Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство формирует готовность общества к интеграции в него инвалидовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Новая социальная и «языковая» политика не нашла бы столь быстрого и широкого общественного признания, если бы тому не способствовала целенаправленная государственная политика разрушения устоявшихся стереотипов восприятия инвалида. Как уже отмечалось, социально-экономическая интеграция есть встречное движение «большинства» и «меньшинств», последние получают законодательно закрепленную возможность участия во всех сферах жизни, деятельности и творчества, но воспользоваться ею можно лишь при готовности «большинства» принять «меньшинства» в эту жизнь на равных. Процесс оказался довольно сложным, так как «большинству», только-только умозрительно согласившемуся признать права инвалидов и умственно отсталых лиц, пришлось в короткие сроки учиться правилам сосуществования с ними. Отныне вчерашних парий можно было встретить на улице, в общественном транспорте, в магазине, на стадионе, в ресторане, в театре, даже в бизнес. Населению предстояло учиться сотрудничать с теми, кто буквально вчера вызывал у одних жалость и сочувствие, другим напоминал о несчастьях, третьих оставлял безучастным, а четвертых раздражал. Понимая сложность поставленной задачи и не рассчитывая на спонтанное изменение взглядов большинства граждан лишь на основании принятия правительством новой социальной политики, западноевропейские государства разрабатывают программы целенаправленного формирования нового общественного сознания, отводя особую роль средствам массовой информации (СМИ). В 70-80-е годы и частные, и государственные СМИ начинают целенаправленно формировать в умах населения идеологию политической корректности с ее культом меньшинств. Читателя и зрителя приучают «не замечать» и принимать внешнее отличие инвалидов, спокойно воспринимать особенности их поведения или речи, уважать чужое отличие, учиться видеть в этом самобытность и индивидуальность. На протяжении тридцати лет западные СМИ, американские прежде всего, последовательно и настойчиво внедряют в умы сограждан идею «Е р!ипЬиз шпап»4 в новом ее прочтении. Современного западного гражданина убеждают: сила открытого общества в том, что оно принимает любого человека вне зависимости от его индивидуальных особенностей, отличий и предпочтений. Политкорректность и толерантность цементируют общество и делают его неуязвимым. Не станем полемизировать по этому поводу, но отметим огромные усилия Запада в создании общества, которое понимает и уважает культуры разных людей. На протяжении последней четверти XX века в западных газетах и журналах появляются специальные колонки, на радио и теле-
4Е ршпЪиз ипит («из многих единое», лат.), девиз США. Истолковывается как «единый Союз, состоящий из многих (отдельных) штатов». Девиз был принят в 1782 г., вынесен на герб и денежные знаки США. видении — регулярные циклы передач, темой которых становится обсуждение возможностей «исключительных» людей и тех чрезвычайных трудностей, которые они и их близкие вынуждены преодолевать вследствие сложившегося дискриминационного отношения окружающих. Материалы о жизни людей с ограниченными возможностями здоровья становятся неотъемлемой (обязательной) частью новостного потока. Со временем характер публикаций принципиально меняется, на смену жалостливым историям о трудной судьбе инвалида, вызывающим у читателя болезненное любопытство и чувство сострадания к несчастным, приходят материалы, характеризующие этих людей с неожиданной стороны. Обыватель узнает, что люди с ограниченными возможностями здоровья обладают рядом достоинств, они могут быть одаренными, талантливыми, успешными, интересными, независимыми, они такие же граждане как и все остальные — не лучше, но и не хуже! Благодаря интенсивному воздействию СМИ западное общество пытается ближе познакомиться с теми, о чьем существовании оно вчера не задумывалось, старается понять и принять этих людей, на равных вступает с ними в диалог, все активнее взаимодействует в социальной жизни. Заметный вклад в формирование нового отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья внес западный кинематограф, создав множество фильмов, главными положительными героями кото- рых стали «исключительные» взрослые и дети. Назовем лишь те, что снискали мировую славу и хорошо известны российскому зрителю. «Пролетая над гнездом кукушки» -(1975). Действие фильма происходит в психиатрической больнице, где царят «покой и умиротворение». Прячась в клинике от возмездия герой Николсона пытается отстоять человеческое достоинство душевнобольных, но ему это не удается. «Человек аожая» - (1988), история человека, страдающего аутизмом и вынужденного жить под присмотром врачей. «Форест Гамп» 7 (1994), трогательный рассказ о взрослом человеке выросшим из ребенка с задержкой психического развития. С годами герой не поумнел, что не помешало ему стать известным футболистом, героем войны, преуспевающим бизнесменом, благородное и открытое сердцем значит не меньше чем изощренный ум. «Запах женщины» 8 (1992), ослепший отставной полковник разведки не утрачивает ни своего мужества, ни патриотизма, он способен стать поводырем «нравственно ослепшей» администрации престижного колледжа. «Восьмой день» 9 (1996), «история отношений преуспевающего банковского клерка, который переживает острый семейный кризис, и сбежавшего из психдиспансера пациента. Открытость чувств «человека без хромосомы» обнажает лживость масочного карнавала «нормальных» людей, разучившихся понимать
5Пролетая над гнездом кукушки (Опе Р1еш Оуег Ше Сискооз Нез1), 1975, драма. Режиссер — Милош Форман. В главной роли — Джек Николсон. В 1975 г. фильм получил пять премий «Оскар»: за лучшую картину, актера, актрису, режиссуру и сценарий. 6Человек дождя (Кат Мап), 1988, драма. Режиссер Барри Левинсон, в главной роли Дастин Хофман. Премии «-Оскар» (1988): лучший фильм года; лучший режиссер; лучший актер; оригинальный сценарий, номинация на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу. Золотой приз Берлинского фестиваля и специальная золотая премия дирекции фестиваля (1989). 'Форест Гамп (Роггез1 Сшпр), 1994. Режиссер — Роберт Земкенс, в главной роли Том Хенкс. Фильм получил шесть «Оскаров», в том числе — за лучшую картину года, а также три «Золотых глобуса», более десятка других призов. 8 Запах женщины (Зсеш о{ а Шотап), 1992, драма. Режиссер — Мартин Брест, в главной роли Аль Пачино 9»Восьмой день» (Тпе Е1дш.п Вау), 1996, Франция — Бельгия — Великобритания. Режиссер — Жак ван Дормель. В главной роли — Паскаль Дюкен, Даниэль Отой. Оба актера на кинофестивале в Канне (1996) получили приз за лучшую мужскую роль. На момент награждения Паскалю исполнилось 25 лет. Он посещал специальное заведение для лиц с болезнью Дауна, и одновременно работал в специальном театре. Во время вручения приза Паскаль рассказал, как ему было трудно играть в фильме. По ходу фильма его герою приходилось ругать своего партнера: «Я не мог сказать Даниэлю грубые слова, потому что я его полюбил». Зал аплодировал Паскалю Дюкену стоя.
и прощать друг друга».В главной роли Паскаль Дюкен — двадцатипятилетний актер с синдромом Дауна. «По ту сторону тишины» 10 (1996), фильм о судьбе талантливой кларнетистки Лары, дочери родителей, потерявших слух. Режисер Каролина Линк предлагает свой вариант жизненных конфликтов людей, лишенных способности слышать и говорить. Приведенный список можно было бы продолжить. Хотя упомянутые и подобные им фильмы сняты в разных странах, все они проникнуты общей идеей ценности и неповторимости каждого человека. Герои предстают совсем не такими, какими их воспринимали традиционно. По ходу сюжета они раскрываются как люди с богатым и чистым внутренним миром, способные любить, дружить, переживать, сочувствовать, помогать, отличать добро от зла, работать по мере своих сил, быть законопослушными. Они по-человечески привлекательны и трогательны, а в ситуациях морального выбора могут вести себя достойнее окружающих, не изменяя усвоенным ценностям и нравственным принципам. Авторы оказались весьма убедительны в мысли о том, что причиной разобщенности, преградой являются не физические или психические особенности «исключительного» человека, а сложившийся стереотип отношения к нему окружающих. Фильмы новой волны помогли многим людям иными глазами посмотреть на тех, кого прежде чурались, кинозрители с восторгом приняли новых героев. Достаточно сказать, что коммерческий успех фильма «Человек дождя» за два первых года проката составил 86 млн. долларов. Джек Никол-сон, Дастин Хоффман, Том Хенкс, снявшиеся в необычных лентах, награждались престижнейшими «Оскарами» за роли людей с особыми проблемами. Актер с синдромом Дауна Паскаль Дюкен («Восьмой день») удостоился премии Каннского кинофестиваля. Идеалы и ценности современного либерально-демократического мира, политкор- ректность в отношении ко всем отличающимся от большинства членам общества, воспитание терпимости к непохожему можно отнести к важнейшим завоеваниям европейской цивилизации, которые служат гарантией против любых форм оскорбления человека, унижения его достоинства. Не остались в стороне от столь трудной работы с обществом ассоциации родителей детей с особыми потребностями. Одним из многочисленных примеров может служить деятельность британской Ассоциации детей с синдромом Дауна (Бирмингем, 1970). «Ассоциация, — пишет К. Вппкмгогт, — возникла под давлением родителей, бросивших тем самым вызов традиционным подходам к благотворительности, когда денежные пожертвования собирались с помощью эксплуатации способности людей сострадать. Некоторым родителям казалось совершенно безнадежным делом, если бы ассоциация начала прибегать к привычному «выжиманию слез», поскольку такой способ выколачивания денег ничего не менял в традиционных предрассудках. Ассоциация <...> бросила вызов ведущим рекламным агентствам, создав плакаты, которые просвещали, ничего не преувеличивая, и побуждали людей не только жертвовать деньги, но и проявлять доброжелательность, понимание и готовность не отворачиваться от проблем» [13, СС. 298-299]. Известный исследователь и автор многочисленных статей и книг, посвященных «нестандартным детям» Зигфрид Пушел убежден: «До тех пор, пока человеческая личность не получит признания и уважения, люди, которых считают «неполноценными», будут находится в опасности. Если ценность людей с синдромом Дауна не найдет признания как их природное свойство, их жизнь будет оставаться в неопределенности и сами они будут уязвимы. Враги человека с синдромом Дауна — это прежде всего невежество, страх, предрассудки, непонимание, безразличие и жалость. Поэтому мы, роди-
10 «По ту сторону тишины», 1996. Режиссер К. Линк, в главной роли Сильвия Тестуд. Картина получила ряд премий в Германии, в 1998 г. номинировалась на «Оскара». тели, специалисты, друзья людей с синдромом Дауна, хорошо знающие их, рассказываем о них обществу и поддерживаем их абсолютную человеческую полноценность. Мы боремся, защищая достоинство всех людей с синдромом Дауна. Эта борьба даст им статус, обеспечивающий их права и свободы как граждан демократического государства и действительно защищающий их достоинство» (8, СС. 14—15). Продолжающаяся около двадцати лет целенаправленная работа с широкими слоями населения не могла не дать ощутимых результатов, уже к середине 90-х годов западное общество в целом, а не отдельные его альтруистически настроенные члены, самоидентифицируется терпимым, лояльным, участливым, способным сотрудничать во всех сферах с людьми с особыми потребностями. Способствовали внедрению в общественное сознание идеалов политкорректности не только СМИ, прогрессивно мыслящие деятели искусства или родительские объединения. Деятельным институтом формирования в умах молодежи новых ценностей в странах не на словах, а на деле перешедших в V период, становится школа. Теперь подрастающее поколение с младых ногтей усваивает, что такое политкорректность и воспитывается в духе уважения к представителям различных меньшинств. Обычных школьников готовят к доброжелательному партнерству с детьми, имеющими особые образовательные потребности которые могут быть интегрированы в их школу или класс. В доказательство приведем только один, но на наш взгляд, весьма убедительный пример — норвежскую Азбуку, базовый учебник начальной школы, изданный в 1979 году [17]. На первой же картинке учебника изображены пожилая чета, беременная мама, младенец в коляске, иностранка в национальной одежде, машина скорой помощи на заднем плане и ученик в инвалидном кресле на переднем. Рассматривая и постигая дидактическую иллюстрацию, ребенок должен увидеть и принять картину мира, где нет «чужих», нет меньшинств, где сосуще- ствуют и уживаются люди разного возраста, разного цвета кожи, разного состояния здоровья. Крепкие телом и духом скандинавы начинают официальное обучение с рассказа о едином сообществе. Вполне понятно, почему художник привлекает внимание ученика к национальному флагу, школьному зданию и северной природе, ново другое — в базовом учебнике монокультурной, моно-язьгчной, монорелигиозной и практически мононациональной страны ребенка сразу знакомят с представителям меньшинств и тех, кто нуждается в заботе окружающих. Это связано с тем, что Норвегия в числе первых европейских стран перешла в V период, став ярой сторонницей социальной и образовательной интеграции инвалидов, и прежде, чем реформировать государственную систему специального образования, организовала целенаправленную работу по укоренению в общественном сознании ценностей открытого гражданского общества, понимания неповторимости и безусловной ценности каждого человека. Информация о том, как часто и в каком контексте в СМИ, массовой кинопродукции, художественной литературе, школьных учебниках упоминается ребенок или взрослый с ограниченными возможностями здоровья, наложенная на матрицу авторской периодизации, позволяет не только оценить социальную ситуацию на сегодняшний день, но и аргументировано прогнозировать хронологически отдаленные события в сфере специального образования. Инструментом прогноза может служить и анализ наиболее распространенных (типологических) стилей отношения родителей к ребенку-инвалиду, правового статуса семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 3.4. Новый правовой статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи Новое понимание прав детей с особыми потребностями и обязанностей общества
по отношению к ним вполне закономерно привело и к изменению правового статуса их родителей. В V периоде законодательство об образовании впервые признает появление еще одного, при этом полноправного, участника процесса — родителей и. Являясь наиболее заинтересованной стороной, семья способна выступать в роли квалифицированного эксперта образовательных услуг. Отныне родители наряду с государством выступают заказчиками образования для своих детей, а правительство и профессионалы призваны предоставлять родителям возможность выбирать между различными системами и формами обучения. Подобное положение вещей нашим современникам представляется естественным и разумным, однако поколениям предшественников вмешательство родителей показалось бы удивительным, если не нелепым. Напомним, в сфере специального образования впервые на историческую сцену родители робко вышли в IV периоде. После принятия национальных законов об обязательном обучении детей с отклонениями в развитии стало возможным формальное участие семьи в решении вопроса о выборе типа школы. Тогда же родители получили возможность создавать общественные ассоциации и комитеты, входить в попечительские советы специальных образовательных учреждений. Однако говорить в полный голос, отстаивая права своих детей, противостоять стереотипам общественного мнения, оказывать влияние на государственную образовательную политику, родители смогли только в пятом периоде — в последнюю треть XX столетия. Законодательства европейских стран закрепляют новые права и обязанности родителей «исключительных» детей. Отныне им разрешается участвовать в экспертизах по определению особых образовательных потребностей ребенка, в решении вопроса о его будущем, вопроса, ядром которого является организация обучения, соответствующего его возможностям и особым потребностям. Если прежде семья следовала указанию специалистов о том, какое образование и в каком учреждении должен получить ребенок, то теперь она получает такое же право голоса, что и профессионалы. И более того, родители отныне могут подавать апелляцию по поводу решений экспертов. Юридический статус родителей, после принятия упоминавшихся деклараций ООН, неизмеримо вырос. В ратифицировавшей эти декларации европейской стране сегодня недопустимо не считаться с мнением и желаниями семьи. Приведем доказательства. Во Франции, основным принципом при решении вопроса об интеграции ребенка является «построение взаимопонимания и взаимодействия между <...> родительско-учительскими ассоциациями». В Дании в правление каждой школы наряду с ее директором и двумя представителями учебного заведения входят 5-7 делегированных родителями (из собственного состава) представителей, а также два ученика. Правление призвано оценивать деятельность школы по целому ряду критериев, в том числе по качеству специального образования, предоставляемого данной школой детям с особыми потребностями. Каждая специальная школа Голландии должна иметь Совет, включающий названных школой и выбранных родителями представителей, причем в равном соотношении. Родительский совет консультирует своих избранников и через них координирует деятельность родителей и учебного заведения. В Бельгии решение о выборе образовательного учреждения (формы обучения) обсуждается и согласуется с родителями. Разного рода консультативные центры не могут начать работу с ребенком без согласия на то его близких. В Норвегии исполнение любых педагогических идей и решений по специальному обучению требуют
11 Определение «родители» в данном контексте используется расширительно, объединяя собственно родителей, опекунов или лиц, заменяющих родителей по закону. предварительного письменного согласия родителей [22]. Сочетание прав и обязанностей сторон можно показать на примере допустимых и предусмотренных законодательством вариантов реакции семьи на рекомендацию экспертов направить ребенка в специальную школу. В Нидерландах в случае получения такого совета от школьной экспертной комиссии и несогласия с ним, родители имеют право обратиться в независимую городскую комиссию. При вторичном направлении в специальную школу и нежелании им воспользоваться, родители имеют возможность адресоваться к комиссии более высокого уровня — региональной. В ситуации несовпадения оценок экспертов разных комиссий может быть начато служебное расследование. Если в ходе расследования будет установлено, что заключение экспертов было ошибочным, последние могут быть лишены лицензии на профессиональную деятельность. В случае же совпадения мнений специалистов трех комиссий и несогласия с ним родителей, последние могут обратиться с апелляцией в высший государственный экспертный орган. Если позиции специалистов и семьи не изменятся, то родители могут быть привлечены к судебной ответственности за действия, противоречащие интересам ребенка. Так же решением суда ребенок в подобной ситуации может быть направлен в близлежащую к его дому специальную школу. Правовой механизм, строившийся веками и проверявшийся многократно практикой прецедентов, как и сложившаяся иерархия независимых экспертных комиссий, позволяют европейцам соблюдать права ребенка, права родителей, интересы государства и общества, профессиональную этику, защищать честь и достоинство специалистов. Ясное, детально прописанное и неукоснительно исполняемое законодательство позволяет в значительной мере исключить абсурдные ситуации, которые могли бы сложиться в результате противостояния амбиций родителей и специалистов. Расширяя права и полномочия родителей, европейское законодательство одновременно повышает их ответственность за соблюдение интересов ребенка. Национальные правовые системы предусматривают обязанность родителей заботиться о своих детях, используя власть взрослого во благо ребенка. Важнейшей из возлагаемых на родителей обязанностей является требование обеспечить своим детям получение гарантированного национальной конституцией уровня образования. Родителям запрещается причинять детям вред, злоупотреблять их здоровьем, эксплуатировать. Пересмотрев представления о роли и участии семьи в развитии и социализации особого ребенка, западное общество и государство начинают проявлять вполне объяснимый и закономерный интерес к различного рода программам сотрудничества специалистов с семьей и программам раннего вмешательства. Подтверждает сказанное резкий рост в начале 80-х годов XX века числа федеральных и региональных «Программ помощи семье». Эти программы определены как общегосударственные (финансируемые и контролируемые правительством) инициативы по обеспечению систематической помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями. Предполагалось, что с помощью подобных программ удастся, с одной стороны, избежать ненужное или отдалить преждевременное помещение ребенка в специальные институты, а с другой — расширить возможности семьи по обеспечению ребенка необходимой ему помощью. Одновременно государство начинает проявлять закономерный интерес к программам ранней (с первых лет жизни ребенка) помощи. Как бы не отличались названные программы друг от друга, с точки зрения содержания и методов педагогического воздействия, все они предусматривали кардинальное изменение роли родителей и характера их взаимодействия со специалистами. Именно родители становятся в таких программах центральными фигурами в оказании необходимой для
развития ребенка систематической помощи, специалисты же выступают в роли квалифицированных наставников и консультантов. Благодаря раннему вмешательству семья естественным образом включается в процесс специального обучения своего ребенка, начиная с первых дней его жизни. Уже к концу 80-х годов практика раннего вмешательства сделала очевидным для тех, кто поддержал ее, тот факт, что при условии правильно организованного с первых месяцев жизни ухода, воспитания и обучения в семье, дети с особыми потребностями достигают несравнимо более высокого уровня развития, нежели при традиционном — более позднем — начале обучения. Часть детей достигает уровня близкого или равного нормально развивающимся сверстникам, что открывает перспективу реальной и успешной интеграции, исключает необходимость помещения ребенка в специальное образовательное учреждение. Выявленный феномен оказался для правительства (государства) веским аргументом установить льготы и материальные стимулы с тем, чтобы инициировать малоактивных родителей включаться в процесс специального обучения детей с первых дней их жизни. В декабре 1993 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Согласно международному документу: «К процессу образования на всех уровнях следует привлекать родительские группы...» [Параграф 3. Правило 6. Образование], «инвалидам следует обеспечить возможность проживать совместно со своими семьями» [Параграф 1. Правило 9. Семейная жизнь и свобода личности] [7]. Итак, в конце XX века не только законодательства отдельных экономически развитых и либерально-демократических стран, но и международные документы закрепляют новый статус семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, новые права и обязанности родителей относительно его обучения. 3.5. Открытое общество — открытая образовательная система Результатом предшествующего (IV) периода явилось осознание европейцами необходимости гарантировать большинству детей с отклонениями в развитии право на специальное обучение. В унитарном обществе идея создания специальных институтов, специальных школ, в частности, нашла поддержку и воплощение. Параллельно основной образовательной системе для нормально развивающихся детей строится дифференцированная система специального образования, куда попадает все большее число детей с различными отклонениями в развитии. Создание автономной системы специального образования осмысливалось унитарным обществом как достижение. Нынешний — V — период эволюции протекает под антидискриминационным лозунгом упразднения привычных границ и барьеров, разделявших людей или ограничивающих их права в силу расового, этнического, религиозного, тендерного, возрастного отличия, также как и отличия в сексуальной ориентации, состоянии здоровья и пр. Именно в этом, широком антидискриминационном контексте изолированная от массовой система специального образования начинает оцениваться как дискриминационная. Если унитарное общество боролось за создание специальных учебных заведений и строительство параллельной образовательной системы, то гражданское общество рассматривает направление ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка». Ребенок с нарушениями в развитии — НапсНсаррес! сшЫ — мог помещаться в специальную, изолированную от общеобразовательной, школу. Ребенку с особыми потребностями — СЫЫ лу1Ш 5рес1а1 №ес!8 — государство вынуждено предоставить возможность интегрироваться в обычное дошкольное или школьное учреждение — войти в «общий поток».
В умах европейцев крепнет убеждение, что «любое государство, стремящееся к справедливости и подчиняющееся международным нормам соблюдения прав человека должно руководствоваться законами, которые гарантируют всем детям соответствующее их потребностям и способностям образование. Что касается детей с особыми потребностями, то такое государство обязано предоставить и им соответствующую их потребности возможность обучения» [15, С. 151]. Доклад «Права человека и инвалидность» (1991) Комиссии по правам человека ЮНЕСКО (раздел III «Предрассудки в отношении инвалидов и их дискриминация») отражает официальную позицию европейского сообщества: «Образование должно осуществляться, в пределах возможного, в общеобразовательных школах, без какого бы то ни было проявления дискриминации по отношению к детям и взрослым инвалидам. Однако этим критерием не всегда руководствуются из-за предвзятого отношения как властей и преподавателей, так и родителей остальных детей, и даже родителей детей-инвалидов. Таким образом, в большинстве случаев инвалидность сама по себе не служит препятствием, дискриминация — вот что мешает ребенку получить образование в общей системе. В ряде случаев законодательными нормами предписывается детям-инвалидам в обязательном порядке посещать специальные школы, что является официальной сегрегацией» [7, СС. 43-44]. Итак, следование западных экономически развитых стран курсом на создание открытого общества и «безбарьерного мира», признание их правительствами недопустимости дискриминации, закономерно приводит к пересмотру прав инвалидов, прав СЫЫгеп \уйп 5рес1а1 Меейз, появлению соответствующих внутригосударственных и международных документов, что, в свою очередь, актуализирует идею о социальной и образовательной интеграции инвалидов и детей с особыми потребностями. Идеалом представляется открытая образовательная система, доступная для таких детей и готовая предоставлять их родителям максимум информации об учебном процессе, дабы те могли его контролировать, а главное, могли оказывать своему ребенку помощь. Сторонники открытой образовательной системы убеждены в том, что она способна предложить детям с особыми потребностями значительно большее число образовательных возможностей. Глубокая институциональная реформа специального образования, институциональная трансформация специальной школы закономерное последствие и важнейшая характеристика V периода. Ранее сложившиеся национальные системы специального образования повсеместно подвергаются модернизации и переходят на качественно новый — третий — этап своего развития. 3.6. От политики институционализации к политике интеграции: новый этап в развитии европейских систем специального образования Освоение философии безбарьерного мира, проведение политики социальной интеграции инвалидов заставило многие государства пересмотреть свое отношение к идее институциализации 12 — ведущей идее организации специального образования на этапе его становления как параллельной образовательной системы. То, что в IV периоде признавалось достоинством системы (увеличение числа специальных учебных заведений, все больший охват ими нуждающихся), в V периоде вменяется ей в вину. Направление ребенка в специальную школу (тем более в интернат) на исходе XX века трактуется как попытка его изоляции от родителей и сверстников, исключение из полноценной жизни, нарушение гражданских прав, дискриминация. Так же,
12 Институционализация — в данном контексте создание специальных «институтов» образования для разных категорий детей с отклонениями в развитии.
как терминология IV периода приобретает в V вторичное негативное'значение и потому пересматривается, идея институциали-зации получает в V периоде вторичную негативную окраску и рассматривается как дискриминационная. Открытому гражданскому обществу нужна новая концепция организации специального образования детей с особыми потребностями. Эксперты ЮНЕСКО на совещании по специальному образованию (1980) убеждают: «Главное — содействовать максимальной интеграции инвалидов в общество. В противном случае возникают нежелательные явления и психологические барьеры». Генеральный директор ЮНЕСКО, Федерико Майор Сарагоса пишет: «Большими правами обладают те, кто менее всего может ими пользоваться. Школа для всех — да, но не только для всех «нормальных» детей. Внимание ко всем — да, но не только к «нормальным» больным <...>. Напротив, общество должно стремиться компенсировать особым вниманием несчастье тех, кого природа или судьба сделали беспомощными» [И, С. 130]. Спустя десятилетие (1991) Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Комиссии ООН по правам человека, особо подчеркивает в своем докладе: «Даже самые современные учреждения, с хорошим оборудованием и достаточно квалифицированным персоналом являются какими-то безликими, поскольку в основе институционализации лежит предположение, что интернированные не способны жить самостоятельно, как остальные члены сообщества, и поэтому они становятся пассивными и зависимыми. Сам факт их отделения от общества способствует этой тенденции и развитию того, что принято называть «институционным менталитетом», а это, в свою очередь, представляет собой новый вид инвалидности, поскольку препятствует реинтеграции в общество» [7, С. 47]. Государства, достигшие экономического благополучия, исповедующие либераль- но-демократические ценности, противостоящие всем видам дискриминации и стремящиеся к социальной интеграции, выступают за политику интеграции в образовании. На смену институциализа-ции вполне закономерно приходит концепция интеграции — организация соответствующего особым потребностям детей образования в условиях обычной школы, «в общем потоке». Адепты нового подхода предлагают общеобразовательным школам «открыть двери» для детей с особыми потребностями, кардинально изменив взаимоотношения между системами общего и специального образования. Интеграция становится ведущей тенденцией организации специального образования в Западной Европе, в качестве иллюстрации этого тезиса воспользуемся официальными отчетами 1987 и 1996 годов, подготовленными по просьбе ЮНЕСКО рядом западноевропейских стран. Швеция в 1980 году приняла учебный план (Ьдг. 80), зафиксировавший изменение подходов к организации обучения детей с нарушениями в развитии. Интеграция стала стратегическим направлением политики государства в сфере образования, в силу чего резко сократилось число учащихся в специальных школах и возросло количество специальных классов в массовых школах. Об этом свидетельствуют данные, представленные Швецией в ЮНЕСКО [21], включенные в Таблицу 2. По официальным данным, на отчетный год большинство учащихся со специальными образовательными потребностями обучались в общеобразовательных школах — в специальных или обычных классах, но с дополнительной поддержкой. После первой фазы реконструкции системы специальные школы с проживанием сохранились лишь для детей с нарушениями слуха. Школы для слепых в 1986 году преобразуются в Ресурсные Центры поддержки интеграции слепых и слабовидящих детей в классы общеобразовательной школы, исключение составила лишь
Таблица 2. Формы обеспечения специального обучения в Швеции в 1986-87 учебном году
школа, предназначенная для слепых детей с сложной структурой нарушения. Отвечая на вопросы ЮНЕСКО, Швеция не дала подробного описания форм обучения для детей с комплексными или грубыми интеллектуальными нарушениями, оговорив, правда, в разделе «Исследования», что «наиболее важные и актуальные исследовательские Проекты связаны с проблемами интеграции умственно отсталых учащихся, слепоглухих, детей с психиатрическими проблемами...» [21, С. 115]. Последовательность движения Швеции по пути интеграции подтверждают и более поздние (1993/94 учебный год) данные. Согласно Б.А. Окерман и К. Шриннхольм, «число учащихся с сенсорными нарушениями и с задержкой психического развития в массовых школах составляло 5300, что в 7 раз больше, чем в специальных школах <...>. За три последних года число учителей в специальном образовании Швеции сократилось на две тысячи» [5, С. 78]. Доклад ЮНЕСКО сообщает: «В Швеции в результате политики, начатой в 1980 году, почти все учащиеся с особыми образовательными потребностями интегрированы в общеобразовательные школы. Специальные школы продолжают существовать для учащихся, обучающихся на жестовом языке, для умственно отсталых или учащихся с множественными нарушениями. <...> В декабре 1993 года Парламент утвердил новый сигпси1шп (учебный план), обязательный для системы школьного образо- вания, включая все типы общеобразовательных и специальных школ, а также обязательные школы для умстве<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.208 (0.016 с.) |