Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет денежных средств, выдаваемых и получаемых в виде грантов

Поиск

 

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации выплата грантов отражается по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Корреспонденция счетов у грантодателя в части выделения денежных средств в форме гранта и грантополучателя на их получение и использование следующая.


Содержание операции Дебет Кредит
У грантодателя
Начислена сумма выделенных грантов 1 401 01 290 1 302 18 730
Начислена сумма перечисленных грантополучателю денежных средств в форме грантов 1 302 18 830 1 304 05 290
У грантополучателя
Начислена сумма полученного в форме гранта дохода 2 205 05 560 2 205 06 560 2 205 07 560 2 205 10 560 2 401 01 151 2 401 01 152 2 401 01 153 2 401 01 180
Получены денежные средства в форме гранта 2 201 01 510 (17) 2 205 05 560 2 205 06 560 2 205 07 560 2 205 10 560
Начислены расходы, произведенные в рамках выполнения работ по гранту 2 106 04 340 2 302 00 730 2 303 00 730 2 208 00 560
Оплачены произведенные расходы 2 302 00 830 2 303 00 830 2 208 00 660 2 201 01 610 (18) 2 201 04 610

Рассмотрим отражение операций по получению гранта и его расходованию грантополучателем на примере.

 

Пример.

На лицевой счет учреждения-грантополучателя от Минобрнауки поступили средства гранта для работы над научным проектом в сумме 500 000 руб. Согласно утвержденной смете расходование средств осуществляется по следующим направлениям:

- оплата труда - 200 000 руб.;

- начисления на оплату труда - 52 400 руб. (26,2%);

- оплата услуг сторонних организаций - 120 000 руб.;

- приобретение материалов - 97 600 руб.;

- оплата услуг связи - 30 000 руб.

Указанные в примере операции отразятся в бухгалтерском учете следующим образом:


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислен доход, полученный в виде грантов 2 205 10 560 2 401 01 180 500 000
Поступили денежные средства на лицевой счет 2 201 01 510 (17) 2 205 10 660 500 000
Начислены расходы по оплате труда специалистов 2 106 04 340 2 302 01 730 200 000
Отражены начисления на оплату труда:     52 400
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2 106 04 340 2 303 02 730  
- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве 2 106 04 340 2 303 06 730  
- на обязательное социальное страхование в ФФОМС 2 106 04 340 2 303 07 730  
- на обязательное социальное страхование в ТФОМС 2 106 04 340 2 303 08 730  
- на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии 2 106 04 340 2 303 10 730 28 000
- на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии 2 106 04 340 2 303 10 730 12 000
Начислены расходы по оплате прочих услуг, оказываемых соисполнителями - сторонними организациями 2 106 04 340 2 302 09 730 120 000
Приняты к учету материалы, приобретенные для выполнения работ по гранту 2 105 06 340 2 302 22 730 97 600
Списаны использованные в работе материалы 2 106 04 240 2 105 06 440 97 600
Отражены расходы по оплате услуг связи 2 106 04 340 2 302 04 730 30 000
Списана сумма произведенных расходов в конце года на финансовый результат 2 401 01 180 2 106 04 440 500 000

Налог на прибыль

 

Вопрос об обложения налогом на прибыль сумм, выделенных в качестве грантов, следует рассмотреть в двух аспектах:

- с позиции организации (учреждения) - юридического лица, выделившего грант;

- с позиции организации (учреждения) - юридического лица, получившего грант.

Организация (учреждение) - юридическое лицо, выделившее грант.

Денежные средства, выделенные министерством, ведомством или иным юридическим лицом, не подлежат обложению налогом на прибыль в силу норм п. 34 ст. 270 НК РФ. Напомним, в нем говорится о том, что не облагаются этим налогом суммы целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ, то есть выделенные в рамках целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Организация (учреждение) - юридическое лицо, получившее грант.

Относительно налогообложения сумм, получаемых плательщиками налога на прибыль, следует отметить следующее. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитывается. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. Средства, полученные в виде грантов, являются средствами целевого финансирования.

В целях гл. 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

1) гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями согласно перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Для справки: на сегодняшний день действует Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.

2) гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением ему отчета о целевом использовании гранта.

Из вышеизложенного следует, что подлежат обложению денежные средства, полученные в виде грантов, предоставленные:

- не входящими в указанный перечень иностранными, международными организациями и объединениями;

- на цели, не указанные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;

- на условиях, не определенных грантодателем;

- без представления грантополучателем грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Принимая во внимание вышеупомянутый перечень, гранты, выделенные за счет бюджетов бюджетной системы РФ и доведенные до грантополучателей посредствам министерств и ведомств, подлежат обложению налогом на прибыль. Они учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Организация, получившая грант, не учитываемый при формировании налоговой базы, заполняет отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 05.05.2008 N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения". Грантам присвоен код 010.

 


Аренда имущества

 

Бюджетные учреждения вправе сдавать имущество в аренду, если:

1) законодательством и уставом учреждения предоставлена такая возможность. Например, в уставе федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический Большой театр России", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 678, сказано, что оно имеет право осуществлять по согласованию с Минкультуры и Росимуществом сдачу в аренду и предоставление во временное безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении театра, в соответствии с законодательством РФ. Финансовые средства театра формируются в том числе за счет средств, поступающих от арендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных затрат; доходов, поступающих от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в порядке, установленном законодательством РФ;

2) сдача имущества в аренду обеспечивает более рациональное использование имущества, закрепленного за учреждением-собственником на праве оперативного управления.

Предоставление в аренду временно свободных помещений согласовывается с собственником (учредителем) (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", Письмо Роспотребнадзора от 15.02.2010 N 01/2028-0-32 "О вопросах предоставления временно свободных помещений в аренду в 2010 году"). Для этого ему представляются:

- заявление, подписанное руководителем учреждения, с просьбой о разрешении предоставить временно свободные помещения в аренду;

- пояснительная записка, содержащая характеристику зданий и помещений, предоставляемых в аренду, экономические расчеты и влияние сдачи в аренду помещений на результаты деятельности учреждения.

Согласование сдачи имущества в аренду следует получить до заключения договора аренды (или пролонгации ранее заключенных договоров).

 

14.1. Процедура проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора аренды

 

Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определен общий порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества. Во исполнение норм этой статьи Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 (далее - Приказ N 67) утвержден порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды (далее - Правила проведения конкурсов (аукционов)), а также перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться только путем проведения торгов в форме конкурса.

В Письме от 09.03.2010 N АЦ/6081 ФАС дала разъяснения о вступлении в силу Приказа N 67. Из них следует, что приказ вступает в силу 07.03.2010. Начиная с этой даты органы власти, государственные и муниципальные учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться правилами, утвержденными данным нормативным документом. Одновременно утратили юридическую силу переходные положения, установленные ч. 3 ст. 53 Закона о защите конкуренции, предусматривающие, что конкурсы на право заключения договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения договоров - в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Прежде чем рассматривать порядок проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора аренды, заметим, что в приложении 2 к Приказу N 67 приведен перечень имущества, заключение договора на аренду которого осуществляется только по конкурсу:

1) объекты железнодорожного транспорта;

2) объекты трубопроводного транспорта;

3) морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

4) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

5) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

6) гидротехнические сооружения;

7) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

8) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод;

9) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

10) нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенные в перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). В отношении этого имущества договор аренды составляется на срок не менее пяти лет (п. 39 Правил проведения конкурсов (аукционов)). Перечень имущества, свободного от прав третьих лиц, формируется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать трех лет.

Обратите внимание: в соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (как самостоятельно, так и с согласия собственника). В то же время собственник лишен возможности самостоятельно распоряжаться имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за учреждением. Поэтому при возникновении необходимости отчуждения указанного имущества (предоставления имущества в аренду) учреждение должно обратиться в соответствующий орган управления имуществом за разрешением на совершение данных действий.

Правила проведения конкурса (аукциона) перекликаются с нормами Закона о государственных закупках. Рассмотрим общий порядок проведения конкурсных (аукционных) процедур.

 

Согласно п. 4 Правил проведения конкурсов (аукционов) организатором торгов могут являться:

- собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий функции по управлению имуществом субъекта РФ, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования (далее - собственник);

- федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

- уполномоченный собственником обладатель права оперативного управления (бюджетное учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Организатор конкурса или аукциона вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций (п. 5 Правил проведения конкурсов (аукционов)). При этом организатор конкурса или аукциона:

- создает комиссию по проведению конкурса (аукциона);

- определяет начальную (минимальную) цену договора, предмет и существенные условия договора;

- утверждает проект договора, конкурсную документацию, документацию об аукционе;

- определяет условия конкурса (аукциона) и их изменение;

- подписывает договор.

Правила создания и работы комиссии по проведению конкурсов и аукционов установлены в разд. II Правил проведения конкурсов (аукционов).

 

Участником конкурса (аукциона) может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора аренды (п. 17 Правил проведения конкурсов (аукционов)). Участники конкурса (аукциона) должны соответствовать требованиям, установленным в ст. 11 Закона о государственных закупках. В целях соблюдения соответствия участника конкурса (аукциона) этим требованиям организатор конкурса (аукциона), конкурсная (аукционная) комиссия вправе запрашивать информацию и документы у органов власти в соответствии с их компетенцией и иных лиц (исключение составляют лица, подавшие заявку на участие в соответствующем конкурсе (аукционе). При этом организатор конкурса (аукциона), конкурсная (аукционная) комиссия не вправе возлагать на участников конкурса (аукциона) обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.

Обратите внимание: взимание с участников конкурса (аукциона) платы за участие в нем не допускается. Исключение составляет плата за предоставление конкурсной документации (документации об аукционе) в случаях, предусмотренных Правилами проведения конкурсов (аукционов). Например, согласно п. 44 Правил проведения конкурсов (аукционов) конкурсная документация предоставляется участникам конкурса за плату, если она установлена организатором конкурса и указание об этом содержится в извещении о проведении конкурса. Размер указанной платы не должен превышать расходов организатора конкурса на изготовление копий конкурсной документации и их доставку лицу, подавшему указанное заявление, посредством почтовой связи, в случае если это лицо указало на необходимость доставки ему копий конкурсной документации посредством почтовой связи. Предоставление конкурсной документации в форме электронного документа осуществляется без взимания платы.

Согласно п. 22 Правил проведения конкурсов (аукционов) организатором конкурса (аукциона) может быть установлено требование о внесении задатка. Его размер определяется организатором конкурса (аукциона). Требование организатора конкурса (аукциона) о внесении задатка распространяется на всех участников конкурса (аукциона).

В пункте 24 Правил проведения конкурсов (аукционов) указаны случаи, в которых заявитель не допускается к участию в конкурсе (аукционе). Среди них, в частности:

- несоответствие заявки на участие в конкурсе (аукционе) требованиям конкурсной документации (документации об аукционе), в том числе наличие в ней предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);

- наличие решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.

Отказ в допуске к участию в конкурсе (аукционе) по иным основаниям не допускается.

 

Информация о проведении конкурсов (аукционов) размещается на официальном сайте РФ в Интернете для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ (то есть на сайте http://www.zakupki.gov.ru/) (далее - официальный сайт), без взимания платы (п. 27 Правил проведения конкурсов (аукционов)).

Согласно п. 29, 103 Правил проведения конкурсов (аукционов) извещение о проведении конкурса (аукциона) размещается на официальном сайте торгов не менее чем за 30 рабочих дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (аукционе). Вместо размещения на официальном сайте извещение может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, в том числе электронных. Сведения, которые должно содержать извещение о проведении конкурса, перечислены в п. 31 Правил проведения конкурсов (аукционов), а аукциона - в п. 105 Правил проведения конкурсов (аукционов).

Организатор конкурса (аукциона) вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении конкурса (аукциона) не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе). В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором конкурса (аукциона) или специализированной организацией на официальном сайте торгов. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте торгов внесенных в извещение о проведении конкурса (аукциона) изменений до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе он составлял не менее двадцати дней, в аукционе - не менее пятнадцати дней (п. 32, 106 Правил проведения конкурсов (аукционов)).

Организатор конкурса также вправе отказаться от его проведения не позднее чем за тридцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а организатор аукциона - не позднее чем за три дня. Извещение об отказе от проведения конкурса (аукциона) размещается на официальном сайте торгов в течение одного дня с даты принятия решения об отказе от проведения конкурса (аукциона).

Далее в течение двух рабочих дней с даты принятия указанного решения организатор конкурса вскрывает (в случае если на конверте не указаны почтовый адрес (для юридического лица) или сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя) конверты с заявками на участие в конкурсе, открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и направляет соответствующие уведомления всем заявителям. В случае если установлено требование о внесении задатка, организатор конкурса возвращает заявителям денежные средства, внесенные в качестве задатка, в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения об отказе от проведения конкурса.

Что касается аукциона, согласно нормам п. 107 Правил проведения конкурсов (аукционов) после отказа организатора аукциона от его проведения в течение двух рабочих дней с даты принятия указанного решения он направляет соответствующие уведомления всем заявителям. В случае если установлено требование о внесении задатка, организатор аукциона возвращает заявителям задаток в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения об отказе от проведения аукциона.

 

Конкурсная (аукционная) документация должна содержать требования к техническому состоянию государственного или муниципального имущества (права на которое передаются по договору), которым это имущество должно соответствовать на момент окончания срока договора (п. 35 Правил проведения конкурсов (аукционов)). Требования, которые должна содержать конкурсная (аукционная) документация и которые она содержать не должна, указаны в п. 34-40 Правил проведения конкурсов (аукционов). Например, при разработке конкурсной документации запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного (муниципального) имущества, в частности государственного или муниципального имущества, предназначенного для электро-, тепло-, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.

К конкурсной документации прикладывается проект договора (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект договора в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (п. 41 Правил проведения конкурсов (аукционов)). Сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении конкурса.

Аналогичный порядок предусмотрен и для составления документации по аукциону. Он прописан в п. 108-118 Правил проведения конкурсов (аукционов).

Внесение изменений в конкурсную (аукционную) документацию прописано в п. 49 и 119 Правил проведения конкурсов (аукционов). В этих пунктах сказано, что организатор конкурса (аукциона) по собственной инициативе или в соответствии с запросом заинтересованного лица вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную (аукционную) документацию. Данное решение должно быть принято не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе). Изменение предмета конкурса (аукциона) не допускается. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную (аукционную) документацию такие изменения размещаются организатором конкурса (аукциона) или специализированной организацией в порядке, установленном для размещения извещения о проведении конкурса (аукциона). Они в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем заявителям, которым была предоставлена конкурсная (аукционная) документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте торгов внесенных в конкурсную (аукционную) документацию изменений по дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе он составлял не менее двадцати дней, на участие в аукционе - пятнадцати дней.

 

Конкурсная (аукционная) комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе (аукционе) на предмет их соответствия требованиям, установленным конкурсной (аукционной) документацией, и соответствия заявителей требованиям ст. 11 Закона о государственных закупках (п. 70, п. 130 Правил проведения конкурсов (аукционов)). Срок рассмотрения заявок не может превышать двадцати дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и десяти дней с даты окончания подачи заявок на участие в аукционе (п. 71, 131 Правил проведения конкурсов (аукционов)). На основании результатов рассмотрения заявок принимается решение:

- о допуске заявителя к участию в конкурсе (аукционе) и о признании заявителя участником конкурса (аукциона);

- об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе (аукционе).

Принятое решение оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе). Протокол ведется конкурсной (аукционной) комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной (аукционной) комиссии в день окончания рассмотрения заявок. Протокол должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в конкурсе (аукционе) и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе (аукционе). При отказе в участии в конкурсе (аукционе) в протоколе должно содержаться:

- обоснование решения;

- указание на положения Правил проведения конкурсов (аукционов), которым не соответствует заявитель;

- указание на положения конкурсной (аукционной) документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе (аукционе), положения такой заявки, не соответствующие требованиям конкурсной (аукционной) документации.

Протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе) размещается организатором конкурса (аукциона) или специализированной организацией на официальном сайте торгов. Заявителям направляются уведомления о принятых конкурсной (аукционной) комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Если в конкурсной (аукционной) документации было установлено требование о внесении задатка, организатор конкурса (аукциона) обязан вернуть задаток заявителю, не допущенному к участию в конкурсе (аукционе), в течение пяти рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок (п. 73, 134 Правил проведения конкурсов (аукционов)).

 

Конкурс (аукцион) признается несостоявшимся, если принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе (аукционе) всех заявителей или о допуске к участию в конкурсе (аукционе) и признании участником конкурса (аукциона) только одного заявителя (п. 74, 135 Правил проведения конкурсов (аукционов)). В случае если в конкурсной (аукционной) документации предусмотрено два лота и более, конкурс (аукцион) признается несостоявшимся только в отношении того лота, решение об отказе в допуске к участию в котором принято относительно всех заявителей или решение о допуске к участию в котором и признании участником конкурса (аукциона) принято относительно только одного заявителя. При этом организатор конкурса (аукциона) обязан вернуть задаток заявителям, подавшим заявки на участие в нем, в течение пяти рабочих дней с даты признания конкурса (аукциона) несостоявшимся, за исключением заявителя, признанного участником конкурса (аукциона). Это требование применяется, если в конкурсной (аукционной) документации было установлено требование о внесении задатка.

 

С победителем конкурса (аукциона) заключается договор в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами (п. 92, 150 Правил проведения конкурсов (аукционов)).

Согласно п. 150 Правил проведения конкурсов (аукционов) договор по результатам проведенного аукциона заключается в том же порядке, что и договор, заключаемый по результатам конкурса, то есть в порядке, предусмотренном п. 92-100 Правил проведения конкурсов (аукционов). Рассмотрим некоторые положения этого порядка.

Организатор конкурса (аукциона) отказывается от заключения договора с победителем конкурса (аукциона) либо с участником конкурса (аукциона), с которым заключается такой договор в случае установления факта (п. 93 Правил проведения конкурсов (аукционов)):

- проведения ликвидации такого участника конкурса (аукциона) - юридического лица или принятия арбитражным судом решения о признании такого участника конкурса (аукциона) - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

- приостановления деятельности такого лица в порядке, предусмотренном КоАП РФ;

- предоставления таким лицом заведомо ложных сведений, содержащихся в заявке на участие в конкурсе (аукционе).

В случае если победитель конкурса (аукциона) признан уклонившимся от заключения договора, организатор конкурса (аукциона) вправе:

а) обратиться в суд с иском о понуждении победителя конкурса (аукциона) заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора;

б) заключить договор с участником конкурса (аукциона), заявке на участие в конкурсе (аукционе) которого присвоен второй номер.

Заметим, что организатор конкурса (аукциона) заключает договор с участником, которому присвоен второй номер, в случае если участник конкурса (аукциона), которому присвоен первый номер, отказался от заключения договора (п. 97 Правил проведения конкурсов (аукционов)).

 

В случае если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся, его организатор вправе объявить о проведении нового конкурса либо аукциона в установленном порядке (п. 101, 151 Правил проведения конкурсов (аукционов)). В случае проведения нового конкурса (аукциона) его организатор вправе изменить условия предыдущего конкурса (аукциона) (п. 102, 151 Правил проведения конкурсов (аукционов)).

 

Договор аренды

 

Договор аренды заключается в соответствии с нормами гл. 34 "Аренда" ГК РФ. Согласно ст. 609 ГК РФ он составляется в письменной форме. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В договоре в обязательном порядке должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (п. 3 ст. 607 ГК РФ). При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор - незаключенным.

Государственная регистрация договора аренды. Договор аренды заключается на срок, определенный этим договором (ст. 610 ГК РФ). Если срок аренды в договоре не установлен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В таком случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за месяц (другой срок, установленный в договоре). Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (ст. 651 ГК РФ).

Обратите внимание: срок действия договора аренды здания (сооружения), определенный с 1-го числа какого-либо месяца текущего года по 30-е (31-е) число предыдущего месяца следующего года, в целях применения п. 2 ст. 651 ГК РФ признается равным году (п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором аренды"). Суды, рассматривая споры, касающиеся определения срока действия договора, являющегося основанием для государственной регистрации, придерживаются следующей позиции. Срок действия договора аренды здания или сооружения, определенный с 1-го числа какого-либо месяца текущего года по последнее (29-е, 30-е или 31-е) число предыдущего месяца следующего года (или одного и того же года, если договор заключен с 1 января по 31 декабря) или с одного числа месяца текущего года по предшествующее число этого месяца следующего года, признается равным году, и такой договор подлежит государственной регистрации (постановления ФАС ДВО от 25.09.2009 N Ф03-4829/2009, ФАС ЗСО от 20.08.2009 N Ф04-4201/2009(10523-А46-39), ФАС УО от 15.10.2009 N Ф09-7924/09-С6, ФАС ПО от 26.10.2009 N А12-18847/2008). То есть договор, заключенный на срок с 01.11.2009 по 31.10.2010, по мнению судей, будет считаться договором, заключенным на год. В случае если в договоре указан срок с 01.11.2009 по 30.10.2010 (то есть меньше года), такой договор подлежит государственной регистрации.

Размер арендной платы. Согласно нормам ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Арендная плата определяется за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей.

В соответствии с нормами ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, при передаче их в аренду проведение оценки является обязательным, поскольку в этом случае в сделку (заключение договора аренды) вовлекаются объекты, полностью или частично принадлежащие РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям. В результате оценки определяется начальная цена 1 кв. м помещений, предоставляемых в аренду.

Следует отметить, что при аренде государственного или муниципального недвижимого имущества часто возникает ситуация, когда арендная плата устанавливается не по результатам оценки, а рассчитывается на основании утвержденных нормативно-правовыми актами базовых ставок и (или) методик расчета арендной платы. Например, Законом Московской области от 13.07.2010 N 91/2010-ОЗ установлена базовая ставка арендной платы при сдаче в аренду зданий и нежилых помещен<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.019 с.)