В таблице эти изменения фиксируются при помощи условных обозначений разного цвета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В таблице эти изменения фиксируются при помощи условных обозначений разного цвета.



На основании определения начального уровня качества жизни молодого человека по 6 принятым в проекте факторам «качества жизни» для каждого создается «профиль качества жизни», на котором

(в дальнейшем) через определенные промежутки времени (целесообразно каждые 3 месяца) фиксируются изменения «качества жизни» по 6 принятым в проекте факторам (см. рис. 1).

Важна не только оценка изменений, но и их качественная характеристика. Качественные изменения фиксируются в «Дневнике наблюдений» ежемесячно. Кратко фиксируются наиболее успешные продвижения молодого человека и подчеркиваются проблемы, требующие первоочередного решения.

Профиль динамики изменения качества жизни

Ф. и.

Здоровье, физическое развитие

Работа. Творчество

Отношения с близкими людьми

Безопасность

Включенность в общество (Социальная адаптированность)

Эмоциональное здоровье

Условные обозначения

Уровни: очень низкий – красная линия
низкий – оранжевая линия
средний – желтая линия
4 высокий – синяя линия

очень высокий – зеленая линия Начальный уровень: Динамика за 3 мес.: ^^-___ Динамика за 6 мес.:......

Динамика за 9 мес.: – – –

Динамика за год:

Для оценки правильности выбора содержания и технологии работы обучающей группы в целом, очень важно отслеживать динамику изменений качества жизни всей группы. Это удобно сделать в «Карте наблюдений за динамикой изменений качества жизни обучающей группы».

По окончании 1 года работы обучающей группы необходимо провести собрание молодых людей, их родителей и специалистов и подвести итоги работы: ответить на вопрос – «Что изменила в моей жизни работа в обучающей группе за этот год?» – и сформулировать дальнейшее направление работы родителей и специалистов (см. «Карту»).

Карта наблюдений за динамикой изменений качества жизни обучающей группы

Имя Начальный у р о в с и ь С С II г Я б D Ь октябрь ноябрь декабрь январь февраль м а р i апрель май
                                                                                                       
                                                                                                         
                                                                                                         
                                                                                                         
                                                                                                         
                                                                                                         
                                                                                                         
                                                                                                         
                                                                                                         
Уровни I - Очень высокий II - Высокий III - Средний IV - Низкий V - Очень низкий

Условные обозначения

Здоровье, физическое развитие

Работа. Творчество

Отношение с близкими людьми

Безопасность

Включенность в общество.

Эмоциональное здоровье

Характеристика уровней сформированности умений по разным аспектам «качества жизни»

Работа в проекте по улучшению качества жизни проводится совместными усилиями специалистов, родителей и молодых людей и направлена на развитие индивидуальных знаний и навыков.

Качество знаний и уровень сформированности умений и навыков легли в основу характеристики каждого из 5 уровней «качества жизни».

I уровень – очень высокий

Показатели (качество знаний и умений) по каждому из составляющих факторов «качества жизни» сформированы в соответствии с требованиями возраста и пола молодого человека; не затрудняют его включение (адаптацию) в социум.

II уровень – высокий

Знания не систематизированы;

Большая часть практических действий выполняется регулярно самостоятельно;

Социальная адаптация (включенность в общество) вызывает некоторые затруднения.

III уровень – средний

Знания элементарны, не систематизированы. Объем знаний о правилах социального поведения не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми.

Большая часть практических действий выполняется самостоятельно только эпизодически (не регулярно).

Социальная адаптация (включенность в общество) затруднена.

IV уровень – низкий

Знания фрагментарны, на элементарном уровне, не соответствующем возрасту. Объем знаний недостаточен для общения и взаимодействия с другими людьми.

Большая часть практических действий выполняется только в совместных действиях со значимыми взрослыми.

Социальная адаптация (включенность в общество) значительно затруднена.

V уровень – очень низкий

Запас знаний очень скуден (практически отсутствует), на элементарном уровне, не соответствуют возрасту.

Все практические действия выполняются взрослым или при постоянной помощи значимого взрослого.

Социально не адаптирован; не может самостоятельно включиться в общество людей.

Уровни факторов «качества жизни» могут быть конкретизированы в соответствии с тем содержанием, которое вкладывается в его характеристику и «Оценку изменений» в каждом направлении работы.

Детальное описание уровней дается на примере оценки состояния здоровья.

Уровни состояния здоровья и физического развития

Очень высокий

Все принятые показатели здоровья и физического развития сформированы в соответствии с требованиями возраста и пола молодого человека.

Здоровье и физическое развитие не затрудняют включение молодого человека в социум.

Высокий

Физическое развитие соответствует возрасту и полу.

Хронических заболеваний нет.

Соматические заболевания редкие и быстропроходящие.

Осанка, походка, быстрота и точность движений нарушена очень незначительно.

Передвигается самостоятельно.

Мелкая моторика нарушена очень незначительно.

Часто заботится о своем здоровье.

Физзарядкой занимается регулярно.

Стремится к двигательной и физической активности.

Любит заниматься спортом.

Довольно часто проявляет заботу о своем здоровье.

В процедурах личной гигиены и самообслуживания самостояте-лен(-льна).

Соблюдает режим питания.

Вредных привычек не имеет; от отдельных из них сознательно старается избавиться.

Средний

Физическое развитие не соответствует возрасту и полу по 1–2 показателям.

Хронических заболеваний нет.

Соматические заболевания редкие и быстропроходящие.

Осанка, походка, быстрота и точность движений нарушены незначительно.

Передвигается самостоятельно.

Незначительно нарушена мелкая моторика.

Периодически заботится о своем здоровье.

Физзарядкой занимается не регулярно.

Периодически самостоятельно проявляет двигательную и физическую активность.

Периодически проявляет интерес к спортивным занятиям.

Периодически проявляется интерес к вопросам охраны здоровья и профилактике заболеваний; знания о здоровом образе жизни элементарны.

С процедурами личной гигиены и самообслуживания справляется почти всегда самостоятельно.

Соблюдает режим питания; испытывает чувство сытости.

Стремится избавиться от вредных привычек.

Низкий

Физическое развитие не соответствует возрасту и полу.

Хронические заболевания.

Частые соматические заболевания.

Осанка, походка, координация, быстрота и точность движений нарушены.

Передвигается с помощью приспособлений, посторонней помощи.

Значительно нарушена мелкая моторика.

Редко проявляет заботу о своем здоровье.

Физзарядкой занимается редко.

Иногда двигательно и физически активен, чаще не по своей инициативе, а тогда, когда его к этому призывает или побуждает значимый взрослый или сверстник.

Иногда проявляет интерес к доступному виду спорта.

Знания о здоровом образе жизни недостаточны, фрагментарны.

С процедурами личной гигиены и самообслуживания справляется с посторонней помощью.

Самостоятельно с режимом питания не справляется.

Имеет вредные привычки.

Очень низкий

Физическое развитие не соответствует возрасту и полу.

Хронические заболевания.

Частые соматические заболевания.

Осанка, походка, координация, быстрота и точность движений нарушены.

Не может передвигаться самостоятельно.

Значительно нарушена мелкая моторика.

О своем здоровье не заботится.

Физзарядкой занимается изредка.

К двигательной и физической активности не стремится.

Интереса к спорту не проявляет.

Знания о здоровом образе жизни недостаточны, фрагментарны или отсутствуют.

С личной гигиеной и самообслуживанием самостоятельно не справляется.

Режим питания не соблюдает, не знает ограничений в количестве пищи; не испытывает чувства сытости, требуется контроль.

Имеет вредные привычки.

ЛИТЕРАТУРА

Айшервуд М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.

2. Александрова Н.В. и др. Психосексуальное развитие при олигофре-ниях и органических поражениях мозга (поданным осведомленности в вопросах пола) // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. Л., 1986.

3. Алехина А. В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна. / Дефектология, 1999, №5.

4. Андреева С. В. Помощь в самореализации людям с особыми потребностями. Некоторые аспекты содержания и обучения детей и подростков в Псковском лечебно-педагогическом центре. Псков, 1998.

5. ВайзманН.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997.

6. Васильченко Г.С. Нарушения психосексуального развития. // Психосексология: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Минск, 1998.

7. Вассерман Я. Каспар Хаузер или леность сердца. М., 1990.

8. Варга А.X. Идентификация с родителями и формирование психологического пола//Семья формирование личности. – М., 1981.

9. Вейс Т. Как помочь ребенку (Опыт лечебной педагогики в Кэмп-

хилл – общинах). М., 1992. Ю.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями

В развитии. М., 1967.

11. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка//Собр.соч., т.5. - М., 1982.

12. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства//Собр. соч., т.5. - М., 1983.

13. Гарбузов В.И. Психотерапевтическая коррекция нарушений полоро-левого поведения при неврозах у детей и подростков. // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. / Под ред. Д.Н.Исаева. -Л., 1986.

14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.

15. ГаурилюсА.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем окружении у учащихся вспомогательной школы. //Дефектология, 1995, № 2.

16. Громова О.Е. Идеографическая письменная система «Блис-симво-лика» как компенсирующая стратегия общения при отсутствии речи. //Дефектология, 2000, №5.

17. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

18. Гюго В. Собор Парижской богоматери. М., 1977.

\9.Дейвид Г., Линдер М. Служба планирования семьи для психически неполноценных лиц. Международный институт по изучению проблем семьи. США, 1978.

20. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология, 1987, №3.

21. Деменьева Н. Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М., 1996.

22. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей. Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. Минск, 1997.

23. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. - М., 1990.

24. Забрамная С.Д. Некоторые особенности эмоциональной сферы детей с болезнью Дауна // Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1978.

25. Забрамная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. М., 1979.

26. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М., 1988.

27. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

28. ЗамскийХ. С. Умственно отсталые дети. История ихизучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995.

29. ЗанковЛ.В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.

30. Занков Л.В. Облик умственно отсталого школьника. // Известия Академии педагогических наук РСФСР, 1951, вып.37; стр.88.

31. ЗанковЛ.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М., 1954.

32. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

33. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1979.

34. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 1980.

35. Зинкевт-Евстигнеева Т.Д., ИисневичЛ.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2000.

36. Зотова A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология, 1995, №3.

37. Иванов Е. С., ИсаевД. Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. – СПб., 2000.

38. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.

39. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. - СПб., 1993.

40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64.
,

Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. СПб., 1994.

Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей-Л., 1980.

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половые роли и девиантное поведение. // Тезисы докладов Международного симпозиума детских психиатров социалистических стран. – Суздаль, 1986. Исаев Д. Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. –Л., 1988.

Каган В.Е. Система половых различий. // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. / Под ред.Д.Н.Исаева. -Л.: 1986. Каган В.Е. Психосоматические аспекты половой идентичности // Психосоматические и соматические расстройства у детей. Сборник научных трудов / Под ред. Д.Н.Исаева. –Л., 1986. Каган В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Дисс....д-ра мед.наук. –Л., 1991.

Калюжин Г.А., Дерюгина М.П. От колыбели до школы. Петрозаводск, 1993.

Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия, т. 2., М., 1994. Катюхин В.Н., Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994. Келлер Т. Кемпхилльские общины в Великобритании // Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия. / Сост. Л.М.Шипицына. СПб., 1997.

Клинико-генетические исследования олигофрении / Под ред. М.С.Пеезшр, М., 1972.

Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем.// Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. – М., 1968.

Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. Учеб.-пособие. - М., 1985. Леб-система / Пер. с нем. Минск, 1997.

ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). -Изд.2-е, доп.и перераб. – Л., 1985.

65. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

66. Лурия А. Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. 2, М., 1956.

67. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.

68. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М., 1972.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.098 с.)