Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д.Н.Исаевым (1982) отмечено, что при дисфорической форме чаще регистрируются обнаженная сексуальность и аутоагрессив-ные склонности.

Поиск

Д.Н.Исаев (1982) описал типы проявлений психопатоподоб-ных расстройств при легкой степени умственной отсталости. При, так называемом, перверзном типе чаще отмечается либо дромома-Ния, либо извращенная сексуальность.

Особенно часто встречаются развратные действия с малолетни-ми, эксгибиционизм и гомосексуальные контакты (ЛичкоА. Е., 1985). Девочки иногда обнаруживают склонность к сексуальным

Вымыслам в отношении невиновных лиц, часто сами провоцирую-,, сексуальную агрессию (Парфентьева О. В., 1978).

По данным Г. К. Поппе (1986) среди нарушений поведения у умственно отсталых девочек чаще встречаются аутоагрессия ц сексуальные девиации. Нарушения поведения, связанные с рано развившимся и извращенным сексуальным влечением, наблюдалось у 40% (из 488 обследованных детей). У девочек они начинались раньше и отмечались в полтора раза чаще, чем у мальчиков.

Вместе с тем Д. Н.Исаев, В.Е.Каган (1980) отмечают, что мнение о частоте сексуальных преступлений умственно отсталых очень преувеличено. Частота грубых сексуальных проявлений с возрастом уменьшается.

По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность детей с нарушением интеллекта возрастает, они, так или иначе, осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет в разрез с усвоенными моральными нормами.

В рамках целостного холистического подхода следует рассматривать проблему нарушения формирования полоролевой идентичности как фактор, осложняющий адаптацию умственно отсталых детей. Изучение формирования половой идентичности и освоения половой роли показало, что это целостная система, создающаяся в определенном культурно-историческом контексте.

При современных тенденциях в опеке над умственно отсталыми наблюдается отход от принципа, требующего изоляции таких больных и содержания их в специальных закрытых учреждениях, и внедрение нового подхода, предполагающего возможность интеграции таких лиц в общество. Это приведет к усилению вероятности образования гетеросексуальных связей между умственно отсталыми лицами. Возникает риск нежелательной беременности. Следовательно, возникает необходимость большего внимания педагогов, психологов к вопросам половой жизни умственно отсталых лиц и важного значения разработки программ их полового воспитания. Эти вопросы требуют специальной и глубокой проработки.

Концепции полоролевой идентичности и половых ролей

В последние два десятилетия теории биологического пола, рассматривающие мужское и женское, половой диморфизм и половой дипсихизм, все более вытесняются теориями половых ролей, сопоставляющих маскулинность и фемининность как личностные измерения.

 

Важно подчеркнуть, что половые стереотипы, роли и идентичности – не синонимы, хотя различия между ними часто оказываются нечеткими, а это приводит к терминологической разноголосице в литературе.

Так, идентификация понималась К. Юнгом как бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом или группой, или процессом, образом, идеалом. Идентификация является важной частью нормального развития.

Термин «идентификация» был введен З.Фрейдом в 1917 году ъ работе «Печаль и меланхолия». Идентификация понималась им как имитация поведения родителя своего пола, вплоть до формирования комплексов Эдипа и Электры.

Позже, другими исследователями, концепция имитации была расширена до моделирования – имитации поведения людей своего пола вообще, а не только родителей.

М. Claes (1991) отмечает, что, начиная с раннего детства, человек быстро идентифицирует свойственные и не свойственные каждому полу варианты поведения. Подобная ассимиляция не является результатом намеренного обучения, она, скорее, продукт постепенного усвоения ряда норм, определяющих адекватное поведение.

В психологическом словаре (1991) мы находим определение идентификации как эмоционально-когнитивного процесса неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образом.

В младенчестве возникает первичная идентификация, которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место вторичной идентификации, играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия.

Применительно ко взрослому субъекту, идентификация связывалась с невротическими симптомами, при которых у субъекта из-за желания оказаться в положении объекта, возникают болезненные явления, характерные для последнего.

Что же касается понятия «идентичность», то она в наибольшей мере связана с половыми ролями и во многом определяет «Я-кон-Цепцию». Р. Берне (1986) отмечал, что человек строит «образ Я» через призму своей идентичности. J. Money и A. Ehrhardt (1972) Подчеркнули тесную связь понятий «половая роль» и «половая Идентичность»: половая идентичность есть субъективное пережи-вание половой роли, которая, в свою очередь, есть публичное выра-половой идентичности.

 

По определению И. С. Кона (1988), половая роль – это некото рая система предписаний, модель поведения, которую должер усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной. Автор указывает, что «роль» и «идентичность» взаимосвязаны и предполагают друг друга. Тем не менее, они не тождественны, и их изучение имеет разные точки отсчета: половые роли соотносятся с системой нормативных предписаний культуры, а половая идентичность – с системой личности.

Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли (Кон И. С., 1988).

Определяя половую и полоролевую идентичности, нельзя не вспомнить, что впервые понятие идентичности сформулировал Е. Erikson (1959). Он является автором теории идентичности, которая родилась из клинического анализа непостоянства «Я» при неврозах.

Согласно Е. Erikson (1959), понятие «Я-идентичности» занимает центральное место в осмыслении процесса развития и включает ряд важных аспектов.

Во-первых, идентичность соотносится с понятиями единства и монолитности, позволяющими описать одни явления отличными от других.

Во-вторых, оно определяет представления о постоянстве и протяженности, поддерживающие константность объектов и субъектов, несмотря на временные изменения, которые они могут претерпевать.

В-третьих, идентичность позволяет установить отношения между вещами, объединяя те, которые «существуют совместно», и, «перегруппируя их по сходству и различию».

Идентичность определяется как тождественность самому себе и противостоит разделяющим тенденциям.

Иными словами, понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития.

Идентичность - это показатель зрелой (взрослой) личности, истоки организации которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза.

Основные этапы взрослого возраста предвосхищают три аспекта становления идентичности в отрочестве: половая поляризация противостоит бисексуальности; интеграция функций власти и подчинения - потере авторитета; идеологический выбор – смещению ценностей (Erikson Е., 1972).

И хотя Э. Эриксон не использует термин «полоролевая идентичность», отталкиваясь от его теории, полоролевую идентичность можно определить как принятие себя в соответствии с собственным полом и принятие наличия определенного пола в себе.

Структура «Я» тем лучше развита, чем лучше человек осознает свою собственную целостность, свое сходство и различие с другим, свою ограниченность и свои возможности. Формирование идентичности никогда не бывает однонаправленным, оно охватывает половую идентификацию, становление определенной мировоззренческой позиции и выбор той или иной профессиональной ориентации (MarciaJ., 1980).

Именно проблемы принятия своей половой роли – представление о себе как о существе мужского или женского пола и степень удовлетворенности, связанная с этим представлением, – в наибольшей мере связаны с невротическими и личностными нарушениями.

Освоение половой роли представляет собой основную задачу отрочества. Если в детстве окружающие могут смириться с некоторыми отклонениями в поведении ребенка от предписанных половых ролей, то в отрочестве выбор должен быть более четким, а необходимость избежать отклонений – более очевидной.

Как отмечает М. Claes (1991), общество более терпимо к женским половым ролям, которые могут разворачиваться в широком регистре, например: девушка на некоторое время может выбрать модель «свой парень» и получить признание своего семейного и социального окружения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.01 с.)