Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Передача (получение) имущества казны

Поиск

 

Передача (поступление) объектов нефинансовых активов имущества казны может осуществляться:

- учреждениям, подведомственным одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

- учреждениям, подведомственным разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджетов, а также государственным и муниципальным организациям;

- учреждениям другого уровня бюджетов;

- иным организациям, за исключением государственных и муниципальных.

Отражение операций с объектами в составе имущества казны в бюджетном учете осуществляется в порядке, установленном Инструкцией N 148н для отражения операций с объектами нефинансовых активов (п. 90 Инструкции N 148н). Однако следует иметь в виду, что счет 1 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы", который используется в целях формирования первоначальной стоимости объекта, не содержит аналитического счета второго порядка, на котором бы учитывались вложения в имущество казны. Как было указано выше, капитальные вложения (инвестиции) в имущество казны в объеме фактических затрат учитываются на соответствующих счетах счета 1 108 00 000. Таким образом, в случае если при передаче имущества казны возникают дополнительные затраты, они должны быть отражены на счете 1 108 00 000. Однако, по нашему мнению, финансовый орган соответствующего бюджета может установить иной порядок отражения дополнительных затрат при безвозмездной передаче имущества казны.


Схема проводок при безвозмездной передаче (получении) имущества казны между учреждениями - участниками бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы РФ и от государственных и муниципальных организаций

 

Содержание операции У передающей стороны У принимающей стороны
Дебет Кредит Дебет Кредит
1. В рамках движения объекта между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю)
1.1. На сумму балансовой стоимости объекта 1 304 04 310 1 108 xx 410 1 108 xx 310 1 304 04 310
1.2. На сумму начисленной на объект амортизации 1 104 xx 410 1 304 04 310 1 304 04 310 1 104 xx 410
1.3. В случае формирования стоимости в соответствии с несколькими договорами     1 108 xx 310 1 302 xx xxx
2. В рамках движения объекта между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджетов, а также при его получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций и физических лиц
2.1. На сумму балансовой стоимости объекта 1 401 01 241 1 108 xx 410 1 108 xx 310 1 401 01 180
2.2. На сумму начисленной на объект амортизации 1 104 xx 410 1 401 01 241 1 401 01 180 1 104 xx 410
2.3. На сумму дополнительных затрат     1 108 xx 310 1 302 xx xxx
3. В рамках движения объекта между учреждениями разных уровней бюджетов
3.1. На сумму балансовой стоимости объекта 1 401 01 251 1 108 xx 410 1 108 xx 310 1 401 01 151
3.2. На сумму начисленной на объект амортизации 1 104 xx 410 1 401 01 251 1 401 01 151 1 104 xx 410
3.3. На сумму дополнительных затрат - - 1 108 xx 310 1 302 xx xxx

Пример.

Балансовая стоимость здания, относящегося к имуществу казны учреждения А, составляет 12 880 000 руб. Здание относится к 7-й амортизационной группе со сроком полезного использования 20 лет. По состоянию на 1 января 2009 г. за период нахождения имущества казны в составе основных средств на указанный объект начислена амортизация в размере 80% - 10 304 000 руб. В августе 2010 г. учреждение А передало здание учреждению Б, которое учитывает его также в составе имущества казны. Учреждения А и Б находятся в ведении одного главного распорядителя.

В учете учреждений должны быть сделаны следующие бухгалтерские записи:


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Учреждение А
Передача здания учреждению Б 1 304 04 310 1 108 01 410 12 880 000
Передача сумм амортизации по зданию 1 104 10 410 1 304 04 310 10 304 000
Учреждение Б
Зачисление здания в состав имущества казны учреждения 1 108 01 310 1 304 04 310 12 880 000
Отражение суммы начисленной на здание амортизации 1 304 04 310 1 104 10 410 10 304 000

Теперь рассмотрим пример, в котором имущество казны передается бюджетному учреждению в оперативное управление.

 

Пример.

Оставим условия примера прежними, но предположим, что здание передается учреждению Б в оперативное управление.

Бухгалтерские записи в учреждении А в данном случае будут те же, что и в предыдущем примере.

Прежде чем отразить операции в учете учреждения Б, необходимо рассчитать сумму амортизации по зданию за период нахождения его в составе имущества казны:

- годовая сумма амортизации составит 644 000 руб. (12 880 000 руб. x 1/20 лет.);

- ежемесячная сумма амортизации равна 53 666,67 руб. (644 000 руб. / 12 мес.);

- сумма амортизации за период нахождения здания в составе имущества казны составит 1 019 666,67 руб. (53 666,67 руб. x 19 мес.).

Передача имущества осуществлялась в августе 2010 года, в составе имущества казны здание находилось, согласно условиям примера, с сентября 2009 года по август 2010 года, что составило 19 месяцев.

Корреспонденция счетов в учете учреждения Б будет следующей:


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Август 2010 г.
Получено здание в оперативное управление от учреждения А 1 101 02 310 1 304 04 310 12 880 000
Поставлена на учет сумма амортизации по зданию, начисленная до включения его в состав имущества казны 1 304 04 310 1 104 02 410 10 304 000
Сентябрь 2010 г.
Начислена амортизация по зданию за период нахождения его в составе имущества казны 1 401 01 271 1 104 02 410 1 019 666,67
Начислена амортизация по зданию за август 2010 года 1 401 01 271 1 104 02 410 53 666,67

Предлагаем читателям ознакомиться также с корреспонденцией счетов по получению объектов, относящихся к имуществу казны, от международных финансовых организаций в случае изъятия имущества казны из оперативного управления и хозяйственного ведения государственных учреждений и государственных предприятий и в других случаях. В этой же таблице для наглядности автор посчитал целесообразным привести корреспонденцию счетов по списанию объектов, являющихся имуществом казны, со счетов бюджетного учета, причинами которого являются реализация, передача, износ, повреждение в результате стихийных бедствий и др.


Корреспонденция счетов бюджетного учета по операциям с объектами нефинансовых активов имущества казны*

 

Содержание операции Дебет Кредит
Принятие к бюджетному учету нефинансовых активов имущества казны, включенных в Реестр государственного имущества в отчетном периоде
Полученных безвозмездно от международных организаций     1 108 01 310 1 108 02 310 1 108 03 320 1 108 04 330 1 108 04 340 1 401 01 153
Полученных безвозмездно от других юридических и физических лиц; излишков, выявленных при инвентаризации 1 401 01 180
Поступивших от органов власти и бюджетных учреждений, не подведомственных органу, осуществляющему бюджетный учет имущества государственной казны в рамках приобретения (изготовления, сооружения) за счет средств бюджета, а также в случаях изъятия имущества из оперативного управления и хозяйственного ведения государственных учреждений и государственных предприятий 1 104 01 180
Приобретенных органом, осуществляющим бюджетный учет имущества государственной казны 1 101 хх 410 1 102 01 420 1 103 хх 430 1 105 хх 440
Поступивших в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом 1 401 01 172
Списание объектов, являющихся имуществом казны
При реализации, приватизации, дарении, а также вследствие недостачи, хищений, установленных при инвентаризации:        
- на сумму начисленной амортизации 1 104 01 410 1 104 11 410 1 104 12 420 1 108 01 410 1 108 02 410 1 108 03 420
- на сумму остаточной или балансовой стоимости по объектам, на которые амортизация не начислялась 1 401 01 172 1 108 01 410 1 108 02 410 1 108 03 420 1 108 04 430 1 108 05 440
При передаче в оперативное управление или хозяйственное ведение государственным учреждениям и государственным предприятиям:        
- на сумму начисленной амортизации 1 104 01 410 1 104 11 410 1 104 12 420 1 401 01 241
- на сумму балансовой стоимости 1 401 01 241 1 108 01 410 1 108 02 410 1 108 03 420 1 108 04 430 1 108 05 440
При передаче другому бюджету бюджетной системы:    
- на сумму начисленной амортизации 1 104 01 410 1 104 11 410 1 104 12 420 1 401 01 251
- на сумму балансовой стоимости 1 401 01 251 1 108 01 410 1 108 02 410 1 108 03 420 1 108 04 430 1 108 05 440
Пришедших в негодность по ветхости (износу):    
- на сумму начисленной амортизации 1 104 01 410 1 104 11 410 1 104 12 420 1 108 01 410 1 108 02 410 1 108 03 420
- на сумму остаточной или балансовой стоимости по объектам, на которые амортизация не начислялась 1 401 01 172 1 108 01 410 1 108 02 410 1 108 03 420 1 108 04 430 1 108 05 440
Пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств (в том числе недостач (потерь), образовавшихся по указанным причинам):    
- на сумму начисленной амортизации 1 104 01 410 1 104 11 410 1 104 12 420 1 108 01 410 1 108 02 410 1 108 03 420
- на сумму остаточной или балансовой стоимости по объектам, на которые амортизация не начислялась 1 401 01 273 1 108 01 410 1 108 02 410 1 108 03 420 1 108 04 430 1 108 05 440
Дооценка, уценка объектов, являющихся имуществом казны
Отражена в бюджетном учете сумма дооценки объектов имущества государственной казны, произведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности:    
- на стоимость имущества 1 108 01 310 1 108 02 310 1 108 03 320 1 108 04 330 1 401 01 180
- на сумму начисленной на объект амортизации 1 108 04 340 1 401 01 180 1 104 01 410 1 104 11 410 1 104 12 420
Отражена в бюджетном учете сумма уценки объектов имущества государственной казны, произведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности:    
- на стоимость имущества 1 401 01 180   1 108 01 310 1 108 02 310 1 108 03 320 1 108 04 330 1 108 04 340
- на сумму начисленной на объект амортизации 1 104 01 410 1 104 11 410 1 104 12 420 1 401 01 180
* Разработана в соответствии с приложением 3 к Порядку N 01-09-106/09 и Инструкцией N 148н.

 

Реализация имущества казны

 

 

Прежде чем приступить к изложению правил отражения в бухгалтерском учете операций по реализации имущества казны, необходимо прояснить вопросы налогообложения доходов от реализации имущества казны

В отношении налога на прибыль организаций главным является вопрос: являются ли субъекты РФ и муниципальные образования плательщиками налога на прибыль?

Президиум ВАС Информационным письмом от 22.12.2005 N 98 установил, что РФ, субъекты РФ, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 246 НК РФ, согласно которой плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Отсюда - доходы от реализации имущества казны не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль (Письмо Минфина РФ от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29).

Уплата НДС при реализации имущества казны также имеет свои особенности. В зависимости от того, кому продано имущество казны, налог уплачивает либо налоговый агент, либо продавец имущества.

Пунктом 3 ст. 161 НК РФ установлено, что при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При этом суммы процентов, выплачиваемые покупателем при приобретении имущества казны за предоставление соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления коммерческого кредита в виде отсрочки и рассрочки оплаты данного имущества, являются доходами от реализации этого имущества на определенных соглашением сторон условиях (ст. 823 НК РФ). В этой связи указанные доходы включаются покупателем - налоговым агентом в налоговую базу по НДС (Письмо ФНС РФ от 12.05.2010 N ШС-37-3/1426@).

Обратите внимание: при реализации имущества казны физическим лицам обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у государственных органов (органов местного самоуправления), осуществляющих операции по реализации данного имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вместе с тем на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ ценных бумаг. Таким образом, реализация на территории РФ ценных бумаг, составляющих государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, в том числе акций, поступивших в казну, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).

Во избежание споров с проверяющими органами при определении начальной цены продаваемого имущества следует обратиться к Письму Минфина РФ от 19.10.2009 N 03-07-15/147, в котором приведены следующие рекомендации.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных данным законом, в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность.

На основании ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное или муниципальное имущество, арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства, использующими в установленном порядке преимущественное право на приобретение этого имущества, отчуждается по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Положениями последнего закона предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки. При этом для целей оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

На основании п. 6 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255, разумность действий сторон сделки в указанном случае означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Таким образом, при определении налоговой базы по НДС в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает НДС.

 

Пример.

Субъект РФ, на балансе которого числится недвижимое имущество казны - здание, продает его ОАО "Заря". Балансовая стоимость здания - 35 000 000 руб., амортизация, учтенная по зданию по состоянию на 1 января 2009 г., составляет 28 000 000 руб. Рыночная стоимость здания согласно оценке независимого эксперта - 19 000 000 руб., в том числе НДС - 2 897 500 руб.

В учете субъекта РФ операции по реализации имущества казны отражаются следующим образом:


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Реализация здания ООО "Заря" 1 205 09 560 1 401 01 172 16 102 500
Отражение задолженности покупателя перед бюджетом по уплате НДС 1 205 02 560 1 303 05 730 2 897 500
Поступление денежных средств в оплату здания от ОАО "Заря" 1 210 02 400 1 205 09 560 16 102 500
Погашение покупателем задолженности перед бюджетом по уплате НДС 1 303 05 830 1 205 02 660 2 897 500
Списание сумм амортизации по зданию 1 104 10 410 1 108 01 410 28 000 000
Списание остаточной стоимости здания 1 401 01 172 1 108 01 410 7 000 000



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 5018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.108 (0.012 с.)