IV. Правила сбора и обработки лекарственных растений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Правила сбора и обработки лекарственных растений.



(учащиеся составляют правила, рисуют экологические знаки)

Правило 1: что собирать.

Следует точно отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно точно знать, какие части растения имеют лечебное значение. Плоды, ягоды, семена собирают при условии их полной спелости.

Правило 2: когда собирать.

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы.

Валериану собирают в апреле и сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре. И лучше всего собирать в сухую погоду.

Правило 3: как собирать.

Заранее запасти все необходимое – совки, ножи, ножницы.

Правило 4: где собирать.

Следует избегать мест сбора у шоссейных дорог, так как в растениях накапливаются вредные вещества. Нельзя собирать в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами; в тех местах, где растений очень мало.

Правило 5: собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью (например, в ряде районов почти исчезла валериана). На месте сбора обязательно оставляйте несколько крепких, здоровых экземпляров. Не рвите зря, а столько, сколько нужно.

Умейте правильно сохранять. Сушите собранные растения на воздухе в тени. При сушке кладите растения по отдельности. Следите, чтобы на растения не попали земля, песок, грязь.

V. Викторина «Зеленая аптека под ногами».

Учитель читает описание лекарственного растения, учащиеся называют его, рассказывают о его применении.

Описание 1. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки дерева – старинное народное средство при простуде. Любят его дерево и пчелы. А мед получается очень душистый и полезный. (Липа)

Описание 2. В былые времена на Руси это растение считалось«травой от 99 болезней». Специальным царским указом везли его из Сибири в Москву. А оказалось, что ее много в лесах Европейской части России. Молва наделила траву «страшной» силой – дескать, носит зверье направо и налево. Отсюда и ее название. (Зверобой)

Описание 3. В былые времена называли солдатской травой. Оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь, заживляет раны. По легенде Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А как называет эту траву русский народ? (Тысячелистник)

Описание 4. Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Мое русское название происходит от древнерусского слова «коприна» – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Я могу прекрасно остановить кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить полезные блюда. (Крапива)

Описание 5. «Кошачья трава» –

больным поправка:

Корешок в аптечку,

чтоб помочь сердечку. (Валериана)

Описание 6. Ягоды – не сладость,

Зато глазу – радость.

И садам – украшение,

И дроздам – угощение. (Рябина)

VI. Итог занятия. – Какие растения называют лекарственными?

– Как правильно собирать лекарственные растения?

Приложение 2. Тема: Путешествие к Грибу Грибовичу.

Цель: познакомить учащихся с царством грибов, составить правила сбора грибов в лесу, показать роль грибов в лесу, установить экологические связи; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.

 

Оборудование: муляжи грибов, карточки с кроссвордом, фотографии диковинных грибов. Таблица «Съедобные и ядовитые грибы».

 

Ход занятия:

 

I.Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы отправимся в удивительное царство нашей природы. А как зовут его жителей. Угадайте:

Под сосною у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка,

Шляпка есть, нет головы? (Гриб)

Сегодня наш разговор о грибах. Вы узнаете, что такое грибы, какую роль выполняют грибы в природе, почему их надо охранять.

 

II. Что такое грибы?

Учитель: Грибы – особое царство природы. Долгое время учёные спорили, куда их отнести – к царству растений или к царству животных. Грибы не похожи на земные растения, у них нет корня, стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться как земные растения. Но и к животным они не относятся.

Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких ветвящихся нитей – грибницы, или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги, питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Грибницы многих грибов похожи. Внешний вид плодовых тел самый разный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют шляпочные грибы. Они часто напоминают зонтики. Но есть грибы, похожие на цветы. Другие – на округлые белые камни, даже трещинки видны. Третьи – на бокальчики. наполненные монетками. Их так и зовут бокальчиками. Четвёртые – на вязаные шапочки, красные и с круглыми дырочками.

Размеры грибов тоже самые различные. Есть грибы великаны. Их диаметр 1,.5 метра. А у грибов малюток – всего 1 мм.

Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, растениях, в домах, на старых кострищах в лесу.

Давайте представим, что мы в лесу нашли много разных грибов, собрали и принесли их домой. Но мама, заглянув в корзину, сказала, что мы принесли и ядовитые грибы. Надо их перебрать и разложить в 2 корзины: съедобные и ядовитые грибы.

Игра «Разложи грибы»

Учитель выкладывает муляжи или рисунки грибов. Дети по одному подходят и кладут гриб в нужную корзину. Затем все вместе проверяют.

– Что сделаем с ядовитыми грибами?

Вывод: никогда не употреблять в пищу ядовитые и незнакомые грибы!

– Как вы определяете ядовитые грибы?

– Чем грибы опасны для человека?

– Назовите признаки отравления грибами.

Учитель: Как следует поступить, если отравление всё же произошло?

Совместно с учениками выработать план оказания первой помощи.

1. При всяком отравлении (даже лёгком) немедленно вызвать врача.

2. До его прибытия больного уложить в постель. Давать пить маленькими глотками солёную холодную воду. Рекомендуется давать холодный крепкий чай, а также мёд.

3. Остатки грибов, очистки нужно оставить для исследования в лаборатории.

III. Диковины грибного царства.

Учитель: Для многих из вас гриб – это шляпка на ножке. то. что можно сварить или поджарить. Но в грибном царстве есть такие создания, что и грибами не назовёшь.

Учащиеся рассказывают о малоизвестных грибах.

Учитель демонстрирует фото грибов.

1 ученик – саркосцифа ярко-красная;

2 ученик – грибы рогатики;

3 ученик – мутинус;

4 ученик – трутовик;

5 ученик – Зонтик;

6 ученик – Иудино ухо.

 

IV. Дружба и помощь в природе. Роль грибов.

Изучая грибницы разных грибов, люди заметили, что очень часто эти тонкие белые нити самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Растёт берёза. а корни её оплетены грибницей подберёзовика. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница получает от дерева питание. Гриб же даёт дереву влагу и минеральные вещества. Такая «дружба» называется микориза. Часто гриб не может существовать без дерева. Если грибницу белого гриба перенести на грядку, то плодовые тела образовываться не будут, потому что рядом нет сосны или ели.

Лесные жители тоже пользуются грибами. В грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпах грибов; крупные животные (лоси) используют мухоморы как лечебное средство от некоторых болезней.

 

V. Правила сбора грибов.

Учитель: Наступает грибная пора. После тёплых дождей появилось много грибов. Многие из них незнакомы. То ли съедобные грибы, то ли нет.

– Как поступит настоящий грибник с незнакомыми грибами?

– Как поступить с несъедобными грибами?

Ученики: Настоящий грибник не тронет эти грибы. Он знает, что в лесу все грибы нужны. Они лесную подстилку перерабатывают на перегной, с корнями деревьев дружат, служат лекарством для зверей.

– Нарисуйте экологические знаки, рассказывающие об охране грибного царства.

 

Правила сбора грибов.

1. Никогда не брать незнакомые грибы.

2. Плодовое тело аккуратно срезать ножом, не повреждая грибницу.

3. Не рвать грибы.

4. Срезать молодые грибы, старые не собирать.

5. Не собирать съедобные грибы возле дорог, крупных заводов, в черте города.

Грибы – накопители вредных веществ.

VI. Викторина о грибах.

1. В какое время суток следует отправляться за грибами?

(С рассветом)

2. Может ли гриб съесть дерево?

(Трутовики разрушают древесину, превращая её в труху)

3. Каким грибом лечится лось? (Мухомор)

4. Какие грибы светятся в темноте, пугая случайных прохожих? (Старые сморчки)

 

5. Какой гриб уважительно называют царём грибов?

(Белый гриб)

6. Какие грибы чаще всего родятся в березняке?

(Подберёзовики)

7.Какой гриб считается самым опасным для человека?

(Бледная поганка)

1. Как правильно собирать грибы?

(Не нарушать грибницу, срезать ножом)

9. Под каким деревом растут лисички? (Орешник)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.016 с.)