Постоянная, но неполная интеграция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постоянная, но неполная интеграция



может быть полезна как дошкольникам, так и школьникам с ограниченными возможно­стями здоровья. Она может быть эффек­тивна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития нес­колько ниже возрастной нормы, кто нуж­дается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом спо­собен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормаль­но развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. Более широким является спектр показаний для детей дош­кольного возраста. Постоянная, но непол­ная интеграция может быть полезна дош­кольникам с различным уровнем психиче­ского развития, но не имеющим сочетанных нарушений.

Смыслом постоянной неполной интегра­ции является максимальное использование всего потенциала уже имеющихся у ребен­ка и довольно значительных возможностей общения, взаимодействия и обучения с нормально развивающимися детьми. Это попытка добиться максимально возможной для ребенка в данный момент его жизни нормализации способов социального и учебного взаимодействия с целью дальней­шего расширения уже имеющихся значи­тельных возможностей в области образова­тельной и социальной интеграции.


Неполная интеграция может быть орга­низована во всех типах дошкольных обра­зовательных учреждений: в массовых, ком­бинированного и компенсирующего вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья объединяются с нормально разви­вающимися детьми в одну дошкольную группу, получившую название «смешан­ная», или в один класс под названием «гиб­кий».

Правила комплектования смешанных групп и гибких классов таковы: в дошколь­ной смешанной группе две трети детей составляют нормально развивающиеся вос­питанники и одну треть — дети с опреде­ленным отклонением в развитии; гибкие классы могут быть организованы только в тех массовых школах, где имеется несколь­ко параллельных классов, поскольку в состав каждого гибкого класса вводятся 2-3 ребенка с ограниченными возможностя­ми здоровья (прежде всего, речь идет о детях ЗПР и неотягощенной умственной отсталостью), которые периодически дол­жны объединяться в одну группу для про­ведения дефектологом ряда учебных заня­тий по специальным программам.

Время совместного пребывания дозиру­ется, но при этом составляет большую часть дня. В смешанных группах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся вместе с остальными постоянно на протяжении всего дня, за исключением времени коррекционных занятий (фрон­тальные и индивидуальные), которые про­водятся учителем-дефектологом. В гибком классе школьники с ограниченными воз­можностями здоровья (прежде всего речь идет о детях с задержкой психического развития) находятся с нормально разви­вающимися сверстниками большую часть дня, за исключением времени освоения учебных предметов по специальным про­граммам, а также фронтальных и индиви­дуальных коррекционных занятий, кото­рые проводятся учителем-дефектологом.

Содержание и характер совместной дея­тельности регламентируется. В смешанной группе дети с ограниченными возможно-


 


 


стями здоровья проводят большую часть учебного и все внеклассное время совме­стно с остальными. Учащиеся гибкого клас­са находятся вместе с нормально развиваю­щимися сверстниками на тех уроках и вне­классных мероприятиях, которые доступны им, в оставшееся время они объе­диняются с другими детьми с ограниченны­ми возможностями здоровья для работы по специальным коррекционным программам.

В случае неполной интеграции в процесс обучения в смешанной группе и гибком классе в равной мере вовлекаются педаго­ги массового образования и педагоги-де-фектологи. В смешанной группе в первой половине фронтальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводит учитель-дефектолог, а с нормаль­но развивающимися детьми — массовый воспитатель. Во второй половине дня все занятия проводятся совместно под руко­водством массового воспитателя. Учитель-дефектолог специально готовит детей с ограниченными возможностями здоровья к тем занятиям, которые во второй половине дня будут проходить совместно с нормаль­но развивающимися детьми. В гибком клас­се часть учебных предметов преподает мас­совый педагог, а часть — дефектолог, он же готовит детей к учебным занятиям в общем потоке.

Специальная педагогическая помощь оказывается детям внутри учреждения педагогом-дефектологом.

Методическая помощь педагогам постоянно оказывается учителем-дефекто-логом смешанной группы /гибкого класса. В условиях смешанной группы и гибких классов процесс взаимодействия массовых педагогов и дефектологов является наибо­лее комфортным и обеспеченным, посколь­ку и те, и другие работают в стенах одного учреждения с одними и теми же детьми. Создаются условия для профессионального роста обоих специалистов: дефектолог спо­собен обогатить представления коллег о специальных методах, приемах, «обходных путях», вспомогательных средствах обуче­ния детей с ограниченными возможностя-


ми здоровья. Массовый же педагог, в слу­чае успешного обучения ребенка «в общем потоке» способен помочь дефектологу, рас­ширив его представления о потенциальных возможностях детей с ограниченными воз­можностями здоровья, показав на практи­ке, что им доступно больше, чем может думать специалист в области коррекцион-ной педагогики.

Следующая модель интеграции получи­ла название «частичной». Рассматривая эту модель мы будем, как и ранее, последова­тельно отвечать на стандартные вопросы: каким детям может быть полезна частичная интеграции; в каких видах образователь­ных учреждений она может иметь место; каковы правила комплектования групп и классов, как дозируется время интеграции, каково содержание и характер совместной деятельности детей, какие специалисты участвует в процессе обучения и воспита­ния, где и кем оказывается специальная педагогическая помощь, каков механизм взаимодействия массовых и специальных педагогов.

Частичная интеграция может быть полезна тем, кто способен наравне со свои­ми нормально развивающимися сверстни­ками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной интегра­ции является расширение общения и взаи­модействия детей с ограниченными воз­можностями здоровья с их нормально раз­вивающимися сверстниками.

Частичная интеграция может быть обес­печена в дошкольных учреждениях комби­нированного вида, имеющих и обычные группы и специальные группы, а также в тех массовых школах, где открыты спе­циальные классы для детей с определенным отклонением в развитии.

При частичной интеграции дети с огра­ниченными возможностями здоровья явля­ются воспитанниками специальной группы или учениками специального класса, кото­рые комплектуются по обычным для таких групп/классов правилам, но предусматри-


 


 


вается, что на часть дня эти дети система­тически вводятся в обычные группы (клас­сы) по 1-3 человека.

Время интеграции дозируется, содержа­ние совместной деятельности регламенти­руется. Дети дошкольного возраста в пер­вой половине дня занимаются в специаль­ной группе, фронтально и индивидуально, а во второй половине дня могут посещать обычную массовую группу, для чего в ее расписание вносятся изменения. На вто­рую половину дня переносятся те занятия и виды деятельности, которые могут быть успешно освоены детьми в ситуации совме­стного обучения и воспитания.

Частично интегрируемые школьники могут посещать отдельные уроки в массо­вом классе. Для того, чтобы они могли постоянно пребывать часть дня в общей среде, специально продумываются и фик­сируются в расписании уроки в специаль­ном и массовом классе. Таким образом, дети с ограниченными возможностями здо­ровья большую часть дня обучаются в спе­циальной группе или классе, и только часть дня пребывают в массовой группе или классе.

При частичной интеграции в процесс воспитания и обучения детей с ограни­ченными возможностями здоровья вовле­чены массовый педагог и педагог-дефек-толог. Учитель-дефектолог специальной группы/класса должен быть знаком с перспективным планом работы воспита­теля/педагога той массовой группы или класса, в которые интегрируются его вос­питанники. Это необходимо для того, чтобы он на своих фронтальных и инди­видуальных коррекционных занятиях обратил особое внимание на подготовку воспитанников к успешному участию в вечерних совместных с нормально разви­вающимися детьми занятиях.

Учитель-дефектолог специальной группы или класса систематически оказывает мето­дическую помощь массовым педагогам в организации общения с детьми с ограни­ченными возможностями здоровья, инте­грированным на часть занятий в коллектив


нормально развивающихся сверстников, в привлечении их к занятиям, к играм. Он ведет наблюдения за их адаптацией в мас­совой группе, классе. По возможности, он посещает занятия, фиксирует для себя те трудности, с которыми сталкивается каж­дый ребенок, и пытается подготовить его к их преодолению на своих фронтальных и индивидуальных занятиях. Он постоянно дает конкретные рекомендации массовым педагогам по обучению и воспитанию инте­грированных детей.

Итак, смыслом постоянной частичной интеграции является расширение общения детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками. Это попытка целенапра­вленного расширения уже имеющихся, но еще относительно малых возможностей детей в области социальной интеграции. Следующая модель интеграции получила название временной.

При временной интеграции все воспи­танники специальной группы или класса вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нор­мально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения сов­местных мероприятий воспитательного характера.

Основным смыслом временной интегра­ции является создание условий для прио­бретения начального опыта общения с нор­мально развивающимися сверстниками. Временная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальней­шем более совершенной форме интегриро­ванного обучения.

Данная модель интеграции может быть реализована в дошкольных учреждениях комбинированного вида, имеющих как группы для нормально развивающихся детей, так и специальные группы, а также в массовых школах, в которых открыты специальные классы.

Как известно, основной контингент спе­циальных групп и классов составляют дети, остро нуждающиеся в специально органи-


 


 


зованном коррекционном обучении с уче­том структуры нарушения в развитии. Вме­сте с тем уже на первых годах занятий они могут участвовать вместе с другими в про­гулках, праздниках, развлечениях, отдель­ных занятиях. Для того, чтобы использовать даже самые минимальные возможности социальной интеграции, каждая специаль­ная группа или класс должна быть «связа­на» с группой или классом нормально раз­вивающихся детей такого же возраста или на год моложе. Общение и взаимодействие детей обеспечивается в процессе совмест­ных прогулок, подготовки и проведения праздников, развлечений.

Педагог и воспитатели специальной группы или класса проводят подготовитель­ную работу, необходимую для более полно­ценного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в совместные игры, праздники, развлечения и т.п. Учите­ля и воспитатели массовых групп и классов готовят нормально развивающихся детей к взаимодействию с их сверстниками, имею­щими те или иные нарушения в развитии: проводят беседы, приучают детей делать своими руками интересные и доступные им игровые пособия, готовить для них спекта­кли и др. Задача специальных и массовых педагогов состоит в том, чтобы со временем дети с ограниченными возможностями здо­ровья стали со-участниками этой деятельно­сти, а нормально развивающиеся дети вос­принимали их как партнеров, которым нередко требуется их помощь и поддержка.

Время интеграции дозируется. Взаимо­действие детей должно происходить не реже двух раз в месяц. Со временем стано­вятся возможными совместные занятия: иллюстрирование сказок, маленьких рас­сказов и т.п. В ходе раздельных занятий дошкольники знакомятся с содержанием того или иного произведения в доступной для детей форме, затем они готовят серию рисунков, отражающих содержание тек­ста, после чего объединяются на занятие, где обмениваются рисунками (т.е. у дош­кольников специальной группы оказыва­ются рисунки детей из массовой группы, а


дошколят массовой группы — рисунки детей специальной группы). Организуется совместное обсуждение содержания сказ­ки, рассказа. Дети выкладывают рисунки, обосновывая их последовательность. Так из отдельных страниц рождаются две книж­ки-самоделки.

Школьники с ограниченными возмож­ностями здоровья объединяются с нормаль­но развивающимися детьми в рамках дополнительного образования. Они вместе посещают кружки и спортивные секции.

Таким образом, при временной интегра­ции дети с ограниченными возможностями здоровья практически все время обучают­ся в специальной группе или классе, но систематически объединяются с другими детьми. Совместные занятия, как правило, проводит учитель-дефектолог или воспита­тель специальной группы. Массовые педа­гоги в основном организуют совместные соревнования, выставки, конкурсы.

Учитель-дефектолог и воспитатель спе­циальной группы или класса систематиче­ски помогают организовать совместные мероприятия и оказывают конкретную методическую помощь массовым педагогам в общении с детьми с ограниченными воз­можностями здоровья, в привлечении их к занятиям, к играм.

Следующая модель интеграции получи­ла название эпизодической, поскольку она ориентирована на специальные дошколь­ные и школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми вос­питанию и обучению своих воспитанников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.013 с.)