Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции социальной коммуникации. Функциональная модель коммуникации Р. Якобсона.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В качестве инструмента социального управления информация выполняет ряд специфических социальных функций. Она не просто несет определенное содержание, но и отражает те стороны социального бытия, к которым приковано внимание социума. Она отражает весь спектр (или его часть) мнений по отношению к актуальным социальным проблемам. Она содержит в себе (в явном виде или в потенциальной форме) оценку, данную различными субъектами тем или иным волнующим их сторонам социальной действительности. И, наконец, социальная информация является главной детерминантой социальных изменений. Исходя из этого становится возможным сформулировать ее функциональное определение. Социальная информация есть система совокупных данных (сведений), которые выступают, одновременно, целью и детерминантами социальных преобразований в той мере, в какой они (сведения) отвечают ожиданиям субъекта социального действия и содержат необходимый и достаточный материал для реализации его потребностей. Из данного утверждения вытекают требования, которым должна отвечать социальная информация. Она, во-первых, должна быть доведена до субъекта, в связи с чем информация должна циркулировать по тем каналам, к которым субъект имеет доступ, иными словами, быть доступной. Во-вторых, она должна быть отмечена субъектом и выделена им из всего потока доступной ему информации, т.е. социальная информация должна привлекать внимание. Далее, она должна быть интериоризована субъектом, то есть однозначно истолкована им с помощью той накопленной информации об окружающей действительности, которой он уже обладает. Наконец, социальная информация должна побуждать субъекта к социальному действию, то есть должна содержать (в явной или неявной форме) побудительный мотив (мотивы). Последнее требование является определяющим, поскольку социальная информация с необходимостью и достаточностью реализуется только в процессе организационно-преобразующей деятельности субъекта. Вне рамок социального творчества информация может выполнять различные функции: служить приращению знания об окружающей действительности, ориентации в этой действительности, использованию для целей субъекта действующих в ней закономерностей. Но, вместе с тем, реализация этих функций информации не ведет к социальным преобразованиям, если отсутствует мотив (идея) этих преобразований. При этом следует отметить, что отражение человеком окружающей действительности, равно как и его преобразовательная деятельность по своей природе носят необходимый характер, что вытекает из природы социальной формы движения материи. А именно из того, что субъект здесь выступает одновременно и как таковой, и как объект. Социальная форма движения материи характеризуется постоянной необходимостью разделения этого диалектического единства на составляющие его части и последующего соединения их в диалектическом синтезе. При этом отражение выступает как всеобщая форма разделения социального бытия на объекта и субъекта; формой их диалектического синтеза выступает социальная практика - суть реализация преобразовательной функции субъекта по отношению к объекту. Таким образом, трансформация информации из материальной (потенциальной) в идеальную (социальную) является не просто закономерностью, но одним из законов социальной формы движения материи, который раскрывает информационную сторону этого движения, выступающую в виде социально-информационного процесса. Данные обобщения позволяют развить функциональное определение понятия "социальная информация", придав ему сущностное значение. Социальная информация есть такое отражение социальной практики, которое, вскрывая наиболее общие закономерности исторического процесса, отображенные в культуре общества, служит целям преобразования социального бытия. Определение позволяет раскрыть информационную составляющую культурогенеза. Широта и всеобщность этого определения реализуются в следующих моментах. Во-первых, в нем социальная информация рассматривается как отражение всей системы социальной практики, всех общественных явлений и процессов. Во-вторых, только на этой основе можно говорить об отражении социальной информацией закономерностей развития социума. В-третьих, речь идет о такой глубине отражения этих тенденций, которая позволяет сформировать определенный социокультурный образ данного общества и лежащий в его основе соответствующий генотип, как продукт его исторического развития. И, наконец, в данном определении социальная информация связана как с наличным социальным бытием, так и с заложенными в нем потенциями.
В модели коммуникации или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации. Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. В духе лингвистики Пражской школы, эта модель телеологична (от греческого слова, обозначающего ‘цель’), то есть показывает предназначение, функции языка. Современная социолингвистика, теория коммуникации и социология коммуникации также заимствовали модель Якобсона для описания коммуникативных процессов. В отличие от швейцарского языковеда, основателя структурной лингвистики, Фердинанда де Соссюра (точнее, от понимания идей Соссюра большинством его последователей), предлагавшего изучать языковую систему ‘в себе и для себя’, эта модель может учитывать не только сам язык, но и пользователя языка, включенного наблюдателя. Идею наблюдателя ввел в научный обиход Нильс Бор, участвовавший с Якобсоном в семинаре в MIT, автор принципа дополнительности в физике и в науке вообще. Этот принцип можно сформулировать следующим образом: нет антагонистических противоречий, описания разных наблюдателей дополняют друг друга. В своей работе "Лингвистика и поэтика" Якобсон представил речевую коммуникацию в виде следующих шести факторов, каждому из которых соответствует особая функция языка: Эмотивная (экспрессивная) функция связана с адресантом и имеет целью выражение его отношения к тому, что он говорит. В языке, как правило, одно и то же содержание даже интонационно мы можем оформить так, чтобы было понятно наше одобрение, осуждение и т.д. Р. Якобсон приводит пример, что актер Московского художественного театра в качестве эксперимента произносил фразу "Сегодня вечером" с помощью сорока различных интонаций. И что самое важное - эти интонации однозначно считывались аудиторией. Конативная функция отражает ориентацию на адресата. Сюда подпадают в числе прочего такие формы речи как звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника. Фатическая функция сориентирована на контакт, для нее важна не передача информации, а поддержание контакта. Это разговоры о погоде, разговоры во время празднования дня рождения, где самым важным становится не новизна информации, а процесс поддержания контакта. Мы часто проверяем контакт словами "Ты слушаешь?" Метаязыковая функция связана с кодом: не знал слова, мы можем спросить о его значении и получить ответ. Ответ может быть дан описательно, с помощью других слов, а может и просто с помощью показа предмета. Поэтическая функция направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения. Наша бытовая речь более сориентирована на содержание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.011 с.) |