Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка правильности исчисления налога на имущество

Поиск

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Причина многочисленных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами заключается в моменте включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества. К слову, многочисленная арбитражная практика, сложившаяся по этому вопросу, весьма противоречива. Рассмотрим следующие ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики.

1. До момента получения свидетельства о государственной регистрации недвижимое имущество эксплуатировалось, но в налогооблагаемую базу по налогу на имущество его стоимость включена не была. По мнению налогоплательщика, обязанность по уплате налога на имущество возникает с момента регистрации права собственности на объект недвижимости.

Налоговые органы, выявляя факт того, что налогоплательщики используют объекты недвижимого имущества, но налог с него не платят, считают это нарушением законодательства. Суды разделяют точку зрения налоговых органов и полагают, что обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщика с момента начала использования этого имущества в деятельности учреждения. По их мнению, ни НК РФ, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке (постановления ФАС СКО от 11.05.2010 N А32-23603/2009-5/460, ФАС ВВО от 24.03.2010 N А82-2570/2009-27, от 24.02.2009 N А29-3496/2007, ФАС ДВО от 06.05.2009 N Ф03-1793/2009, Определение ВАС РФ от 25.05.2009 N ВАС-6326/09). Заметим, что эти судебные споры решались относительно коммерческих организаций и в п. 4 ПБУ 6/01, применяемом в бухгалтерском учете коммерческой организации, действительно нет указания на наличие свидетельства о государственной регистрации для принятия объекта недвижимости к бухгалтерскому учету. Однако в отношении бюджетных учреждений такое условие есть: оно вытекает из п. 21 Инструкции N 148н. В нем сказано, что объекты недвижимого имущества принимаются к бухгалтерскому учету на основании Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением к нему документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях. Таким образом, не имея свидетельства о государственной регистрации, объект недвижимости нельзя принять к учету и, следовательно, начислить налог на имущество.

Казалось бы, при необходимости бюджетное учреждение может отстоять свою правоту в данной ситуации, опираясь на нормы Инструкции N 148н. Однако представляет интерес позиция судей. По их мнению, вопрос о включении имущества в объект обложения налогом на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества. Соответственно, обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщика с момента начала использования указанного имущества в деятельности организации. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 16078/2007.

А в Постановлении ФАС ВСО от 27.10.2009 N А58-8541/2008 отмечено, что эксплуатация объекта капитального строительства без оформления разрешения на ввод его в эксплуатацию не освобождает организацию от обязанности по исчислению и уплате налога на имущество и не исключает получение организацией экономических выгод от эксплуатации этого объекта. Согласно положениям ст. 55 Градостроительного кодекса выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию носит заявительный характер; также необходимо иметь в виду, что положения иных отраслей права применяются в части, не противоречащей положениям НК РФ.

В свою очередь, в Постановлении ФАС УО от 21.01.2009 N Ф09-10430/08-С3 отмечено, что с момента введения в эксплуатацию здание сформировано в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета в качестве объекта основных средств, и, следовательно, с этого момента имеются основания для признания его объектом обложения налогом на имущество организаций в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Таким образом, при решении споров в отношении бюджетных учреждений нельзя быть уверенным в том, что суды встанут на сторону налогоплательщика (бюджетного учреждения).

2. Налогоплательщик эксплуатирует часть объектов недвижимого имущества, входящих в единый комплекс. Свидетельство о государственной регистрации на комплекс объектов не получено. Налоговые органы считают, что по эксплуатируемым объектам следует исчислить и уплатить налог на имущество в бюджет. Суд, рассмотрев дело, признал позицию ИФНС необоснованной. До момента введения всего объекта капитального строительства в эксплуатацию входящие в него объекты не могут рассматриваться в качестве основных средств и не подлежат обложению налогом на имущество организаций (Постановление ФАС СЗО от 12.04.2010 N Ф07-2608/2010).

По нашему мнению, принимая во внимание многочисленную арбитражную практику, сложившуюся не в пользу налогоплательщиков, следует избегать эксплуатации не прошедших государственную регистрацию объектов недвижимости. В случае если их эксплуатация осуществляется, надо быть готовым к тому, что спор о неуплате налога на имущество придется решать в суде, ссылаясь на положения Инструкции N 148н.

 

Налогооблагаемая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ). При ее определении имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Применяя эту норму, налогоплательщики могут столкнуться со следующей ситуацией. ИФНС в ходе выездной проверки в налоговую базу по налогу на имущество включает стоимость основных средств в полном объеме, то есть без учета п. 4 ст. 346.26 НК РФ. ИФНС разъясняет, что в ходе проверки и при рассмотрении ее результатов не установлены обстоятельства использования организацией имущества в деятельности, подпадающей под различные режимы налогообложения. Суд с доводом ИФНС не согласился, посчитав его необоснованным (Постановление ФАС ЦО от 10.07.2009 N А09-6928/2008-24).

Здесь же хотелось бы познакомить читателей с решением об исчислении налога на имущества со стоимости систем вентиляции, кондиционирования, отопления, видеонаблюдения, приобретенных налогоплательщиком для капитального ремонта здания. В Постановлении ФАС СКО от 27.05.2009 N А53-10647/2008-С5-22 признано неправомерным доначисление налога на имущество организаций на стоимость указанных систем. Суд отклонил доводы инспекции о том, что данное оборудование представляет собой технологические комплексы, которые должны быть включены в состав основных средств. Как указал ФАС СКО, приобретенные обществом материалы и оборудование не являются отдельными инженерными системами, они не могут быть квалифицированы в качестве объектов обложения налогом на имущество. Стоимость указанного оборудования также не увеличивает первоначальную стоимость здания, поскольку его установка связана с ремонтом и не является реконструкцией или модернизацией.

 

Налоговые органы, выявляя в ходе проведения выездной налоговой проверки объекты имущества казны, утверждают, что с них надо исчислить и уплатить налог в бюджет. Рассмотрим такую ситуацию. Проводя проверку, ИФНС пришла к выводу, что администрация муниципального образования неправомерно не исчислила налог в отношении составляющих казну муниципального образования объектов жилого и нежилого фонда, которые были учтены в реестре муниципальной собственности. Администрация не согласилась с таким выводом и обратилась в суд. Последний, сославшись на п. 1 ст. 374 НК РФ, указал, что администрация муниципального образования, будучи юридическим лицом (муниципальным учреждением, образуемым в целях осуществления управленческих функций), признается плательщиком налога на имущество в отношении тех учитываемых на ее балансе в качестве основных средств объектов движимого и недвижимого имущества, которые закреплены за ней как за учреждением (Постановление ФАС ЦО от 17.12.2009 N А68-4940/07-165/14). Объекты жилого и нежилого фонда, в отношении которых была начислена спорная сумма налога на имущество, представляя собой имущество муниципальной казны, не являются объектами, в отношении которых у администрации муниципального образования как у учреждения имеется обязанность по исчислению налога на имущество.

Аналогичная ситуация была рассмотрена в Постановлении ФАС СЗО от 05.06.2009 N А21-3926/2008.

А в Постановлении ФАС ЦО от 21.01.2009 N А68-6411/07-274/13 признано неправомерным доначисление налога на имущество организаций комитету по управлению муниципальным имуществом в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, поскольку комитет лишь ведет реестровый учет названного имущества, на баланс комитету оно не передавалось, следовательно, объект налогообложения отсутствует (п. 1 ст. 374 НК РФ). Обязанность комитета по ведению реестра муниципальной казны не влечет обязанности принять имущество муниципальной казны на учет в качестве объекта основных средств.

В свою очередь, в Постановлении ФАС СЗО от 28.05.2009 N А21-4489/2008 указано, что орган исполнительной власти субъекта РФ не является плательщиком налога на имущество организаций, поскольку не может быть признан организацией в смысле п. 2 ст. 11 НК РФ.

 

Согласно нормам ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

В свою очередь, в силу ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Представляет интерес такая ситуация. В результате проверки ИФНС выяснила, что налогоплательщик в нарушение положений ст. 385 НК РФ направил 20% суммы налога по месту нахождения обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, в то время как следовало всю сумму налога направить в бюджет муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика (юридического лица).

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, налогоплательщик правильно исчислил сумму подлежащего уплате налога на имущество, перечислил ее на счет Федерального казначейства, и денежные средства поступили в бюджетную систему РФ. Перечисление налога по месту нахождения обособленного подразделения не повлекло недоимки по налогу. Допущенные ошибки в обозначении кода бюджетной классификации могут быть устранены путем соответствующего исправления (уточнения) этого реквизита в платежном документе (Постановление ФАС ДВО от 05.11.2009 N Ф03-5665/2009).

 

В соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку (в пределах 2,2%), порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Если законодательством субъекта РФ предусмотрена льгота для определенной категории налогоплательщиков (установлены условия применения льготы определенной категорией налогоплательщиков), то она применяется вне зависимости от других обстоятельств. Например, согласно п. 9 ст. 2.1 Закона Воронежской области от 27.11.2003 N 62-ОЗ "О налоге на имущество организаций" освобождаются от обложения налогом на имущество организации, финансируемые из областного и местных бюджетов, - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Учреждение образования воспользовалось предоставленной ему льготой. В ходе проверки ИФНС выяснила, что у учреждения нет лицензии на ведение образовательной деятельности, в связи с чем оно не может воспользоваться данной льготой. Суд указал на то, что данное обстоятельство не имеет значения для использования льготы. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", на положения которого ссылается налоговый орган, не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а примененные судом апелляционной инстанции нормы материального права не связывают возможность применения льготы с наличием лицензии (Постановление ФАС ЦО от 12.05.2009 N А14-11980-2008/370/34).

Приведем другой пример. Подпункт 19 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество" предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество научных организаций оборонно-промышленного комплекса в отношении имущества, используемого ими в целях научной деятельности, перечень которых утверждается правительством Москвы. Таким образом, условием предоставления льготы является включение организации в соответствующий перечень, утверждаемый правительством Москвы. Статус научной организации оборонно-промышленного комплекса для права применения льготы значения не имеет (Постановление ФАС МО от 10.07.2009 N КА-А40/5552-09).

А в отношении освобождения от обложения налогом на имущество государственных научных центров суд постановил следующее. Согласно п. 15 ст. 381 НК РФ от уплаты налога на имущество освобождается имущество государственных научных центров. Из буквального содержания данной нормы следует, что льгота по налогу на имущество может применяться только организациями, являющимися государственными научными центрами. Суд определил, что налогоплательщик вправе применить спорную налоговую льготу лишь при наличии документов, подтверждающих его статус государственного научного центра; деятельность налогоплательщика при решении вопроса о правомерности использования льготы значения не имеет (Постановление ФАС МО N КА-А40/5552-09).

 

Закон о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений и Закон N 229-ФЗ внесли изменения в первую и вторую части НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ. Ниже приведен обзор самых важных изменений. О некоторых мы уже упоминали в этой главе.

К сведению: Закон N 229-ФЗ вступил в силу 02.09.2010, за исключением отдельных его положений. На изменения, которые начинают действовать в другие сроки (не с 02.09.2010), в таблице содержатся соответствующие указания. Изменения, внесенные Законом о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений в гл. 25 НК РФ, действуют с 01.01.2011 (на это тоже есть ссылка в таблице).


Нормы НК РФ Суть произошедших изменений
Пункт 2 ст. 11 Внесены уточняющие поправки в трактовку следующих понятий: - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; - уведомление о постановке на учет в налоговом органе; - место нахождения обособленного подразделения
Подпункт 11 п. 1 ст. 32 В новой редакции уточнено, что результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются ФНС
Пункт 6 ст. 69 Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
Пункт 4 ст. 80 Налоговая декларация (расчет) может быть передана по телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается дата отправки
Статья 81 Подача уточненной декларации является основанием для проведения выездной налоговой проверки
Статьи 83, 84, 23 Внесены изменения в порядок постановки на налоговый учет и снятия с учета обособленного подразделения, филиала, представительства
Налог на добавленную стоимость
Пункт 1 ст. 169 Счет-фактура может быть составлен и выставлен в электронной форме при наличии у участников сделки совместимых технических средств. Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается электронной цифровой подписью. Порядок составления и получения таких счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи определяется Минфином. Установлено, что Правительство РФ должно разработать новую форму счетов-фактур, книги покупок, книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. До момента разработки новых форм налогоплательщики применяют старые. В счет-фактуру добавлен новый реквизит - "Наименование валюты"
Пункт 3 ст. 161 Если арендодателем выступает казенное учреждение (предоставляющее в аренду федеральное имущество, имущество субъектов РФ, муниципальное имущество), то налоговым агентом по НДС в этом случае признается арендатор. Он должен исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии можно будет принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ)
Налог на доходы физических лиц с 01.01.2011
Пункт 1 ст. 230 Налоговые агенты самостоятельно разрабатывают регистры учета доходов, получаемых налогоплательщиками. В них должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов, сумма полученных налогоплательщиком доходов и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджет, реквизиты соответствующего платежного документа
Пункт 2 ст. 230 Согласно новой редакции этого пункта налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за данный налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма, форматы и порядок представления этих сведений утверждаются ФНС. То есть по налогоплательщикам, с которых невозможно удержать сумму налога, налоговые агенты теперь представляют сведения в налоговые органы один раз в год до 1 апреля года, следующего за годом получения этим налогоплательщиком дохода
Пункт 1 ст. 231 Уточнен порядок возврата излишне уплаченного налога. Налог может вернуть налоговый агент за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом заявления налогоплательщика на возврат налога. Если у налогового агента нет возможности возвратить налог, последний возвращается посредством налогового органа. Для этого налоговый агент представляет в налоговый орган заявление налогоплательщика на возврат налога (с указанием в нем реквизитов для перечисления денежных средств), выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ. В этом случае возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. До осуществления возврата из бюджетной системы РФ налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной им за налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств
Налог на прибыль
Подпункт 14 п. 1 ст. 251 С 01.01.2011 при исчислении налога на прибыль бюджетные и автономные учреждения не включают в состав доходов суммы предоставленных им субсидий, а казенные учреждения - выделенные им бюджетные ассигнования
Абзац 2 п. 1 ст. 254 Стоимость прочего имущества, полученного при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, учитывается при исчислении прибыли в составе материальных расходов. Эта норма распространятся на правоотношения, возникшие с 01.01.2010
Пункт 1 ст. 256 С 01.01.2011 к амортизируемому имуществу относятся основные средства стоимостью от 40 000 руб. По основным средствам (стоимостью до 40 000 руб.), введенным в эксплуатацию до 2011 года, следует продолжать начислять амортизацию до полного погашения первоначальной стоимости
Подпункт 33.1 п. 1 ст. 251 Со следующего года не признаются доходами средства казенных учреждений, полученные от оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций
Подпункт 1 п. 1 ст. 264 Страховые взносы при исчислении налога на прибыль относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией
Пункт 48.11 ст. 270 С 01.01.2011 не включаются в налогооблагаемую базу расходы казенных учреждений, осуществленные в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций
Статья 321.1 Утрачивает силу с 01.01.2011
Пункт 3 ст. 286 Бюджетные и автономные учреждения вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода (применяется с 01.01.2011)
Транспортный налог с 01.01.2011
Статья 363 Отменена обязанность налогоплательщика по ежеквартальной подаче расчета по авансовым платежам (авансовые платежи следует уплачивать по-прежнему и в те же сроки)
Земельный налог с 01.01.2011
Пункт 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 Отменена обязанность налогоплательщика по ежеквартальной подаче расчета по авансовым платежам (авансовые платежи следует уплачивать по-прежнему и в те же сроки)
Меры ответственности за налоговые правонарушения
Пункт 1 ст. 116 За нарушение срока подачи в налоговый орган заявления о постановке на учет (даже если просрочка составляет один день) штраф - 10 000 руб.
Пункт 2 ст. 116 За ведение деятельности без постановки на учет штраф - 10% доходов, полученных налогоплательщиком в течение времени осуществления деятельности без постановки на учет, но не менее 40 000 руб.
Статья 119 За непредставление налоговой декларации штраф - 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Статья 119.1 За нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, штраф - 200 руб.
Пункт 1 ст. 120 За грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, штраф - 10 000 руб. В указанном пункте говорится о том, что, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, размер штрафа составит 30 000 руб. При занижении налоговой базы штраф - 20% суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Пункт 1 ст. 126 За каждый не представленный налоговому органу документ штраф - 200 руб.
Пункт 2 ст. 126 За несообщение налоговому органу сведений о налогоплательщике или уклонение от их представления либо представление документов с заведомо ложными сведениями штраф - 10 000 руб.

Согласно п. 11 ст. 10 Закона N 229-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в том числе связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу этого закона, проводятся в порядке, действовавшем ранее (до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ). Оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется также в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ.

Налоговые санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ, взимаются в порядке, действовавшем ранее (до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ) (п. 12 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

В случае если ч. 1 НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ, за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ, применяется ответственность, установленная ч. 1 НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ). Взыскание ранее примененных налоговых санкций за данное правонарушение со дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение ч. 1 НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ) (п. 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

Нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, принятые до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительством РФ и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (п. 14 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

 


ЕНВД

 

ЕНВД - специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Он устанавливается в соответствии с гл. 26.3 НК РФ и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Данный налоговый режим применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными Налоговым кодексом.

В случае введения вышеназванного специального налогового режима на соответствующей территории переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных (законодательных) органов на уплату ЕНВД. При этом каких-либо исключений для бюджетных учреждений гл. 26.3 НК РФ не содержит (Письмо Минфина РФ от 09.06.2008 N 03-11-02/64).

Правомерность применения ЕНВД бюджетными учреждениями подтверждают специалисты финансового ведомства в Письме от 13.02.2008 N 03-11-04/3/62, приравнивая их приносящую доход деятельность к предпринимательской.

Уплата учреждениями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате (п. 4 ст. 346.26 НК РФ):

- налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

- налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

- налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности (п. 6 ст. 346.26 НК РФ).

Если бюджетное учреждение совмещает несколько налоговых режимов (к примеру, общий режим и спецрежим в виде ЕНВД), оно обязано вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и деятельности, в отношении которой оно уплачивает налоги в соответствии с иными режимами налогообложения (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Обратите внимание: в случае если среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год превысила 100 человек, такая организация не переводится на уплату ЕНВД (пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). При расчете среднесписочной численности необходимо учитывать Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденные Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278. При этом учитываются работники, занятые в бюджетной и приносящей доход деятельности, в том числе деятельности, подлежащей обложению ЕНВД (письма Минфина РФ от 01.12.2009 N 03-11-06/3/281, от 06.10.2009 N 03-11-06/3/244).

 

23.1. Виды деятельности бюджетных учреждений, в отношении которых применяется ЕНВД

 

ЕНВД применяется только в отношении определенных видов предпринимательской деятельности, например, при оказании бытовых, ветеринарных услуг; услуг по временному размещению и проживанию и т.д. Полный перечень таких видов деятельности приведен в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. В пределах данного перечня нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, могут быть уточнены и конкретизированы (пп. 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ). Например, могут быть детализированы бытовые услуги, подлежащие переводу на уплату единого налога, путем установления определенных их групп, подгрупп или отдельных услуг.

К наиболее распространенным видам деятельности, перечисленным в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, которые могут осуществлять бюджетные учреждения, относятся:

а) в отношении учреждений здравоохранения:

- платные ветеринарные услуги (пп. 2). В частности, к ним относятся лечение домашних животных в ветеринарных лечебницах и на дому; клинический осмотр домашних животных и выдача ветеринарных сертификатов; диагностическое исследование домашних животных; вакцинация и дегельминтизация домашних животных; лечение домашних животных на дому и в стационаре; проведение хирургических операций у домашних животных; выезд скорой ветеринарной помощи и (или) ветеринара на дом;

- реализация лекарственных средств по договорам розничной купли-продажи (через государственные аптечные киоски) (пп. 6, 7). В случае если реализуются лекарственные средства собственного производства, осуществляется передача лекарств по льготным рецептам, а также реализуются изделия медицинского назначения, медицинской техники и иные товары для последующей перепродажи, в отношении указанных видов деятельности ЕНВД не применяется;

б) в отношении учреждений культуры и искусства:

- реализация готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и т.д. (услуги общественного питания) через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей (театральные буфеты) (пп. 9). Стоит отметить, что, если оказание услуг общественного питания осуществляется через объекты, имеющие зал обслуживания посетителей (театральная столовая), при этом данные услуги оказываются непосредственно учреждениями культуры и искусства и являются неотъемлемой частью процесса их функционирования, данный вид деятельности на уплату ЕНВД не переводится;

- реализация книг, брошюр, проспектов, организуемая при музеях или выставочных залах (через киоски, палатки, переносные лотки) (пп. 6, 7). Такие операции подпадают под определение розничной торговли, данное в ст. 346.27 НК РФ, то есть признаются предпринимательской деятельностью, связанной с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи;

- прокат театральных костюмов и музыкальных инструментов, а также услуги по организации и музыкальному сопровождению обрядов, свадеб, юбилеев (пп. 1). Указанные услуги в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, относятся к бытовым услугам (коды 019429 "Прокат театральной одежды", 019401 "Прокат музыкальных инструментов", 019601 "Услуги по организации обрядов (свадеб, юбилеев)", 019602 "Музыкальное сопровождение обрядов");

в) в отношении учреждений физической культуры и спорта:

- прокат спортинвентаря, ячеек для хранения личных вещей, транспортных средств (велосипедов, мотороллеров, мопедов, мотоциклов и т.д.); услуги саун, оказываемые физическим лицам (пп. 1). Согласно ОКУН перечисленные услуги относятся к бытовым (коды 019400 "Услуги по прокату", 019408 "Прокат транспортных средств", 019100 "Услуги бань и душевых");

- реализация спортивных товаров населению по договорам розничной купли-продажи (пп. 6, 7);

- услуги по временному размещению и проживанию спортсменов (пп. 12). Данные услуги относятся к услугам по временному размещению и проживанию физических лиц (Постановление ФАС ДВО от 10.12.2008 N Ф03-5458/2008).

Обратите внимание: в пункте 2.2 ст. 346.26 НК РФ поименованы виды деятельности, при осуществлении которых организации не переводятся на уплату ЕНВД. В частности, на ЕНВД не переводятся учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.012 с.)