ТОП 10:

III. Проведение игр для закрепления пройденного материала.



а) Угадай по описанию растения и кустарник

1. Многолетнее травянистое растение до 50 см высоты с одной или несколькими цветочными стрелками. Листья широкояйцевидной формы, черешковые, составляют розетку. Мелкие невзрачные цветки собраны в цилиндрические колосья. Плод – коробочка. Размножается семенами. Используют в медицине при желудочных заболеваниях и в качестве отхаркивающего средства (подорожник).

2. Одно или двулетнее травянистое растение 10 – 40 см высоты. Стебли прямостоячие, простые или ветвистые. Листья очередные с крупными лировиднораздельными трилистниками; нижние – широкояйцевидные, черешковые, верхние – продолговатые, почти сидячие. Цветки одиночные. Верхние и боковые лепестки – сине – фиолетовые, нижний лепесток – всегда жёлтый. Плод – многосеменная коробочка. Цветёт с апреля до осени, плоды начинают созревать с июня. Размножается только семенами (фиалка трёхцветная (Иван – да – Марья)).

3. Многолетнее травянистое растение до 60 – 100 (150) см высоты с длинным ползучим корневищем и мелкими зеленоватыми цветками, собранными в длинные ветвистые колосовидные соцветия. Стебель покрыт мелкими мягкими шипами. Цветёт с июня до октября; плоды созревают в июле – октябре. Используют в медицине листья, собранные в период цветения (май – сентябрь). В листьях содержатся: аскорбиновая кислота, каротин, витамин К, дубильные вещества, муравьиная кислота (крапива двудомная).

б) Игра – лото «Редкие и исчезающие растения Волгоградской области»

Учащимся раздаётся игровое поле. Педагог показывает открытку с изображением растений, дети находят такое же изображение на своём поле и закрывают картинку фишкой, при этом давая правильное название растению. Результаты подводятся по тому, кто быстрее и внимательнее закроет своё поле.

в) Угадай по описанию животных.

2. Хищный хитрый зверь с рыжеватым пушистым мехом. Его можно встретить во всех странах мира. Питается птицами и мелкими зверьками (лиса).

3. Это крупное сильное дикое животное обитает в лесах Европы, Северной Африки. Его тело покрыто грубой щетиной. Питается желудями, насекомыми, грызунами (кабан).

4. Лесной зверёк, распространенный во многих странах. К зиме меняет окраску меха с буро – серого цвета на белый. Питается травой, листьями, древесной корой и корнями растений (заяц – беляк).

5. Пушной зверёк с шелковистым мехом. В нашей стране разводится в заповедниках. По берегам рек и озёр роет норы или строит хатки. Питается корой осины, ивы, водными растениями (бобр).

6. Хищник семейства куньих. Распространён в Европе и Азии. У нас в стране встречается повсюду. У него длинная, блестящая шерсть, две чёрные полосы на голове. Живёт в норах. Уничтожает насекомых – вредителей, принося большую пользу сельскому хозяйству (барсук).

7. Самый крупный зверь наших лесов. Питается орехами и ягодами, но иногда нападает на мелких животных. Разрывает муравейники и гнёзда диких пчёл (медведь).

IV. Подведение итогов занятия, поощрение самых активных.

Приложение 4 Занятие «Знакомимся с предприятиями города»

Цель занятия:

- познакомиться с предприятиями города Волгограда;

- знакомство с интересными людьми.

- познакомиться с достопримечательностями города.

Беседа по дороге к месту экскурсии:

- Кто знает, какие предприятия находятся в нашем городе? (Заправка, СХТ (сельхозтехника); гараж, где стоят автобусы).

- А как правильно называется это предприятие? (ответа не последовало).

- Вот мы подошли к первому предприятию. Прочитайте на воротах, как оно называется.

- Какая техника здесь находится?

- Для чего нужна эта техника?

- Мы подошли, как вы говорили, к гаражу с автобусами. Какая надпись есть на воротах?

Далее знакомство происходит с АЗС (автозаправочная станция), РЭС (районная электростанция). Ребята увидели и узнали названия тех предприятий и организаций, которые часто встречаются на их пути, но не знакомы (гостиница, типография, РОВД (милиция), военкомат, сбербанк, музыкальная школа, Центр досуга, Мемориал погибшим воинам и др.)

 

Приложение 5.Занятие. «Краеведческий музей»

Цели занятия:

- познакомиться с музеем;

- рассмотреть экспозиции музея;

Занятие проводилось в краеведческом музее в форме экскурсии. Экскурсию проводит экскурсовод.

Напишите о своих впечатлениях после посещения галереи.

…………………………………………………………………

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

Нарисуй экспонат, который тебе больше всего понравился в галереи. Опиши его.

 

 

 


Напиши, какие музеи ты хотел бы увидеть в нашем городе.

…………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………….

 

 

Напиши короткое сочинение «Когда в музее полночь». Если хочешь, проиллюстрируй его рисунками.

 
 

 

 


Программа факультативного курса «Человек – главное чудо света» Курносова Оксана Вячеславовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №14 «Зелёный шум» г.Волжского.

Введение.

Народная китайская мудрость гласит: «Путь длиной в тысячу шагов начинается с первого шага». И задача педагога – направить обучающихся по пути разума, предостеречь их от опасностей и не дать оступиться. Человек – совершенное создание Природы. Но при его неумелом и неправильном отношении к самому себе, он рискует потерять своё совершенство.

Знание своего организма – основа сохранения здоровья. Поэтому данная программа предполагает углубленное изучение функций органов и систем человеческого организма и их взаимодействия. Рассматриваемый курс базируется на знаниях учащихся по окружающему миру, расширяет и углубляет их, предусматривает тесную связь с программными методами по окружающему миру и параллельное более глубокое изучение тем.

В связи с недостаточной информированностью младших школьников по вопросам здорового образа жизни, о факторах риска для здоровья, к сожалению, табакокурение, алкоголизм, наркомания стали неотъемлемой частью современной жизни, проблемой общечеловеческого значения. Школьный возраст – период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время – и к наркотикам. По некоторым данным к 10-11 годам у 40% школьников формируется доминанта возможной наркогенной активности (готовность попробовать наркотические вещества, если они окажутся у них в руках). В связи с этим проведение социально-профилактической работы в школе по формированию ценностного отношения к здоровью стало необходимостью. И работа эта из эпизодической должна перейти на уровень системы. Перед школой стоит задача формирования у детей с самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. Следует помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и полезных) находится в тесной связи с развитием потребностно-мотивационной сферы ребёнка. Именно в начальных классах воспитываются в детях те качества личности, которые в дальнейшем определяют их отношение к окружающим и к себе. Воспитание у младших школьников потребности к здоровому образу жизни – это формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Поэтому главная цель предлагаемого нами курса – формирование устойчивой мотивации на соблюдение правил здорового образа жизни.

Пояснительная записка.

Программа факультативного курса «Человек – главное чудо света» предназначена для учащихся 4 класса и рассчитана на 33 часа + 1 час резервного времени.

Данный курс предполагает углубленное изучение организма человека и пагубное воздействие на него табакокурения, алкоголя, наркотических веществ.

Цели:

1.Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни.

2.Изучение организма человека и его систем как единого целого.

3.Изучение пагубного воздействия на организм человека псиоактивных веществ.

4.Формирование ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

5.Формирование навыков отказа от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих.

6.Содействие сохранению здоровья младших школьников.

Цели факультативного курса конкретизируют следующие задачи:

1. дать первичное представление о здоровом образе жизни и его значении;

2. сформировать навыки бережного отношения младших школьников к своему здоровью и здоровью окружающих;

3. углубить знания младших школьников не только о строении организма человека, но и о функциях его органов и систем;

4. сформировать представление об опасности воздействия на организм человека вредных привычек с целью их профилактики;

5. обучить умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Принципыпостроения программы:

1.Необходимость и достаточность предоставляемой информации.

2.Конкретность и доступность предполагает, что все сведения должны излагаться ясно и понятно, в соответствии с подготовленностью и предобразованностью учащихся.

3.Практическая целесообразность – программа отражает актуальные проблемы, связанные с предупреждением раннего приобщения детей к вредным привычкам.

4.Научность – содержание базируется на данных исследований в области физиологии.

5.Последовательность и систематичность – соблюдается переход от известного к неизвестному, от простого к сложному.

6.Адресность – навыки здорового образа жизни могут быть сформированы только с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

7.Опережение – своевременная оздоровительно-профилактическая работа способна исключить или по крайней мере смягчить негативное воздействие социума.

Наибольший эффект в достижении того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь, обеспечивается многообразием подходов к обучению. Необходимо использовать такие методы и формы обучения, которые являются результативными и одновременно интересными для обучающихся. Чем больше степень участия школьников в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается ими. Разнообразие методов делает процесс обучения более творческим и позволяет осуществить многоплановое воздействие на обучаемого.

 

Исходя из этого, нами определены основные методы обучения:

· объяснительно-иллюстративный – предполагает получение знаний из рассказа учителя, из литературы, с использованием наглядных пособий;

· метод проблемного изучения состоит в том, что педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, очерчивает область поиска, затем показывает систему доказательств (сравнивает точки зрения, различные подходы) и в итоге способ решения поставленной задачи;

· частично-поисковый – проявляется в активном поиске решения поставленной задачи. Исследование проходит под контролем педагога. Процесс мышления при использовании этого метода приобретает продуктивный характер.

Обязательной структурной единицей занятия является ролевая игра и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая).

Программа факультативного курса состоит из двух блоков. Первый блок «Организм человека» состоит из 5 разделов и предполагает углубленное изучение органов и систем человека, их функциональное предназначение. Второй блок «Здоровый образ жизни» состоит из 4 разделов и предусматривает формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни; информирование о негативных последствиях приёма психоактивных веществ, их влияние на физическое здоровье; представление информации о проблеме табакокурения, алкоголизма, наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

 

I. Организм человека. 17 часов.

1. Из чего мы сделаны. 3 часа.

Человек состоит из клеток. Виды клеток. Почему появляются морщины. Особенности строения скелета и костей человека. Виды суставов. Виды мышц. Функция мышц. Способы укрепления скелета и мышц.

2. Как человек ест. 5 часов.

Для чего человеческому организму нужны белки, жиры, углеводы. Откуда они берутся и куда отправляются. Язык – орган вкуса. Санитарные функции слюны и миндалин. Распределительная функция глотки. Что происходит с пищей в желудке. Функции тонкой и толстой кишки. Четыре функции печени.

3. Для чего нужна кровь. 4 часа.

Почему кровь красная. Откуда и куда она течёт. Обмен между клетками и кровью. Что такое гной и почему он появляется. Переливание крови. Функции почек. Строение сердца и его функции.

4. Как мы дышим. 2 часа.

Строение и функции носа. Как устроены лёгкие, их функции.

5. Что всему голова. 3 часа.

Органы зрения, слуха, обоняния, осязания и кожа как поставщики информации об окружающем мире в головной мозг. Где и как хранится эта информация. Отделы головного мозга, их функции.

II.Здоровый образ жизни. 16 часов.

1. Здоровый образ жизни и вредные привычки. 2 часа.

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки, их влияние на поведение человека и развитие его личности. Понятие о психоактивных веществах. Легальные и нелегальные психоактивные вещества.

2. Табакокурение. 6 часов.

Происхождение и распространение табака. Воздействие никотина на системы и органы человека. Причины курения. Влияние табакокурения на поведение человека и развитие его личности. О пассивном курении. Как привычка переходит в зависимость. Как противостоять вредной привычке.

3. Алкоголь. 5 часов.

Происхождение и распространение алкоголя. Виды алкогольных напитков. Воздействие алкоголя на органы и системы человека. Влияние алкоголя на поведение человека и развитие его личности. Стадии развития алкоголизма. Пути противостояния вредной привычке.

4. Наркотики. 3 часа.

Происхождение и распространение наркотических веществ. Некоторые виды наркотиков. Действие наркотиков на личность, влияние на поведение человека. Стадии развития зависимости от наркотических веществ. Опасность воздействия наркотиков на организм человека. Пути противостояния вредной привычке.

 

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

· строение организма человека;

· функции органов и систем человеческого организма;

· факторы риска для здоровья и жизни;

· что такое психоактивные вещества;

· как табакокурение, алкоголь и наркотики влияют на организм человека, его поведение и развитие личности;

· признаки зависимости от психоактивных веществ;

· пути противостояния вредным привычкам;

· правила здорового образа жизни.

Должны уметь:

· различать полезные и вредные привычки;

· бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

· регулировать своё поведение в различных ситуациях, в том числе при искушении попробовать сигарету, алкоголь, наркотик;

· соблюдать правила здорового образа жизни.


Тематическое планирование.

№, название раздела №, тема занятия Основное содержание
I. Организм человека. 17 часов.
1. Из чего мы сделаны. 3 часа. 1. Капелька – клеточка. Приложение 1. Из каких клеток состоит человек. Откуда берутся морщины.
2. Рыцари в латах. Особенности строения скелета человека. Виды суставов. Что у нас внутри костей.
3. Как стать Геркулесом. Мышцы как двигатели. Виды мышц. Способы укрепления скелета и мышц.
2. Как человек ест. 5 часов. 1. Конвейер наоборот. Белки, жиры, углеводы – откуда берутся, куда отправляются и для чего нужны организму.
2. Дом языка. Язык как орган вкуса. Слюна и гланды – «санитары» рта.
3. Пещера – сковородка. Почему еда попадает в желудок, а не в лёгкие. Что происходит с пищей в желудке. Зачем нужен желудочный сок.
4. Змея – кормилица и её толстая сестра. Тонкая кишка – насос для всасывания пищи. Что делает толстая кишка.
5. Необыкновенная погранзастава. Печень – самый большой в организме склад углеводов, производитель желчи и крови. Как печень охраняет организм от микробов и нейтрализует яды.
3. Для чего нужна кровь. 4 часа. 1. Живая вода. Почему кровь красная. Обмен между клетками и кровью. Почему кровь в венах течёт вверх.
2. Помощники фабрики крови. Что такое гной и почему он появляется. Кто поможет восполнить большую потерю крови.
3. Почки, которые никогда не распускаются. Почки как санитары крови.
4. Глава фабрики крови. Как устроено сердце и как оно работает.
4. Как мы дышим. 2 часа. 1. Что умеет нос. Как устроен нос человека. Нос как орган обоняния и другие функции носа.
2. Сказочное виноградное дерево. Как устроены лёгкие. Процесс дыхания.
5. Что всему голова. 3 часа. 1. Главные разведчики головного мозга. Органы зрения, слуха, обоняния, осязания и кожа как поставщики информации об окружающем мире в головной мозг.
2. Камера хранения. Где и как хранится информация об окружающем мире.
3. Для каждого дела свой мозг. Отделы головного мозга, их функции.
    II. Здоровый образ жизни. 16 часов.
1. Здоровый образ жизни и вредные привычки. 2 часа. 1. Полезные привычки и здоровье. Понятие о здоровом образе жизни. Привычки, способствующие сохранению здоровья. Правила здорового образа жизни.
2. Вредные привычки. Какие привычки считаются полезными. Их влияние на поведение человека и развитие его личности. Понятие о психоактивных веществах. Легальные (табак, алкоголь) и нелегальные (наркотики) психоактивные вещества.
2. Табакокурение. 6 часов. 1. Табак. Происхождение и распространение табака. Состав табачного дыма.
2. Курение – медленная смерть. Приложение 2. Воздействие никотина на органы дыхания, на кровеносную и нервную системы человеческого организма, на головной мозг.
3. Почему люди курят. Причины курения.
4. От привычки до зависимости. Влияние табакокурения на поведение человека и развитие его личности. Как привычка переходит в зависимость.
5. О пассивном курении. Чем грозит некурящему человеку вдыхание табачного дыма.
6. Я – не курю! Саморегуляция поведения в различных ситуациях. Моделирование ситуации отказа от курения.
3. Алкоголь. 5 часов. 1. Алкогольные напитки. Происхождение и распространение алкоголя. Виды алкогольных напитков.
2. Алкоголь – яд! Приложение 3. Воздействие алкоголя на органы и системы человека.
3. Почему люди употребляют алкоголь. Причины употребления алкогольных напитков.
4. От привычки до зависимости. Влияние алкоголя на поведение человека и развитие его личности. Стадии развития алкоголизма.
5. Алкоголю скажем – нет! Саморегуляция поведения в различных ситуациях. Моделирование ситуации отказа от алкоголя.
4. Наркотики. 4 часа. 1. Что такое наркотики. Происхождение и распространение наркотических веществ. Некоторые виды наркотиков. Действие наркотиков на личность, влияние на поведение человека.
2. Наркомания – знак беды. Стадии развития зависимости от наркотических веществ. Опасность воздействия наркотиков на организм человека.
3. Даже не пробуй! Саморегуляция поведения в различных ситуациях. Моделирование ситуации отказа от наркотиков.

Литература для учителя.

1. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. – Санкт-Петербург, «Иматон», 2000. – 96 с.

2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 176 с..

3. Буянов М.И. Размышления о наркомании.– М.: Просвещение, 1990. – 80 с.

4. Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся. – Ханты-Мансийск, 2003.

5. Выбираю жизнь: Программа Д.О.М./ Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей; Авторы-составители С.В. Горанская, О.С. Баранова – Петрозаводск: ПетроПресс, 2002. – 192 с.

6. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у детей и подростков. – М.: Академия, 2001. – 144 с.

7. Ерёменко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. – 80 с.

8. Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М.: Образование и здоровье, 2003. – 96 с.

9. Клещева Р.П. Табакокурение и мозг. – М.: Глобус, 2007. – 174 с.

10. Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек у школьников: Книга для учителя. – М.: 1987.

11. Профилактика наркомании среди учащихся в школе. Методические рекомендации/ Под редакцией Ю.В. Науменко. – Волгоград, 2006.

12. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака.: М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

13. Спасибо, не курю! / Составители: И. Заикин, А. Никитин – М.: Молодая Гвардия, 1990. – 174 с.

Литература для учащихся.

1. Атлас тела человека./ Под редакцией Т. Зарицкой. – Белфакс, 2007.

2. Юдин Г. Главное чудо света. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Приложение 1

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема:КАПЕЛЬКА – КЛЕТОЧКА.

Цель:сформировать представление о клеточном строении организма человека.

Задачи:-проинформировать о клеточном строении человеческого организма;

-показать разнообразие видов клеток;

-рассмотреть строение клетки.

Оборудование:- компьютерная программа «Атлас тела человека»;

- книга «Главное чудо света» Георгия Юдина.

Ход занятия:

1.Сообщение темы, постановка цели и задач.

2.Постановка проблемы.

- Вы знаете, что человек на 80% состоит из воды. А где же она находится в нашем организме?

- А кровь, кожа, мышцы, кости, органы из чего состоят?

 

Обсуждение выдвинутых детьми версий.

 

3. Открытие новых знаний.

- Если рассмотреть в микроскоп нашу кровь, кожу, мышцы, кости, органы, мы увидим разные, похожие на подводные растения клеточки. Из них-то и «сделан» человек. В нашем организме более 200 видов клеток.

 

В книге Г. Юдина рассматриваются костные, жировые, нервные клетки, клетка мозга, кожи, крови.

- Каждая клеточка почти целиком состоит из воды. А в организме человека более 60 триллионов клеток. Вот, оказывается, где хранится вода!

 

4.Закрепление.

Просмотр мультимедийного ролика «Клетка человека» (компьютерная программа «Атлас тела человека», раздел «Строение тела»).

 

5.Практическая работа.

Изготовить из картона и пластилина плоский силуэт человека и выложить на нем мозайку из «клеток» (горох, рис, фасоль, пуговки, бусинки и т. д.).

 

6.Подведение итогов занятия.

Организм человека состоит из клеток. Каждый орган образован из определенного вида клеток.

 

Приложение 2.

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: КУРЕНИЕ - МЕДЛЕННАЯ СМЕРТЬ.

Цель: выработать негативное отношение к курению.

Задачи: - информировать о вредном влиянии табачного дыма на организм

человека;

- сформировать у обучающихся представление о последствиях

курения.

Оборудование: - таблица №1 «Что происходит при курении сигареты»

- таблица №2 «Органы-мишени»

- атлас тела человека

Ход занятия:

1.Сообщение темы, постановка цели и задач занятия.

2.Постановка проблемы.

Обучающимся предлагается прослушать отрывок из произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера», где автор весьма выразительно описал ощущения ребят после первой затяжки и неприятные последствия курения.

 

После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком …

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

- Да это совсем легко! Знай я это раньше, уж давно научился бы.

- И я тоже,- подхватил Джо.- Плевое дело!

Разговор продолжался, но вскоре начал увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще… Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших рук, у Тома тоже…

Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:

- Я потерял ножик. Пойду поищу…

Том дрожащими губами произнес, запинаясь:

-Я тебе помогу, - и пошел в другую сторону.

Гек нашел своих товарищей в лесу, далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном.

За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина предложил покурить, оба в один голос сказали:«Не надо!»,так как они чувствуют себя очень неважно.

 

Предлагается обсудить вопросы:

- Почему ребят стало тошнить после курения?

- Почему им приходилось часто сплевывать?

- Почему они побледнели?

3.Работа в группах.

Рассмотрев таблицу «Что происходит при курении сигареты», группам предлагаются задания:

- отметить на таблице «Органы-мишени» те органы и системы человеческого организма, которые поражаются при курении;

- обсудить воздействие на организм и последствия курения.

После обсуждения предложенных группами версий, обучающимся предлагается следующий информационный материал:

Как воздействует курение на организм человека.

Органы дыхания. Табачный дым поступает в организм курильщика через органы дыхания. Вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется кашель. Голосовые связки также воспаляются, голос становится хриплым. В легких при курении постепенно скапливаются табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легких, снижается их эластичность, накапливается слизь, дыхание ослабевает. Возникает риск заболевания раком.

Сердечно-сосудистая система. При воздействии табачных веществ на сердце и сосуды сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к тяжелым заболеваниям сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, отеки и боль в ногах.

Нервная система. Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время они затормаживаются, снижают свою деятельность. Нарушается питание головного мозга, поэтому ухудшается память, внимание, повышается утомляемость, ухудшается зрение и слух, снижается скорость чтения.

Органы пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, трескается эмаль зубов, открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов, губы сохнут. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развивается гастрит, язвенная болезнь.

4.Вывод.

Табакокурение пагубно воздействует на все органы и системы курильщика, вызывая негативные последствия для здоровья человека.

Курящие школьники отстают в физическом и умственном развитии, они нервны, рассеянны.

У курильщика с длительным стажем цвет кожи приобретает землистый оттенок, зубы темнеют, появляется неприятный запах изо рта, осипшим

становится голос, работоспособность снижается, ослабевают внимание, слух и зрение. Появляются кашель, одышка, снижается аппетит. Часто возникают различные заболевания, приводящие к ослаблению защитных сил организма.

5.Итог занятия.

Нарисовать антирекламу сигарет (работа в группах).

Приложение 3.

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема:АЛКОГОЛЬ – ЭТО ЯД

Цель:показать губительность алкоголя для человека.

 

Задачи:-информировать о вредном влиянии алкоголя на детский организм;

- выяснить, какие заболевания сердечно - сосудистой системы и

системы пищеварения подстерегают любителей спиртного;

Оборудование:- атлас «Тело человека»;

- таблица «Органы-мишени»;

Ход занятия:

1.Сообщение темы, постановка цели и задач занятия.

2.Постановка проблемы.

Анализируются данные заранее проведенного анкетирования обучающихся.

Анкета.

1. Ты уже пробовал алкоголь?

2. Кто предлагал тебе алкогольные напитки?

3. Считаешь ли ты пиво алкоголем?

4. В твоей семье употребляют алкоголь?

По данным ученых больше половины алкогольно-зависимых людей воспитывались в семьях, где алкоголь употреблялся часто. Подавляющее большинство (96%) этих лиц впервые приобщились к спиртному в возрасте до 15 лет, а одна треть из них познала его вкус до 10 лет. Характерно, что всем им алкоголь впервые предложили близкие родственники. Привыкание к алкоголю у детей наступает через 2-3 приема даже самых малых доз. При этом в организме происходят непоправимые нарушения.

Врачи отмечают, что алкоголь за короткое время изменяет характер ребенка, делает его не только угрюмым, неуравновешенным и несдержанным, но и ведет к резкому снижению уровня восприятия, внимания, памяти, мышления.

- Что же происходит в организме человека при употреблении алкоголя?

3.Работа в группах.

Задание: - отметить на таблице «Органы-мишени» органы и системы

человека, которые поражаются алкоголем;

- обсудить воздействие на организм и последствия употребления

Алкоголя

После обсуждения предложенных группами версий, обучающимся предлагается следующий информационный материал.

Как алкоголь воздействует на организм человека.

Пищеварительная система. Уже при попадании алкоголя в полость рта поражаются десны, язык, носоглотка, миндалины, притупляется острота вкусовых ощущений. В пищеводе и желудке алкоголь оказывает обжигающее воздействие на слизистую оболочку этих органов, парализует функции их клеток, что приводит к нарушению пищеварения. У часто употребляющих алкоголь отмечаются такие заболевания, как гастрит, язвенная болезнь желудка. Очень страдает печень, которая является основным барьером на пути проникновения продуктов распада и токсинов в организм человека. Если токсинов слишком много, они накапливаются в печени. В результате печень уменьшается и перестает выполнять свои функции. Организм лишается защиты и происходит постепенное его отравление. Развивается гепатит, а затем и цирроз.

Сердечно-сосудистая система. При употреблении алкоголя в крови повышается содержание холестерина. Его избыток накапливается на стенках кровеносных сосудов, делает их хрупкими, ломкими, то есть развивается атеросклероз. Одним из опасных последствий атеросклероза сосудов головного мозга является кровоизлияние в мозг-инсульт. Это заболевание может развиться даже в молодом возрасте. Повышенное кровяное давление приводит к гипертонической болезни. Сердце увеличивается в объеме, становится вялым, неспособным обеспечить нормальное кровообращение. Появляется одышка, отеки.

5. Вывод.

Алкоголь пагубно воздействует на все органы и системы человека, вызывая негативные последствия для здоровья, раннее старение и преждевременную смерть (алкогольно-зависимые люди живут на 17 лет меньше других).

6.Итог занятия.

Нарисовать плакат-антирекламу алкоголя (работа в группах).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.037 с.)