Смыслом эпизодической интеграции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смыслом эпизодической интеграции



является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаи­модействия детей с выраженными наруше­ниями развития со сверстниками, преодо­ление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья.


 


 


Эпизодическая интеграция предполага­ет, что воспитанники специальных учреж­дений практически все время обучаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на опре­деленное время. Социальное взаимодей­ствие обеспечивается в лагерях отдыха, специально организованных походах, праздниках, конкурсах, при организации и проведении выставок детских работ, кружках. Такое объединение имеет боль­шое воспитательное значение, но связано со значительными организационными трудностями.

Следует подчеркнуть, что в последнее десятилетие специальные школы усилили работу по расширению общения своих вос­питанников с обычными школьниками. Дети вместе участвуют в различных кон­курсах, фестивалях, одновременно высту­пают на одних и тех же сценах (например, фестиваль «Надежда»). В городах, областях, регионах проводятся совместные спортив­ные мероприятия. Многие специальные школы совместно с общеобразовательны­ми организуют оздоровительные, спортив­ные, туристические лагеря. Следует шире привлекать и систему дополнительного образования, обладающую большими воз­можностями в организации совместной деятельности детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Уже давно воспитанники спе­циальных школ посещают различные кружки в домах творчества и т.п. Принци­пиально важно развивать эту тенденцию и в другом направлении — привлекать обыч­ных школьников в кружки, которые рабо­тают в специальных образовательных учреждениях: ИЗО, лепка, танцы, кулина­рия и др. Это позволит нормально разви­вающимся детям получить первый опыт понимания того, что далеко не во всех видах деятельности их особенные свер­стники несостоятельны, и более того — подчас им есть чему у них учиться.

Эпизодическая интеграция предполага­ет возможность проведения совместных занятий, как правило, под руководством


учителя-дефектолога или воспитателя спе­циальной группы.

Массовые педагоги выступают в каче­стве организаторов совместных соревно­ваний, выставок, конкурсов, учитель-де-фектолог и воспитатель специальной группы оказывают конкретную методиче­скую помощь массовым педагогам в орга­низации и проведении этих мероприятий, подсказывая, как установить контакт с детьми с о ограниченными возможностя­ми здоровья, как вовлечь их в ту совме­стную деятельность, где они могут быть наиболее состоятельны, что может быть доступно, а что слишком трудно для этих детей, как создать условия для общения и взаимодействия детей.

Итак, рассматривая набор вариатив-ных моделей интеграции детей с ограни­ченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, мы убеди­лись в том, что он позволяет подобрать каждому ребенку с особыми образова­тельными потребностями (даже самому «тяжелому») доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохра­нив во всех случаях необходимую специа­лизированную психолого-педагогическую помощь.

Смыслом создания национальной системной модели интеграции в образова­нии, содержащей набор базовых вариан­тов, является максимальное использова­ние уже имеющихся и дальнейшее целе­направленное расширение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в области социального и учебно­го взаимодействия.

Завершая рассмотрение вариативных моделей интеграции, проанализируем какие формы интеграции возможны в различных видах образовательных учреж­дений.

Обратим особое внимание на учрежде­ния нового — комбинированного вида, которым, по нашему глубокому убеждению, принадлежит будущее в развивающейся отечественной системе образования. Имен-


 


 


Массовые учреждения   Постоянная полная   Постоянная неполная          
Комбинированные   Постоянная полная   Постоянная неполная   Временная      
Компенсирующие       Постоянная неполная          
Специальные               Эпизоди­ческая  

 


но в этих учреждениях есть возможность создавать и обычные, и специальные, и сме­шанные группы детей, что позволяет осу­ществлять все формы интеграции, подбирая каждому ребенку необходимую, обеспечи­вать квалифицированную специальную педагогическую помощь, налаживать под­линное взаимодействие специальных и мас­совых педагогов. При этом в комбинирован­ном учреждении можно обеспечить спе­циальное образование детям с выраженными нарушениями развития и качественное образование нормально раз­вивающимся детей, обогатив их социально-эмоциональное развитие уникальным и необходимым в будущей взрослой жизни опытом нормального взаимодействия с теми людьми, кто в силу не зависящих от них обстоятельств оказался менее способ­ным, смышленым, умелым, но от этого не менее добрым, отзывчивым и способным к соблюдению нравственных законов.

7. Модернизация отечественной системы специального образования на современном этапе

Проведенные в середине 90-х годов исследования позволили определить совре­менный период как переходный по своей сути и обосновать необходимость модерни­зации действующей системы специального образования. Являясь ведущим научным центром страны в области специального образования, ИКП РАО в 1992 году опреде­лил круг первоочередных задач, успешное решение которых, по мнению Ученого


совета Института, могло обеспечить плано­мерное поэтапное реформирование рос­сийской системы специального образова­ния. Перечислим эти задачи:

— поддерживать и развивать функцио­нирующую государственную систему спе­циального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания спе­циального образования;

— целенаправленно проводить перепод­готовку кадров, поддерживая такой уро­вень профессиональной компетенции работников ведущих специальных образо­вательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с ограниченными воз­можностями здоровья;

— проектирование системы специально­го образования XXI века.

Работа по подготовке проекта модерни­зации российского специального образова­ния потребовала:

— обобщить результаты многолетних экс­периментов по ранней (от 0 до 3 лет) психо­лого-педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государ­ственной системы комплексной диагностики и коррекции различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с первых месяцев жизни;

— определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными


 


 


отклонениями в развитии в массовые обра­зовательные учреждения;

— разработать национальную модель интегрированного обучения детей с огра­ниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных видов;

— разработать содержание и формы специализированной поддержки интегри­рованных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов мас­совых учреждений, куда в будущем будет интегрироваться все большее число детей ограниченными возможностями здоровья;

— переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования с учетом усложняющегося контингента детей и изменения экономических и социально-культурных условий жизни;

— разработать концепцию нового содер­жания специального образования детей школьного возраста с ограниченными воз­можностями здоровья и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

— обеспечить клиническое, нейрофи-зиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с ограниченными возмож­ностями здоровья, не охватывавшихся ранее государственной системой воспита­ния и обучения (например, дети со слож­ной структурой дефекта); на основе инте­грации результатов предшествующих исследований и данных экспериментально­го изучения определить содержание, мето­ды, организационные формы их обучения;

— на основе изучения общего и специ­фического в развитии разных категорий детей построить максимально полные «-карты» (модели, шкалы) основных содер­жательных линий развития ребенка, указав на них все возможные «обходные пути» в достижении этапных задач.

В 1996 году ИКП РАО предложил Мини­стерству образования Российской Федера­ции, всем заинтересованным ведомствам и


специалистам проект «Программы мер, направленных на создание условий для планомерного перехода российской систе­мы специального образования на каче­ственно новый этап своего развития». Про­грамма являлась документом долговремен­ным, рассчитанным на весьма продолжительный срок и поэтапное испол­нение с учетом экономических возможно­стей государства.

По замыслу Ученого совета Института, принятие программы требовалось для того, чтобы зафиксировать стратегический путь модернизации системы специального обра­зования, наметить ближайшие и перспек­тивные задачи, определить тактику реали­зации заявленной стратегии развития, выделить этапы на этом пути, определить их последовательность, объединить усилия высококвалифицированных профессиона-лов-дефектологов, работающих в различ­ных организациях разных регионов страны. Не менее важной представлялась консоли­дация профессионалов разной ведомствен­ной подчинённости (экономистов, юристов, руководителей органов образования, здра­воохранения, социальной защиты, социоло­гов, медиков, психологов, педагогов), равно озабоченных судьбой детей с ограниченны­ми возможностями здоровья и компетент­ных в обсуждении этих проблем. Институт предлагал провести широкое конструктив­ное обсуждение проекта программы на государственном уровне, что в силу ряда объективных и субъективных причин осу­ществить не удалось. Вместе с тем назван­ный Проект по сей день не утратил своей актуальности, более того — время доказало точность прогноза, актуальность избранных приоритетов.

Модернизация системы специального образования подразумевает создание меха­низма ее устойчивого развития как макси­мально гибкой системы, реально взаимо­действующей со структурами общего обра­зования. При этом требуется сохранить традиционные ценности специального образования:


 


 


 


• продвижение ребенка по пути нор­мального психического развития,

• предупреждение и коррекция вторич­ных по своей природе нарушений,

• личностное развитие ребенка,

• формирование жизненной компетен­ции,

• уровень образования.

Преобразуемая система должна функ­ционировать в едином образовательном пространстве России, обеспечивая реализа­цию особых образовательных потребно­стей, обусловленных как биологической дефицитарностью ребенка, так и социаль­но-культурной депривацией — нарушени­ем нормальных условий воспитания и обучения. Предстоит оказывать специаль­ную психолого-педагогическую помощь не только детям с нарушениями в развитии (-как это было ранее и практикуется сегод­ня), но и детям группы риска, а также детям, своевременно не охваченным систе­мой образования или «выпавшим» из нее.

Конечной целью модернизации является построение системы специального образо­вания нового типа, предусматривающей:

— Охват всех нуждающихся детей спе­циальной психолого-педагогической помо­щью.

— Максимально раннее (с первых меся­цев жизни) выявление подозрений на отклонения в развитии ребенка.

— Максимально раннее (на первом году жизни) выявление нарушений в развитии ребенка и безотлагательное ока­зание ему медико-психолого-педагогиче­ской помощи, а также консультативной помощи семье.

— Обязательное включение родителей в
процесс обучения и воспитания ребенка,
их целенаправленная подготовка силами
специалистов. ^

— Создание образовательных учрежде­ний нового (комбинированного) типа.

— Придание действующим специальным (коррекционным) образовательным учреж-


дениям новых функций оказания специаль­ной педагогической помощи детям, инте­грированным в близлежащие общеобразо­вательные учреждения, а также консульта­тивной помощи родителям и педагогов общеобразовательных учебных заведений. /-

— Свободу выбора родителями форм организации образования и вида учебного заведения.

— Психологическое сопровождение
ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в условиях любого образователь­
ного учреждения, а также психологическое
консультирование семьи. (\

— Принятие стандарта специального образования для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающего минимально необхо­димые достижения как в сфере образова­ния, так и жизненной компетенции.

— Технологическую модернизацию спе­циального образования на основе широко­го использования информационных техно­логий для решения собственно развиваю­щих и коррекционных задач обучения детей, начиная с дошкольного возраста.

— Подготовка кадров специалистов нового поколения.

Содержанием третьего (нынешнего) этапа системы специального образования становится ее структурно-функциональ­ная, содержательная и технологическая модернизация. К числу первоочередных шагов мы относим:

I. Принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)». Приведение законодательства Россий­ской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти и органов власти субъектов Федерации в соответствие с международ­ными обязательствами России и Консти­туции Российской Федерации с целью исключения дискриминации инвалидов в сфере образования и профессиональной деятельности.


 



П. Создание государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья во всех субъектах Российской Федерации, ее научно-методическое обеспечение и целенаправленная подготовка кадров.

III. Определение механизма взаимодей­ствия структур специального и массового образования, разработка национальной системной модели организации интегриро­ванного обучения детей, создание принци­пиально новых учебных заведений — ком­бинированного типа, принципиально новых форм организации — смешанных групп и классов, придание уже существую­щим специальных (коррекционным) обще­образовательным заведениям новых функ­ций — сопровождение интегрированных детей.

IV. Технологическую модернизацию системы специального образования на основе широкого внедрения специализиро­ванных ИТ, ориентированных на решение собственно развивающих и коррекцион-ных задач обучения детей с ограниченны­ми возможностями здоровья, широкое использование специализированных ИТ в сфере профессиональной подготовки психологов и педагогов, развитие системы дистанционного обучения, использование средств телекоммуникации и создание ресурсов в сети Интернет, ориентирован­ных на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

V. Создание системы психолого-педаго­гической помощи детям с выраженными нарушениями эмоционального развития, ранним детским аутизмом, прежде не охва­тывавшимися системой образования; кон­сультативной помощи семьям, их воспиты­вающим.

VI. Модернизацию содержания подго­товки и переподготовки дефектологов и практических психологов — интеграция науки и образования.

/. Принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья


(о специальном образовании)». Приведение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов федераль­ных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации в соответствие с международными обяза­тельствами России и Конституции Рос­сийской Федерации с целью исключения дискриминации инвалидов в сфере образо­вания и профессиональной деятельности.

Первоочередным шагом, безусловно, должно стать принятие Закона, сегодня Россия — одна из немногих держав, в кото­рой отсутствует антидискриминационный закон, обеспечивающий право граждан с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование. Когда-то Дания первой законодательно наделила детей-инвалидов правом на школьное обучения (1817), из ныне действующих наиболее «продвинутые» законы о праве детей-инвалидов на образование действу­ют в США (1975), Швеции (1980), Нидер­ландах (1985), Великобритании (1985-91).

За последние 15 лет в Российской Феде­рации вступили в силу более 300 норматив­ных правовых актов, направленных на защи­ту интересов детей-инвалидов. Их образо­вательные права закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в Федеральных законах от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания насе­ления в Российской Федерации», от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государ­ственной социальной помощи» и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «-О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инва­лидов. «Вместе с тем ряд основополагаю-


 


 


щих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашел своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсут­ствует закон о специальном образовании, нормативно-правовое регулирование интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патро-натного семейного воспитания, независи­мого контроля за соблюдением прав детей» [3].

Принятие Закона, по мнению его раз­работчиков, позволило бы обеспечить реализацию государственных гарантий на получение определенного уровня образо­вания лицами с ограниченными возмож­ностями здоровья.

Данный законопроект устанавливал ряд важных правовых норм, а именно:

— определял государственную полити­ку в области специального образования;

— устанавливал компетенцию Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации в области специального обра­зования;

— устанавливал в области специального образования права лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на освидетельствование и соответствующее признание права на специальное образова­ние и получение государственного именно­го образовательного обязательства;

— определял формы получения спе­циального образования (обучение на дому, обучение во время пребывания в стационарном лечебном учреждении, интегрированное обучение и т. д.);

— определял типы и виды специальных образовательных учреждений в соответ­ствии с уровнем и направленностью реа­лизуемых ими образовательных про­грамм, направлениями деятельности по реабилитации и возрастом обучающихся (воспитанников);

— фиксировал особенности аттестации лиц с ограниченными возможностями


здоровья, определял цели, задачи и меха­низмы деятельности психолого-медико-педагогических консультаций и психоло­го-медико-педагогических центров;

— устанавливал порядок нормативного финансирования специального образова­тельного учреждения, которое складыва­ется из прямого финансирования из бюджета учредителя и средств, получае­мых из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федера­ции в размере, соответствующем государ­ственному именному образовательному обязательству;

— определял особенности реорганиза­ции и ликвидации, а также особенности лицензирования, аттестации и государ­ственной аккредитации образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совер­шенствования национального законода­тельства в области специального образо­вания государств — членов СНГ. Закон дает определения понятиям «ограничен­ные возможности здоровья», «интегриро­ванное образование» и определяет другие формы специального образования. Подробно характеризует образователь­ные учреждения специального образова­ния. Закрепляет права детей и родителей, содержание понятия полное государ­ственное обеспечение. В Законе раскры­вается в обобщенном виде механизм финансирования специального образова­ния.

В силу отсутствия федерального закона отдельные субъекты Российской Федера­ции решились на принятие региональных законодательных актов, так, в 2002 году в Ленинградской области принят Обла­стной Закон «О специальном (коррек-ционном) образовании в Ленинградской области». Подготовлен и передан в Прави-


 


 


тельство Москвы (ноябрь 2006 года) про­ект Закона «Об образовании лиц с огра­ниченными возможностями здоровья в городе Москве».

В то же время совершенствование законодательства не оказывает должного влияния на изменение ранее сложившей­ся практики, причина тому — неудовле­творительное исполнение действующего законодательства органами государствен­ной власти Российской Федерации. В 2006 году это положение многократно фикси­ровалось в документах официальных и общественных слушаний по проблеме специального образования, отмечались причины, мешающие лицам с ограничен­ными возможностями здоровья реализо­вывать законодательно закрепленное право на образование [4,7]. В частности, в рекомендациях парламентских слушаний «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 24 апреля 2006 года говорится о «наличии определенных труд­ностей и проблем, заметно влияющих на реализацию конституционного права на получение лицами с ограниченными воз­можностями здоровья образования». По мнению парламентариев, дискриминация детей-инвалидов в сфере образования происходит в силу разных причин, в част­ности, из-за:

— отсутствия единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дош­кольных образовательных учреждениях и консультирования семей, воспитываю­щих детей с ограниченными возможно­стями здоровья;

— трудности создания специальных образовательных условий в рамках дей­ствующих форм организации учебного процесса;

— отсутствие системной подготовки и переподготовки кадров для обучения инвалидов, как в системе общего, так и в системе профессионального образования.


Среди ключевых задач, на решении
которых следует «сконцентрировать
административные и ресурсные возмож­
ности», участники парламентских слуша­
ний выделили «интеграцию существую­
щей системы специального (коррекцион-
ного) образования в единое
образовательное пространство и развитие
учреждений общего образования, началь­
ного и среднего профессионального обра­
зования на основе внедрения эффектив­
ных образовательно-реабилитационных
технологий и единых образовательных
стандартов».

На сегодня отсутствуют четкие норма­
тивные правовые акты, определяющие
работу специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (СКОУ).
Крайне недостаточна сеть образователь­
ных учреждений начального, среднего и
высшего профессионального образова­
ния, имеющих адаптивную среду для
обучения лиц с ограниченными возмож­
ностями здоровья. Выпускники СКОУ,
прошедшие хорошую социальную реаби­
литацию, а также выпускники с ограни­
ченными возможностями здоровья
учреждений профессионального образо­
вания зачастую являются неконкурен­
тоспособными на рынке труда. Лишь 15-
18% от общего количества инвалидов тру­
доспособного возраста имеют
постоянную работу. Число студентов-ин­
валидов в российских вузах несоизмери­
мо меньше потенциально возможного,
тогда как 60% молодых инвалидов, имею­
щих высшее или среднее образование
находят постоянную работу. Среди выпу­
скников МГТУ им. Баумана, где создана
непрерывная система образования для
слабослышащих, 100% выпускников тру­
доустраивается.

С 1 января 2005 года, в связи с приня­тием Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004 года, вступили в действие новые редакции Закона Российской Феде­рации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском про­фессиональном образовании». С этого


 


 


момента вопросы обеспечения права лиц с ограниченными возможностями на получение общего (полного) образования находятся в компетенции субъектов Рос­сийской Федерации, что создает нерав­ные условия для людей, проживающих в различных регионах. Нарушается равен­ство конституционных прав на получение общего образования наименее мобильной группы населения.

В законодательстве не оговорена воз­можность установления более высоких нормативов финансирования специаль­ных образовательных учреждений и нор­мативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях с учетом особых потребностей данных учреждений и обучающихся.

В контексте реформирования Мини­стерства образования Российской Феде­рации, осуществленного и 2004 году, ока­зались упраздненными структуры, преж­де обеспечивавшие управление ССО на федеральном и региональном уровнях. По примеру Федерального Министерства органы образования субъектов Россий­ской Федерации стали ликвидировать или сокращать свои профильные управления и отделы, в большинстве регионов из-за отсутствия соответствующих кадров резко снизился контроль действующей системы специального образования.

«Необходимо отметить, что ситуация в сфере образования динамично меняется. Одним из наиболее значимых событий текущего года является реализация прио­ритетного национального проекта «Обра­зование». Специальные общеобразова­тельные учреждения не были первона­чально охвачены мероприятиями проекта (дополнительные выплаты за классное руководство в целях повышения воспита­тельной работы, выдвижение на получе­ние грантов общеобразовательных учреж­дений и лучших преподавателей), но, по информации Правительства России, это будет исправлено, и учреждения образо­вания для лиц с ограниченными возмож-


ностями здоровья в полной мере примут участие в проекте» [4].

П. Создание государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья во всех субъектах Российской Федерации, ее научно-методическое обес­печение и целенаправленная подготовка кадров.

В последнее десятилетие одним из при­оритетов развития специального образо­вания стало создание недостающего звена — системы раннего (с первых меся­цев жизни) выявления и ранней ком­плексной коррекции нарушений в разви­тии ребенка — как базиса для последую­щего процесса воспитания и обучения и необходимого условия социальной и обра­зовательной интеграции. Новый базис системы специального образования обес­печивает возможность максимально широкого охвата детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, что способствует предупреждению и наи­более эффективной коррекции вторич­ных нарушений в развитии.

Максимально раннее начало комплекс­ной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностя­ми и/или ограниченными возможностями здоровья, является фактором оптимиза­ции образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, шагом к совершенствованию практики защиты прав ребенка и прав инвалидов и качественному улучшению их положения в обществе.

Получены верифицированные данные о том, что можно добиваться качественно иного уровня психического развития малышей, значительно более эффектив­ной коррекции уже имеющихся и преду­преждения дальнейших нарушений пси­хического развития вторичной природы, интегрировать таких детей в общеобразо­вательную среду на более ранних этапах


 


 


возрастного развития и сокращать коли­чество школьников, Нуждающихся в спе­циальном образовании:

— 25% детей с тяжелыми нарушениями слуха, получающие коррекционную помощь с первого года жизни, к 6-7 годам достигают уровня психо-речевого разви­тия, близкого или равного возрастной норме (исследования, проводимые под руководством к.п.н. Шматко Н.Д.).

— У 25-27% детей, страдающих перина­тальным поражением ЦНС, в результате адекватной коррекционной помощи на первом году жизни удается полностью нормализовать темп и ход психического развития, а у оставшихся 75% — преду­предить развитие выраженных наруше­ний. При отсутствии подобного рода ран­ней помощи такие малыши, как правило, попадают в категорию детей с задержкой психического развития (исследования, проводимые под руководством к.п.н. Разенковой Ю.А.).

— У малышей, страдающих детским аутизмом и тяжелыми эмоциональными нарушениями, при условии оказания психолого-педагогической помощи в пер­вые три-четыре года жизни удается суще­ственно сгладить тенденции искажения психического развития и подготовить их к включению в социум сверстников, в то время как большинство детей, не получив­ших ранней помощи остаются изолиро­ванными в условиях дома или становятся пациентами психиатрических клиник (исследования, проводимые под руковод­ством д.психол.н. Никольской О.С.).

— При условии оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с органическим поражением ЦНС на пер­вых годах жизни удается приблизить их соматическое и психическое развитие к возрастной норме (30%). Малыши с тем же диагнозом, не получившие помощи на ранних этапах онтогенеза, становятся инвалидами детства (исследования, про-


водимые под руководством д.п.н. Стребе-левой Е.А.).

— Организация специализированной логопедической помощи в раннем возра­сте позволяет минимизировать, а в ряде случаев — полностью устранить наруше­ния речевого развития до момента посту­пления ребенка в школу. Выделены пока­затели для выявления ранней речевой недостаточности, разработаны методики превентивного коррекционного воздей­ствия в условиях специализированных групп ДОУ (исследования, проводимые под руководством д.п.н. Чиркиной Г.В.).

— Разработаны методики нейропсихо-физиологической диагностики наруше­ний слуха у детей в возрасте от 0 до 6 лет (к.п.н. Алиева З.С.). Разработаны ком­плексные программы ранней психолого-педагогической помощи детям с наруше­ниями зрения (д.психол.н. Солнцева Л.И., к.п.н. Хорош С.М.), электрофизиологиче­ские методы выявления нарушений зре­ния у детей раннего возраста, а также психофизиологические методы оценки эффективности лечения детей раннего возраста с заболеваниями зрительного нерва (д.психол.н. Фильчикова Л.И.).

Приказом Минобразования России № 575 от 18.10.1999 года на базе Институ­та создано ГНУ «Центр ранней диагности­ки и специальной помощи детям с выяв­ленными отклонениями в развитии» Минобра РФ 15 (далее «Центр»), Сегодня Институт совместно с Центром проводит системную работу по созданию, норма­тивно-методическому обеспечению и мониторингу деятельности региональных служб и центров ранней помощи детям с отклонениями в развитии. За период с 1999 года Институтом и Центром созданы и курируются системы ранней помощи в Самарской и Новгородской областях (в статусе региональных моделей) и 11 служб ранней помощи в 4 регионах Рос­сии: Красноярском и Хабаровском краях,


 


15 Современное название Центра — ФГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявлен­ными отклонениями в развитии» Федерального агентства по образованию.


Калининградской области и Г.Курчатове Курской области.

К сожалению, отсутствие государ­ственной политики в сфере ранней помо­щи детям с отклонениями в развитии и её законодательной основы тормозит актив­ное движение регионов в направлении организации этой системы. Как показыва­ет опыт последних лет, нередко само существование в крае (республике, обла­сти, городе) службы, работающей с деть­ми младенческого и раннего возраста, имеющими те или иные отклонения в развитии и ограниченные возможности здоровья, становится возможно исключи­тельно благодаря вниманию руководителя региона к вопросам соблюдения прав ребенка, прав инвалидов, охраны здоро­вья матери и ребенка, решения проблем младенческой смертности и т.п.

Становление служб ранней помощи в регионах России происходит двумя путя­ми: как правило, их возникновение связа­но с приоритетами руководства субъекта Федерации и реализуемой им социальной политики, зависит от уровня социально-экономического развития региона. Суще­ственным фактором появления нового звена системы специального образования является также наличие или отсутствие кадров, готовых взять на себя работу по раннему выявлению и коррекции откло­нений в развитии у детей. В этом случае организуется региональная сеть служб (Самарская область представлена сетью из 15 территориальных служб, 25 муници­пальными службами и Центром специаль­ного образования, координирующим их деятельность), имеющая узаконенный статус, постоянное бюджетное финанси­рование, административную и организа­ционную поддержку, укомплектованная кадрами, обучение и повышение квали­фикации которых проходит по устано­вленным законом нормативам. Из сообра­жений рационального расходования бюджетных средств и обеспечения досту­па к услугам службы ранней помощи орга­низуются как новые подразделения


базовых дошкольных образовательных учреждений (общеобразовательных и коррекционных). Такие службы можно отнести к разряду «созданных сверху», их становление и развитие основано на про­граммно-целевом методе управления образованием.

При втором варианте возникновения центра (службы) ранней помощи отправ­ной точкой является осознание специали­стами, непосредственно работающими с детьми дошкольного возраста, целесооб­разности и даже необходимости возмож­но более раннего обнаружения имеюще­гося у ребенка отклонения в развитии или факторов риска его возникновения.

В сложившихся условиях для развития служб ранней помощи ребенку с особыми образовательными потребностями и его семье необходимо осуществление целена­правленной работы по следующим напра­влениям:

— Внесение дополнений в Закон Рос­сийской Федерации об образовании, пре­дусматривающих создание региональных и муниципальных центров и служб, про­водящих выявление детей с отклонениями в развитии среди новорожденных и детей раннего возраста, а также оказывающих комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь семье, вос­питывающей ребенка раннего возраста, в том числе и имеющего отклонения в развитии, а также семьям групп риска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.077 с.)