![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С глубоким нарушением интеллектаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
когда прирост параметра «социальная приспособленность» являлся наибольшим – 18%, а общее развитие этих навыков в целом по группе составляло 75% (табл.3). Развитие общей моторики у подростков с глубоким нарушением интеллекта составляло лишь 42% и значимой динамики не наблюдалось, что связано, очевидно, с наличием у многих детей сопутствующих двигательных расстройств в связи с наличием церебрального паралича и другой патологии. Однако, мелкая моторика у этой группы обследованных была развита лучше и наряду с показателями «восприятия окружающего мира» составляла достаточно высокое значение – 67% при первом измерении и сохраняла положительную динамику (70% при втором и 73% – при третьем обследовании). Корреляционный анализ (рис.6) показал, что статистически достоверные корреляции по трем обследованиям в старшей возрастной группе приходятся на 5 параметров по сравнению с 7-ю в младшей группе, что связано, видимо, с большей сформирован-ностью таких навыков как «одевание-раздевание», гигиенических (туалет, умывание) и др. В отличие от младшей группы в старшей Самой большой интегрированностью обладает параметр «Еда (самообслуживание)». Очевидно, в старшей возрастной группе еда становится не только физиологической потребностью, но и является одной из составляющих социальной реабилитации. К еде начинают предъявляться эстетические требования, то есть становится важным и значимым не только процесс насыщения и состояние сытости, а еще и то, что подросток ест, как аккуратно и правильно ведет себя за столом, то есть культура поведения. Параметр «Еда (самообслуживание)», в свою очередь, тесно связан с параметром «Ловкость пальцев и рук (мелкая моторика)», поскольку от сформированности этого навыка зависит умение держать руками продукты питания и столовые приборы. Параметр «Еда (самообслуживание)» связан и с параметром «Восприятие и обследование окружающего мира», так как качество и разнообразие принимаемой пищи становится достаточно актуальным для детей в старшем возрасте. Параметр «Пассивная речь (понимание речи)» играет немаловажную роль. Этот параметр тесно связан с параметром «Еда (самообслуживание)», параметром «Ловкость пальцев и рук (мелкая моторика)» и параметром «Социальная приспособленность» потому, что от понимания предъявляемых требований к ребенку зависит их выполнение, что в свою очередь, показывает ребенку, насколько он социально адаптирован в окружающей его среде.
На основании данных корреляционного анализа можно полагать, что в старшей возрастной группе, в отличие от младшей, наиболее значимыми являются параметры коммуникации, социальной адаптации и реабилитации. У подростков и молодых людей с нарушениями психического развития, навыки самообслуживания уже достаточно сформированы и для них все большее значение начинает приобретать возможность расширения социальных контактов со взрослыми и сверстниками. В связи с этим следует уделять внимание социальной ориентировке подростков 12–18 лет, то есть расширению их социальных связей. В ходе экскурсий, на прогулках следует закреплять правила поведения в общественных местах, в транспорте, учреждениях бытового обслуживания, что дает возможность этим лицам лучше приспособиться к жизни. Конечным итогом коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими глубокое нарушение интеллекта является подготовка их к известной самостоятельности в быту, развитие навыков общения и посильной трудовой деятельности в условиях интерната и семьи. 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью В проведенном обследовании участвовало 46 инвалидов с выраженным недоразвитием интеллекта в возрасте от 15 до 30 лет. Все они в разное время были признаны необучаемыми и к моменту обследования проживали либо дома с родителями, либо в психоневрологических интернатах, возвращаясь домой лишь на выходные дни. Кроме выраженного недоразвития познавательных функций большинство из обследованных имели еще дополнительную симптоматику общесоматического, неврологического, психопатологического характера – в виде органического поражения центральной нервной системы, детского церебрального паралича, болезни Дауна, микроцефалии, эпилептического синдрома, недоразвития речи и пр. (см. главу 2.8). На первом этане в обследовании принимали участие матери взрослых детей-инвалидов в возрасте от 33 до 64 лет. Больше половины матерей имели второго ребенка, как правило, младшего возраста и без признаков какой бы то ни было патологии психического развития.
Основной задачей исследования являлась оценка уровня сформированное™ социально-бытовой адаптации молодых инвалидов с ограниченными возможностями психического развития и соотнесения данных показателей с характеристиками их социально-эмоциональных проблем. Психологическое обследование включало в себя непосредственную работу с испытуемыми и членами их семей. При первом знакомстве проводилась беседа по заранее составленному плану, включавшему разнообразные разделы: сфера возможностей и способностей, характер проявления основного заболевания, стиль семейного воспитания и межличностных отношений, социальная адаптированность, сфера интересов и структурирования времени, переживание родителями заболевания собственного ребенка, поведенческие трудности и личностные особенности, сексуальный опыт, осознание собственного неблагополучия и др. По большей мере в силу выраженного интеллектуального снижения, речевого недоразвития, поведенческих трудностей, быстрой утомляемости основное содержание беседы было получено в процессе интервьюирования родителей. По возможности дети тоже принимали участие в беседе. Таблица 4 Общие демографические сведения обследованных семей
Общие демографические данные обследованных семей представлены в таблице 4. Для исследования была использована шкала «Навыки, необходимые для социальной адаптации» (D. Horros and Williams, 1975), предполагающая оценку развитости наиболее простых бытовых навыков – гигиенических, самообслуживания, пользования бытовыми приборами, средствами транспорта и т.д. В модифицированном виде шкала представляет собой опросник из 45 пунктов (приложение 1.З.). Каждый положительный по содержанию ответ (т.е. ответ, фиксирующий наличие признака того или другого навыка) оценивался в 1 балл. Отсутствие признака соответственно в 0 баллов. Ответы, фиксирующие частичное присутствие признака оценивались в 0,5 балла. Таким образом, суммарная оценка по шкале социально-бытовых навыков могла варьировать у обследованных молодых инвалидов в пределах от 0 до 45 баллов. Аналогичным образом был построен опросник, выявляющий уровень развития эмоционально-поведенческой адаптации, также состоящий из 45 пунктов (приложение 1.4.) При помощи первого опросника описывалась преимущественно сфера отношений «человек-предмет», при помощи второго – сфера «человек-человек». Полученные индивидуальные показатели по каждой шкале относились к одному из трех уровней: от 0 до 15 баллов – низкий уровень; от 16 до 30 – средний уровень; от 31 до 45 – высокий уровень. В процессе индивидуальной беседы психолога с матерью последовательно заполнялись обе шкалы. Представленность указанных уровней по шкалам социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации воспроизведена в таблицах 5 и 6.
Таблица 5 Показатели представленности уровней социально-бытовой адаптации, %
Таблица 6 Показатели представленности уровней эмоционально-поведенческой адаптации, %
Как видно из представленных данных, больше половины обследованных нами молодых инвалидов было отнесено к высокому уровню социально-бытовой адаптации (69 %) и почти треть к среднему уровню (28 %) (табл. 5). Несколько иначе выглядит картина адаптации, представленной в таблице 6. Основная часть обследованных сосредоточена на среднем уровне (84 %). Низкий и высокий уровни представлены незначительно. В целом состояние социально-бытовой адаптации выглядит более благоприятно, чем состояние эмоционально-поведенческой сферы. Полученные результаты можно рассматривать как вполне адекватные, т.к. обе сферы были разбиты на простые и дробные элементы, оценить которые не представляло особого труда. Вместе с тем, это только один ракурс рассмотрения состояния сфер «человек – предмет» и «человек – человек». С самого начала исследования было обращено внимание на то, что, фиксируя наличие или отсутствие того или иного признака в исследуемых сферах родители прямо или косвенно придавали (или не придавали) значение этим признакам. Иначе говоря, в наборе признаков каждый из родителей выделял значимые (существенные) для данной сферы адаптации, которые с его точки зрения были ведущими и определяющими. Остальные признаки, независимо от того присутствовали они или отсутствовали, расценивались как второстепенные. Таблица 7 Показатели представленное™ уровней социально-бытовой адаптации в условиях целостного оценивания, %
Таблица! Показатели представленное™ уровней
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.100.233 (0.011 с.) |