Б. Спок (1990) подчеркивает, что ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, А с ним. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Спок (1990) подчеркивает, что ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, А с ним.



Итак, все перечисленные виды отношений родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением нарушенных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители - нормальный ребенок»: гиперопека,гипоопека,

эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблем-1lG детей накладывается отпечаток специфичности данного ребёнка Как показал анализ литературы, эта специфика заключается 06 ом что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей. Таким образом, родители часто из-за большой любви к детям, •юрая не подкрепляется знанием основных закономерностей их ^сихического развития, допускают грубые ошибки в воспитании, " авмируюшие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.

Социально-психологическая характеристика

Семей, воспитывающих детей

С умственной отсталостью

Как утверждает доктор психологии Т. Михаэлис (1989), на основе наблюдений повседневного ухода за собственным проблемным ребенком, ситуация, когда в семье рождается такой ребенок, вовсе не безнадежная, и родители, и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему, и себе большую помощь, облегчить иногда крайне тяжелые условия воспитания и обучения ребенка с нарушением в развитии. Он отмечает, что «свойственное многим родителям стремление к самопожертвованию ради счастья и благополучия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человеческой природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо значимых результатов» (Михаэлис, 1988, с. 5).

Роль родителей детей с нарушениями в развитии трудно переоценить и тогда, когда он живет дома, и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребенок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто ти-анические усилия, чтобы создать благоприятные условия для раз-ития своего ребенка. Однако, часто им не хватаетзнаний и умений, мешают ложные представления (А. Р. Маллер, Г. В. Цикото,

Как считают А. Р. Маллер и Г. В. Цикото (1988), максимально

Зможное развитие может быть достигнуто только при соблюде-

Ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало

 

 

коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тес ная связь специальных учреждений с семьей, применение адекват ной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с аномальным развитием, и целям их воспитания.

Диагноз не должен вызывать у родителей панику или пессимизм, он должен побуждать к осознанию истинного положения ребенка, критической оценке его состояния и принятию мер по дальнейшему воспитанию и уходу за ним.

Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся странностей своего ребенка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности (Б. Спок, 1990). Не следует думать, что умственно отсталый ребенок – это несчастный ребенок! Наоборот, их отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений. В то же время высокоинтеллигентный человек может оказаться эмоционально неграмотным.

Б. Спок (1992) полагает, что ребенку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы умственно отсталых людей, знают, насколько естественны, дружелюбны и симпатичны большинство из них, когда в семье их любят такими, какие они есть. Б.Спок (1990) советует родителям: «Поверьте, умственно отсталый ребенок такой же, как все остальные дети. Наблюдайте за ним, чтобы понять, что доставляет ему удовольствие. Учите его делать все то, что он старается постигнуть!»

Общество и родители детей с тяжелыми интеллектуальными отклонениями обязаны делать все возможное, чтобы не только удовлетворять их материальные потребности, но и окружать вниманием и любовью, способствовать их посильному приобщению к жизни.

Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается в основном в тех случаях, когда речь идет о тяжелых поражениях мозга. Е. С. Иванов и Д. Н. Исаев (2000) отмечают, что отношение родителей к диагнозу «умственная отсталость» у их ребенка далеко не однозначное. Реакцию семьи на указанную проблему можно классифицировать по определенным проявлениям. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к «состоянию паники, трагической обреченности». Из-за дезорга-ацИи они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без И сутствия которой оказываются не способными рационально помогать ребенку.

Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или до-чери «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Многие родители маленьких детей с болезнью Дауна и другими тяжелыми отклонениями в развитии в первую очередь обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррек-ционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса.

Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлетов» и еще более глубоких «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта, особенно сильно переживаются родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

Ранее за рубежом, и в частности в США, общество ориентировало родителей на отказ от ребенка с врожденными пороками развития, например с болезнью Дауна, непосредственно в родильном доме с целью, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция – к воспитанию ребенка в семье. Это определяет хроническую стрессовую ситуацию даже в тех семьях, которые на первый взгляд кажутся вполне благополучными. У родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях °тцы склонны винить жену в рождении больного ребенка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них (Е.М. Мастюкова, А.Г.Москвина, 1991).

Иногда психологическая обстановка в семье может ухудшиться, если у ребенка с отклонениями в развитии наряду с его основным заболеванием могут появиться эпизодически или наблюдаться достаточно стойко различные осложняющие расстройства. Высокая Частота этих осложнений, до 50 % и выше, и крайне неблагоприят-

Ное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов е семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним ту дителей и специалистов. Так, у тяжело умственно отсталых детей особенно в периоде полового созревания, могут возникать разно образные состояния декомпенсации в виде повышенной психомо торной расторможенности, расстройств влечений в виде сексуадь ной расторможенности, агрессивного поведения и т.п.

Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые, рентные установки. И тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют повышения социального статуса ребенка, семьи, ожидая от общества только материальной поддержки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.005 с.)