Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология знаков и знаковых системСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Принципов выделения частных семиотик имеется несколько, причем результаты членения семиотического континуума по разным параметрам в ряде существенных мест пересекаются. 1. Прежде всего, ряд частных семиотик выделяются на основе сенсорных каналов, задействованных в восприятии знаков. Таковых традиционно выделяется пять: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. О звуковой семиотике специально говорить как-то не принято (хотя очевидно, что кодов со звуковым планом выражения имеется немало, и в их числе – естественный язык), а вот четырем другим каналам соответствуют визуальная семиотика, семиотика запахов (ольфакторика), семиотика тактильно-моторных ощущений (гаптика) и семиотика вкуса (густика). Первая используется в коммуникации очень интенсивно, а распространение трех других более ограничено. Бóльшая часть ольфакторных, гаптических и густических знаков являются индексами (см. ниже) и обслуживают интерпретацию информации об окружающей среде (знаками, и очень важными для жизни, являются, скажем, запах гари или газа, шаткость опоры под ногами или вкус несвежих продуктов), однако встречаются и ситуации намеренного построения сообщений с использованием данных каналов, особенно обонятельного (язык парфюмов, использование запахов в мерчандайзинге; в России – запах мандаринов и вкус шампанского как атрибуты новогоднего праздника; грубое туше монашеского одеяния и армейского обмундирования как напоминание о том, что служба/служение – не мед и т.д.). 2. Особый класс частных семиотик выделяется на основании той особой роли, которую играет в коммуникации человеческое тело и его различные знаковые проявления, отличные от вербальной коммуникации. Поскольку такие проявления в значительной степени выступают в качестве сопроводителей вербальной коммуникации, а в ряде случаев (жестовый язык глухонемых) и заменяют ее, эти разновидности кодов принято отсчитывать от естественного языка и объединять под общим названием невербальной, или паравербальной семиотики (греч. para означает ‘около’). Первый из этих двух терминов едва ли удачен (если понимать его буквально, то к нему придется отнести все семиотические системы за исключением естественного языка), однако используется довольно широко. К числу заведомо выделяемых разделов паравербальной семиотики относятся семиотика жестов поз и гримас, именуемая кинесикой (иногда в ее составе выделяются как отдельные разделы жестика и мимика), а также семиотика взглядов – окулесика. Упомянутая выше гаптика иногда понимается более узко, как семиотика телесных контактов (типа рукопожатий или похлопываний по плечу) и в таком узком понимании также включается в паравербальную семиотику. Очень часто в качестве частной семиотики рассматривается также паралингвистика, однако в ее понимании у исследователей нет единства: одни отождествляют ее с паравербальной семиотикой, тогда как другие относят к ней различного рода невербальные голосовые коды – всякого рода просодические явления и разнообразие голосов. Вторая точка зрения встречается чаще, однако с ней связана та проблема, что по мере изучения соответствующих явлений, осуществляемого с активным использованием лингвистической методологии, возникают серьезные стимулы к включению столь узко понимаемой паралингвистики в собственно языковой код. 3. Особняком среди частных семиотик стоит проксемика, изучающая знаковые аспекты организации пространства. С одной стороны, проксемические модели наподобие различных дистанций между участниками непосредственного общения передают информацию о характере межличностных отношений, дополняя вербальную коммуникацию, и в этом плане могут быть отнесены к паравербальной семиотике. С другой стороны, организация пространства может передавать информацию и совершенно другого плана – например, о предназначении некоторого помещения или градостроительного ансамбля и о стоящей за ними коммуникативной концепции или, шире, идеологии (ср. иерархизованное пространство аудитории или зала судебных заседаний, с одной стороны, и уравнивающую участников структуру круглого стола). 4. Наряду с формальными классификациями частных семиотик имеется другая классификация, в основу которой кладется разнообразие тех типов человеческой деятельности, в которых велика роль знаковой коммуникации. Ее можно назвать предметно-тематической. Набор знаковых систем, используемых в таких сферах деятельности, в сочетании с особенностями их функционирования в этих сферах, задает довольно обширное множество частных семиотик. Иногда их объединяют под общей «шапкой» семиотики культуры. В рамках такой классификации выделяются, в частности, семиотика повседневного общения, семиотика политики, семиотика религии, семиотика дипломатии и, шире, семиотика международных отношений, а также семиотика искусства с ее многочисленными подразделами, некоторые из которых – такие, как семиотика литературы, семиотика театра, семиотика кино и семиотика живописи – разработаны достаточно детально. Еще одной из частных семиотик, выделяемых в рамках данной классификации, является и семиотика рекламы. В принципе, можно предложить и другие классификации частных семиотик; в частности, приводимая ниже типология кодов также могла бы быть положена в основу такой классификации (а некоторые из ее таксонов достаточно прямо соответствуют некоторым частным семиотикам), однако традиции выделения частных семиотик на основе такого рода классификации не существует. Термин “семиотика”, как и многие термины лингвистики, означает не только научную дисциплину, но и ее объект. Соответственно, двузначным является и выражение “семиотика рекламы”. С одной стороны, оно обозначает научную дисциплину; с другой стороны, этим же термином обозначаются сама специфика устройства и функционирования знаков в рекламном сообщении. Реклама – это особый вид знаковой коммуникации (в частности, вербальной, но чаше всего в рекламе используются и другие знаки помимо словесных) характеризуемый следующими основными признаками: · это преимущественно однонаправленная и относительно безличностная коммуникация, предполагающий наличие единичного адресанта (того, от лица кого дается реклама) и множественного адресата – целевой группы, на которую обращена реклама; · целью рекламы является изменение поведения адресата в желательном для адресанта направлении (успех рекламной коммуникации заключается в том, что адресат начинает покупать рекламируемый товар или пользоваться рекламируемыми услугами в случае коммерческой рекламы, или позитивно относиться к каким-то экономическим субъектам в случае корпоративной рекламы, или вести себя в соответствии с рекламируемыми ценностями и/или поведенческими моделями в случае социальной рекламы, или поддерживать в той или иной форме рекламируемого политика или политику в случае политической рекламы). В современной рекламе рекламодатель обычно не создает и не распространяет рекламные сообщения сам, а оплачивает услуги профессиональных рекламистов, а также средств распространения рекламы, однако с семиотической точки зрения наличие опосредующих звеньев не является принципиальным: понятие адресанта рекламы включает в себя всех тех, кто стоит за рекламным сообщением. Знаки и коды, используемые в рекламном сообщении, разнообразны и обладают каждый своей спецификой. В частности, многое в рекламе определяется спецификой использования средств естественного языка: выбором слов и выражений, ритмической организацией текста, его синтаксисом и т. д. Все эти явления изучаются особой дисциплиной – теорией речевого воздействия, интересующейся не только рекламой. Разумеется, свою специфику имеют и другие знаковые системы. Ее-то и изучает семиотика рекламы. Здесь необходимо сделать важную оговорку. Реклама, как известно, является всего лишь одним, хотя по ряду позиций и центральным, инструментом продвижения товара, а продвижение, в свою очередь, лишь одной из частей маркетингового комплекса. Все компоненты этого комплекса реально участвуют в коммуникации с потребителем и включают в себя самые разнообразные составляющие, имеющие семиотическую природу, что позволяет говорить, например, о семиотике цены (с дальнейшими подразделениями – скидки, кредиты и проч.), семиотике продукта и семиотике широко понимаемого места продаж. На практике, однако, все эти компоненты с семиотической точки зрения изучены недостаточно (в отечественной семиотике соответствующих работ вообще практически нет, в мировой они имеются, но во многом позиционируются в рамках не столько семиотики, сколько психологии потребителя, технического дизайна, собственно маркетинга и т.п., а не семиотики), и даже концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций ориентирована скорее на менеджмент маркетинга, а не на изучение коммуникативных особенностей различных форм продвижения товара). Фактически семиотика рекламы как научная дисциплина – это почти исключительно семиотика рекламного сообщения или, в лучшем случае, рекламной компании. Такое положение вещей трудно считать оптимальным, но оно является фактом, и курс «Семиотика рекламы» строится с учетом этого факта: рассмотрение в нем ограничено именно семиотикой рекламного сообщения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.56 (0.011 с.) |