С другой стороны, создание деревенской общины на Русской земле имеет исторические основания, как имевшая место в народе деревенская община – «мир». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С другой стороны, создание деревенской общины на Русской земле имеет исторические основания, как имевшая место в народе деревенская община – «мир».



Для улучшения жизни инвалидов с психическими нарушениями важным является опыт организации общины, в которой они овладевают необходимыми навыками для полноценной и независимой жизни. Так, в Ленинградской области в Волховском районе, на месте крестьянской общины М.В.Петрашевского организована и существует такая община – «Деревня Светлана». В ней, по желанию и с согласия родителей, молодые люди с умственной отсталостью учатся жить самостоятельно в рамках единой большой семьи, в которой на равных условиях живут и больные, и здоровые люди. Они занимаются сельскохозяйственным трудом, животноводством, сами готовят себе еду, рсуществляют уборку помещений, планируют расходы – в общем все то, что необходимо для максимально автономного проживания.

Центр «Деревня Светлана» была организована и построена с помощью наших норвежских друзей. Ее инициатором и вдохновителем является доктор Маргит Энгель, а первым директором -М. В. Михайлов. М. В. Михайлов, работая в Центре, понял необходимость иметь специальное образование, которое он получил в ИСПиП. Данная глава монографии – результаты его дипломной работы, выполненной под нашим руководством (Л.М.Шипицына) непосредственно в ходе его деятельности в качестве директора и психолога Центра «Деревня Светлана».

Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»

Управление Центром осуществляется коллегиальным органом, выбираемым из членов Центра, который представляет собой Совет Центра. Совет Центра выбирает из числа своих членов директора

Совет Центра

Директор Центра

Административно-финансовая деятельность

Социально-психологическая деятельность

Социально-трудовая деятельность

Социально-психологическая деятельность

Администрирование финансы строительство транспорт интегрированное проживание

Прием в Центр отслеживание

Состояния

Здоровья профилактика

Заболеваний устранение

Социально-психологических

Проблем развитие личности

И навыков общения работа с родителями

Мастерские

Ферма

Огород

Благоустройство территории

Участие в строительстве

Работа по дому

Обучение социально-бытовым навыкам

• культурные мероприятия (праздники, собрания)

• экскурсии

• арттерапия

• физическая культура

рис. 54 Структура Центра социально-психологической реабилитации

(«Деревня Светлана»)

Центра, который представляет Центр как юридическую организацию во всех официальных инстанциях и осуществляет организацию всей текущей деятельности Центра: административно-финансовой, социально-трудовой, социально-психологической, социально-культурной.

На рис. 54 представлена схема структуры Центра и его разных видов деятельности.

Социально-психологическая реабилитация в Центре «Деревня Светлана» представлена тремя основными формами деятельности (рис. 55).

Социально-психологическая деятельность

Работа с родителями: групповая (родительские собрания, дни открытых дверей); индивидуальная.

Интегрированное проживание людей с нарушениями и без нарушений интеллекта: проживание в семейных домах; совместная работа; совместный отдых.

3. Обучение социально-бытовым навыкам: самостоятельное одевание; санитарно-гигиенические навыки; пользование столовым прибором при еде; умение накрывать на стол; застилание постели; самостоятельное мытьё в бане.

Развитие личности: корректировка характера; формирование новых и поддержание старых значимых познавательных интересов; корректировка потребностей; формирование полезных привычек и отучение от вредных.

5. Развитие психических процессов: двигательной сферы (лыжные и пешие прогулки, работа); ощущений (использование в Центре предметов из натуральных материалов); восприятия (экскурсии, картины на стенах в жилых помещениях, окраска различными цветами стен домов); внимания (активного и пассивного, повышение внешней концентрированности при выполнении трудовых операций, во время экскурсий); речи (развитие активного и пассивного словаря фразовой речи); мыслительной деятельности (анализа и синтеза при выполнении трудовых и социально-бытовых операций, совершенствование понятий).

6. Формирование и развитие межличностных отношений: отношение селянина с его мини-социумом (узкий круг людей, с которыми он ежедневно общается: семья, мини-коллектив) и макро-социумом (общение с людьми из внешней среды Центра); развитие доброго отношения к людям, эмпатии.

7. Совершенствование коммуникативных навыков: вербальные (разговор во время работы, отдыха); невербальные (жесты, мимика, позы тела); снятие коммуникативных барьеров (со-

'

Социально-психологическая деятельность

Социально-трудовая деятельность

Социально-культурная деятельность

Религиозное воспитание

Работа с родителями

Ферма

Огород

Мастерские

Интегрированное

Проживание людей

С нарушениями

И без нарушений

Интеллекта

Христианские

И национальные

Праздники

Театральные представления

Обучение социально-бытовым навыкам

Работа по дому

Фольклор

Благоустройство территории Центра

Артттерапия

Развитие личности

Экскурсии

Развитие психических процессов

Строительство объектов

Лекции

Физическая культура Дни открытых дверей Общие собрания Центра

Формирование и развитие

Межличностных отношений

_L

Совершенствование

Коммуникативных

Навыков

Психотерапевтическое воздействие

 

Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре

циальные, психологические – этому способствует, например, общее собрание Центра).

8. Психотерапевтическое воздействие:

– словом (во время еды за столом, во время работы, общие собрания Центра, Евангельские вечера);

– жестами (поглаживание селянина по голове);

– обстановкой (психологическая атмосфера (дух Центра): доброжелательность окружающих (эмоциональный фон), социальная защищённость селян; жизнерадостные тона стен жилых домов, в помещениях на стенах картины и рисунки селян);

– специальными занятиями: музыкотерапия, (пение, слушание музыки); эвритмия (искусство движения, способствующее восстановлению ритмов жизненных процессов); арттерапия (живопись, лепка, народные танцы, постановки спектаклей); библиоте-рапия (Евангельские вечера); ипотерапия (катание на лошадях); трудотерапия (работа с животными на ферме, изготовление молочных продуктов, огород, работа в мастерских, работа по дому).

– психопрофилактика социального окружения Центра: встречи с жителями соседних деревень и городов;

– формирование социально-психологического имиджа Центра через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение);

– расширение социальных связей селян с внешней социальной средой: постановка спектаклей и музыкальных концертов для жителей района, С.Петербурга и Ленинградской области; участие селян в реализации продукции Центра во время ярмарок;

– общие собрания: снятие эмоциональной напряженности (здесь можно: выговориться, посмеяться, выплакаться); снятие социальных и психологических барьеров общения; выработка терпения и умения выслушать другого человека.

Социально-трудовая деятельность

Ферма – дойка коров (два раза в день), уборка коровника (вывезти на тачке навоз, вычистить все места содержания животных, постелить сухую солому, помыть животных, дать им корм, выпустить животных в поле для прогулки, загнать их на место после прогулки), стрижка овец; – изготовление молочных продуктов (масло, сметана, творог, йогурт, сыр).

2. Мастерские:

Столярная мастерская – изготовление полок, шкафов, столов, скамеек для дома и для улицы, грабель, деревянных ручек К'- топорам, вилам, граблям, косам; строительство заборов для сель-

Скохозяйственных угодий, облагораживание территории вокруг жилых домов (лестницы, ступеньки, беседки), изготовление «вагонки» для отделки внутренних помещений жилых домов, изготовление игрушек для детских садов.

Ткацкая мастерская – изготовление: ковриков, сумок из полос старой одежды; работа с шерстью: разбор, мытьё, расчесывание; прядение нити из шерсти на веретене; вязание изделий из шерсти: носки, шарфы, рукавицы, свитера, шапочки; изготовление кукол из хлопчатобумажной ткани и шерсти; ткание полотна из шерстяных и хлопчатобумажных ниток; изготовление одежды к разным спектаклям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.018 с.)