир ребенка и его ускоренное развитие, с преобладанием их значений в основной группе. Чрезмерная забота родителей основной группы легко объясняется

 

Раздражительность

Излишняя Уклонение от
строгость конфликта

• Основная группа П Контрольная группа 'ис. 28. Оценка эмоциональной дистанции «родители-ребенок»

Я Основная группа П Контрольная группа
Рис. 29. Оценка излишней концентрации на ребенке

Тем, что больной ребенок требует больше внимания, он более зависим от родителей. Выраженность этого признака в свою очередь. приводит к тому, что родители стремятся все знать о ребенке, стремятся ограждать его от жизненных сложностей и забот.

Необходимость каждодневной заботы о ребенке и преодоления связанных с этим многочисленных трудностей, их большая тяжесть, чем у родителей контрольной группы, обусловливает и стремление ускорить развитие своего больного ребенка.

Меньшая выраженность признаков: подавление воли, агрессивности и сексуальности в основной группе может быть объяснена тем, что дети с синдромом Дауна не отличаются ярко выраженной агрессивностью и сексуальностью, а их волевые устремления не выходят за рамки семьи, дома. Поэтому вполне объяснимо, что у родителей нет необходимости оказывать особое воздействие на эти качества детей.

Отношения супругов в семье оцениваются через признаки: зависимость от семьи, ощущение самопожертвования, семейные конфликты, сверхавторитет родителей, неудовлетворенность ролью хозяйки, безучастность мужа, доминирование матери и несамостоятельность матери. Признаки самопожертвования, сверхавторитета родителей и несамостоятельность матери в основной группе имеют большие значения, чем в контрольной (рис. 30). Необходимость высокого самопожертвования родителей основной группы диктуется самой жизнью – свой выбор они сделали еще при рождении ребенка, не сдав его государству, тем самым обрекая себя в значительной степени на самоотречение, на неизбежные моральные и материальные издержки. Родители, чьи дети лишены полноценного общения с окружающим миром, невольно становятся для них единственным авторитетом, при этом соответствующим образом формируются и взгляды родителей. Несамостоятельность матери, принявшей роль мученицы, вынужденной с одной стороны жертвовать всем во имя ребенка, а с другой - неспособной пожертвовать собой без поддержки со стороны, например супруга, определяет и высокую оценку признака «несамостоятельность матери». Мать оставляет работу, во всем зависит от мужа, который в большинстве случаев является материальной опорой семьи, у нее не складываются отношения с родственниками, которые не понимают и не разделяют ее трудностей.

Степень согласованности оценок, даваемых родителями в основной группе, достаточно высока, о чем свидетельствует коэффициент их корреляции (р=0,85). Это подтверждается наблюдениями за их взаимоотношениями, являющимися достаточно хорошими и стабильными.

группа

П Контрольная группа

Рис. 30. Оценка отношения родителей к семейной роли

Приведённые результаты свидетельствуют о том, что взгляды родителей исследуемых групп на межсупружеские отношения и отношения с детьми имеют различия почти в половине признаков. Так, в семьях основной группы, воспитывающих больных детей (рис. 30), таблица значения признаков, характеризующих стремление родителей к авторитарности в воспитании, отражает более низкие оценки. Значения признаков, отражающих их стремление к родительской опеке, напротив, имеют более высокие показатели. Такие отличия характеризуют родителей основной группы как заботливых и понимающих трудности своего больного ребенка, придерживающихся мягкого стиля общения с ним. Такая позиция этих родителей говорит о том, что наличие в семье больного ребенка формирует их отношения, проявляющиеся в более мягком доминировании, сдержанности, умеренной строгости, терпимости. Учитывая тот факт, что наше общество в целом ориентировано на Игнорирование проблем инвалидов, родители, надеясь больше на себя, подсознательно стараются оградить своего ребёнка от трудностей. Учитывая психофизические возможности подростка, Родители к тому же и минимизируют диктат в воспитании.

Таким образом, основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей взрослого умственно отсталого ребенка, являются:

• воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;

• заниженный уровень требовательности к ребёнку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;

• вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;

• вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре;

• постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.

Превалирующим видом родительско-детских отношений в такой семье являются отношения опеки и покровительства.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.186 (0.007 с.)