Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструмент анализа и прогнозирования тенденций развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
национальных систем специального образования 7 2. Становление и поэтапное изменение практики обучения детей с 2.1. Обретение ребенком-инвалидом права на жизнь (VIII до н.э. — XIII в) 11 2.2. Обретение ребенком-инвалидом права на призрение (XIII в. — XVIII в) 12 2.3. Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми (XVIII в. — начало XX в.) 14 2.4. Обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специального обучение (начало XX в.- 70-е гг. XX в.). 16 2.5. Государство предоставляет детям с особыми образовательными потребностями право как на специальное, так и на интегрированное обучение (конец 70-х гг. XX в. — по настоящее время) 18 Социокультурные факторы, обусловившие социальную и образовательную интеграцию инвалидов, детей с особыми потребностями, а также реконструкцию национальных систем специального образования 20 3.1. Новые ценности и идеалы: открытое гражданское общество — 3.2. Язык отражает смену взглядов: от термина «НапсИсаррес! сЫИгеп» к термину «СЫЫгеп \у!Ш 5рес1а1 Меейз» 23 3.3. Государство формирует готовность общества к интеграции в него инвалидов 26 3.4. Новый правовой статус ребенка с особыми образовательными 3.5. Открытое общество — открытая образовательная система 32 3.6. От политики институционализации к политике интеграции: новый этап в развитии европейских систем специального образования 33 Становление и поэтапное изменение практики обучения детей С недостатками физического и умственного развития в России 46 4.1. Обретение ребенком-инвалидом права на жизнь (X в. — начало XVIII в.) 46 4.2. Обретение ребенком-инвалидом права на призрение (1706 — 1806) 48 4.3. Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми (начало XIX в. — 30-е гг. XX в.) 51 4.4. Обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специальное образование (30-е гг. — 1991)., 60 4.5. Государство предоставляет детям с особыми образовательными
5. Социокультурные факторы, обусловившие реконструкцию
Национальная модель интегрированного обучения
7. Модернизация отечественной системы специального образования на рубеже XX — XXI веков
Противоречия современного периода
Введение Система специального образования является одним из важнейших институтов государства. Ее развитие связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, их отношением к инвалидам и детям с физическими и умственными недостатками, гражданским правом, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики, мировым историко-педагогическим процессом. Тем не менее вплоть до последнего десятилетия XX века историки дефектологии ограничивались более или менее подробным рассказом о возникновении и становлении отдельных направлений специального обучения детей с недостатками физического и умственного развития. Обращаясь к прошлому сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики или логопедии, исследователи акцентировали свое и читателя внимание на первых случаях индивидуального обучения глухих, слепых или умственно отсталых детей, прецедентах открытия специальных образовательных учреждений, и, главным образом, на истории формирования научных взглядов, зарождения научных школ, как правило, критически оценивая их с позиций своего времени (А.Г. Басова, А.Н. Граборов, А.И. Дьячков, Х.С. Замский, А.И. Скребиц-кий, В.А.Феоктистова и др.). Возникновение и эволюция практики обучения — отечественной системы специального образования в целом — никогда не были предметом комплексного разноаспектного анализа, вводящего эту систему в контекст мирового историко-педагогического процесса. Острая необходимость такого рода научного анализа становится очевидной, как только Российская Федерация интегрируется в мировое сообщество. Имеющиеся и по сути закончившиеся в 70-х годы прошлого века историко-педагогические исследования развития отдельных областей коррекцион- ной педагогики не обладают объяснительной силой по отношению к реалиям нового времени и не содержат прогностического потенциала. Под влиянием социально-политических изменений, потрясших нашу страну в конце ушедшего столетия, произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства — переосмысливаются гражданские права человека, в частности, права ребенка, права инвалида. Кардинальная смена ценностных ориентиров, прежде всего на официальном уровне, неминуемо приводит к переоценке государством и обществом ранее созданной системы специального образования, к формированию новых представлений о стоящих перед ней целях. На федеральном и региональном уровнях множатся инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, активно копируются западные модели обучения детей «со специальными нуждами». Приоритет отечественной дефектологической науки в мире подвергается сомнению. Прежний достаточно оптимистический прогноз развития российской системы специального образования и результативность ее функционирования начинает вызывать сомнения и у родителей детей-инвалидов, и у заинтересованных ведомств, и у общества в целом. Кризис представлялся столь глубоким, что стратегия его разрешения в какой то момент сводится к альтернативе: продолжать ли совершенствовать существующую систему специального образования либо, взяв за основу западные образцы, полностью ее перестроить. На наш взгляд, как избыточно хвалебные характеристики системы специального образования советской поры, так и драматически-негативные оценки начала 90-х годов субъективны и не всегда справедливы. Опорой для разработки стратегии и тактики обновления названной системы в условиях построения государства и общества нового типа должны стать результаты научных исследований. Необходим анализ историко-генетических и социокультурных основ возникновения и становления национальных систем специального образования, невозможный без изучения характера эволюции отношения государства и общества к инвалидам, процесса обретения ими гражданских прав, в том числе права на образование. Выделение отношения государства и общества к инвалидам, детям с физическими и умственными недостатками как объекта исследования привело к такой постановке проблемы, которая предполагает выход за рамки традиционных исследований в области истории дефектологии и существенное расширение пространственно-временных координат. Возникла необходимость внимательно изучить ход эволюции отношения к людям с отклонениями в развитии в различных странах Европы с античных времен до наших дней, систематизировать обширный исторический материал. Одним из эффективных способов систематизации является периодизация процесса эволюции отношения государства и общества к детям с отклонениями в развитии. Использование периодизации в качестве инструмента позволяет выявить и рассмотреть критические моменты европейской цивилизации, сначала обеспечивающие изменение взглядов на инвалида, затем возникновение практики индивидуального обучения глухонемых и слепых детей, открытие первых частных, городских, наконец, государственных специальных школ, зарождение и стремительное строительство национальных систем специального образования. Прибегнув к предложенной периодизации мы можем рассматривать эти явления как социокультурные феномены, находить обоснованные ответы на вопросы, волнующие сегодня и дефектологов, и родителей, и государство и общество в целом, а именно: • Почему возникла необходимость модернизировать отечественную систему специального образования, прежде считавшуюся одной из лучших в мире? • Что предпочтительнее сохранить в неизменном виде ранее построенную сеть специальных (дошкольных и школьных) учебных заведений либо, отказавшись от нее, интегрировать детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные ДОУ и школы? • Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья новация конца XX века, быстропроходя-щая «образовательная мода» или историческая закономерность? • Насколько необходимо создание национальной модели организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками? • Следует ли России искать свои пути и организационные формы интегрированного обучения или достаточно скопировать западные модели интеграции? Прежде всего, чем попытаться ответить на перечисленные вопросы, познакомим читателя с авторской периодизацией эволюции отношения государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками. 1. Инструмент анализа и прогнозирования тенденций развития национальных систем специального образования Ретроспективный анализ обширного массива исторических данных, характеризующих социально-культурный контекст жизни западноевропейских стран и России с древнейших времен до наших дней, позволил выделить некие поворотные моменты, прецеденты явной перемены отношения государства к детям с физическими и умственными недостатками, приводящие к изменению их правового статуса. В истории христианской культуры и европейской цивилизации можно выделить пять периодов эволюции отношения государства и общества к таким детям и построить периодизацию. Iпериод — обретение детьми-инвалидами права на жизнь. II период — обретен'ие детьми-инвалидами права на призрение (социальную опеку). III период — обретение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми права на специальное обучение. IV период — обретение большинством детей с отклонениями в физическом и умственном развитии гарантированного государством права на специального обучение. Vпериод — обретение детьми особыми образовательными потребностями гарантированного государством права не только на специальное, но и на интегрированное обучение. Условные границы периодов определяются по прецедентам очевидного изменения отношения государства и общества к детям-инвалидам (детям с недостатками физического и умственного развития, детям с ограниченными возможностями здоровья)1. Отсчет первого периода начинается от времени появления т.н. закона Ликурга, предписавшего избавляться от хилых и уродливых младенцев, завершается период временем принятия европейскими государствами закона о запрещении умерщвления младенцев, признания обществом права на жизнь за детьми-инвалидами, прецедентами создания королевских — государственных — приютов для калек. Содержанием периода является обретение инвалидом (ребенком и взрослым) по закону права на существование. Завершающий рубеж второго периода датируется временем официального признания западноевропейскими государствами необходимости социальной опеки инвалидов. Содержанием второго периода является обретение инвалидом права на социальную защиту, на континенте рождается и получает повсеместное распространение вначале церковное, а затем — светское (городское, частное, государственное) призрение. Верхней границей третьего периода служит прецедент признания верховной властью необходимости организации специальных школ для отдельных категорий детей. Содержанием периода является обретение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми права на специальное образование, создание первых специальных заведений под патронатом государства. Граница четвертого периода определяется по прецеденту признания государством права большинства детей с отклонениями в развитии на специальное образование. Содержанием четвертого периода является обретение названными детьми всей полноты гражданских прав, а также интенсивное развитие национальных систем специального образования, их дальнейшая дифференциация, возрастающий охват детей. Пятый период — это период с открытыми датами, начало ему кладет признание мировым сообществом прав умственно отсталых лиц (1971), прав инвалидов (1975), закрепленное в международном и национальном законодательстве ряда государств право детей с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) получать образование как в специальных учреждениях, так и в «общем потоке». Содержанием периода является освоение гражданским обществом социальной и образовательной интеграции лиц с особыми социальными и образовательными потребностями. Предложенная периодизация является своего рода шкалой эволюции отношения государства и общества к детям с отклонениями в развитии, на которую специалист может наносить хронологические сроки периодов применительно к любой стране мира, отмечать оставшиеся в прошлом, уже освоенные ею периоды, определять содержание периода, переживаемого страной в настоящее время, и представлять логику грядущих перемен в контексте мирового процесса.
1 Для каждого периода присуще свое на тот момент наиболее употребительное или официальное обозначение данной категории детей. В рамках описания того или иного периода в настоящей книге используется терминология, характерная для конкретного периода эволюции отношения. Периодизация служит одним из эффективных инструментов анализа и прогнозирования процесса эволюции отношения государства и общества к детям с особыми образовательными потребностями. Отмечая на шкале хронологические сроки периодов применительно к разным странам мира, можно определить, какие периоды эволюции разные страны мира переживают в одни и те же хронологические сроки, а также представить себе расхождения в сроках освоения одних и тех же периодов разными государствами. Данная периодизация необходима специалистам как система координат, в кото- рой становится возможным рассматривать критические точки эволюции национальных систем специального образования как социокультурные феномены, выделять те изменения политического, экономического, социального и культурного контекста жизни людей, под влиянием которых эти системы развиваются и реконструируются. Исследование доказывает, что периодизация эволюции отношения государства и общества к детям с особыми образовательными потребностями явно и ясно соотносится с периодизацией становления систем специального образования (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Соотношение периодов эволюции отношения государства и общества к детям-инвалидам с развитием системы специального образования
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.152 (0.009 с.) |