Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смыслом эпизодической интеграцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья.
Эпизодическая интеграция предполагает, что воспитанники специальных учреждений практически все время обучаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Социальное взаимодействие обеспечивается в лагерях отдыха, специально организованных походах, праздниках, конкурсах, при организации и проведении выставок детских работ, кружках. Такое объединение имеет большое воспитательное значение, но связано со значительными организационными трудностями. Следует подчеркнуть, что в последнее десятилетие специальные школы усилили работу по расширению общения своих воспитанников с обычными школьниками. Дети вместе участвуют в различных конкурсах, фестивалях, одновременно выступают на одних и тех же сценах (например, фестиваль «Надежда»). В городах, областях, регионах проводятся совместные спортивные мероприятия. Многие специальные школы совместно с общеобразовательными организуют оздоровительные, спортивные, туристические лагеря. Следует шире привлекать и систему дополнительного образования, обладающую большими возможностями в организации совместной деятельности детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Уже давно воспитанники специальных школ посещают различные кружки в домах творчества и т.п. Принципиально важно развивать эту тенденцию и в другом направлении — привлекать обычных школьников в кружки, которые работают в специальных образовательных учреждениях: ИЗО, лепка, танцы, кулинария и др. Это позволит нормально развивающимся детям получить первый опыт понимания того, что далеко не во всех видах деятельности их особенные сверстники несостоятельны, и более того — подчас им есть чему у них учиться. Эпизодическая интеграция предполагает возможность проведения совместных занятий, как правило, под руководством учителя-дефектолога или воспитателя специальной группы. Массовые педагоги выступают в качестве организаторов совместных соревнований, выставок, конкурсов, учитель-де-фектолог и воспитатель специальной группы оказывают конкретную методическую помощь массовым педагогам в организации и проведении этих мероприятий, подсказывая, как установить контакт с детьми с о ограниченными возможностями здоровья, как вовлечь их в ту совместную деятельность, где они могут быть наиболее состоятельны, что может быть доступно, а что слишком трудно для этих детей, как создать условия для общения и взаимодействия детей. Итак, рассматривая набор вариатив-ных моделей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, мы убедились в том, что он позволяет подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями (даже самому «тяжелому») доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь. Смыслом создания национальной системной модели интеграции в образовании, содержащей набор базовых вариантов, является максимальное использование уже имеющихся и дальнейшее целенаправленное расширение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в области социального и учебного взаимодействия. Завершая рассмотрение вариативных моделей интеграции, проанализируем какие формы интеграции возможны в различных видах образовательных учреждений. Обратим особое внимание на учреждения нового — комбинированного вида, которым, по нашему глубокому убеждению, принадлежит будущее в развивающейся отечественной системе образования. Имен-
но в этих учреждениях есть возможность создавать и обычные, и специальные, и смешанные группы детей, что позволяет осуществлять все формы интеграции, подбирая каждому ребенку необходимую, обеспечивать квалифицированную специальную педагогическую помощь, налаживать подлинное взаимодействие специальных и массовых педагогов. При этом в комбинированном учреждении можно обеспечить специальное образование детям с выраженными нарушениями развития и качественное образование нормально развивающимся детей, обогатив их социально-эмоциональное развитие уникальным и необходимым в будущей взрослой жизни опытом нормального взаимодействия с теми людьми, кто в силу не зависящих от них обстоятельств оказался менее способным, смышленым, умелым, но от этого не менее добрым, отзывчивым и способным к соблюдению нравственных законов. 7. Модернизация отечественной системы специального образования на современном этапе Проведенные в середине 90-х годов исследования позволили определить современный период как переходный по своей сути и обосновать необходимость модернизации действующей системы специального образования. Являясь ведущим научным центром страны в области специального образования, ИКП РАО в 1992 году определил круг первоочередных задач, успешное решение которых, по мнению Ученого совета Института, могло обеспечить планомерное поэтапное реформирование российской системы специального образования. Перечислим эти задачи: — поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования; — целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции работников ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; — проектирование системы специального образования XXI века. Работа по подготовке проекта модернизации российского специального образования потребовала: — обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с первых месяцев жизни; — определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными
отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; — разработать национальную модель интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных видов; — разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений, куда в будущем будет интегрироваться все большее число детей ограниченными возможностями здоровья; — переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования с учетом усложняющегося контингента детей и изменения экономических и социально-культурных условий жизни; — разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов; — обеспечить клиническое, нейрофи-зиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения (например, дети со сложной структурой дефекта); на основе интеграции результатов предшествующих исследований и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения; — на основе изучения общего и специфического в развитии разных категорий детей построить максимально полные «-карты» (модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные «обходные пути» в достижении этапных задач. В 1996 году ИКП РАО предложил Министерству образования Российской Федерации, всем заинтересованным ведомствам и специалистам проект «Программы мер, направленных на создание условий для планомерного перехода российской системы специального образования на качественно новый этап своего развития». Программа являлась документом долговременным, рассчитанным на весьма продолжительный срок и поэтапное исполнение с учетом экономических возможностей государства. По замыслу Ученого совета Института, принятие программы требовалось для того, чтобы зафиксировать стратегический путь модернизации системы специального образования, наметить ближайшие и перспективные задачи, определить тактику реализации заявленной стратегии развития, выделить этапы на этом пути, определить их последовательность, объединить усилия высококвалифицированных профессиона-лов-дефектологов, работающих в различных организациях разных регионов страны. Не менее важной представлялась консолидация профессионалов разной ведомственной подчинённости (экономистов, юристов, руководителей органов образования, здравоохранения, социальной защиты, социологов, медиков, психологов, педагогов), равно озабоченных судьбой детей с ограниченными возможностями здоровья и компетентных в обсуждении этих проблем. Институт предлагал провести широкое конструктивное обсуждение проекта программы на государственном уровне, что в силу ряда объективных и субъективных причин осуществить не удалось. Вместе с тем названный Проект по сей день не утратил своей актуальности, более того — время доказало точность прогноза, актуальность избранных приоритетов. Модернизация системы специального образования подразумевает создание механизма ее устойчивого развития как максимально гибкой системы, реально взаимодействующей со структурами общего образования. При этом требуется сохранить традиционные ценности специального образования:
• продвижение ребенка по пути нормального психического развития, • предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, • личностное развитие ребенка, • формирование жизненной компетенции, • уровень образования. Преобразуемая система должна функционировать в едином образовательном пространстве России, обеспечивая реализацию особых образовательных потребностей, обусловленных как биологической дефицитарностью ребенка, так и социально-культурной депривацией — нарушением нормальных условий воспитания и обучения. Предстоит оказывать специальную психолого-педагогическую помощь не только детям с нарушениями в развитии (-как это было ранее и практикуется сегодня), но и детям группы риска, а также детям, своевременно не охваченным системой образования или «выпавшим» из нее. Конечной целью модернизации является построение системы специального образования нового типа, предусматривающей: — Охват всех нуждающихся детей специальной психолого-педагогической помощью. — Максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление подозрений на отклонения в развитии ребенка. — Максимально раннее (на первом году жизни) выявление нарушений в развитии ребенка и безотлагательное оказание ему медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи семье. — Обязательное включение родителей в — Создание образовательных учреждений нового (комбинированного) типа. — Придание действующим специальным (коррекционным) образовательным учреж- дениям новых функций оказания специальной педагогической помощи детям, интегрированным в близлежащие общеобразовательные учреждения, а также консультативной помощи родителям и педагогов общеобразовательных учебных заведений. /- — Свободу выбора родителями форм организации образования и вида учебного заведения. — Психологическое сопровождение — Принятие стандарта специального образования для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающего минимально необходимые достижения как в сфере образования, так и жизненной компетенции. — Технологическую модернизацию специального образования на основе широкого использования информационных технологий для решения собственно развивающих и коррекционных задач обучения детей, начиная с дошкольного возраста. — Подготовка кадров специалистов нового поколения. Содержанием третьего (нынешнего) этапа системы специального образования становится ее структурно-функциональная, содержательная и технологическая модернизация. К числу первоочередных шагов мы относим: I. Принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)». Приведение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации в соответствие с международными обязательствами России и Конституции Российской Федерации с целью исключения дискриминации инвалидов в сфере образования и профессиональной деятельности.
П. Создание государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья во всех субъектах Российской Федерации, ее научно-методическое обеспечение и целенаправленная подготовка кадров. III. Определение механизма взаимодействия структур специального и массового образования, разработка национальной системной модели организации интегрированного обучения детей, создание принципиально новых учебных заведений — комбинированного типа, принципиально новых форм организации — смешанных групп и классов, придание уже существующим специальных (коррекционным) общеобразовательным заведениям новых функций — сопровождение интегрированных детей. IV. Технологическую модернизацию системы специального образования на основе широкого внедрения специализированных ИТ, ориентированных на решение собственно развивающих и коррекцион-ных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, широкое использование специализированных ИТ в сфере профессиональной подготовки психологов и педагогов, развитие системы дистанционного обучения, использование средств телекоммуникации и создание ресурсов в сети Интернет, ориентированных на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. V. Создание системы психолого-педагогической помощи детям с выраженными нарушениями эмоционального развития, ранним детским аутизмом, прежде не охватывавшимися системой образования; консультативной помощи семьям, их воспитывающим. VI. Модернизацию содержания подготовки и переподготовки дефектологов и практических психологов — интеграция науки и образования. /. Принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)». Приведение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации в соответствие с международными обязательствами России и Конституции Российской Федерации с целью исключения дискриминации инвалидов в сфере образования и профессиональной деятельности. Первоочередным шагом, безусловно, должно стать принятие Закона, сегодня Россия — одна из немногих держав, в которой отсутствует антидискриминационный закон, обеспечивающий право граждан с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование. Когда-то Дания первой законодательно наделила детей-инвалидов правом на школьное обучения (1817), из ныне действующих наиболее «продвинутые» законы о праве детей-инвалидов на образование действуют в США (1975), Швеции (1980), Нидерландах (1985), Великобритании (1985-91). За последние 15 лет в Российской Федерации вступили в силу более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Их образовательные права закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в Федеральных законах от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «-О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов. «Вместе с тем ряд основополагаю-
щих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашел своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует закон о специальном образовании, нормативно-правовое регулирование интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патро-натного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей» [3]. Принятие Закона, по мнению его разработчиков, позволило бы обеспечить реализацию государственных гарантий на получение определенного уровня образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Данный законопроект устанавливал ряд важных правовых норм, а именно: — определял государственную политику в области специального образования; — устанавливал компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области специального образования; — устанавливал в области специального образования права лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на освидетельствование и соответствующее признание права на специальное образование и получение государственного именного образовательного обязательства; — определял формы получения специального образования (обучение на дому, обучение во время пребывания в стационарном лечебном учреждении, интегрированное обучение и т. д.); — определял типы и виды специальных образовательных учреждений в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ими образовательных программ, направлениями деятельности по реабилитации и возрастом обучающихся (воспитанников); — фиксировал особенности аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья, определял цели, задачи и механизмы деятельности психолого-медико-педагогических консультаций и психолого-медико-педагогических центров; — устанавливал порядок нормативного финансирования специального образовательного учреждения, которое складывается из прямого финансирования из бюджета учредителя и средств, получаемых из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации в размере, соответствующем государственному именному образовательному обязательству; — определял особенности реорганизации и ликвидации, а также особенности лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области специального образования государств — членов СНГ. Закон дает определения понятиям «ограниченные возможности здоровья», «интегрированное образование» и определяет другие формы специального образования. Подробно характеризует образовательные учреждения специального образования. Закрепляет права детей и родителей, содержание понятия полное государственное обеспечение. В Законе раскрывается в обобщенном виде механизм финансирования специального образования. В силу отсутствия федерального закона отдельные субъекты Российской Федерации решились на принятие региональных законодательных актов, так, в 2002 году в Ленинградской области принят Областной Закон «О специальном (коррек-ционном) образовании в Ленинградской области». Подготовлен и передан в Прави-
тельство Москвы (ноябрь 2006 года) проект Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». В то же время совершенствование законодательства не оказывает должного влияния на изменение ранее сложившейся практики, причина тому — неудовлетворительное исполнение действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации. В 2006 году это положение многократно фиксировалось в документах официальных и общественных слушаний по проблеме специального образования, отмечались причины, мешающие лицам с ограниченными возможностями здоровья реализовывать законодательно закрепленное право на образование [4,7]. В частности, в рекомендациях парламентских слушаний «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 24 апреля 2006 года говорится о «наличии определенных трудностей и проблем, заметно влияющих на реализацию конституционного права на получение лицами с ограниченными возможностями здоровья образования». По мнению парламентариев, дискриминация детей-инвалидов в сфере образования происходит в силу разных причин, в частности, из-за: — отсутствия единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; — трудности создания специальных образовательных условий в рамках действующих форм организации учебного процесса; — отсутствие системной подготовки и переподготовки кадров для обучения инвалидов, как в системе общего, так и в системе профессионального образования. Среди ключевых задач, на решении На сегодня отсутствуют четкие норма С 1 января 2005 года, в связи с принятием Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004 года, вступили в действие новые редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». С этого
момента вопросы обеспечения права лиц с ограниченными возможностями на получение общего (полного) образования находятся в компетенции субъектов Российской Федерации, что создает неравные условия для людей, проживающих в различных регионах. Нарушается равенство конституционных прав на получение общего образования наименее мобильной группы населения. В законодательстве не оговорена возможность установления более высоких нормативов финансирования специальных образовательных учреждений и нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях с учетом особых потребностей данных учреждений и обучающихся. В контексте реформирования Министерства образования Российской Федерации, осуществленного и 2004 году, оказались упраздненными структуры, прежде обеспечивавшие управление ССО на федеральном и региональном уровнях. По примеру Федерального Министерства органы образования субъектов Российской Федерации стали ликвидировать или сокращать свои профильные управления и отделы, в большинстве регионов из-за отсутствия соответствующих кадров резко снизился контроль действующей системы специального образования. «Необходимо отметить, что ситуация в сфере образования динамично меняется. Одним из наиболее значимых событий текущего года является реализация приоритетного национального проекта «Образование». Специальные общеобразовательные учреждения не были первоначально охвачены мероприятиями проекта (дополнительные выплаты за классное руководство в целях повышения воспитательной работы, выдвижение на получение грантов общеобразовательных учреждений и лучших преподавателей), но, по информации Правительства России, это будет исправлено, и учреждения образования для лиц с ограниченными возмож- ностями здоровья в полной мере примут участие в проекте» [4]. П. Создание государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья во всех субъектах Российской Федерации, ее научно-методическое обеспечение и целенаправленная подготовка кадров. В последнее десятилетие одним из приоритетов развития специального образования стало создание недостающего звена — системы раннего (с первых месяцев жизни) выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка — как базиса для последующего процесса воспитания и обучения и необходимого условия социальной и образовательной интеграции. Новый базис системы специального образования обеспечивает возможность максимально широкого охвата детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, что способствует предупреждению и наиболее эффективной коррекции вторичных нарушений в развитии. Максимально раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями и/или ограниченными возможностями здоровья, является фактором оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, шагом к совершенствованию практики защиты прав ребенка и прав инвалидов и качественному улучшению их положения в обществе. Получены верифицированные данные о том, что можно добиваться качественно иного уровня психического развития малышей, значительно более эффективной коррекции уже имеющихся и предупреждения дальнейших нарушений психического развития вторичной природы, интегрировать таких детей в общеобразовательную среду на более ранних этапах
возрастного развития и сокращать количество школьников, Нуждающихся в специальном образовании: — 25% детей с тяжелыми нарушениями слуха, получающие коррекционную помощь с первого года жизни, к 6-7 годам достигают уровня психо-речевого развития, близкого или равного возрастной норме (исследования, проводимые под руководством к.п.н. Шматко Н.Д.). — У 25-27% детей, страдающих перинатальным поражением ЦНС, в результате адекватной коррекционной помощи на первом году жизни удается полностью нормализовать темп и ход психического развития, а у оставшихся 75% — предупредить развитие выраженных нарушений. При отсутствии подобного рода ранней помощи такие малыши, как правило, попадают в категорию детей с задержкой психического развития (исследования, проводимые под руководством к.п.н. Разенковой Ю.А.). — У малышей, страдающих детским аутизмом и тяжелыми эмоциональными нарушениями, при условии оказания психолого-педагогической помощи в первые три-четыре года жизни удается существенно сгладить тенденции искажения психического развития и подготовить их к включению в социум сверстников, в то время как большинство детей, не получивших ранней помощи остаются изолированными в условиях дома или становятся пациентами психиатрических клиник (исследования, проводимые под руководством д.психол.н. Никольской О.С.). — При условии оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с органическим поражением ЦНС на первых годах жизни удается приблизить их соматическое и психическое развитие к возрастной норме (30%). Малыши с тем же диагнозом, не получившие помощи на ранних этапах онтогенеза, становятся инвалидами детства (исследования, про- водимые под руководством д.п.н. Стребе-левой Е.А.). — Организация специализированной логопедической помощи в раннем возрасте позволяет минимизировать, а в ряде случаев — полностью устранить нарушения речевого развития до момента поступления ребенка в школу. Выделены показатели для выявления ранней речевой недостаточности, разработаны методики превентивного коррекционного воздействия в условиях специализированных групп ДОУ (исследования, проводимые под руководством д.п.н. Чиркиной Г.В.). — Разработаны методики нейропсихо-физиологической диагностики нарушений слуха у детей в возрасте от 0 до 6 лет (к.п.н. Алиева З.С.). Разработаны комплексные программы ранней психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения (д.психол.н. Солнцева Л.И., к.п.н. Хорош С.М.), электрофизиологические методы выявления нарушений зрения у детей раннего возраста, а также психофизиологические методы оценки эффективности лечения детей раннего возраста с заболеваниями зрительного нерва (д.психол.н. Фильчикова Л.И.). Приказом Минобразования России № 575 от 18.10.1999 года на базе Института создано ГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Минобра РФ 15 (далее «Центр»), Сегодня Институт совместно с Центром проводит системную работу по созданию, нормативно-методическому обеспечению и мониторингу деятельности региональных служб и центров ранней помощи детям с отклонениями в развитии. За период с 1999 года Институтом и Центром созданы и курируются системы ранней помощи в Самарской и Новгородской областях (в статусе региональных моделей) и 11 служб ранней помощи в 4 регионах России: Красноярском и Хабаровском краях,
15 Современное название Центра — ФГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Федерального агентства по образованию. Калининградской области и Г.Курчатове Курской области. К сожалению, отсутствие государственной политики в сфере ранней помощи детям с отклонениями в развитии и её законодательной основы тормозит активное движение регионов в направлении организации этой системы. Как показывает опыт последних лет, нередко само существование в крае (республике, области, городе) службы, работающей с детьми младенческого и раннего возраста, имеющими те или иные отклонения в развитии и ограниченные возможности здоровья, становится возможно исключительно благодаря вниманию руководителя региона к вопросам соблюдения прав ребенка, прав инвалидов, охраны здоровья матери и ребенка, решения проблем младенческой смертности и т.п. Становление служб ранней помощи в регионах России происходит двумя путями: как правило, их возникновение связано с приоритетами руководства субъекта Федерации и реализуемой им социальной политики, зависит от уровня социально-экономического развития региона. Существенным фактором появления нового звена системы специального образования является также наличие или отсутствие кадров, готовых взять на себя работу по раннему выявлению и коррекции отклонений в развитии у детей. В этом случае организуется региональная сеть служб (Самарская область представлена сетью из 15 территориальных служб, 25 муниципальными службами и Центром специального образования, координирующим их деятельность), имеющая узаконенный статус, постоянное бюджетное финансирование, административную и организационную поддержку, укомплектованная кадрами, обучение и повышение квалификации которых проходит по установленным законом нормативам. Из соображений рационального расходования бюджетных средств и обеспечения доступа к услугам службы ранней помощи организуются как новые подразделения базовых дошкольных образовательных учреждений (общеобразовательных и коррекционных). Такие службы можно отнести к разряду «созданных сверху», их становление и развитие основано на программно-целевом методе управления образованием. При втором варианте возникновения центра (службы) ранней помощи отправной точкой является осознание специалистами, непосредственно работающими с детьми дошкольного возраста, целесообразности и даже необходимости возможно более раннего обнаружения имеющегося у ребенка отклонения в развитии или факторов риска его возникновения. В сложившихся условиях для развития служб ранней помощи ребенку с особыми образовательными потребностями и его семье необходимо осуществление целенаправленной работы по следующим направлениям: — Внесение дополнений в Закон Российской Федерации об образовании, предусматривающих создание региональных и муниципальных центров и служб, проводящих выявление детей с отклонениями в развитии среди новорожденных и детей раннего возраста, а также оказывающих комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста, в том числе и имеющего отклонения в развитии, а также семьям групп риска. — Важнейшим механизмом обеспечения функционирования системы ранней помощи на территории Российской Федерации является придание ей государственного статуса и межведомственного характера. Главным принципом реализации проекта должен стать принцип сотрудничества различных заинтересованных ведомств, учреждений, академических институтов, ВУЗов, региональных органов управле<
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.012 с.) |