Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации как самого ребенка, так и его родителей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации как самого ребенка, так и его родителей.



Следовательно, все семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными признаками:

– родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);

– личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

– семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

– социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;

– «особый психологический конфликт» (Ч. Шефер, Л. Кери, 2000) возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы специальных упражнений. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным. Поэтому родители не должны забывать и о соб-

„енном самообразовании, т. к. помочь больному ребенку можно СмШЬ тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представ-л ниями о его болезни (Г.А.Калюжин, М.П.Дерюгина, 1993). ' д. Р. Маллер (1996) приводит данные об обратной зависимости ЖДУ такими переменными, как степень умственной отсталости ебенка и уровень коэффициента интеллекта родителей. Часто это заботливые, терпеливые, добрые люди. Они имеют высшее и среднее специальное образование. Рождение ребенка изменяет жизнедеятельность семьи. Однако, любовь и вера в него, творческая сила и резервные возможности личности, позволяют найти родителям нужное направление в их нелегком пути.

Какими же качествами должны обладать родители детей-инвалидов, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние? На наш взгляд, это следующие ключевые черты:

– родители должны иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;

- родители должны строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;

- родители должны четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;

– родители должны развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.

Помощь детям с нарушением интеллекта требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей. Эта работа включает обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи. Необходимо, чтобы родители Не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность Ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно Решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.

^Исследуя характер длительных эмоциональных пережива-^ий родителей, воспитывающих детей-инвалидов, В.М.Сорокин ('998) отмечает, что устойчивым компонентом отдаленных эмоци-°Чальных переживаний является экзистенциальный кризис, про-

являющийся в остром чувстве несамореализованности. Исходны», пунктом последнего является ощущение неполноты чувства мате ринства, его незавершенности и бесконечности («дети так и оста ются детьми»). В случае нормального развития первоначальная симбиотическая связь ребенка и матери постепенно сменяется все усиливающейся автономией взрослеющего сына или дочери, что высвобождает время и силы родителей для реализации личных мотивов (профессиональный рост, получение образования, общение с друзьями, поездки, посещение театров, музеев, собственные увлечения). В процессе воспитания ребенка – инвалида избыточная первоначальная симбиотическая связь не только со временем не ослабевает, но в ряде случаев даже усиливается.

Умственно отсталый ребенок всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Это определяет необходимость психологической коррекционной работы в таких семьях. Опыт показывает, что семейная ситуация остается более контролируемой в семьях, в которых родители имеют более широкий кругозор и круг интересов.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов правильное отношение к больному ребенку, сочувствие и желание оказывать ему помощь (Е. М. Мастюкова, А. Г. Москов-кина, 1991).

Необходима совместная со специалистами работа по поиску «рациональных путей социальной адаптации детей», забота «об их будущем, воспитании, образовании, трудоустройстве, которое соответствовало бы реальным возможностям молодого человека». Для успешного семейного воспитания умственно отсталого ребенка важно помнить слова Т. Вейса (1992), который говорил, что не только окружающие влияют на такого ребенка, но и сам ребенок в значительной степени влияет на окружающих, в первую очередь, конечно на семью.

Исходя из недостаточной изученности проблем семьи, имеющей ребенка с разной степенью умственной отсталости, нами поставлена цель исследовать особенности взаимоотношений родителей и детей с нарушением интеллекта, а также выявить зависимость между характером взаимоотношений в семье и психическим состоянием ребенка.

I

для осуществления этой цели необходимо изучить:

_ семью, воспитывающую ребенка с умственной отсталостью;

- социально психологические проблемы, влияющие на благополучие семьи;

- стили семейного воспитания в семье умственно отсталого ребенка;

- влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка и его социализацию;

- своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением интеллекта.

Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью

Для проведения исследования были выбраны 2 группы учащихся 8–10 лет с разной степенью умственной отсталости, обучающихся во вторых классах специальной (коррекционной) школы-центра диагностики и интегрированного обучения № 34 Санкт-Петербурга и их семьи. Первая группа – дети с легкой степенью умственной отсталости (16 человек) и их семьи; вторая группа – дети с умеренной степенью умственной отсталости (19 человек) и их семьи.

Для составления представления о семьях детей и изучения личности учащихся были использованы следующие методы:

- анализ личных дел учащихся, дневников наблюдения, таблиц эмоционально-личностного развития конкретных детей, медицинских сведений, карт индивидуального развития;

- изучение продуктов деятельности (результаты детского творчества и учебной деятельности);

- беседы с учителями и воспитателями учащихся;

- наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей.

Предварительный сбор информации об особенностях учащихся и их семей позволил нам составить общую характеристику контингента испытуемых.

Дети первой группы, в основном, гиперактивные, легко возбудимые. Испытуемые второй группы имеют проблемы в межличностном общении со сверстниками. У некоторых учащихся отмечайся элементы агрессии, состояния аффективного возбуждения Или, напротив, реакции замыкания, ухода в себя.

Семьи учащихся, участвующих в обследовании, характеризуйся, в основном, как проблемные. Около 2/3 от общего числа се-материально нуждаются. Из 35 изучаемых семей: 5 – много-, 14 – неполные (причем в одной родитель – отец), 1 – опе-

кунская семья. Третья часть всех семей являются асоциальными (злоупотребление алкоголем), с низким уровнем общей культурь, В основном, в изучаемых семьях родители имеют среднее или сред нее специальное образование и только 3 человека - высшее.

Особенности отношений родителей к ребенку и стиль их воспитания могут быть причиной нарушений в поведении и развитии ребенка. Изучение психологического климата семьи и родительских установок и позиций по отношению к детям позволяет определить тип межличностных отношений, существующий в семье между родителями и ребенком.

Для изучения типов межличностных отношений родителей с детьми использовали тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) Л. Я. Варга и В. В. Столина. Текст опросника состоит из 61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов.

Перед заполнением теста-опросника родителям давалась подробная инструкция о порядке и правилах работы (Приложение 1.6).

Анализ полученных в исследовании результатов (по опроснику А. Я. Варга и В. В. Столина) позволил нам выявить типы родительского отношения к детям, имеющим разную степень умственной отсталости. В первой группе испытуемых преобладает авторитарная гиперсоциализация детей и отношение родителей к ребенку как к «маленькому неудачнику» (табл. 26).

Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители его либо эмоционально отвергают, либо начинают авторитарно следить за социальными достижениями ребенка и требовать от него успеха. Социально-желательное отношение родителей к своему ребенку выявлено только в одной семье.

Приведем пример авторитарно-родительского отношения к ребенку.

Пример 1. Сережа Ч., 9лет. Диагноз: легкая степень умственная отсталости.

Семья полная, трое детей: 2 мальчика – 9 и 10 лет, и старшая дочь. Родители имеют среднее специальное образование. Мать маляр-штукатур, отец – водитель автобуса. Родители, стараясь обеспечить своих детей всем необходимым, много времени проводят на работе. Желая оградить сына от неприятностей в жизни, родители строго следят за ним. При этом они отмечают, что Сережа может их вывести из себя, часто ловят себя на враждебном отношении к нему и с нежностью вспоминают его маленьким. Родители стыдятся проявления низких интеллектуальных способностей

Таблица 26 Типы родительского отношения к умственно отсталым детям, %



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.011 с.)