III. Экологическая сценка «Ребёнок и мотылёк».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Экологическая сценка «Ребёнок и мотылёк».



Действующие лица: Мальчик и мотылёк.

Мальчик: Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал и совсем не устал?

Расскажи, как живёшь? Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк: Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Учитель: В чём же главная мысль этой сценки?

IV. Работа с энтомологической коллекцией.

V. Тест «Угадай насекомое».

VI. Итог занятия

Приложение 5. Тесты

Тест«Всё ли знаем о пернатых».

 

1. Наука, изучающая птиц, называется:

а) кинология;

б) орнитология;

в) география.

2. Какая птица выводит птенцов зимой?

а) филин;

б) ястреб;

в) клёст.

3. Эта птица умеет бегать по воде:

а) чайка;

б) гагара;

в) оляпка.

4. У птенцов этих птиц специальные подушечки на лапах, так как в гнезде у них нет подстилки. Что это за птица?

а) поползень;

б) дятел;

в) кукушка.

5. От чего страдают птицы зимой?

а) от голода;

б) от холода;

в) от снега.

6. Как подаёт голос воробей?

а) кудахчет;

б) рычит;

в) чирикает.

7. Какие домики для птиц делают люди?

а) будки;

б) коровники;

в) скворечники.

8. Какая птица не умеет летать?

а) пингвин;

б) курица;

в) чайка.

9. Какая из этих птиц перелётная?

а) дятел;

б) голубь;

в) малиновка.

 

Ответы: 1б, 2в, 3в, 4б, 5а, 6в, 7в, 8а, 9в

 

Тест «Угадай насекомое»

 

1. Бабочка с крылышками лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле:

а) Капустница;

б) Лимонница;

в) Махаон.

 

2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Его полёт сопровождается звенящим звуком:

а) муха;

б) клещ;

в) комар.

 

3. Маленькие нелетающие чёрные или рыжие насекомые, живущие группами. Их жильё напоминает холмик. Они очень трудолюбивы.

а) пчёлы;

б) муравьи;

в) стрекозы.

 

4. Зелёное насекомое с длинными задними ногами для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

а) кузнечик;

б) блоха;

в) жук.

 

5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску – жёлтые и чёрные полосы. Вырабатывает мёд, воск. Собирая нектар, опыляет растение:

а) оса;

б) бабочка;

в) пчела.

 

 

Ответы: 1б, 2в, 3б, 4а, 5в

 

Тест «Экология и я»

 

1. Сколько литров воды утекает, пока вы чистите зубы?

а) 1 литр;

б) 2 литра;

в) 5 литров.

 

2. Вы закончили читать газеты. Ваши действия?

а) выбрасываете при первой необходимости;

б) собираете в груду бумаг, чтобы сдать в макулатуру;

в) это вообще не моё дело.

 

3. Автомобиль ваших родителей грязен. Вы:

а) едете на авто мойку;

б) ставите его на газоне и моете, используя химические средства;

в) едете к речке и там моете машину.

 

4. В полдень вы обещали быть у друзей. Вы:

а) просите папу подвезти вас на машине;

б) садитесь на велосипед – и вперёд;

в) решаете никуда не идти, т.к. опоздаете.

 

5. Вам необходимо что-то записать. Вы:

а) используете новую бумагу;

б) старые черновики, ведь с обратной стороны на них не написано.

 

6. Вы с семьёй были на пикнике, после него:

а) вы зарыли банки, склянки;

б) весь мусор вы увезли домой;

в) оставили мусор, кто-нибудь уберёт.

 

7. На уроках природоведения вы:

а) обычно спали;

б) рисовали в блокноте;

в) задумывались об окружающей природе.

 

 

Ответы: 1а, 2б, 3а, 4б, 5б, 6б, 7в

 

 

Приложение 6. Игра «В царстве Берендея».

Цель: обобщить знания учащихся об охране природы, закрепить знания о растительном и животном мире родного края; развивать познавательный интерес к изучению природы и её охране.

 

Оборудование: гербарии листьев деревьев, лекарственных растений, карточки с заданиями, бумага, фломастеры, призы и грамоты.

 

I. Организационный момент.

Класс заранее разделён на 3 команды. Созданы 8 этапов игры. В игре есть ведущий и жюри из 3 человек.

 

II. Сообщение темы и целей игры.

Ведущий: Лесной царь Берендей приветствует вас. Он выражает надежду, что вы знаете правила поведения в природе и сумеете ответить на вопросы и выполнить задания.

Ведущий знакомит с правилами игры.

III. Проведение игры по этапам.

Этап 1. Приветствие.

Команды представляются друг другу и жюри, говорят название и девиз, эмблему команды.

 

Этап 2. Музыкальный.

Каждой команде предлагается узнать по 3 голоса птиц.

 

Этап 3. Зелёный друг.

Вопросы:

– Какие хвойные деревья и кустарники растут у нас в лесах? (Ель, сосна, можжевельник).

– Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево).

– Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых).

– В какое время суток нужно отправляться за грибами?

– Какие ядовитые грибы растут в нашей местности?

– Какую роль играет ива для берега, реки, озера? (Корнями укрепляет берег, защищает водоёмы от излишнего испарения).

Практическое задание: определить названия деревьев по листьям. (Гербарии листьев, сделанные детьми).

 

Этап 4. «Лесная аптека».

Вопросы: (за каждый правильный ответ – 1 балл).

– Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

– Плоды каких кустарников очень богаты витаминами С? (Чёрная смородина, шиповник).

– Какую траву любят кошки? (Валериану).

– Когда следует собирать лекарственные растения?

– Назовите правила сушки лекарственных растений.

– Какими лечебными свойствами обладает календула?

Практическое задание: определить название лекарственных растений. (По гербариям).

Этап 5. Фотоохота.

Каждая команда получает лист с контурами животных. За 5 мин. участники должны записать названия изображённых животных. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Этап 6. Экологический

Каждая команда составляет экологические знаки о поведении человека в лесу. За каждый знак и его защиту – 2 балла.

Этап 7. Бюро погоды.

Назвать признаки ухудшения погоды (признаки ясной и сухой погоды). За каждый признак – 1 балл.

Признаки ухудшения погоды:

– пчёлы сидят в улье и громко гудят;

– муравьи закрыли ходы в муравейник;

– ласточки летают над самой землёй;

– одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

– куры купаются в пыли, воробьи нахохлились;

– все цветы на лугу сильно пахнут.

Признаки хорошей погоды:

– соловей поёт всю ночь;

– птицы весело поют;

– паук усиленно плетёт сети;

– поздно вечером сильно трещат кузнечики;

– божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Этап 8. Охрана природы.

Вопросы: (1 балл за правильный ответ).

– Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? (Шум пугает птиц и зверей)

– Вы увидели гнездо птицы. Как поступить? (Не трогать яйца в гнезде, не брать в руки птенцов).

– Каковы причины лесных пожаров? (Окурок, непотушенный костёр, молния).

– Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить подальше от огня. Когда костёр будет затушен, убрать головни, уложить дёрн обратно и хорошо полить водой).

– Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота).

Подведение итогов игры. Награждение.

 

1 ученик: Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна:

Течёт вода-водица, вкусна и холодна.

 

2 ученик: Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног.

А если я устану – присяду на пенёк.

 

3 ученик: Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит.

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

 

Программа факультативного курса для учащихся 4 классов

« Познай себя»

 

Митюшина Светлана Николаевна,учитель начальных классов МОУ СОШ №61 Тракторозаводского района

 

Введение.

Одним из принципов нравственного образования является учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Следовательно, работа с младшими школьниками имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями учащихся. Первоначальные нравственные представления ребёнка тесно связанные с его эмоциями, которые определяются отношением к нему взрослых, сверстников, старших детей. Эмоциональное отношение к нравственным проявлениям (удовлетворение от ответа, поступка, который похвалил учитель, чувство благодарности за помощь товарища, обида на несправедливую оценку, замечание и т.д.), положительное или отрицательное накладывает отпечаток на характер восприятия самой нормы (это можно, нужно, а этого делать нельзя, это плохо).

Поступление в школу существенно меняет образ жизни, содержание и организацию деятельности ребёнка. В школе ученик осознаёт основы наук. Педагог постоянно контролирует уровень овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками. Но в предлагаемых детям учебных дисциплинах мало внимания уделяется отношениям между людьми. А образования ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных правил, установок, устремлений.

Нравственное образование начинается с приобретений соответствующих знаний и их осмысления. На основе полученных представлений складываются нравственные установки личности, возникает стремление к совершенствованию. Уже само желание быть лучше, добрее, чище является нравственным.

Познание себя и других требует определённых ориентиров для оценки жизненных явления. Это так же задача нравственного образования. Важным его элементом является направленность на развитие сознания ребёнка.

Данная программа тесно связана с непосредственным жизненным опытом детей: привычными ситуациями деятельности, общения, потребностями в знаниях тех или иных правил, регулирующих отношения людей, процесс самопознания. Детей необходимо учить осознанию ценности своей личности, уважению личности других, формирую интерес к познанию собственной личности и внутреннему миру других людей.

Самосознание, формирование личного образа – длительный и сложный процесс. Начинать работу в данном направлении необходимо начинать ещё в начальной школе. Именно здесь накапливается материал, впечатления, которые затем послужат фундаментом самопонимания.

Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосовершенствования.

Пояснительная записка.

Данная программа является основой построения системы нравственного образования учащихся четвёртых классов.

Цель программы – освоение не только норм и правил нравственного поведения, осознание его связи с определёнными качествами личности, но и получение представлений о нравственных особенностях своей личности.

Данный курс позволяет четверокласснику:

- осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения;

- понять внутренний мир другого и свой собственный;

- оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления;

- стремится быть нравственным;

- подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми.

Основные задачи курса:

Образовательные - постижение специфики нравственных явлений, обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания.

Воспитывающие и развивающие – формирование нравственной стороны личности, как её внутреннего стержня; Развитие нравственного сознания, системы нравственных ценностей.

Формирование курса позволяет усилить воздействие учебных дисциплин на личность, выделив их нравственный подтекст. Занятия факультативного курса строятся на личностно - ориентированном подходе, так как их содержание обращено каждому ученику.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо основываться на деятельностном подходе к нравственному формированию личности ребёнка.

Развитие школьника происходит в его активной деятельности: практической и интеллектуальной.

Учитель стимулирует высказывания детей сначала как ответы на его вопросы, затем как диалог между детьми с участием педагога, направляющего обсуждение. Учитель стремится к тому, что бы ученики аргументировали свои впечатления, своё мнение, свои оценки.

Для лучшего усвоения материала занятий учитель использует наглядность: Положительные примеры поведения детей, иллюстрации книг, диафильмы, мультфильмы, фильмы.

Большое значение имеют разнообразные методические приёмы, например, задания творческого характера, когда детям предлагается самим придумать продолжение рассказа, сказки и т.д.

Проведение игровых методик так же поможет создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом (смотри приложение №2).

Изучая результаты педагогического воздействия, необходимо иметь ввиду сложность того явления, которое изучается. Полученные материалы исследований не должны являться основанием для оценки личности ребёнка. Это информация для педагога, для составления плана индивидуальной работы. Нельзя также считать полученные диагностические результаты окончательными в суждении об ученике, так как ребёнок меняется, полученные результаты могут зависеть о самочувствия ученика, его отношения к диагностике. Поэтому очень важно создать атмосферу свободной игры, занимательных занятий. Следовательно, необходимо так подбирать диагностические методики, что бы они могли служить одновременно и дидактическим материалом на занятии.

Программа.

I. Раздел. Человек и его внутренний мир. (11 часов)

Психологические проблемы: Соотношение врождённого и приобретённого в человеке. Эмоции. Черты характера. Взаимодействие внутреннего мира человека с миром внешним.

II. Раздел. От оценки и самооценки к самопознанию. (6 часов)

Создание образного представления о развитии личности путём

самопознания, познания других, оценивания. Правила самоконтроля.

III. Раздел. Я и общество. (7 часов)

Общество основано на взаимосвязи интересов. Взаимозависимости людей. Необходимость личных и общественных способов регуляции человеческого поведения.

IV. Раздел. Мальчики и девочки. (5 часов)

Нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры.

 

V. Раздел. Наши увлечения. (5 часов)

Деятельность как способ жить и развиваться. Радость любимого дела

и уныние принудительной работы. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания.

 

Тематическое планирование.

 

№№ п.п. Тема Кол -во часов Рассматриваемый вопрос
I Раздел. Человек и его внутренний мир. (11 часов)
Человек как часть природы. Соотношение врождённого и приобретённого в человеке.
Я, ты, он, она... Первичное представление о понятии «личность».
Неповторимость и уникальность каждой личности. Практическое занятие - тренинг.
Эмоции – что это?   Создать у учеников первичное представление о понятии «Эмоции», познакомить с видами эмоций.
Театр мимики и жестов. Учить осознавать и выражать свои эмоции и чувства
Какое у тебя настроение?   Понятие «настроение» - положительные и отрицательные эмоции, игра «Прогноз погоды».
От чего на душе тревожно? Создать первичное представление о понятии «тревога».
Как победить тревогу, справиться со страхами и огорчениями? Формировать у учащихся умение контролировать своё настроение, находить способы его осознанной коррекции.
Что такое характер? Познакомить с таким явлением внутреннего мира человека, как характер.
Хороший характер - богатство на всю жизнь.  
Привычка – второй характер. О вреде вредных привычек.
II Раздел. От оценки и самооценки к самопознанию. (6 часов)
Какой я? Оказать помощь в познании самого себя через оценку других.
Правила самоконтроля. Вооружить учащихся соответствующими возрасту способами самоконтроля.
Воля – это внутренняя сила. Дать представление о воле человека.
Узнай свои способности.   Работа с тестами.
Как развить свои способности Занимательные упражнения.
Обобщение.   Самопознание через самовыражение: Вечер – презентация «Познакомьтесь - это я!»
III Раздел. Я и общество. (7 часов)
Ты и поступки окружающих.   Создать образное представление о развитии личности путём познания и оценивания других.
Общение.   Создать первичное представление о научном понятии «общение».
Мы живем в мире людей Что такое «круг общения».
Уважать, понимать, договариваться. Создать первичное представление о понятии «конфликт».
Друг или приятель?   Знакомство, приятельство, товарищество, дружба, как различия связи «человек с человеком».
Разрешение конфликтных ситуаций Практическое занятие.
Правила: «так надо» и «так нельзя». Понятие «нельзя» рассматривается как нравственный регулятор. «Советь», «мораль», «право».
IV Раздел. Мальчики и девочки. (5 часов)
Особенности поведения мужчин и женщин.  
Мы такие разные! Отличительные черты занятий и интересов мальчиков и девочек.
Правила поведения, осваиваемые будущими мужчинами и юными дамами.  
Нежность и изящество поведения девочек Занятие для девочек.  
Готовность мальчиков к помощи любому человеку Занятие для мальчиков.
V Раздел. Наши увлечения. (5 часов)
Радость жизни и творчества. Деятельность человека, развитие способностей в деятельности.  
Талант, одаренность, гениальность. Высоты развития способностей.
«Золотые руки». Мастерство и профессионализм как достоинства человека.
Кем хочу быть? Почему? Помочь задуматься над тем, какая профессия может заинтересовать ребёнка в будущем.  
Обобщающее занятие. Интеллектуальный марафон «Познай себя».

 

Литература.

Для учащихся

Курбанов Г.С., Моренко Е.С. Узнай свои способности. Феникс 2005 год.

Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: Просвещение 1997 год.

Энциклопедия для маленьких джентльменов. С-П.: Золотой век 1995 год.

Энциклопедия для маленьких принцесс. С-П.: Золотой век 1995 год.

Аксёнова Л.В., Гридина В.Г., Тесты для девочек. Москва 2007 год.

Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. С-П: 1996 год.

Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Энциклопедия. 600 задач на сообразительность. ИКФ «Сталкер» Донецк 1995 год.

Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самар. Дом печати 1994 год.

Для учителя

Петрова В.И. и др. Азбука нравственного взросления. СПб Питер, 2007 год.

Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М.: ВАКО, 2007 год.

Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.

Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями. Волгоград: Учитель, 2007 год.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь педагогам и психологам. М.: ТЦ Сфера, 2005 год.

Волкова Т.В. Наука быть человеком: Материалы для классных часов. Волгоград: Учитель, 2007 год.

Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: АРКТИ, 2005 год.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 класс М.: ВАКО, 2007год.

 

Приложение 1. Занятие факультативного курса



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.014 с.)