Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Письменноречевая коммуникация: свойства, виды и функции. Навыки техники письма и его чтения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Письменная коммуникация играет особую роль в профессиональной деятельности современного руководителя. Создание текстов в условиях открытого информационного общества предполагает овладение специальными умениями – языковыми, интеллектуальными и коммуникативными. Новая философия управления требует от руководителя развития таких личностных и профессиональных качеств, как умение ориентироваться в различных ситуациях, критически оценивать и обобщать собственный опыт, ставить достижимые цели и прогнозировать результаты. Для этого, в свою очередь, требуется развитие аналитических умений, структурного, системного и стратегического мышления, искусства убеждать и излагать мысли четко, ясно и аргументированно. С другой стороны, развитие новых технологий привело к усложнению форм коммуникации и преобладанию текстовой, письменной формы общения. Если в устноречевой коммуникации мы обращаем внимание на специфическую речевую деятельность говорящего и слущающего, то в письменноречевой внимание акцентируется на ролях пишущего (создающего текст, автора (тродуцируемого речевого произведения) и читающего или читателя. Возможны и такие ситуации, когда один и тот же человек выступает в обеих ролях, например автор реферата читает вслух, однако чаще эти роли дифференцируются. Чтение и письмо являются самодостаточными видами речевой деятельности, и рассматривать их необходимо обособленно. Так же, как в устноречевой коммуникации имеет место постоянное взаимодействие и взаимовлияние говорения и слушания в процессе установления взаимопонимания коммуникантов, в письменноречевой письмо и чтение объединяются по разным основаниям и между собой, и с устными формами Письмо и чтение объединяются по такому основанию, как форма общения адресанта и адресата информации. Они реализуют письменную, опосредованную временем и расстоянием форму общения и решают задачи приема-передачи информации, предлагая ответы на вопросы: кто (автор текста, читатель)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой ситуации (сфера общения)? Опосредованно (через текст) обращается к кому (к какой аудитории)? Прогнозирует (предполагает) какую реакцию (насколько отсроченную, повторяющуюся и т.д.)? Письменноречевая коммуникация предполагает частичное подключение видов устноречевой деятельности для достижения результата передачи-получения информации. Так, письмо и говорение реализуют процессы выражения мыслей, чувств, волеизъявлений человека (адресанта) и, следовательно, служат информационной базой общения. Чтение и письмо, реализуя письменное общение, служат целям не только установления контакта или получения информации в данный момент времени, но и фиксации этой информации для последующей передачи ее через письменные тексты или в устной форме в процессе предъявления извлеченных во время чтения знаний, фактов, сведений и т.д. Заметим, что продуктивным видам речевой коммуникации (говорению и письму) предшествует такой вид деятельности, как думание. Он предполагает (включает в себя) внутренний способ формирования и формулирования мысли. Говорение и письмо – продуктивные виды, выраженные в процессах построения, создания мыслительных задач для адресатов. Слушание и чтение – внешне выраженные процессы внутренней мыслительно-речевой активности, которые вызываются необходимостью формирования и формулирования заданного извне смыслового содержания, т.е. решения мыслительной задачи вербальными средствами для собственной пользы. Письменноречевая коммуникация, имея некоторые сходные черты с устноречевой, отличается большей подготовленностью и независимостью от времени и условий протекания, употребление более развернутых, литературно оформленных речевых оборе. Задача участников письменноречевой коммуникации – добиться адекватности выражения-восприятия информации независима временной отсроченности или условий протекания. В процессе письменноречевой коммуникации, опосредованной общими (взаимосвязанными) установками коммуникантов, роли распределяются по известной схеме. Автор (адресант) письменноречевого произведения воплощает свои действия в передаче мыслей, идей, знаний обобщенному (абстрактному) собеседнику (читателю), который не обязательно реагирует на полученную информацию немедленно и не всегда известен автору. Читатель (адресат) информационного текста воспринимает его как общее содержание текста, так и стратегический замысел автора. Смысловое восприятие прочитанного выражается в приятии; или неприятии точки зрения автора, следовании полученным рекомендациям или в попытке переосмыслить текст, выражая в устных или письменных реактивных действиях собственное видение предмета. Взаимопонимание между пишущим и читающим чаще всего устанавливается в тех сферах и ситуациях общения, которые подразумевают точную адресацию произведений и общий язык коммуникантов. Письменная речь (в отличие от устной) воспринимается как функция социально-культурного, познавательного общения и чаще воплощается в опосредованном текстом межличностном общении адресанта и адресата. Стилистически письменная речь тяготеет к литературным, книжнописьменным стилям (научному, художественному, публицистическому, деловому). Безусловными признаками письменной речи (кроме речи отдельных персонажей произведений) являются: - логичность; - развернутость; - избыточность; - нормативность; - стилистическая соотнесенность и т.д. 2.4. Невербальная коммуникация: слуховая, зрительная, кожнотактильная, хеморецепция (обоняние, вкус), теплорецепция (чувство тепла, холода). Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.
Ядро невербального поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия. В принципе между речевым и неречевым сообщениями возможны соотношения трех типов: - неречевое сообщение согласуется с речевым, усиливает его (например, неприязнь к человеку, выраженная словесно, подчеркивается отталкиванием, увеличением дистанции); - неречевое сообщение противоречит речевому (например, человек сообщает партнеру о своих симпатиях к нему, но при этом сдвигает брови, морщит лоб, раздувает ноздри); - неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое (например, человек обсуждает деловую проблему, а на невербальном уровне отражается информация об эмоциональных отношениях с партнером). Невербальное поведение считается многими исследователями той частью общения, которая с трудом поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Несмотря на это невербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения. Установлено, что люди получают в процессе невербальной коммуникации следующую информацию: - эта информация о личности коммуникатора, которая включает сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его «Я» – образе и самооценке, личностных свойствах и качествах, коммуникативной компетентности, социальном статусе; - это информация об отношении участников коммуникации друг к другу, их желаемом уровне общения, характере или типе отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение), динамике взаимоотношений; - это информация об отношении участников коммуникативного процесса к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Невербальное поведение может проявляться следующим образом: - выступать как средство, дополняющее речь; - как «автономный текст», существующий параллельно речи; - выступать как единственное средство общения. Выделяют следующие виды невербальной коммуникации: - слуховая; - зрительная; - кожнотактильная; - хеморецепция (обоняние, вкус); - теплорецепция (чувство тепла, холода). Главным компонентом здесь является кинестетика – зрительно воспринимаемый диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица. Центральное место в кинестетике занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на выразительные движения и физиогномику. С помощью акустического канала отражается просодическая структура невербального поведения. К ней примыкает экстралингвистическая структура (речевые паузы и психофизиологические реакции человека – плач, кашель, смех, вздохи и т.д.). Такесика – область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку всех нюансов физического контакта.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.014 с.) |