Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федеративная Республика Германия,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
направляя Национальный доклад в ЮНЕСКО (1986), заявила, что «основной целью развития специального образования в будущем является интенсификация взаимодействия массовых и специальных школ» (21, С. 54). В ту пору правительство проводило политику интеграции весьма осторожно, сохраняя в полном объеме ранее сложившуюся дифференцированную систему специальных школ. Подчеркнем, что законодательство большинства стран в части педагогической интеграции ограничивается двумя основными положениями: 1) рпта 1ас1е — право ребенка со специальными потребностями обучаться в обычной школе; 2) субъекту со специальными образовательными нуждами предоставляется все необходимое для их Страны, приступившие к реализации политики образовательной интеграции и вынужденные решать проблему взаимодействия специалистов и структур массового и специального образования, начинают отдавать предпочтение специальным учебным (ресурсным) центрам, нередко создаваемым на базе общеобразовательных заведений — «школа в школе». В центрах ребенку с особыми потребностями помогают адаптироваться к режиму и условиям школьной жизни, войти в коллектив сверстников, подготовиться к вхождению в общий поток. Подобные формы сотрудничества с начала 90-х годов особенно популярными становятся в ФРГ, Италии, Бельгии. В функции немецкого Кезоигсе Сештез входит координация экспертиз и лечебных программ, сотрудничество с педагогами, компетентными в сфере специального обучения, с родителями, в известном смысле курирование и обеспечение сопровождения ребенка с особыми потребностями в общеобразовательном классе. Итальянские ресурсные центры оказывают массовым школам, интегрирующим детей со специальными нуждами, кадровую поддержку персонала из психолого-педагогических служб. Возникшие в начале 60-х годов бельгийские центры психолого-медико-социального сопровождения (РМ5-центры) изначально решали вопросы профориентации молодежи, но позднее разделились на РМ5-центры массовой и РМ5-центры специальной школы. Последние имеют четкие задачи: «помощь учащимся с нарушениями в развитии и их родителям, а также сотрудникам школы». Сегодня РМ5-центры обязательно участвуют в решении вопроса о возможности и целесообразности перехода ребенка из специальной школы в обычную. Кстати, подобный перевод в Бельгии предваряет обязательная процедура, включающая два этапа: экспертизу и составление контракта. Эксперты проводят психолого-педагогическое, медицинское и социальное обследование и представляют письменное заключение о возможности и целесообразности интеграции. Далее составляется план интеграции и контракт. Этот документ определяет степень участия и ответственности сторон и подписывается всеми участниками педагогической интеграции: родителями, директором школы, в которую интегрируется ребенок; директором специальной школой, выступающей в роли ассистента; представителями РМ5-центров массовой и специальной школ. Некоторые европейские страны пошли по пути трансформации части специальных школ в ресурсные центры с характерными для них способами поддержки ребенка с особыми потребностями, обучающегося в обычной школе, другим же специальным учреждениям придаются дополнительные, ранее не свойственные им функции оказания квалифицированной помощи интегрированным учащимся. Встав под знамена интеграции, ее сторонники со временем осознали, что она может (должна) иметь различные организационные формы — от полной до временной и частичной. Так появляются разнообразные модели интеграции, а родители получают возможность выбирать оптимальные для их ребенка варианты. Каждое западноевропейское государство пришло к идее социальной и образовательной интеграции детей с особыми потребностями своим путем и на практике воплощало ее не одинаково, но все единодушно признали ее, сделав частью образовательной политики. Не станем анализировать организационные формы, содержание или качество обучения в условиях интеграции, так как рассматриваем социально-культурные основы специального образования. Для нас важнее понять, почему правительства западноевропейских стран, построивших дифференцированную систему специального образования, на определенном историческом отрезке времени подвергают ее
критике, принимают идею интеграции и признают интегрированный подход оптимальным? Мы выявляем связь между социально-культурными процессами и тенденциями развития образовательных систем, и интеграция интересует нас как глобальная тенденция современного образования, отражающая ценностные ориентации открытого гражданского общества, культурные нормы отношения к инвалидам, детям с особыми потребностями. Интеграция становится общей и при этом ведущей тенденцией развития специального образования для экономически благополучных государств, признавших либерально-демократические ценности, принципы уважение прав человека и основных свобод. На международной арене они выступают за суверенное равенство, взаимное уважение прав суверенных государства, неприменение силы. Именно эти страны первыми вступают в V период эволюции отношения к людям с особыми потребностями и первыми приступают к трансформации своих систем специального образования, передав часть их функций массовой школе. Кардинальные перемены, ставшие очевидными в 80-е годы XX века, явились закономерным следствием глобальных политических и экономических преобразований конца 60-х — начала 70-х годов. То, что и в середине восьмидесятых часть стран, ратифицировавших известные декларации ООН, реализовывала интегративный подход в образовании детей с особыми потребностями весьма осторожно, имеет свои причины и не нарушает общей картины Европейские национальные системы специального образования, выстроенные за послевоенные десятилетия, заметно отличались друг от друга по нормативному правовому обеспечению, объему государственного финансирования, уровню научного обеспечения, кадровому потенциалу, техническому оснащению, наконец, по масштабу. В одних странах специальное обучение получало менее 1% детского населения, в других — 3% и более. Проживая общий — второй — этап создания национальных систем специального образования, государства Северной, Центральной, Восточной и Южной Европы находились в разных его фазах. Далее прочих, в силу известных и не раз названных причин, продвинулись северяне. К началу 70-х скандинавы почти в полном объеме сумели создать все условия для того, чтобы большинство детей с особыми потребностями могло жить дома, посещать близлежащие общеобразовательные учреждения и получать там все необходимые виды помощи и поддержки. Скандинавы массово начали осуществлять интегрированное обучение задолго до его благословления ООН. Страны Центральной Европы к концу 70-х выстроили эффективно действующую дифференцированную систему, которая вобрала в себя почти всех детей нуждающихся в специальном обучении. Не будем забывать, что там, наряду с государственными действовали частные, муниципальные и конфессиональные учебные заведения, при желании родителей их ребенок мог пойти собственным образовательным маршрутом, закон это допускал. Позитивный опыт интегрированного обучения в этом регионе нельзя признать обширным, но таковой имелся. Юг Европы оставался в арьергарде, темпы развертывания сети специальных школ сдерживались в силу ряда объективных причин политического, экономического, религиозного, историко-культурного характера. Для того чтобы создать дифференцированную систему, по всем показателям не уступающую соседям из Северной и Центральной Европы, требовалась не только политическая воля, но огромные финансовые средства, а также поддержка населения. Понятно, что Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» и «О правах инвалидов» вызвали неодинаковую реакцию у правительств, работников сферы образования, в том числе учителей специальных школ Северной, Центральной и Южной Европы. Тем не менее, разногла- сия экспертов, несовпадение взглядов на формы и масштабы интеграции могли сдерживать темпы и влиять на характер внедрения нового подхода в практику, но игнорировать официально признанную на международном уровне концепцию образования инвалидов и детей с особыми потребностями становится невозможно. Идея интеграции является неотъемлемой частью философии открытого гражданского общества, отражает его отношение к правам и возможностям инвалидов, детей с особыми потребностями. Столь же закономерен приоритет скандинавских стран в организации социальной и образовательной интеграции. Северяне опередили европейских соседей в социальной интеграции инвалидов, что объясняется их культурно-историческим опытом: — многовековые традиции терпимого отношения викингов к калекам; — глубоко впитанные идеи христианского милосердия; — протестантская идеология благотворительности; — самый длительный в Европе опыт гуманных законодательных инициатив в сфере прав человека; — политическая стабильность на протяжении XX столетия; — достижение высокого уровня развития экономики и качества жизни. Прежде других встав на путь социальной интеграции инвалидов скандинавы первыми же приступили к модернизации системы их образования. Реформаторы пытались сохранить ранее достигнутый высокий уровень и качество специального обучения, но при этом обеспечить возможность его получения в условиях обычной школы. На момент массового перестроения в сторону интеграции европейские страны обладали разными по степени развернутости и дифференцированности системами специального обучения. Одни (например, Дания, Нидерланды, Швеция, ФРГ) полностью реализовали на предшествующем этапе идею институционализации и создали параллельную дифференцированную систему специального образования для многих, если не для всех категорий детей с отклонениями в развитии и охватили ею большинство нуждающихся. Они, по сути, завершили второй этап и оказались готовы к эволюционному переходу на третий — реформированию национальной образовательной системы в соответствии с ценностями открытого гражданского общества и философией V периода. Другие страны (например, Великобритания, Италия, Ирландия) находились на продвинутой стадии предшествующего II этапа. Они имели различные типы специальных учебных заведений, но не обеспечили адекватные условия обучения для всех категорий и не смогли охватить всех нуждающихся. Эти страны столкнулись с необходимостью реформировать не полностью построенную и недостаточно дифференцированную систему специального образования, руководствуясь официально признанными цивилизованным миром ценностями и философией V периода эволюции отношения к лицам с особыми потребностями. Наконец, третьи (например, Греция, Испания, Мальта, Португалия) — создали лишь отдельные типы специальных образовательных учреждений и только приняли демократические конституции, предоставившие детям с отклонением в развитии право на образование. Эти страны в конце 70-х переживали начальные стадии IV периода эволюции отношения к детям с отклонениями в развитии, и, соответственно, только-только вступили во второй этап строительства национальных дифференцированных систем специального образования. Ратифицировав Конвенции ООН, государства данной группы столкнулись с трудностями эволюционного развития образовательной системы. Находясь на первых ступенях институционализации детей-инвалидов, они присягнули заменам интеграции и попытались совершить
гигантский скачок из начальной стадии второго этапа сразу в третий!' Не случайно, в странах, не имевших достаточного опыта организации дифференцированного специального образования, подготовленных кадров, экономической базы и, что особенно важно, чье общество, в отличие от своих политических лидеров, оказалось не готовым принять новую философию, поскольку еще не освоило культурных норм предшествующего — IV периода эволюции, интеграция вводилась политическим волевым решением, но не встречала понимания. Декларация безграничных прав, не подкрепленная возможностями государства и согласием общества, влечет за собой опасность подмены реальной интеграции формальным перемещением ребенка в массовую школу, что не только не улучшает, но ухудшает его положение. Качественная интеграция предполагает организацию в общеобразовательной школе оптимальных условий для каждого ученика с особыми потребностями. Как правило, необходимы два квалифицированных педагога — обычный и специальный для оказания дополнительной, индивидуальной помощи. Учебное место требует в большинстве случаев дооснащения специальными техническими средствами и аппаратурой. Для решения бытовых проблем «новых учеников» нужны специальные технические приспособления и обученный персонал. Перемещение же ученика из специальной школы, имеющей все необходимое оборудование, а главное — штат квалифицированных специалистов, в неприспособленную общеобразовательную школу не имеет ничего общего с интегратив-ным подходом к организации образования, соответствующего возможностям и особым потребностям ребенка. Формальная интеграция, является, на наттт взгляд, скрытой формой дискриминации. Если ребенку попадает в учреждение, не имеющее условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, нарушается его право на качественное образование. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но ухудшается. Итак, в последнюю четверть XX века политику интеграции в образовании поддержали и стали осуществлять на практике страны, строящие открытое гражданское общество, вступившие в пятый период эволюции отношения к детям с особыми образовательными потребностями, однако каждое государство решало проблему интеграции по-своему. 4. Становление и поэтапное изменение практики обучения детей с недостатками физического и умственного развития в России Выявив и проследив воздействие изменений социально-культурного контекста жизни западноевропейцев с одной стороны, на эволюцию их отношения к инвалидам, с другой — на эволюцию практики специального обучения детей с физическими и умственными недостатками, попытаемся определить историко-генетические корни процесса становления и развития отечественной системы специального образования. Инструментом анализа нам будут по-прежнему служить две взаимосвязанные периодизации, на которых теперь мы укажем хронологические сроки и применительно к России. Это позволит нам сравнивать сходные по содержанию периоды эволюции отношения и этапы развития систем специального образования в Западной Европе и нашей стране, отыскать как общие закономерности, так и собственно национальные черты (см. таблицу 7).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.24.36 (0.011 с.) |