Пословицы о качествах человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пословицы о качествах человека.



 

Определи качества человека, к которому можно отнести следующие пословицы. Соедини линиями со стрелками (можно разноцветными) пословицу и соответствующее ей качество.

 

Программа факультативного курса для учащихся 2 – 4 классов ТЮЗ ИНТЕРИК»

 

Селезнёва Галина Дмитриевна учитель начальных классов ГОУ Урюпинская школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени генерал – лейтенанта С.И. Горшкова

Введение

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряжённость. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность всё больше распространяются в детской среде. Взаимная нетерпимость, эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говориться в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

В настоящее время дети воспитываются, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры.

Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.

Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. ПРИЗНАНИЕ – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, другой формы поведения. ПРИНЯТИЕ – это положительное отношения к таким отличиям. ПОНИМАНИЕ – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводиться к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключая фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

В начальной школе проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедших из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, воспитание толерантности на факультативных занятиях «ТЮЗ «ИНТЕРИК» способствуют развитию сотрудничества. В этом факультативном курсе раскрывается возможность развития толерантной личности, опираясь на синтетическую природу театрального искусства.

 

Пояснительная записка

 

Факультативный курс «Театр юного зрителя (ТЮЗ) «Интерик» рассчитан на учащихся 2 – 4 классов и имеет определённую цель:

- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, создать условия развития толерантной личности, способной к саморазвитию, способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе полученного в школе социального опыта.

Достижение цели становиться возможным через решение следующих задач:

* через театр привить основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям;

* воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;

* развитие творческих способностей учащихся, умения находить, понимать и использовать различные виды информации в своей деятельности;

* освоение языка искусства, средств художественной выразительности, изучение основ театральной композиции, знакомство с приёмами и способами работы над театральной постановкой.

* создание благоприятной атмосферы коллективной работы, сотворчества, коллективного напряжения усилий, эмоций.

Все выше перечисленные задачи следует решать в комплексе, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их общего развития.

Курс рассчитан на три года обучения в начальной школе при одном занятии в неделю,32 занятия в учебном году.

Программа факультативного курса построена на концептуальных идеях данного направления современной педагогической науки таких, как ненасильственное, терпимое взаимодействие педагога с различными субъектами педагогического процесса. Одной из идей программы является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, направленным на формирование у детей толерантного отношения ко всем людям.

Очевидно,что театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя:

-сообщения знаний об окружающем мире (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.д.) как русского народа, так и народов других стран;

- развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделяя сходства и различия;

- воспитание активной жизненной позиции на основе осознания детей своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим; - проявление терпимости, уважения традиций и культуры других;

- развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умение делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов, решать возникающие проблемы.

На занятиях используются как классические для педагогики методы, средства и формы организации работы так и посещение музеев, театров, выставок народно – прикладного искусства, тематические экскурсии, участие и проведение праздников, игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно – ролевые игры, просмотр видеофильмов, конкурсы и викторины, театрализованные представления, занятия – тренинги, изготовление бутафории и декораций, знакомство с искусством народов мира – всё что поможет в достижении поставленной цели.

Занятия лучше проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно места и для игр, и для просмотра спектакля. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, в котором педагог становиться одним из участников театральной игры.

Большое количество времени отводиться на работу с текстом, ведь творчество учащихся основывается на эмоциональном восприятии и на осмыслении собственной деятельности. Поэтому при работе с текстом необходимо, чтобы дети учились воспринимать художественные тексты через созерцание, сопереживание, а также обучались бы работать с информацией на семантическом (смысловом) уровне.

Следует отвести достаточное время на подготовку и репетиции праздников и театральных представлений. В программе время, выделяемое на изучение тем курса, является примерным. Учитель может изменять количество часов и заданий, отбирать необходимый материал для практических работ с учётом подготовки учащихся и требований к знаниям и умениям, определённых программой.

В программе предлагается оригинальная методика проведения театральных занятий с детьми младшего школьного возраста, направленная на воспитание у них толерантного отношения к окружающему миру.

Программа адресована педагогам начальной школы, организаторам досуговых мероприятий и всем любителям театра.

 

 

Программа

 

Класс

 

ТЕМА РАЗДЕЛА: В мире мудрых пословиц.

Знакомство и сравнение пословиц русского народа и народов мира. Концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с фольклором стран мира. Посещение музея прикладного искусства. Разучивание сценок по пословицам народов мира. Проведение игры – миниатюры.

 

ТЕМА РАЗДЕЛА: Сказки добра.

Знакомство с построением сказок во всём мире. Их сходство и различие в отражении традиций и развитии духовно – нравственных ценностей. Понятие доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения. Посещение театра на просмотр спектакля – сказки. Тематическая экскурсия в библиотеку, с целью знакомства с разнообразием сказок народов мира. Подготовка и проведение театрального представления «Сказки добра и мира».

 

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

- 5 - 10 русских и 3 - 4 пословицы народов мира;

- сказки как русского народа, так и сказки народов мира; знать особенности их построения; их сходства и различия.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять смысл пословиц народов мира;

-находить сходство и различия пословиц;

- различать родину сказок по характерам героев, по их поступкам, по традициям данного народа;

- в театральных представлениях уметь передавать всю колоритность представленного народа.

 

Класс

 

 

ТЕМА РАЗДЕЛА: Семейный лад.

Рассмотреть традиции семьи, через использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия. Проследить права и обязанности всех членов семьи через изучение художественной литературы великих писателей разных времён и народов. Игры – тренинги. Смоделировать в театральной студии ситуации семейной жизни, направленной на воспитание в детях толерантности.

 

 

Подготовка и проведение праздника семьи «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

Участвовать совместно с родителями в семейных праздниках: «Светлое время рождества», «Папа, дедушка и я – мы защитники добра», «Хочу на маму быть похожим».

 

 

ТЕМА РАЗДЕЛА: Я и мои чувства.

Искусство мимики при определении и показе видов настроения: удивление, страх, веселье, грусть, гнев, удовольствие, недовольство, доброжелательность, огорчение. Обсуждение сказки «Гадкий утёнок». Игра – ассоциация «Маска, я тебя знаю?»Занятия – тренинги на проведение диагностики толерантности ребёнка. Игра – практикум «Ералаш» в форме показа ситуаций и их разбора в виде дискуссии. Театрализованное представление «Путешествие в мир эмоций».

 

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

- заповеди мирных и уважительных взаимоотношений в семье;

- свои права и обязанности в семье;

- понятия: удивление, страх, веселье, грусть, гнев, удовольствие, недовольство, доброжелательность, огорчение;

- пути разрешения конфликтных ситуаций;

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать заповеди добра и милосердия;

- не проявлять негативных видов настроения по отношению к другим людям;

- терпеливо и уважительно относиться к высказываниям других детей;

- в игре на сцене использовать мимику и жесты для полного перевоплощения.

 

Класс

 

ТЕМА РАЗДЕЛА: Школа жизни – класс родной.

Определение толерантности каждого ученика через диагностическую игру «Свой среди чужих и чужой среди своих». Выработка прав и обязанностей ученика толерантного класса. Просмотр видеофильма «Электроник»- обсуждение ситуации и неожиданного итога. «Калейдоскоп школьных сценок»- сюжетно – ролевая игра. «Путешествие по классам разных стран»- документальный фильм и дискуссия о толерантных отношениях между детьми разных народов. Определение толерантности класса в целом через карту измерений эмоциональной наполненности. Принять участие 16 ноября в празднике, посвященном Международному Дню Толерантности.

 

 

ТЕМА РАЗДЕЛА: Театр взаимоотношений.

Изучение словаря толерантности. Сравнение интолерантного и толерантного класса.. Сюжетно – ролевая игра «Лидер – это кто?». Вспомнить о малышах: акция в младшие классы со сценкой «Капризка» и заучиванием заклинания против Капризки. Театрализованная ролевая игра «Кругосветное путешествие по странам мира». Викторина «Заповеди мира». Спектакль «На одной планете – живите в мире, дети!», посвящённый неделе солидарности с народами всех колониальных территорий, борющихся за свою свободу, независимость и права человека.

 

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

- правила толерантного сосуществования в классе;

- права и обязанности ученика в толерантном классе;

- определения слов из словаря толерантности;

- некоторые заповеди мировых культур

Учащиеся должны уметь:

- стремиться к саморазвитию в себе толерантности;

- грамотно и уважительно вести диалог как со взрослыми, так и с детьми разного возраста и этнической принадлежности;

- пытаться самостоятельно решать проблемы в различных жизненных ситуациях, опираясь на принципы толерантности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Класс

 

№ Наименование тем занятий Количество часов

п/п

 

1 Тема раздела: В мире мудрых пословиц. 16

Родные русские пословицы. 5

Пословицы народов мира. 5

Поиграем в пословицы. 2

Игра-миниатюра«Объяснялки» 1

Пословицы в музее. 1

Покажи и расскажи. 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.56.228 (0.063 с.)