Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие коммуникативных навыков

Поиск

У молодых людей с умеренной и тяжелой умственной

Отсталостью в процессе обучения

Для оценки начального и последующих обследований, а также с целью учета успешности обучения навыкам общения в данной части работы была использована психологическая методика Р. Жиля, адаптированная нами применительно к данному контингенту обследованных.

Эта методика позволяет провести изучение социальной приспособленности и взаимоотношений умственно отсталых лиц с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных

ситуациях, важных для молодого человека и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой сообщается, что от молодого человека ждут ответов на вопросы по картинке. Методика позволяет получить информацию об отношении молодого человека к разным окружающим его людям и их значимости для него.

С использованием данной методики были обследованы молодые люди от 15 до 30 лет (46 человек), имеющие умеренную и тяжелую степень умственной отсталости. Клинико-психологическая характеристика этих молодых людей представлена в предыдущих главах монографии. Если в группе с умеренной умственной отсталостью с применением методики Р. Жиля удалось провести обследование всех молодых людей, то в группе с тяжелой умственной остал остью-только 56% молодых люде и, в основном, владеющих вербальными средствами общения.

С последними проведено динамическое обследование в процессе эксперимента по обучению общению в течение 1,5 лет. Тяжело умственно отсталые молодые люди, проживающие в психоневрологическом интернате были обследованы 4 раза: I - в начале работы, II – спустя 6 месяцев, III – спустя 1 год, IV – спустя 1,5 года.

В таблице 16 представлены усредненные показатели методики Р. Жиля у двух групп обследованных. Можно видеть, что в обеих группах наиболее высокие значения отмечались в показателях «реакция на фрустрацию» (71,7% и 63,3% – у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью соответственно), а также «отношение к матери» (53,5% и 56,7%) и «любознательность» (49,2% и 50,3%, соответственно).

Высокие показатели реакции на фрустрацию свидетельствуют о наличии у обследованных молодых людей поведенческих трудностей и проблем в общении. Они бывают очень упрямы, агрессивны, не разговаривают, их трудно заинтересовать и удержать внимание на занятиях. Отмечалась высокая симбиотическая связь с матерью у молодых людей обеих групп при очень низкой с отцом (6,5% и 10,0%, соответственно) и с другими родственниками. На III месте по значимости у обследованных лиц оказался показатель любознательности. Как отмечалось выше, у детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью также выявлено с помощью других методик высокое значение этого показателя. В отличие от сведений, имеющихся в литературе, где указывается на почти полное отсутствие инициативы, любознательности и наличие инертности и ту-гоподвижности у этих лиц, нами получены другие данные, говорящие о противоположном и о противоречивом развитии данных личностных особенностей у умственно отсталых молодых людей.

Таблица 16

Показатели межличностных отношений у молодых людей с нарушением интеллекта, %

№ _~ –– - 1. Показатели Группа молодых люедй с умеренной умственной отсталостью Группа молодых людей с тяжелой умственной отсталостью
Отношение к матери 53,7 56,7
2. _ – – - 3. Отношение к отцу 6,5 10,0
Отношение к родительской чете 0,9 15,5
4. Отношение к братьям и сестрам 2,9  
5. Отношение к бабушке и дедушке и другим взрослым родственникам 5,3  
6. Отношение к другу и подруге 45,8 16,0
7. Отношение к учителю 30,8 18,2
8. Любознательность 49,2 50,3
9. Стремление к общению в больших группах 50,8 27,2
10. Стремление к лидерству 28,9 20,5
11. Конфликтность и агрессивность 27,2 11,5
12. Реакция на фрустрацию 71,7 63,3
13. Стремление к уединению 22,2 23,8

В группе молодых людей с умеренной умственной отсталостью в 2 раза чаще преобладало стремление к общению и в 3 раза – межличностные отношения к другу (подруге) по сравнению с лицами с тяжелой умственной отсталостью. Показатели «отношение к учителю», «стремление к лидерству», «конфликтность и агрессивность», хотя и были выражены более слабо по сравнению с предыдущими, однако имели большие значения в группе обследованных с умеренной умственной отсталостью.

С группой молодых людей, имеющих тяжелую умственную отсталость 3 раза в неделю по 2-3 часа в течение 1,5 лет проводились коррекционные занятия по развитию навыков общения с применением программы Л.М. Шипицыной и соавт. «Азбука общения» (1998) и финской программы Люиса Нюканен «Книга о хорошем Поведении» (1998).

Полученные результаты рассмотрим на двух наиболее типичных примерах.

Пример 1. Константин П., 25лет. Диагноз: тяжелая умствен ная отсталость, негативизм, дисфория, энкопрез. Поведенческие нарушения, аффективная возбудимость, агрессивность, гневливость. Сексуальная расторможенность, онанизм.

Физическое развитие. Передвигается самостоятельно, координация и точность движений не нарушены. Развитие мелкой мото-рики удовлетворительное. Родители отмечают наличие навязчивых движений: перелистывание книг, газет, настойчивое приставание к людям.

Самообслуживание и трудовые навыки. Навыки личной гигиены сформированы недостаточно, чистит зубы и умывается самостоятельно, но требуется помощь при принятии ванны. Отношение к пище спокойное, владеет навыками приема пищи.

Мотивы отношения к труду неустойчивы, ситуативны. Владеет простейшими навыками работы с бумагой, тканью, умеет пришить пуговицу, может резать ножницами бумагу, ткань. Работоспособность низкая. Физических ограничений для выполнения домашнего труда не имеет, но в связи с потворствующей гиперопекой матери, круг таких обязанностей ограничен.

Эмоциональное развитие. При значительной эмоциональной лабильности преобладает позитивный фон настроения. В ситуациях фрустрации возможны аффективные реакции, агрессия. Тревожность высокая, наличие страхов не выявлено. Понимание собственных чувств и адекватность их выражения неудовлетворительны, мимика не всегда соответствует выражаемым эмоциям. Понимание отдельных эмоциональных состояний окружающих недостаточно, дифференцирует лишь ярко выраженные эмоции, что заметно снижает адекватность ответных реакций в общении.

Обучение и развитие речи. Закончил один класс специальной школы, был признан необучаемым, переведен в психоневрологический интернат, проживает в нем на 5-ти-дневном режиме. На выходные дни родители забирают его домой. Семья полная, кроме Кости детей нет.

Удовлетворительно развита речь. Логопедический диагноз: функциональная дислалия. Объем активного словаря резко снижен. Задает нелепые вопросы, дает ответы не по теме. Склонен повторять одни и те же слова. Сквернословит.

Коммуникативные навыки. Знает имена своих родителей и ближайших родственников. Характер отношений с матерью варьирует от безразличного к негативному. В поведении стремится подражать отцу, что отрицательно отражается на его отношениях с матерью (агрессивен, склонен к бурным аффективным вспышкам). Стал проявлять интерес к общению в группе молодых людей (юношей

Девушек). Характер отношений и общения с участниками группы

Оброжелательный, к лидерству не стремится. Среди значимых

взрослых признает авторитет учителя, несложные задания выпол-

няет без принуждения. Появился интерес к совместной трудовой

Деятельности (стал более активен, инициативен).

Удовлетворительно владеет навыками речевого общения (по-нимает обращенную речь, способен выразить свои мысли и пожелания, умеет начать и поддержать беседу, застреваем). Умение использовать в общении невербальные средства сформировано недостаточно. Самооценка завышена. Осознание собственного «Я» в настоящем адекватно по полу и возрасту, но в прошлом и будущем себя не идентифицирует.

Знает и соблюдает основные правила поведения дома и на улице, но в ситуациях общения с незнакомыми людьми ориентирован слабо. Не владеет умением оказать себе и другим помощь и не может применить знания правил безопасности в экстремальных ситуациях. Имеет представление о функции служб помощи (медицинской, пожарной и т.д.), но не сможет связаться с ними в случае необходимости.

Работа в группе общения. В первые месяцы занятий Костя охотно присутствовал и занимался, но ни с кем не разговаривал, не общался, никого не называл по имени. Мог неожиданно встать и начать ходить по комнате, хватать различные предметы и смотреть в окно. На замечания внимания не обращал. Во время обследования вел себя спокойно, охотно отвечал на вопросы, рассматривал предложенные картинки.

При первом обследовании межличностных отношений Константина П. с использованием методики Р. Жиля было установлено, что выраженность показателя отношений с матерью составила 35%, с отцом - 40%, а также был высоким показатель значимости отношения к родителям как к чете 58%. Отношения с другом не имели актуальности и составили нулевые значения. Низкий показатель - отношения с учителем - 25%. Несмотря на высокое стремление к лидерству – 50%, отмечалась низкая любознательность – 15% и желание общаться - 25%, конфликтность - 25% и отгороженность - 12% (табл.17).

Высокий показатель реакции на фрустрацию – 100% связан, вероятно, с большим числом поведенческих трудностей у данного Молодого человека и наличием проблем общения.

При II обследовании (спустя полгода от начала занятий в группе общения) у Константина П. были зарегистрированы следующие Результаты: выраженность значимости отношений с матерью и от-Цом уменьшились (до 25% и 35%, соответственно), к родителям как

Таблица 17

Регистрационный лист методики Рене Жиля при обследовании Кости П., 25 лет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.168.199 (0.007 с.)