Инструмент анализа и прогнозирования тенденций развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструмент анализа и прогнозирования тенденций развития



национальных систем специального образования 7

2. Становление и поэтапное изменение практики обучения детей с
недостатками физического и умственного развития в Западной Европе 10

2.1. Обретение ребенком-инвалидом права на жизнь (VIII до н.э. — XIII в) 11

2.2. Обретение ребенком-инвалидом права на призрение (XIII в. — XVIII в) 12

2.3. Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми

и умственно отсталыми детьми (XVIII в. — начало XX в.) 14

2.4. Обретение большинством детей с отклонениями в развитии

гарантированного государством права на специального обучение

(начало XX в.- 70-е гг. XX в.). 16

2.5. Государство предоставляет детям с особыми образовательными

потребностями право как на специальное, так и на интегрированное

обучение (конец 70-х гг. XX в. — по настоящее время) 18

Социокультурные факторы, обусловившие социальную и

образовательную интеграцию инвалидов, детей с особыми потребностями,

а также реконструкцию национальных систем специального образования 20

3.1. Новые ценности и идеалы: открытое гражданское общество —
безбарьерный мир 22

3.2. Язык отражает смену взглядов: от термина «НапсИсаррес! сЫИгеп»

к термину «СЫЫгеп \у!Ш 5рес1а1 Меейз» 23

3.3. Государство формирует готовность общества к интеграции

в него инвалидов 26

3.4. Новый правовой статус ребенка с особыми образовательными
потребностями и его семьи 29

3.5. Открытое общество — открытая образовательная система 32

3.6. От политики институционализации к политике интеграции:

новый этап в развитии европейских систем специального образования 33

Становление и поэтапное изменение практики обучения детей

С недостатками физического и умственного развития в России 46

4.1. Обретение ребенком-инвалидом права на жизнь (X в. — начало XVIII в.) 46

4.2. Обретение ребенком-инвалидом права на призрение (1706 — 1806) 48

4.3. Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и

умственно отсталыми детьми (начало XIX в. — 30-е гг. XX в.) 51


4.4. Обретение большинством детей с отклонениями в развитии

гарантированного государством права на специальное образование

(30-е гг. — 1991)., 60

4.5. Государство предоставляет детям с особыми образовательными
потребностями право как на специальное, так и на интегрированное обучение
(1991 — по настоящее время) 64


67

5. Социокультурные факторы, обусловившие реконструкцию
отечественной системы специального образования и освоение
интеграции ' ^


70

Национальная модель интегрированного обучения


78

7. Модернизация отечественной системы специального образования на рубеже XX — XXI веков


92

Противоречия современного периода


Библиография

97

 


Введение

Система специального образования являет­ся одним из важнейших институтов госу­дарства. Ее развитие связано с социально-экономическим устройством страны, цен­ностными ориентациями государства и общества, их отношением к инвалидам и детям с физическими и умственными недо­статками, гражданским правом, законода­тельством в сфере образования в целом, уровнем развития медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики, мировым историко-педагогическим процес­сом. Тем не менее вплоть до последнего десятилетия XX века историки дефектоло­гии ограничивались более или менее подробным рассказом о возникновении и становлении отдельных направлений спе­циального обучения детей с недостатками физического и умственного развития. Обращаясь к прошлому сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики или логопедии, исследователи акцентирова­ли свое и читателя внимание на первых случаях индивидуального обучения глухих, слепых или умственно отсталых детей, пре­цедентах открытия специальных образова­тельных учреждений, и, главным образом, на истории формирования научных взгля­дов, зарождения научных школ, как прави­ло, критически оценивая их с позиций своего времени (А.Г. Басова, А.Н. Граборов, А.И. Дьячков, Х.С. Замский, А.И. Скребиц-кий, В.А.Феоктистова и др.). Возникновение и эволюция практики обучения — отече­ственной системы специального образова­ния в целом — никогда не были предметом комплексного разноаспектного анализа, вводящего эту систему в контекст мирового историко-педагогического процесса. Острая необходимость такого рода научного анали­за становится очевидной, как только Рос­сийская Федерация интегрируется в миро­вое сообщество. Имеющиеся и по сути закончившиеся в 70-х годы прошлого века историко-педагогические исследования развития отдельных областей коррекцион-


ной педагогики не обладают объяснитель­ной силой по отношению к реалиям нового времени и не содержат прогностического потенциала.

Под влиянием социально-политических изменений, потрясших нашу страну в конце ушедшего столетия, произошел резкий пере­лом в ценностных ориентациях государ­ства — переосмысливаются гражданские права человека, в частности, права ребенка, права инвалида. Кардинальная смена цен­ностных ориентиров, прежде всего на офи­циальном уровне, неминуемо приводит к переоценке государством и обществом ранее созданной системы специального образова­ния, к формированию новых представлений о стоящих перед ней целях. На федеральном и региональном уровнях множатся инициа­тивы по внедрению в практику нетрадицион­ных методов психолого-педагогической кор­рекции, новых форм организации специаль­ного обучения, активно копируются западные модели обучения детей «со спе­циальными нуждами». Приоритет отече­ственной дефектологической науки в мире подвергается сомнению. Прежний достаточ­но оптимистический прогноз развития рос­сийской системы специального образования и результативность ее функционирования начинает вызывать сомнения и у родителей детей-инвалидов, и у заинтересованных ведомств, и у общества в целом. Кризис пред­ставлялся столь глубоким, что стратегия его разрешения в какой то момент сводится к альтернативе: продолжать ли совершенство­вать существующую систему специального образования либо, взяв за основу западные образцы, полностью ее перестроить.

На наш взгляд, как избыточно хвалебные характеристики системы специального обра­зования советской поры, так и драматически-негативные оценки начала 90-х годов субъек­тивны и не всегда справедливы. Опорой для разработки стратегии и тактики обновления названной системы в условиях построения


государства и общества нового типа должны стать результаты научных исследований. Необходим анализ историко-генетических и социокультурных основ возникновения и становления национальных систем специаль­ного образования, невозможный без изуче­ния характера эволюции отношения государ­ства и общества к инвалидам, процесса обре­тения ими гражданских прав, в том числе права на образование.

Выделение отношения государства и обще­ства к инвалидам, детям с физическими и умственными недостатками как объекта исследования привело к такой постановке про­блемы, которая предполагает выход за рамки традиционных исследований в области исто­рии дефектологии и существенное расшире­ние пространственно-временных координат.

Возникла необходимость внимательно изучить ход эволюции отношения к людям с отклонениями в развитии в различных стра­нах Европы с античных времен до наших дней, систематизировать обширный истори­ческий материал. Одним из эффективных способов систематизации является периоди­зация процесса эволюции отношения госу­дарства и общества к детям с отклонениями в развитии. Использование периодизации в качестве инструмента позволяет выявить и рассмотреть критические моменты европей­ской цивилизации, сначала обеспечивающие изменение взглядов на инвалида, затем воз­никновение практики индивидуального обучения глухонемых и слепых детей, откры­тие первых частных, городских, наконец, государственных специальных школ, зарож­дение и стремительное строительство нацио­нальных систем специального образования. Прибегнув к предложенной периодизации мы можем рассматривать эти явления как социокультурные феномены, находить обос­нованные ответы на вопросы, волнующие сегодня и дефектологов, и родителей, и госу­дарство и общество в целом, а именно:

• Почему возникла необходимость модернизировать отечественную систему специального образования, прежде считав­шуюся одной из лучших в мире?


• Что предпочтительнее сохранить в неизменном виде ранее построенную сеть специальных (дошкольных и школьных) учебных заведений либо, отказавшись от нее, интегрировать детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные ДОУ и школы?

• Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья новация конца XX века, быстропроходя-щая «образовательная мода» или историче­ская закономерность?

• Насколько необходимо создание национальной модели организации совме­стного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально раз­вивающимися сверстниками?

• Следует ли России искать свои пути и организационные формы интегрированно­го обучения или достаточно скопировать западные модели интеграции?

Прежде всего, чем попытаться ответить на перечисленные вопросы, познакомим читателя с авторской периодизацией эво­люции отношения государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками.

1. Инструмент анализа и прогнози­рования тенденций развития нацио­нальных систем специального образо­вания

Ретроспективный анализ обширного массива исторических данных, характери­зующих социально-культурный контекст жизни западноевропейских стран и России с древнейших времен до наших дней, позволил выделить некие поворотные моменты, прецеденты явной перемены отношения государства к детям с физиче­скими и умственными недостатками, при­водящие к изменению их правового стату­са. В истории христианской культуры и европейской цивилизации можно выделить пять периодов эволюции отношения госу­дарства и общества к таким детям и постро­ить периодизацию.


 

Iпериод — обретение детьми-инвалида­ми права на жизнь.

II период — обретен'ие детьми-инвали­дами права на призрение (социальную опеку).

III период — обретение глухими, слепы­ми и умственно отсталыми детьми права на специальное обучение.

IV период — обретение большинством детей с отклонениями в физическом и умственном развитии гарантированного государством права на специального обуче­ние.

Vпериод — обретение детьми особыми образовательными потребностями гаран­тированного государством права не толь­ко на специальное, но и на интегрирован­ное обучение.

Условные границы периодов определя­ются по прецедентам очевидного изменения отношения государства и общества к детям-инвалидам (детям с недостатками физиче­ского и умственного развития, детям с огра­ниченными возможностями здоровья)1. Отсчет первого периода начинается от вре­мени появления т.н. закона Ликурга, пред­писавшего избавляться от хилых и уродли­вых младенцев, завершается период време­нем принятия европейскими государствами закона о запрещении умерщвления младен­цев, признания обществом права на жизнь за детьми-инвалидами, прецедентами созда­ния королевских — государственных — приютов для калек. Содержанием периода является обретение инвалидом (ребенком и взрослым) по закону права на существова­ние. Завершающий рубеж второго периода датируется временем официального призна­ния западноевропейскими государствами необходимости социальной опеки инвали­дов. Содержанием второго периода являет­ся обретение инвалидом права на социаль­ную защиту, на континенте рождается и получает повсеместное распространение вначале церковное, а затем — светское


(городское, частное, государственное) при­зрение. Верхней границей третьего периода служит прецедент признания верховной властью необходимости организации спе­циальных школ для отдельных категорий детей. Содержанием периода является обре­тение глухими, слепыми и умственно отста­лыми детьми права на специальное образо­вание, создание первых специальных заве­дений под патронатом государства. Граница четвертого периода определяется по преце­денту признания государством права боль­шинства детей с отклонениями в развитии на специальное образование. Содержанием четвертого периода является обретение наз­ванными детьми всей полноты гражданских прав, а также интенсивное развитие нацио­нальных систем специального образования, их дальнейшая дифференциация, возраста­ющий охват детей. Пятый период — это период с открытыми датами, начало ему кла­дет признание мировым сообществом прав умственно отсталых лиц (1971), прав инвали­дов (1975), закрепленное в международном и национальном законодательстве ряда госу­дарств право детей с ограниченными воз­можностями здоровья (особыми образова­тельными потребностями) получать образо­вание как в специальных учреждениях, так и в «общем потоке». Содержанием периода является освоение гражданским обществом социальной и образовательной интеграции лиц с особыми социальными и образова­тельными потребностями.

Предложенная периодизация является своего рода шкалой эволюции отношения государства и общества к детям с отклоне­ниями в развитии, на которую специалист может наносить хронологические сроки периодов применительно к любой стране мира, отмечать оставшиеся в прошлом, уже освоенные ею периоды, определять содер­жание периода, переживаемого страной в настоящее время, и представлять логику грядущих перемен в контексте мирового процесса.


 


1 Для каждого периода присуще свое на тот момент наиболее употребительное или официальное обозначение данной категории детей. В рамках описания того или иного периода в настоящей книге используется терминоло­гия, характерная для конкретного периода эволюции отношения.


Периодизация служит одним из эффек­тивных инструментов анализа и прогнози­рования процесса эволюции отношения государства и общества к детям с особыми образовательными потребностями. Отме­чая на шкале хронологические сроки периодов применительно к разным стра­нам мира, можно определить, какие перио­ды эволюции разные страны мира пережи­вают в одни и те же хронологические сроки, а также представить себе расхожде­ния в сроках освоения одних и тех же периодов разными государствами.

Данная периодизация необходима спе­циалистам как система координат, в кото-


рой становится возможным рассматри­вать критические точки эволюции нацио­нальных систем специального образова­ния как социокультурные феномены, выделять те изменения политического, экономического, социального и культур­ного контекста жизни людей, под влияни­ем которых эти системы развиваются и реконструируются. Исследование доказы­вает, что периодизация эволюции отноше­ния государства и общества к детям с осо­быми образовательными потребностями явно и ясно соотносится с периодизацией становления систем специального образо­вания (см. Таблицу 1).


 


Таблица 1.

Соотношение периодов эволюции отношения государства и общества к детям-инвалидам с развитием системы специального образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.016 с.)