Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие коммуникативных навыковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У молодых людей с умеренной и тяжелой умственной Отсталостью в процессе обучения Для оценки начального и последующих обследований, а также с целью учета успешности обучения навыкам общения в данной части работы была использована психологическая методика Р. Жиля, адаптированная нами применительно к данному контингенту обследованных. Эта методика позволяет провести изучение социальной приспособленности и взаимоотношений умственно отсталых лиц с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для молодого человека и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой сообщается, что от молодого человека ждут ответов на вопросы по картинке. Методика позволяет получить информацию об отношении молодого человека к разным окружающим его людям и их значимости для него. С использованием данной методики были обследованы молодые люди от 15 до 30 лет (46 человек), имеющие умеренную и тяжелую степень умственной отсталости. Клинико-психологическая характеристика этих молодых людей представлена в предыдущих главах монографии. Если в группе с умеренной умственной отсталостью с применением методики Р. Жиля удалось провести обследование всех молодых людей, то в группе с тяжелой умственной остал остью-только 56% молодых люде и, в основном, владеющих вербальными средствами общения. С последними проведено динамическое обследование в процессе эксперимента по обучению общению в течение 1,5 лет. Тяжело умственно отсталые молодые люди, проживающие в психоневрологическом интернате были обследованы 4 раза: I - в начале работы, II – спустя 6 месяцев, III – спустя 1 год, IV – спустя 1,5 года. В таблице 16 представлены усредненные показатели методики Р. Жиля у двух групп обследованных. Можно видеть, что в обеих группах наиболее высокие значения отмечались в показателях «реакция на фрустрацию» (71,7% и 63,3% – у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью соответственно), а также «отношение к матери» (53,5% и 56,7%) и «любознательность» (49,2% и 50,3%, соответственно). Высокие показатели реакции на фрустрацию свидетельствуют о наличии у обследованных молодых людей поведенческих трудностей и проблем в общении. Они бывают очень упрямы, агрессивны, не разговаривают, их трудно заинтересовать и удержать внимание на занятиях. Отмечалась высокая симбиотическая связь с матерью у молодых людей обеих групп при очень низкой с отцом (6,5% и 10,0%, соответственно) и с другими родственниками. На III месте по значимости у обследованных лиц оказался показатель любознательности. Как отмечалось выше, у детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью также выявлено с помощью других методик высокое значение этого показателя. В отличие от сведений, имеющихся в литературе, где указывается на почти полное отсутствие инициативы, любознательности и наличие инертности и ту-гоподвижности у этих лиц, нами получены другие данные, говорящие о противоположном и о противоречивом развитии данных личностных особенностей у умственно отсталых молодых людей. Таблица 16 Показатели межличностных отношений у молодых людей с нарушением интеллекта, %
В группе молодых людей с умеренной умственной отсталостью в 2 раза чаще преобладало стремление к общению и в 3 раза – межличностные отношения к другу (подруге) по сравнению с лицами с тяжелой умственной отсталостью. Показатели «отношение к учителю», «стремление к лидерству», «конфликтность и агрессивность», хотя и были выражены более слабо по сравнению с предыдущими, однако имели большие значения в группе обследованных с умеренной умственной отсталостью. С группой молодых людей, имеющих тяжелую умственную отсталость 3 раза в неделю по 2-3 часа в течение 1,5 лет проводились коррекционные занятия по развитию навыков общения с применением программы Л.М. Шипицыной и соавт. «Азбука общения» (1998) и финской программы Люиса Нюканен «Книга о хорошем Поведении» (1998). Полученные результаты рассмотрим на двух наиболее типичных примерах. Пример 1. Константин П., 25лет. Диагноз: тяжелая умствен ная отсталость, негативизм, дисфория, энкопрез. Поведенческие нарушения, аффективная возбудимость, агрессивность, гневливость. Сексуальная расторможенность, онанизм. Физическое развитие. Передвигается самостоятельно, координация и точность движений не нарушены. Развитие мелкой мото-рики удовлетворительное. Родители отмечают наличие навязчивых движений: перелистывание книг, газет, настойчивое приставание к людям. Самообслуживание и трудовые навыки. Навыки личной гигиены сформированы недостаточно, чистит зубы и умывается самостоятельно, но требуется помощь при принятии ванны. Отношение к пище спокойное, владеет навыками приема пищи. Мотивы отношения к труду неустойчивы, ситуативны. Владеет простейшими навыками работы с бумагой, тканью, умеет пришить пуговицу, может резать ножницами бумагу, ткань. Работоспособность низкая. Физических ограничений для выполнения домашнего труда не имеет, но в связи с потворствующей гиперопекой матери, круг таких обязанностей ограничен. Эмоциональное развитие. При значительной эмоциональной лабильности преобладает позитивный фон настроения. В ситуациях фрустрации возможны аффективные реакции, агрессия. Тревожность высокая, наличие страхов не выявлено. Понимание собственных чувств и адекватность их выражения неудовлетворительны, мимика не всегда соответствует выражаемым эмоциям. Понимание отдельных эмоциональных состояний окружающих недостаточно, дифференцирует лишь ярко выраженные эмоции, что заметно снижает адекватность ответных реакций в общении. Обучение и развитие речи. Закончил один класс специальной школы, был признан необучаемым, переведен в психоневрологический интернат, проживает в нем на 5-ти-дневном режиме. На выходные дни родители забирают его домой. Семья полная, кроме Кости детей нет. Удовлетворительно развита речь. Логопедический диагноз: функциональная дислалия. Объем активного словаря резко снижен. Задает нелепые вопросы, дает ответы не по теме. Склонен повторять одни и те же слова. Сквернословит. Коммуникативные навыки. Знает имена своих родителей и ближайших родственников. Характер отношений с матерью варьирует от безразличного к негативному. В поведении стремится подражать отцу, что отрицательно отражается на его отношениях с матерью (агрессивен, склонен к бурным аффективным вспышкам). Стал проявлять интерес к общению в группе молодых людей (юношей Девушек). Характер отношений и общения с участниками группы Оброжелательный, к лидерству не стремится. Среди значимых взрослых признает авторитет учителя, несложные задания выпол- няет без принуждения. Появился интерес к совместной трудовой Деятельности (стал более активен, инициативен). Удовлетворительно владеет навыками речевого общения (по-нимает обращенную речь, способен выразить свои мысли и пожелания, умеет начать и поддержать беседу, застреваем). Умение использовать в общении невербальные средства сформировано недостаточно. Самооценка завышена. Осознание собственного «Я» в настоящем адекватно по полу и возрасту, но в прошлом и будущем себя не идентифицирует. Знает и соблюдает основные правила поведения дома и на улице, но в ситуациях общения с незнакомыми людьми ориентирован слабо. Не владеет умением оказать себе и другим помощь и не может применить знания правил безопасности в экстремальных ситуациях. Имеет представление о функции служб помощи (медицинской, пожарной и т.д.), но не сможет связаться с ними в случае необходимости. Работа в группе общения. В первые месяцы занятий Костя охотно присутствовал и занимался, но ни с кем не разговаривал, не общался, никого не называл по имени. Мог неожиданно встать и начать ходить по комнате, хватать различные предметы и смотреть в окно. На замечания внимания не обращал. Во время обследования вел себя спокойно, охотно отвечал на вопросы, рассматривал предложенные картинки. При первом обследовании межличностных отношений Константина П. с использованием методики Р. Жиля было установлено, что выраженность показателя отношений с матерью составила 35%, с отцом - 40%, а также был высоким показатель значимости отношения к родителям как к чете 58%. Отношения с другом не имели актуальности и составили нулевые значения. Низкий показатель - отношения с учителем - 25%. Несмотря на высокое стремление к лидерству – 50%, отмечалась низкая любознательность – 15% и желание общаться - 25%, конфликтность - 25% и отгороженность - 12% (табл.17). Высокий показатель реакции на фрустрацию – 100% связан, вероятно, с большим числом поведенческих трудностей у данного Молодого человека и наличием проблем общения. При II обследовании (спустя полгода от начала занятий в группе общения) у Константина П. были зарегистрированы следующие Результаты: выраженность значимости отношений с матерью и от-Цом уменьшились (до 25% и 35%, соответственно), к родителям как Таблица 17 Регистрационный лист методики Рене Жиля при обследовании Кости П., 25 лет
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.168.199 (0.007 с.) |