П половая идентификация по рисунку противоположного пола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П половая идентификация по рисунку противоположного пола



легкая умственная отсталость

умеренная умственная отсталость

Рис. 21. Половая идентичность у девочек с умственной отсталостью

 

I признаки своего пола

 

 

Ш признаки противоположного пола

D половая идентификация по рисунку своего пола

D половая идентификация по рисунку противоположного пола

легкая умственная умеренная умственная
отсталость отсталость

Рис. 22. Половая индентичность у мальчиков с умственной отсталостью

Рисунки девочек с изображением половых признаков своего пола являются более точными, чем противоположного. Рисунки девочек с легкой умственной отсталостью при изображении человека противоположного пола качественно полнее, чем у девочек с умеренной умственной отсталостью. Изображение человека своего пола (женщины) информативнее, чем человека противоположного пола, соответственно в первой группе - 54 и 36%, во второй группе - 34% и 14%, что позволяет сделать вывод, что информации о своем поле у девочек больше, чем о противоположном. В обеих группах в рисунках девочек информативными для отражения особенностей пола оказались признаки прически и одежды, свойственные своему или противоположному полу.

Рисунки мальчиков с более высоким уровнем интеллекта (трб" тья группа) полнее отражают признаки обеих полов, чем рисунки

чиков с НИЗким уровнем интеллектуального развития (чет-М птая группа). Соотношение в процентах: в третьей группе – д6% (свой пол), 22% (противоположный пол), в четвертой группе – 16% (свой пол), 10% – противоположный пол. Информация о поле просматривалась в рисунках мальчиков третьей группы в признаках одежды и прически, а в четвертой группе этого не наблюдалось.

Таким образом, интерпретация признаков по Г. Маховер показала, что в рисунках подростков преобладает подчинение власти женшине, придание большего значения так называемым женским идентификациям (женский персонаж больше мужского, более точно нарисованный). Это могло сложиться под влиянием «женского воспитания» в условиях закрытого детского учреждения, где персонал, в основном, женщины. Отмечается также зрелость девочек по отношению к мальчикам при отражении признаков своего пола (рисунки более детализированы, сексуальные отличия более четкие, в то же время мальчики полнее отражают признаки противоположного пола.

Все изложенное выше позволяет сделать выводы:

- Половая идентичность умственно отсталых подростков находится в прямой зависимости от уровня интеллектуального развития; чем он выше, тем по большему числу признаков идентифици- * рует подросток свой и противоположный пол.

- Осведомленность подростков о своем и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков с одинаковым уровнем интеллекта. Рисунки девочек более зрелые, половые различия указаны подробнее.

- Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития.

- Представления об отличии полов просматриваются в большинстве случаев в изображении внешнего вида человека (одежда, прическа),первичные половые признаки появляются в рисунках детей с более развитым интеллектом.

5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (ВПР)

Психодиагностический тест ВПР позволяет проследить аспекты принятия себя в соответствии с собственной половой принадлежностью, а также эмоциональное отношение к своему и противоположному полу у детей в различных возрастных группах, начиная с 4 лет.

Тест ВПР является модификацией психологического теста «Предпочитаемый тип симпатии» (Эйдемиллер Э. Г., Юстиц-

Кий В. В., 1990), который был создан для исследования осознавя емых и неосознаваемых проявлений симпатии у членов семьи.

Метод является невербальным и соответствует понятию имп. рессивных проективных тестов. Результаты теста имеют количе ственные выражения, что позволяет отнести его также и к шкаль-ным методам.

Теоретическое обоснование теста ВПР опирается на особенно-сти субъективного зрительного восприятия, влияния феноменов идентификации, категоризации и психологических установок на восприятие. Человек останавливает свой выбор именно на тех портретах, которые имеют для него личностный смысл, которые потем или иным причинам оказывается значимыми, при положительном и отрицательном характере отношения.

Стимульный материал представляет собой набор из 30 карточек размером 6x9 см, в котором 15 мужских и 15 женских штриховых портретов. Все карточки разделены на пять возрастных групп; по шесть карточек в каждой группе, где 3 мужских портрета и 3 -женских.

Границы возрастных групп и терминология приведены в соответствии с Международной классификацией ООН.

1 -я группа – дети в возрасте от 4 до 12 лет;

2 – подростковый и юношеский возраст – 13–21 год;

3 – возраст ранней зрелости – 22-35 лет;

4 - возраст поздней зрелости – 36-55 (60) лет;

Пожилой возраст – старше 55 (женщины), 60 (мужчины) лет.

Всем испытуемым предлагается ранжировать предпочитаемые и отвергаемые портреты определенным образом.

Первичные результаты выборов испытуемых анализируются с помощью специального математического аппарата. Разработаны формулы для вычисления коэффициентов предпочтения и отвер-, жения портретов по половому признаку. Каждая формула «учитьн вает» 6 первичных значений, причем предпочитаемые портреты обозначены знаком (+), отвергаемые - знаком (-).

КМ± – взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужских портретов, отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли;

KF± – взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов, отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли.

Все полученные результаты обработаны методом вариационной статистики, с определением: средней арифметической (<х>)> ошибки средней арифметической (Ах) и среднеквадратичного отклонения (о). Статистические решения принимались на 5%-ном уровне зна-при двусторонней альтернативе для критерия Стьюдента.

Доказана надежность и валидность методики для исследования ЙЦ с нарушением интеллекта.

Проективный тест ВПР позволяет сделать заключение о принятии субъектом себя в половозрастном аспекте, своей половой роли и отношении к ней в данной системе отношений.

С помощью теста ВПР была исследована группа девочек в 43 человека. Девочки проживают в Детском доме-интернате № 1 (Г. Петродворец) около 10 лет. Возраст исследуемых 14–18 лет.

Данную основную группу мы разделили на две подгруппы по степени выраженности интеллектуального дефекта. Подгруппа 1 состояла из 23 девочек с умственной отсталостью в легкой степени (1Q = 70-60).

Подгруппа 2 состояла из 20 девочек с умственной отсталостью в умеренной степени (IQ =50-40).

В качестве испытуемых контрольной группы были исследованы 57 девочек – учениц трех девятых классов средней школы № 263 Центрального района Санкт-Петербурга. Возраст испытуемых -14-16 лет.

Исследования проводили индивидуально с каждым обследуемым в форме беседы-наблюдения. Беседа с девушкой из основной группы отличалась более подробным, чем в контрольной группе, разъяснением инструкции, отсутствием ограничения во времени, подробным обсуждением результатов, большим набором уточняющих вопросов.

Всем испытуемым предлагали следующую инструкцию:

«Разложите на столе все карточки с портретами. Внимательно рассмотрите их и выберите 6 карточек, которые кажутся Вам наиболее приятными, и 6 – наиболее неприятными. Выбранные карточки расположите в двух рядах: предпочитаемые, начиная с самого приятного портрета; отвергаемые, начиная с самого неприятного портрета».

Вычисляли показатели (Э. Г. Эдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999):

– Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужских портретов (КМ±), отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли;

– Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) венских портретов (KF±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли.

Девушки, которые были отнесены к подгруппе 1 (с легкой степенью умственной отсталости) быстро справлялись с заданием, У них не возникало трудностей в усвоении и выполнении инструк-

ции, они выражали заинтересованность при выполнении заданы
легко отвечали на заданные вопросы. Я'

В подгруппе 2 (с умеренной умственной отсталостью) были от мечены значительные трудности в усвоении и выполнении инст рукции. Их ответы на дополнительные вопросы были стереотипии и односложны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.014 с.)