Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С глубоким нарушением интеллектаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
когда прирост параметра «социальная приспособленность» являлся наибольшим – 18%, а общее развитие этих навыков в целом по группе составляло 75% (табл.3). Развитие общей моторики у подростков с глубоким нарушением интеллекта составляло лишь 42% и значимой динамики не наблюдалось, что связано, очевидно, с наличием у многих детей сопутствующих двигательных расстройств в связи с наличием церебрального паралича и другой патологии. Однако, мелкая моторика у этой группы обследованных была развита лучше и наряду с показателями «восприятия окружающего мира» составляла достаточно высокое значение – 67% при первом измерении и сохраняла положительную динамику (70% при втором и 73% – при третьем обследовании). Корреляционный анализ (рис.6) показал, что статистически достоверные корреляции по трем обследованиям в старшей возрастной группе приходятся на 5 параметров по сравнению с 7-ю в младшей группе, что связано, видимо, с большей сформирован-ностью таких навыков как «одевание-раздевание», гигиенических (туалет, умывание) и др. В отличие от младшей группы в старшей Самой большой интегрированностью обладает параметр «Еда (самообслуживание)». Очевидно, в старшей возрастной группе еда становится не только физиологической потребностью, но и является одной из составляющих социальной реабилитации. К еде начинают предъявляться эстетические требования, то есть становится важным и значимым не только процесс насыщения и состояние сытости, а еще и то, что подросток ест, как аккуратно и правильно ведет себя за столом, то есть культура поведения. Параметр «Еда (самообслуживание)», в свою очередь, тесно связан с параметром «Ловкость пальцев и рук (мелкая моторика)», поскольку от сформированности этого навыка зависит умение держать руками продукты питания и столовые приборы. Параметр «Еда (самообслуживание)» связан и с параметром «Восприятие и обследование окружающего мира», так как качество и разнообразие принимаемой пищи становится достаточно актуальным для детей в старшем возрасте. Параметр «Пассивная речь (понимание речи)» играет немаловажную роль. Этот параметр тесно связан с параметром «Еда (самообслуживание)», параметром «Ловкость пальцев и рук (мелкая моторика)» и параметром «Социальная приспособленность» потому, что от понимания предъявляемых требований к ребенку зависит их выполнение, что в свою очередь, показывает ребенку, насколько он социально адаптирован в окружающей его среде. На основании данных корреляционного анализа можно полагать, что в старшей возрастной группе, в отличие от младшей, наиболее значимыми являются параметры коммуникации, социальной адаптации и реабилитации. У подростков и молодых людей с нарушениями психического развития, навыки самообслуживания уже достаточно сформированы и для них все большее значение начинает приобретать возможность расширения социальных контактов со взрослыми и сверстниками. В связи с этим следует уделять внимание социальной ориентировке подростков 12–18 лет, то есть расширению их социальных связей. В ходе экскурсий, на прогулках следует закреплять правила поведения в общественных местах, в транспорте, учреждениях бытового обслуживания, что дает возможность этим лицам лучше приспособиться к жизни. Конечным итогом коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими глубокое нарушение интеллекта является подготовка их к известной самостоятельности в быту, развитие навыков общения и посильной трудовой деятельности в условиях интерната и семьи. 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью В проведенном обследовании участвовало 46 инвалидов с выраженным недоразвитием интеллекта в возрасте от 15 до 30 лет. Все они в разное время были признаны необучаемыми и к моменту обследования проживали либо дома с родителями, либо в психоневрологических интернатах, возвращаясь домой лишь на выходные дни. Кроме выраженного недоразвития познавательных функций большинство из обследованных имели еще дополнительную симптоматику общесоматического, неврологического, психопатологического характера – в виде органического поражения центральной нервной системы, детского церебрального паралича, болезни Дауна, микроцефалии, эпилептического синдрома, недоразвития речи и пр. (см. главу 2.8). На первом этане в обследовании принимали участие матери взрослых детей-инвалидов в возрасте от 33 до 64 лет. Больше половины матерей имели второго ребенка, как правило, младшего возраста и без признаков какой бы то ни было патологии психического развития. Основной задачей исследования являлась оценка уровня сформированное™ социально-бытовой адаптации молодых инвалидов с ограниченными возможностями психического развития и соотнесения данных показателей с характеристиками их социально-эмоциональных проблем. Психологическое обследование включало в себя непосредственную работу с испытуемыми и членами их семей. При первом знакомстве проводилась беседа по заранее составленному плану, включавшему разнообразные разделы: сфера возможностей и способностей, характер проявления основного заболевания, стиль семейного воспитания и межличностных отношений, социальная адаптированность, сфера интересов и структурирования времени, переживание родителями заболевания собственного ребенка, поведенческие трудности и личностные особенности, сексуальный опыт, осознание собственного неблагополучия и др. По большей мере в силу выраженного интеллектуального снижения, речевого недоразвития, поведенческих трудностей, быстрой утомляемости основное содержание беседы было получено в процессе интервьюирования родителей. По возможности дети тоже принимали участие в беседе. Таблица 4 Общие демографические сведения обследованных семей
Общие демографические данные обследованных семей представлены в таблице 4. Для исследования была использована шкала «Навыки, необходимые для социальной адаптации» (D. Horros and Williams, 1975), предполагающая оценку развитости наиболее простых бытовых навыков – гигиенических, самообслуживания, пользования бытовыми приборами, средствами транспорта и т.д. В модифицированном виде шкала представляет собой опросник из 45 пунктов (приложение 1.З.). Каждый положительный по содержанию ответ (т.е. ответ, фиксирующий наличие признака того или другого навыка) оценивался в 1 балл. Отсутствие признака соответственно в 0 баллов. Ответы, фиксирующие частичное присутствие признака оценивались в 0,5 балла. Таким образом, суммарная оценка по шкале социально-бытовых навыков могла варьировать у обследованных молодых инвалидов в пределах от 0 до 45 баллов. Аналогичным образом был построен опросник, выявляющий уровень развития эмоционально-поведенческой адаптации, также состоящий из 45 пунктов (приложение 1.4.) При помощи первого опросника описывалась преимущественно сфера отношений «человек-предмет», при помощи второго – сфера «человек-человек». Полученные индивидуальные показатели по каждой шкале относились к одному из трех уровней: от 0 до 15 баллов – низкий уровень; от 16 до 30 – средний уровень; от 31 до 45 – высокий уровень. В процессе индивидуальной беседы психолога с матерью последовательно заполнялись обе шкалы. Представленность указанных уровней по шкалам социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации воспроизведена в таблицах 5 и 6. Таблица 5 Показатели представленности уровней социально-бытовой адаптации, %
Таблица 6 Показатели представленности уровней эмоционально-поведенческой адаптации, %
Как видно из представленных данных, больше половины обследованных нами молодых инвалидов было отнесено к высокому уровню социально-бытовой адаптации (69 %) и почти треть к среднему уровню (28 %) (табл. 5). Несколько иначе выглядит картина адаптации, представленной в таблице 6. Основная часть обследованных сосредоточена на среднем уровне (84 %). Низкий и высокий уровни представлены незначительно. В целом состояние социально-бытовой адаптации выглядит более благоприятно, чем состояние эмоционально-поведенческой сферы. Полученные результаты можно рассматривать как вполне адекватные, т.к. обе сферы были разбиты на простые и дробные элементы, оценить которые не представляло особого труда. Вместе с тем, это только один ракурс рассмотрения состояния сфер «человек – предмет» и «человек – человек». С самого начала исследования было обращено внимание на то, что, фиксируя наличие или отсутствие того или иного признака в исследуемых сферах родители прямо или косвенно придавали (или не придавали) значение этим признакам. Иначе говоря, в наборе признаков каждый из родителей выделял значимые (существенные) для данной сферы адаптации, которые с его точки зрения были ведущими и определяющими. Остальные признаки, независимо от того присутствовали они или отсутствовали, расценивались как второстепенные. Таблица 7 Показатели представленное™ уровней социально-бытовой адаптации в условиях целостного оценивания, %
Таблица! Показатели представленное™ уровней
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.177 (0.008 с.) |