Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды профессионально ориентированных коммуникаций.

Поиск

Выделяют следующие виды профессионально ориентированных коммуникаций:

- политическая;

- публичная;

- межкультурная;

- коммуникации в организациях.

 

1) Политическая коммуникация – процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой.

 

Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени. В политическую коммуникацию также включают «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику».

Политическая коммуникация выполняет следующие функции по отношению к политической системе и гражданскому обществу:

- информационная (главное содержание этой функции заключается в распространении необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании);

- регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм взаимодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом);

- функция политической социализации (способствует становлению необходимых норм политической деятельности и политического поведения);

- манипулятивная (способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам).

Модели политической коммуникации:

Основателями общей теории политической коммуникации были представители двух американских научных школ:

1) кибернетического направления в анализе социальных систем (К. Дойч и др.),

2) функциональный подход к изучению политики (инструментальные модели) (Г. Алмонд и др.).

К. Дойч рассматривает политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. Модель политической системы Дойча состоит из четырех блоков, каждый из которых связан с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков:

- получение и отбор информации;

- обработка и оценка информации;

- принятие решений;

- осуществление решений с учетом обратной связи.

Политическая система принимает информацию через так называемые рецепторы (внешнеполитические – информационные службы и др., внутриполитические – центры изучения общественного мнения), где происходят селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных.

Первой коммуникационной моделью политической кибернетики стала концепция политической системы общества, предложенная в 1953 г. канадским политологом Д. Истоном. В этой модели политическая система рассматривается как относительно обособленное, устойчивое, целостное образование, кибернетический «черный ящик», погруженный в изменяющуюся социальную среду и взаимодействующий с ней посредством своих «входов» и «выходов». На вход «черного ящика» из окружающей среды – общества поступает информация двух видов – требования и поддержка.

Кибернетическая модель Д. Истона была дополнена инструментальными моделями Г. Алмонда и Дж. Коулмана, в которых устанавливается определенное соответствие между отдельными категориями системно-кибернетического анализа и терминами, используемыми политической и правовой наукой. В их трудах были разработаны функции на «входе» политической системы общества:

- политическая социализация и рекрутирование,

- артикуляция и агрегация интересов,

- политическая коммуникация.

Функции на «выходе»: принятие правил и законов, их применение и контроль.

В модели Г. Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Для более поздних теоретических работ, затрагивающих проблемы политической коммуникации, характерно сочетание системно-кибернетического и структурно-функционального подходов, позволяющее рассматривать сферу политической деятельности как сложноорганизованную открытую систему, компоненты которой выделяются на основании их функциональных особенностей и свойств, обусловливающих и предопределяющих функции политической системы в целом.

Для политической коммуникации более актуальным и перспективным видится построение структурно-функциональных кибернетических моделей. Такое моделирование, будучи сознательно упрощенным отображением определенной части политической действительности, обладае рядом преимуществ:

- помогает организовать, упорядочить знание о процессах политической коммуникации путем логического обобщения множества различных частных случаев информационного взаимодействия и обмена, установления причинно-следственных взаимосвязей между наблюдаемыми явлениями;

- способствует объяснению политико-коммуникационных процессов, представляя их в наглядной и доступной для восприятия форме и тем самым освобождая теоретические построения от возможных усложнений, а также и от неоднозначного истолкования находящихся в поле зрения феноменов.

При использовании различных коммуникативных моделей передается три основных типа политических сообщений:

- побудительные (приказ, убеждение);

- собственно информативные (реальные или вымышленные сведения);

- фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

Кроме типов политических сообщений в системе политической коммуникации выделяют также три уровня информационных потоков:

1. Первый уровень обслуживает органы власти и управления (циркулирует в основном служебная информация).

2. Второй уровень – образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и другая информация).

3. Третий уровень обращается непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.

На сегодняшний день выделяют три основных способа политической коммуникации:

- коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);

- коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

- коммуникация через неформальные каналы.

 

2) Публичные коммуникации – это вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей.

Для публичных коммуникаций характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, т.е. формально установленным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии социальной группы.

Кроме того, статус публичности связан с официальностью обстановки общения, которая предполагает своевременное оповещение аудитории о теме сообщения и статусе выступающего и приглашение ее в определенное место и время. Официальное общение подчиняется определенному регламенту.

Выделяют следующие формы публичной коммуникации:

- устная

- письменная.

Устная публичная речь имеет преимущества перед письменной речью:

Во-первых, в устной речи больше каналов передачи информации (помимо слов большую долю информации несут жесты и интонация).

Во-вторых, контактная устная форма коммуникации обеспечивает непосредственную обратную связь с адресатом, что позволяет вносить коррекцию в речевое сообщение не только на этапе планирования и контроля, но и в момент непосредственного произнесения речи.

В-третьих, оратор с помощью специальных приемов может непосредственно внушить мысль контактно расположенной аудитории, заразить ее своими эмоциями.

3) Межкультурные коммуникации.

Понятие «межкультурная коммуникация» является производным от понятий «культура» и «коммуникация». Выше дана детальная характеристика коммуникации, и для того чтобы определить, что такое «межкультурная коммуникация», попытаемся выяснить, что такое культура.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле под культурой понимают сферу духовной жизни людей.

Существуют групповые отступления от общепринятых в той или иной культуре стандартов мышления и поведения. Если такие отступления варьируются в допустимых пределах, то они уживаются в данной культуре. В этом случае говорят о существовании субкультур в рамках одной культуры (например, молодежные субкультуры).

 

Субкультура – это отдельные группы людей, имеющих присущую им культуру, возникшую под влиянием культуры данного государства

 

Особенности восприятия «иного», механизмы коммуникации и адаптации, изменения в структуре личности, которые происходят в результате встречи с незнакомой культурой, являются ключевыми проблемами, вызывающими пристальное внимание специалистов в области межкультурной коммуникации.

На основе исследований коммуникации культур выделены шесть типов реакции на другую культуру и ее представителей:

Отрицание различий культур – тип восприятия, основанный на уверенности в том, что все люди в мире разделяют (или обязаны разделять) одни и те же убеждения, установки, нормы поведения, ценности. Это типичная позиция обывателя, убежденного, что все должны думать и поступать так же как он.

Защита собственного культурного превосходства – тип восприятия, в основе которого лежит признание существования других культур, но при этом складывается устойчивое представление о том, что ценности и обычаи чужой культуры представляют угрозу привычному порядку вещей, мировоззренческим устоям, сложившемуся образу жизни. Это достаточно активная (порой агрессивная) позиция, реализующаяся в утверждении непременного собственного культурного превосходства и пренебрежении к другим культурам.

Минимизация культурных различий – характеризуется признанием возможности существования инокультурных ценностей, норм, форм поведения и поиск общих объединяющих черт. Такой была типичная реакция советского человека на межкультурные различия внутри страны, когда ценностное содержание национальных культур, этнических и религиозных групп оказывалось скрытым стереотипными общесоветскими символами (об этом свидетельствует известная формулировка «новая историческая общность людей – советский народ»).

Принятие существования, межкулътурных различий – тип межкультурного восприятия, характеризующийся знанием другой культуры, в целом благожелательным к ней отношением, не предполагающим вместе с тем активного проникновения в инокультурную среду.

Адаптация к новой культуре – позитивное отношение к другой культуре, восприятие ее норм и ценностей, умение жить и действовать по ее правилам при сохранении собственной культурной идентичности.

Интеграция и в родную, и в новую культуры – тип реакции поликультурной личности, интериоризирующей инокультурные нормы и ценности в такой степени, в которой они начинают восприниматься как свои собственные, родные.

Для выработки положительного отношения к межкультурным различиям нужно преодолеть культурную замкнутость, порождающую негативные реакции.

На основе изучения реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа:

1. Первый этап – «медовый месяц», когда знакомство с новой культурой, ее достижениями или представителями рождает оптимизм, приподнятое настроение, уверенность в успешном взаимодействии.

2. Второй этап – «культурный шок». Это период крушения надежд, когда положительный эмоциональный настрой сменяется депрессией, смятением и враждебностью. Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: от преувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, бессонницы, страха.

3. Третий этап предполагает выработку разных стратегий поведения. В одном случае это «адаптация», когда формируется реалистическая оценка ситуации, возникает адекватное понимание происходящего, возможность эффективно добиваться собственных целей; в другом – «бегство» – полное отвержение новой культуры и неизбежное в этом случае отступление, бегство как в переносном смысле («уход в себя»), так и прямом, физическом смысле.

Сменяемость этапов в значительной мере зависит от продолжительности культурного контакта.

 

Коммуникации в организациях

Коммуникация – это функция управления, позволяющая при помощи правильно организованной передачи информации обеспечить надежное соединение всех звеньев предприятия и их взаимодействие («нервная система»). Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностные инструкций.

 

Организацию в широком понимании можно представляет как систему, образуемую определенными функциями: собственно организацией, коммуникацией и мотивацией.

 

В узком пониманииорганизация – это структура, конструкция, делающая возможным протекание процессов, связанных с движением («скелет»).

 

Выделяют следующие виды коммуникаций в организациях:

- Вертикальные коммуникации.

Составляющие вертикальных коммуникаций следующие:

постановка задач, приоритетов, ожидаемых результатов;

обеспечение вовлеченности подчиненных в решение задач;

обсуждение проблем эффективности работы;

достижение признания и вознаграждение с целью мотивации;

совершенствование и развитие способностей подчиненных;

сбор информации о назревающей или реально существующей проблеме;

оповещение подчиненных о грядущих изменениях;

получение сведений об идеях, усовершенствованиях и пожеланиях.

- Интерактивные (горизонтальные) коммуникации в организациях возникают в процессе взаимодействия с лицами, равными по положению. Они обеспечивают человеку необходимую социальную поддержку.

Маркетинговые коммуникации – это процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью предоставить ему товар или услугу, организации в привлекательном для целевой аудитории свете.

Основная цель маркетинговых коммуникаций – воздействие на поведение потребителей.

Соответственно, можно выделить дующие задачи маркетинговых коммуникаций в организации:

- информирование аудитории о существовании определенных товаров и услуг, объяснение их предназначения;

- убеждение – формирование благоприятного отношения потребителя к организации и ее маркам;

- создание образа – формирование образа организации, связанного с дифференциацией потребителем марок выпускаемого продукта;

- подкрепление – удержание постоянных потребителей.

Контрольные вопросы:

1. Назовите виды профессионально ориентированных коммуникаций.

2. Дайте характеристику политической коммуникации.

3. Что собой представляют публичные коммуникации?

4. Назовите особенности межкультурных коммуникаций.

5. Назовите виды и формы коммуникации в организациях.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.009 с.)