Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обретение ребенком-инвалидом права на призрение (1706 -1806)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Второй период эволюции отношения государства и общества к инвалидам, характеризующийся обретением инвалидами права на социальную опеку, начинается в России на пять веков позже, чем в Европе, составляет одно столетие, а заканчивается в те же сроки, что и на Западе прецедентами открытия первых специальных школ. Как и в предшествующий, во второй период Россия вошла много позже стран Северной и Центральной Европы, он, следуя их путем, прошла его много быстрее. В России второй период оказался существенно короче, динамичнее и имел принципиальные специфические отличия. До петровских реформ отношение власти и народа («верхов» и «низов») к калекам и немощным совпадало, в годы лихолетья инвалиды претерпевали те же невзгоды, что и прочее население, но почти никогда не подвергались сознательным гонениям. «Верхи» и «низы» испытывали равное нищелюбие и сочувствие к убогим, нередко проявляя к ним милосердие. Петровские реформы раскололи русское общество, до того духовно и культурно однородное на «цивилизацию» и «почву». Народ не понял и не принял петровские реформы, предпочитая, в частности, организованному призрению нищелюбие и личное подаяние. «Почва», не обладающая властными полномочиями, финансовыми средствами, по преимуществу абсолютно бесправная, чья традиция все более противоречила писаному закону и не поддерживалась официальной Церковью, участвовать в организованной общественной благотворительности не стремилась. Выдвигая из своих рядов отдельных подвижников, «почва», тем не менее, оказывалась в стороне от создаваемой государством системы призрения западноевропейского типа. Сторонники чужеземных моделей образования и организованной светской благотворительности исчислялись единицами. Большая часть представителей привилегированных сословий и духовенства идею государственного призрения не восприняла. Оказалось невозможным принять по царско-
му указу, и тем более — создать в одночасье, как мечтал Петр I, те общественные институты призрения, на взращивание которых западный христианский мир затратил несколько столетий первого периода эволюции отношения к людям с физическими и умственными недостатками. В годы правления Анны Ивановны и ее фаворита Бирона ростки государственной социальной политики, вызванные к жизни петровскими реформами, зачахли. Власти, ранее запретившие личную помощь нищим и калекам и заявившие об учреждении соответствующих официальных служб и заведений, перестали эти службы развивать и поддерживать. Государство, взяв курс на возврат к старине, ограничилось прекращением исполнения ранее принятых на себя обязательств по насаждению светского призрения. Обнищавшее и постоянно обираемое императрицей и ее фаворитами население не могло помогать страждущим. Прошедшее после смерти Петра I сорокалетие можно оценить как печальное для дела развития светской благотворительности в России. Все задуманные преобразования остались на бумаге, правительство о них забыло, а россиянам — как «почве», так и «цивилизации» — петровские эксперименты по искоренению традиционных форм милосердия и насаждению регламентированного попечения убогих и калек изначально представлялись непонятными и ненужными. Первая попытка переноса западных моделей светской благотворительности на отечественную почву завершилась полным крахом. В эпоху Елизаветы, стремящейся вернуться к принципам правления Петра I, власть формально реанимирует идею светского призрения, но на деле ограничивается изданием грозных указов и карательными мерами. Без участия власти и финансовой поддержки благотворительные заведения появиться в России не могут. Трагическое рассогласование властных решений и общественных устремлений, указующих директив и исполнительской дисциплины, лишенных финансового обеспечения благих порывов становится ярким отличием становления официальной благотворительности в России Одним из свидетельств такого рассогласования может служить высочайшее повеление Елизаветы монастырям обеспечивать государственную (светскую) систему призрения, и одновременная секуляризация церковного имущества. Самодержец и российское дворянство мало считались с позицией Церкви, зависимой от светской власти. Фундамент будущих перемен в деле организации светского призрения заложен в России Екатериной П. Сторонница просвещенного абсолютизма, лютеранка, перешедшая в православие, прагматичная и не нищелюбивая императрица, искренне пекшаяся о благе поданных, предложила стране «социальную программу», игнорирующую русские обычаи. Екатерина II попыталась насадить в подвластной ей стране европейскую систему закрытого государственного призрения. В ходе губернской административной реформы учреждается Приказ общественного призрения (1775), в ведение которого передается народное просвещение, медицинская помощь, заведения общественного призрения (богадельни, сумасшедшие дома, приюты). Призрения убогих императрица вменила в обязанность государственным чиновникам. В сложной государственной структуре определилось конкретное должностное лицо, несущее ответственность за нищих, душевнобольных и инвалидов, им стал частный пристав. Волею Екатерины II старая и новая столицы обретают модельные структуры государственной благотворительности, губернии же для управления местными образовательными, лечебными и благотворительными заведениями создают Приказы общественного призрения. Создан прецедент организации светского филантропического учебно-воспитательного заведения для детей бедноты, включая малоуспешных учеников — Московский (1764) и Петербургский (1770) Воспи-
тательные дома. По замыслу императрицы страна получила образцы, тиражируя которые по губерниям можно было обеспечить обучение грамоте и ремеслам детей-сирот (с нарушениями слуха и зрения в том числе), поставить на поток производство из них «полезных граждан». Стартовав на полтора столетия позже Западной Европы, Россия благодаря политике Екатерины II обрела во времена ее правления все типы известных протестантским странам благотворительных заведений и формально вышла на передовые позиции всего за четверть века. Правда, прорыв обеспечила «показательная» система благотворительных учреждений, существовавшая лишь в двух столичных городах. Обеспечить организованное призрение всех нуждающихся на громадных территориях империи еще предстояло. Как мы знаем по опыту Западной Европы, повсеместное распространение светской благотворительности возможно при условии обретения гражданских прав большей частью населения страны, осознании ею ценности образования. Вольно или невольно государство пыталось сломать традицию, искоренить милостыню во спасение — те духовные опоры, что помогали русскому человеку выстаивать и перед лицом рока и перед еще более грозным для соотечественника лицом безжалостной власти, помогали переносить тяжелые жизненные испытания. Средневековое незамутненное нище-любие простонародья деформировалось и иссякало, но оно не исчезло окончательно, скорее сжалось и окуклилось, скрытно продолжая таиться в душах людей, словно зерно в темном амбаре, ожидающее встречи с теплом и землей. Вековые ценности нищелюбия и милостыни во спасение оставались в фонде абсолютов и святынь национальной культуры. Сменивший на престоле Екатерину Великую ее сын Павел I принимает решение о закрытии Приказов общественного призрения, сокращении числа судебных инстанций, об упразднении Городских сословных дум, вменив управление городами военно-полицейским органам. Любитель муштры и парадов, всевластный и деспотичный монарх пытался регламентировать все сферы жизни верноподданных, включая их частную жизнь. Тем не менее именно Павлом I предприняты важные шаги на пути становления отечественной системы государственного призрения. Он учредил внесословные больницы, врачебные управы, создал «Ведомство императрицы Марии» — орган управления системой учебно-воспитательных, благотворительных и лечебных учреждений. Благодаря личному подвижничеству супруги Павла I императрицы Марии Федоровны страна твердо встала на путь светской благотворительности и уверенно двинулась по нему вперед. Деятельность императрицы на посту главы ведомства благотворительных учреждений служила примером филантропии, исходящей из внутренней потребности творить добро тем, кто нуждается в помощи и милосердии. Словом и делом на протяжении всей своей жизни Мария Федоровна доказывала поданным, что благотворительность может приносить истинную пользу, если движется искренним чувством любви к людям, милосердия и сострадания. Вдовствующая императрица стала крестной матерью первой специальной школы в России, ее попечением возникло и набрало силу Петербургское училище для глухонемых, открылось Петербургское училище для слепых. Император Александр I провозглашает курс на либерализацию общественной жизни. Освобождаются политические заключенные и в их числе люди, ранее заточенные в монастыри и сумасшедшие дома, самодержец возвращает гражданские права тем, кто прежде по суду был поражен в них, восстановлены в прежней силе «жалованные грамоты» дворянству и городам. Запрещены пытки, вводятся ограничения на телесные наказания, открываются границы, разрешается ввоз иностранных книг. Царский Манифест (1801) даровал право собственности на землю отдельным лицам всех сословии, исключая крепостных, благодаря чему новые социальные группы приобретали полный гражданский статус. Впервые появился департамент, отвечающий за просвещение россиян — Министерство общественного образования (1802). Страну разделили на шесть учебных округов, учредили четыре вида учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии, университеты. В столице рождается Педагогический институт (1804), вслед за Дерптским открываются Харьковский (1804) и Казанский (1804) университеты. Отменяются цензурные постановления и другие ограничения в области просвещения и народного образования. Проводя курс на либерализацию общественной жизни, ориентируясь на европейские ценности и новинки, Александр I решает перенять европейский опыт создания специальных институтов для слепых и глухонемых. Волей просвещенного императора французские модели специальных школ двух видов попали в Россию раньше, чем в большинство западноевропейских стран, где политические, экономические и социально-культурные предпосылки к их появлению эволюционно формировались на протяжении не одного столетия. За рубежом феномены появления первых специальных школ явились результатом «работы веков». Они возникли по причине осознания и государством, и городскими органами самоуправлениями, и просвещенным обществом возможности и целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями. В отличие от западных венценосцев российский монарх, учреждая первые специальные школы в родном отечестве, не мог опереться ни на один из слоев населения, исключая, может быть, некоторых обрусевших иноземцев да выученных на Западе дворян. На момент «государева эксперимента» в России не сложились все необходимые социально-культурные предпосылки для развития практики специального образования, а потому после- дующая жизнь училищ-пионеров изобилует разнообразными превратностями судьбы и неразрешимыми проблемами. Модель специальной школы, закономерная для третьего периода эволюции отношения государства и общества к людям с физическими и умственными недостатками, попала в Россию прежде, чем здесь завершился предшествующий — второй — период эволюции. Европейцам потребовалось пять веков, чтобы пройти путь от организации приютов для слепых воинов до создания отлаженной системы светского призрения инвалидов, чтобы задуматься о правах глухих и слепых детей на обучение. На Западе первые государственные (королевские) специальные школы появляются в конце XVIII столетия. Российская империя, войдя во второй период четырьмя веками позже своих западноевропейских соседей, формально завершила его в те же сроки, что и они — первые императорские училища для глухих и слепых детей открыты в России соответственно в 1806 и 1807 годах. По этому показателю Российская империя вошла в группу лидеров, опережая большинство стран Центральной и Южной Европы, однако принципиальные различия в условиях и побудительных мотивах организации специальных учреждений в Западной Европе и России не могли не повлиять на дальнейшее развитие практики специального образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.01 с.) |