ТОП 10:

Программа факультативного курса для учащихся 2 класса «Речевой этикет»



Васильева Елена Александровна, учитель начальных классов Среднекамышинской муниципальной начальной общеобразовательной школы Камышинского района Волгоградской области

Введение.

Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Это связано с необходимостью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский контакт. Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше у них возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Коммуникативная компетенция учащихся предполагает умение решать

средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (обращение, знакомство, приветствие, поздравление, пожелание, приглашение, извинение, просьба, совет, отказ, согласие, утешение, комплимент), типичных для их деятельности.

Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), адресат.

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Пояснительная записка.

Программа факультативного курса направлена на решение следующих задач:

· раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;

· познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);

· уметь находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, телерекламы, при разговоре собеседников и т.д.);

· уметь соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;

· уметь использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:

1. театрализованный урок;

2. урок с групповыми формами работы;

3. урок – конкурс;

4. урок – диалог;

5. урок – ролевая игра;

6. урок – экскурсия;

7. урок – соревнование;

8. урок – концерт и др.

Программа.

Программа факультативного курса рассчитана на 17 часов в год (1 час в две недели).

В программе реализованы три этапа: подготовительный, основной, контрольный.

Наподготовительном этапе начинается работа по созданию положительной мотивационной установки, формированию важнейших коммуникативных умений, необходимых для ведения этикетного диалога.

Для основного этапа характерно усиление мотивационной установки, сообщение основных сведений об употреблении формул речевого этикета.

Наконтрольном этапе осуществляется контроль за степенью сформированности умения использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

«Мы идём в гости» (1 час)

Правила поведения в гостях. Секреты этикета и его значение в жизни людей. Правила правильного поведения и общения с собеседником.

«Что такое речевой этикет?» (1 час)

Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный микроклимат общения. Определение понятий «этика», «этикет», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями. История этикета. Речевой этикет как набор стереотипных фраз, устойчивых формул: Рад вас приветствовать!, Здравствуйте!, Как дела?, До свидания и т.д. – формул произносимых в определенных ситуациях. Элементы речевой ситуации (кто – кому – с чем – где – когда – почему – зачем и др.).

«Обращение к собеседнику» (1 час)

Основная функция обращения – привлечение внимания, призыва собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в транспорте, магазине и т.д. Обращение к знакомому в определённой тональности от холодно-официальной или торжественной до дружески фамильярной или ласковой (одна тональность в обращении Елена! и совсем другая в Ленушка!). Уменьшительно-ласкательные имена-обращения. Имя-отчество уважительная официальная форма называния и обращения. Отчество как самостоятельная форма обращения. Обращение по фамилии.

«Будем знакомы» (1 час)

Знакомство как средство установления связей между собеседниками. Знакомство при контакте двух заинтересованных лиц. Знакомство без посредника. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Обращение в назывании и самоназывании: Меня зовут Светлана; Меня зовут Клавдия Викторовна; Будем знакомы. Меня зовут Володя; Моя фамилия Иванов. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение. Тональность общения: Очень приятно с вами познакомиться; Очень рад; Рад знакомству.

«Слова приветствия» (1час)

Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Распространённое русское приветствие - пожелание здоровья. Былинное «гой еси, русский молодец» - будь здоров, хорошо живёшь! Формулы приветствия (здравствуй(те); здорово («Здорово, кум Егор» у Крылова); добрый вечер; доброе утро; добрый день; привет; дошедшие до нас пожелания предков: «Здравствуйте же многа лета», «Честь имею кланяться».

Типичное выражение приветствия в русских народных сказках является: ЗдравствуйЗдравствуй, добрый молодец!»; «Здравствуй, служивый!»; Здравствуй, Иван-царевич!»). Реже стилистически сниженное, грубовато-просторечное выражение Здорово («Здорово, старичок!»); выражение приветствия и одновременно приглашения Добро пожаловать! («Добро пожаловать, красная девица!»).

«Умей благодарить» (1час)

Благодарность как выражение признательности. Служит ответом на приветствие, поздравление, приглашение, пожелание. Вежливые слова, служащие для выражения благодарности: наиболее употребительное, стилистически нейтральное выражение Спасибо!, Большое спасибо!, Огромное спасибо!; реже Благодарю!. Ответ на слова благодарности: соответствуя мере услуги: Не за что!, Не стоит благодарности!, Пожалуйста!, с пожеланием здоровья На здоровье!

«Сколько способов попрощаться?» (1час)

Прощание как указание на завершение общения. Обмен приветствиями при расставании. Самое употребительное выражение прощания – «До свидания!», расстаёмся до скорой встречи, иногда это подчёркивается: До скорого свидания! Слова прощания: До встречи, До скорой встречи, Увидимся, Пока, До завтра, Прощай(те) и т.д. Прощания-пожелания: Всего хорошего!, Всего доброго!

«Примите мои поздравления» (1 час)

Поздравление – одна из самых ярких этикетных ситуаций. Приветствие по случаю чего-нибудь приятного, радостного. Повод для поздравления, ставший самостоятельной поздравительной формулой: С днём рождения!, С праздником!, С новым годом!, С первым снегом! Речевые ритуалы, связанные с вручением подарка при поздравлении: Примите мой скромный подарок; Это тебе на память. Пожелание как сопровождение поздравления. Высказанное мнение, желание о желательности осуществления чего-нибудь: От всего сердца (от всей души) желаю вам…; друзьям в непринуждённом общении Успехов тебе!, Большого счастья!; отъезжающему в сочетании с прощанием Счастливого пути!; за столом Приятного аппетита!; пожилому Долгих лет жизни! Структура поздравления.

«Учусь извиняться» (1 час)

Словесное искупление поступка. Способы извинения: за небольшой проступок, без объяснения видимой вины, так как она самоочевидна Извините! Или простите! С добавлением Пожалуйста! Не сердитесь!, Я нечаянно!, а также кротким Виноват!; с указание того, за что просит прощения Извините, пожалуйста за поздний звонок!, Простите за то, что доставила вам столько хлопот! Структура извинения. Нахождение формул прощания в музыкальных произведениях, телерекламе.

«Могу ли я просить вас?» (1 час)

Речевая ситуация, в которой содержится побудительное действие: Дайте мне, пожалуйста…Передайте, пожалуйста, деньги на билет! Способы выражения просьбы: Прошу…,Будьте добры…или Будьте любезны…; нередко с усилением Очень прошу…;смягчённая просьба Я хочу (могу) просить вас…;о разрешении что-либо сделать Можно…, Нельзя ли…Убедительность просьбы.

«Согласие. Отказ» (1 час)

Согласие, отказ как выражение ответа на приглашение, просьбу, совет. Согласие – разрешение, утвердительный ответ на просьбу: Конечно…, С удовольствием…, Обязательно…. Отказ – речевое действие, при котором собеседник не должен быть обижен. Способы выражения отказа: сожаление по поводу того, что нет возможности выполнить просьбу, откликнуться на предложение К сожалению, не могу…Очень жаль, но…С удовольствием, но…Охотно бы, но…

«Слово утешает» (1 час)

Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому, в какой обстановке говорит: стараясь преуменьшить неудачу: Это пустяки!, Ничего страшного!, Всё это ерунда!; напоминание о том, что в жизни неизбежны неприятности: Всякое бывает!, Ничего не поделаешь!, Всё пройдёт!, Всё обойдётся!; призывая забыть о случившемся: Забудьте об этом!, Не думай об этом!, Выбросьте это из головы!; выражая сочувствие: Я тебя так понимаю!; присоединяя комплименты: Вы такой сильный человек!

«Комплимент. Одобрение» (1 час)

Одобрение используется для: характеристики внутренних качеств человека: Вы так умны, Ты очень остроумен, У вас тонкое чувство юмора; отмечая заслуги в работе: Ты способный ученик, Ты отличный лётчик; хваля душевные и моральные качества: Ты всегда такая отзывчивая, Вы честный человек; С вами интересно говорить о чём угодно. Комплимент как способ создания хорошего настроения: У вас прелестная дочка, Вы так гостеприимны.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Речевой этикет»

Учащиеся должны знать/ понимать:

· правила поведения в гостях (поведение в непредвиденных ситуациях);

· различие понятий «этика», «этикет» и «речевой этикет»;

· структура речевой ситуации (кто – кому – где – когда – что – с какой целью);

· обращение к знакомому и незнакомому;

· тон вежливой речи;

· формула знакомства (Меня зовут, Моя фамилия, Будем знакомы, Очень приятно с вами познакомиться, Очень рад, Рад знакомству);

· формула приветствия (Здравствуй(те), Привет, Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер);

· формула благодарности (Спасибо, Огромное спасибо, Благодарю, Не за что, Не стоит благодарности, Пожалуйста, На здоровье);

· формула прощания (До свидания, До скорого свидания, До встречи, До завтра, Увидимся, Пока, Прощай(те), Всего хорошего, Всего доброго);

· формула поздравления (Дорог(ая)ой, уважаем(ая)ый, Поздравляю с…,Желаю);

· формула извинения (Извините, Простите, Пожалуйста, Не сердитесь, Я нечаянно, Виноват);

· формула просьбы (Пожалуйста, Будьте добры, Будьте любезны, Очень прошу, Я хочу (могу) просить вас, Можно ли, Нельзя ли);

· формула согласия, отказа (С удовольствием, Конечно, Обязательно; К сожалению, не могу…, Очень жаль, но…, С удовольствием, но…, Охотно бы, но…);

· формула утешения (Это пустяки, Ничего страшного, Всё это ерунда, Всякое бывает, Ничего не поделаешь, Всё пройдёт, Всё обойдётся, Забудьте об этом, Не думай об этом, Выбросьте это из головы, Я тебя так понимаю, Вы такой сильный человек).

Уметь:

· находить («видеть») формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при прослушивании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, телерекламы, при разговоре собеседников и т.д.);

· соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;

· использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

· пользоваться правилами поведения в обществе;

· обращаться к знакомым и незнакомым людям;

· выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.

 

Тематическое планирование.

№ п/п Тема занятия Количество часов
I полугодие
Вводный урок (определение имеющихся знаний учащихся в области речевого этикета)
Мы идём в гости
Что такое речевой этикет?
Обращение к собеседнику
Будем знакомы
Слова приветствия
Умей благодарить
Сколько способов попрощаться?
Примите поздравления
II полугодие
Учусь извиняться
Могу ли я просить
Согласие. Отказ
Примите поздравления
Слово утешает
Комплимент. Одобрение
Тест «Знаток речевого этикета»
Праздник вежливости

 

Литература для учителя.

1. Акишина, А.А. Русский речевой этикет/ А.А.Акишина, Н.И.Формановская – М., 1983.

2. Аникин, В.П. Русское народное поэтическое творчество/ В.П.Аникин, Ю.Г.Круглов – М., 1977.

3. Афанасьев, Н.А. – Аникин, В.П. Русская народная сказка/ Н.А.Афанасьев, В.П.Аникин – М., 1992.

4. Байбурин, А.К. У истоков этикета/ А.К.Байбурин, А.Л.Топорков – Л., 1990.

5. Бушелева, Б.В. Поговорим о воспитанности
Б.В.Бушелева – М., 1998.

6. Бушелева, Б.В. Этикет от «А» до «Я»/ Б.В.Бушелева – Хабаровск, 1987.

7. Головин, Б.Н. Основы культуры речи/ Б.Н.Головин – М., 1983.

8. Гольдин, В.Е. Речь и этикет/ В.Е.Гольдин – М., 1983.

9. Гусейнов, А.А. Введение в этику/ А.А.Гусейнов – М., 1985.

10. Гусейнов, А.А. Этика: Учебник для ВУЗов/ А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян – М., 1985.

11. Казарцева, О.М. Культура речевого общения/ О.М.Казарцева – М., 1999.

12. Колесов, В.В. культура речи – культура поведения/ В.В.Колесов – Л., 1983.

13. Костомаров, В.Г. Русский речевой этикет/ В.Г.Костомаров// Русский язык за рубежом – 1967 - №1.

14. Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество/ Н.И.Кравцов – М., 1983.

15. Кропоткин, П.А. Этика/ П.А.Кропоткин – М., 1991.

16. Крысин, Л.П. Речевое общение. Социальные роли говорящих/ Л.П.Крысин – М., 1976.

17. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А.Леонтьев – М.. 1969.

18. Львов, М.Р. Основы теории речи/ М.Р.Львов – М., 2000.

19. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи/ М.Р.Львов – М., 2000.

20. Матвеев, В.М. в мире вежливости/ В.М.Матвеев, А.Н.Панов – М., 1976.

21. Соковнин, В.Н. О природе человеческого общения/ В.Н.Соковнин – Фрунзе, 1974.

22. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения/ В.В.Соколова – М., 1995.

23. Соловьев, Э. Этикет/ Э.Соловьев – М., 1996.

24. Формановская, Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»/ Н.И.Формановская – М., 1982.

25. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения/ Н.И.Формановская – М., 1989.

26. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты/ Н.И.Формановская – М., 1982.

27. Формановская, Н.И. Употребление русского речевого этикета/ Н.И.Формановская – М., 1984.

28. Шрейдер, Ю.А. Этика/ Ю.А.Шрейдер – М., 1998.

 

Литература для учащихся.

1. Аникин, В.П. Русская народная сказка/ В.П.Аникин – М., 1977.

2. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. В трех томах/ А.Н.Афанасьев – М., 1992.

3. Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество/ Н.И.Кравцов – М., 1983.

4. Морохин, В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия/ В.Н.Морохин – М., 1983.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Ю.Н.Шведовой – М., 1963.

6. Померанцева, Э.В. Русские народные сказки/ Э.В.Померанцева – М., 1963.

7. Русская разговорная речь. Тексты – М., 1978.

8. Русский язык. Энциклопедия – М., 1979.

9. Словарь иностранных слов – М., 1980.

10. Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона – М., 1989.

11. Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.А.Гусейнова – М., 2001.

Данная программа может использоваться в массовой практике учителями начальных классов, воспитателями ГПД, учителями русского языка и литературы.

Приложение 1. Конспект вводного занятия

Цели:определить уровень сформированности у учащихся умений находить формулы речевого этикета и использовать их в соответствии с ситуациями общения.

Оборудование: анкета, задания для определения имеющихся знаний учащихся в области речевого этикета.

Ход занятия:

Организация класса.

Анкетирование.

Анкета

1. Что такое этикет?

2. Что такое речевой этикет?

3. Какие вежливые («волшебные») слова вы знаете?

4. В каких речевых ситуациях используются вежливые слова?

5. Как вы думаете, каково значение речевого этикета в жизни людей?

3. Задания для определения имеющихся знаний учащихся в области речевого этикета.

 

Задание 1.

Прочитай отрывки из сказок. Определи, какие этикетные формулы используются в данных случаях.

«Взговорит ему конь человеческим голосом:

- Что, хозяин, кручинишься, а мне правды не сказываешь?

- Ах, мой добрый конь! Отчего мне весёлому быть? Оговорило меня начальство перед самим государем, будто я могу добыть и взять за себя замуж Настасью прекрасную королеву.

- Не тужи, хозяин! Молись богу да ложись спать; утро вечера мудренее. Мы это дело сделаем, только проси у царя побольше денег, чтобы не скучать нам дорогою, было бы вдоволь и поесть и попить, что захочется».

 

«Конь увидел на себе седока, пал перед ним на колени и промолвил человеческим голосом: «Ох ты гой еси, добрый молодец, Иван - крестьянский сын! Засажен я здесь сильным и храбрым богатырем Лукопёром, и сижу здесь леты несметные, и ждал сюда тебя ровно тридцать лет и три года, и насилу дождался».

 

«Он кликнул нищего в избу и накормил. Тогда нищий попросил у него воды напиться, а Иван тотчас воды принес; однако нищий воды не пил, а велел ему всю чашу выпить, и он в том не отрекся и выпил. Тогда нищий спросил: «Что, Иванушка, много ли ты теперь в себе силы чувствуешь?» - «Много», - отвечал ему Иван. «Прости же теперь», - молвил нищий и, проговоря сии слова, стал невидимым, а Иван остался в великом удивлении».

 

«Говорит ему южный ветер: «Прощай, добрый молодец! Жалеючи тебя, не хочу гулять в твоем царстве.» - «Что так?» - «Потому – если я загуляю, ни одного дома в городе, ни одного дерева в садах не останется; все вверх дном поставлю!» - «Ну, прощай!» - сказал солдат, надел шапку – невидимку и пошел в белокаменные палаты».

 

«Вот солдат ходил, ходил по разным комнатам; сделалось ему скучно, и вздумал он пойти в сад; вышел, смотрит береза. И говорит ему береза человеческим голосом: «Служивый! Сходи вот в такую-то деревню, скажи тамошнему священнику, чтобы дал тебе то самое, что ему нынче во сне привиделось!» Солдат пошел, куда ему сказано; Священник тотчас достал книгу: «Вот тебе – возьми!» Солдат взял; приходит назад. «Спасибо, добрый человек! – говорит береза. – теперь становись да читай.

 

Задание 2

Соотнеси речевую ситуацию с «волшебными» словами, служащими для выражения вежливости.

Благодарность   Добрый день!
    Привет!
    Здравствуйте!
     
Приветствие   Извини(те)…
    Прости(те)…
    Виноват(а)…
     
Поздравление   До свидания!
    Всего доброго!
    Прощай(те)!
     
Прощание   Поздравляю…
    Желаю…
    Хочу, чтобы…
     
Извинение   Спасибо…
    Благодарю…
    Большое спасибо…

 

Задание 3

Прочитай отрывок из сказки.

«-Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

Иван – царевич рассказал ему про свое несчастье. Старый человек говорит ему:

- Эх, Иван – царевич, зачем ты лягушачью кожу спалил? Не ты ее надевал, не тебе ее было снимать. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда ты и ступай за ним смело.

Иван – царевич поблагодарил старого человека».

Как вы думаете, что сказал царевич, благодаря старичка?

 

Задание 4

Прочитай отрывок из сказки.

«-Воробышек – воробей! Ты прилетай ко мне зернышков покушать, моего горя послушать. Сотряслась беда немалая – утащил царицу нечистый дух».

Как бы вы утешили царя?

 

Задание 5

Как бы вы попросили прощения у Марьи Моревны за то, что не послушались – посмотрели в чулан и выпустили Кощея Бессмертного?

 

Подведение итогов урока.

- Как вы оцениваете свою работу?

- Какие трудности возникли при выполнении анкетирования, заданий?

 

Приложение № 2. Конспект занятия «Мы идём в гости»

 

Мы идём в гости.

Цели:

· выяснить основные правила поведения в гостях;

· формировать у учащихся навыки культурного поведения в гостях;

· способствовать воспитанию этической культуры, вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

Оборудование: плакат с изображением филина, держащего раскрытую книгу; чистые страницы книги для записи правил поведения; иллюстрации героев с изображением действующих лиц.

Ход занятия:

Вступительная часть.

На доске плакат с изображением филина, держащего раскрытую книгу. В начале урока книга пуста, но после выступления очередной группы ребят в неё заносятся правила. Так, к концу занятия книга Филина будет заполнена, это и будет итогом.

Учитель читает отрывок их произведения Я. Бжехвы в переводе Б. Заходера «Очень вежливый индюк».

- Почему к индюку никто не хотел идти в гости?

- Как помочь индюку правильно пригласить к себе гостей?

Объявился

В доме

Вдруг

Очень вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,

Не реже,

Он кричал:

- Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости-

Поучиться

Веж-ли-вос-ти!

Не стесняйся ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: «Приду, спасибо!»







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.244.18 (0.023 с.)