Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Связи с общественностью как социальный феноменСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие связи с общественностью (public relations, PR) еще недавно малоизвестное и непривычное для бывшей советской политической культуры и ментальности, в последние годы буквально ворвалось в нашу жизнь. Написаны уже десятки книг на эту тему, публикуются статьи и материалы на страницах журналов и газет, создаются курсы, проводятся отдельные семинары и конференции, устраиваются шумные презентации. Словом, данное понятие вошло в моду, стало визитной карточкой нового времени. В этом нет ничего удивительного. Весь цивилизованный мир уже не просто привык к нему, но и превратил PR в эффективно работающую науку и практику взаимоотношения и согласия между разнообразными субъектами жизни гражданского общества. Инструментарий связей с общественностью позволяет решать экономические, политические, социальные и другие задачи с помощью изменений, вносимых в информационное пространство. Вступая в информационное общество, человечество все более и более будет полагаться именно на такого рода технологии. Но одно обстоятельство не может не беспокоить. Из-за своей «модности» понятие PR часто употребляется к месту, и не к месту, и зачастую в него вкладывается весьма извращенный смысл. Внимание концентрируется преимущественно на поверхностных элементах, на надводной части этого громадного айсберга. Свидетельством такой поверхностности стало распространенное мнение о public relations только как о методе «одурачивания населения», используемом нечистоплотными политиками. Однако истинное предназначение PR не только не преследует цель обманывать общественность (это весьма не дальновидно), но и наоборот предполагает налаживание и поддержание взаимовыгодных отношений между организациями (в том числе и госорганами) и общественностью, когда и организация, и «ее» общественность выступают равноправными партнерами. Логика развития связей с общественностью как специфического вида деятельности не могло не привести сначала к обособлению этого вида деятельности, а затем и к формированию его теоретических оснований. По прошествии времени и по мере накопления и обобщения практических и теоретических материалов стали формироваться и предпосылки к становлению новой науки – науки о связях с общественностью. Цель нашей лекции – анализ связей с общественностью как науки, имеющей свою специфику, структуру, функции, место в системе наук, и как совокупности социальных практик, направленных на производство эффективного публичного дискурса социального субъекта. План. 1. Наука о связях с общественностью: специфика, структура, функции, место в системе социально-гуманитарных дисциплин. 2. Связи с общественностью как специфический вид управленческой деятельности. Связи с общественностью, паблисити, реклама, пропаганда, журналистика, маркетинг: соотношение понятий. 3. Модели PR-деятельности (по Дж. Грунигу). 4. Принципы и функции связей с общественностью. 1. Наука о связях с общественностью: специфика, структура, функции, место в системе социально-гуманитарных дисциплин. В русскоязычной литературе, посвященной теории и практике связей с общественностью насчитывается, по крайней мере, 12 вербальных конструкций, обозначающих данный феномен. Какой же из вариантов представляется наиболее точным и соответствующим правилам русского языка? Можно выделить две генеральные традиции, постепенно выстраивающиеся у российских авторов. Первая традиция опирается на английский термин в его родовом написании, другая связана с транскрибированием русскими буквами фонетической версии английского словосочетания. Обе линии нашли своих последователей. Так, первой придерживаются А. Зверинцев, Г.Тульчинский, Е. Блажнов, И. Викентьев и другие, второй — И.Яковлев, И. Алешина, Г. Почепцов, переводчики работ С.Блэка, Д. Доти и др. Не составляют исключения и два профессиональных журнала — московский «Советник» и петербургский «ПР-диалог». Авторы первого издания пользуются двумя англоязычными вариантами и их русским аналогом — связи с общественностью. Во втором используются термины ПР и паблик рилейшнз, а также их русская версия — связи с общественностью. Анализ аргументов сторон показал, что большинство исследователей каноническим и прижившимся признают словосочетание связи с общественностью. Легитимность термину «связи с общественностью» придает следующее: 1) наличие соответствующей специальности высшего образования — 022000 с использованием именно такой формулировки; 2) это словосочетание является основным смыслообразующим началом в официальном названии главной профессиональной общественной организации — Российской ассоциации по связям с общественностью; 3) факты его использования в большинстве авторитетных публикаций и в практике управления корпоративным публичным дискурсом организаций, а значит, и факт согласия на этот предмет. Если же рассматривать проблему выбора между public relations и паблик рилейшнз, то следует отметить, что эволюция статуса рассматриваемого термина идет от иноязычного вкрапливания[1] к заимствованию[2]. Однако в связи с тем, что данное словосочетание еще «не прижилось» в русском языке мы будем использовать англоязычное написание, причем без кавычек и со строчных букв, а в качестве аббревиатуры – PR. - В чем могут быть недостатки использования терминологии иностранного происхождения? В каких случаях и почему, на ваш взгляд, оправданы заимствования иностранной терминологии? - Подумайте - может быть, у вас имеется мнение относительно возможных удачных русских эквивалентов термину public relations? (Вопросы студентам) Заметное развитие связей с общественностью в наше стране и превращение их в одну из учебно-научных дисциплин и востребованную обществом профессию с необходимостью ставит перед исследователями непростые вопросы, связанные с определением объектно-предметной области связей с общественностью, ее структурообразующих проблем и разделов, категорий и функций, в границах которых собственно и структурируется новая сисЛекция знания, выясняется ее соотношение со смежными дисциплинами. Эти вопросы принципиально значимы, ибо любое знание может претендовать на самостоятельность (в академическом аспекте) при условии, если имеет свой предмет исследования, свои особые проблемы, методы и методики их изучения в системе определенных, присущих данному виду знания категорий. Основные характеристики науки о связях с общественностью (PRлогии) заключаются в следующем. 1. Наука о связях с общественностью - это формирующаяся наука, находящаяся на начальном этапе своего становления. По ряду измерений она еще не отделилась от практики и в некоторых своих предметных разделах находится в эмбриональном виде. На особенности исторической судьбы PRологии оказала влияние некая спиралевидность ее становления, присущая большинству практически ориентированных дисциплин. Спираль образования подобной науки — от практики к обобщению практики, затем к теоретическим построениям и потом обратно к практике. В дальнейшем эта спираль постоянно воспроизводится. 2. Наука о связях с общественностью - это социальная наука, т.е. научная дисциплина, относящаяся к континууму наук, изучающих общество. Очевидно, что теория, методология и технология оптимизации публичной коммуникации социального субъекта связаны как с анализом функционирования организации в социальной среде, так и с изучением закономерностей динамики массового сознания. И то и другое, равно как и смежные Лекциятические поля, входят в предметное пространство социальных наук и изучаются также социологией, социальной психологией, экономическими науками и т.д. 3. PRология является информационно-коммуникативной дисциплиной, принадлежащей к сообществу социальных наук. Такое понимание науки о PR связано со спецификой ее предметной области. Связи с общественностью можно определять с различных позиций, но ни один подход не игнорирует того, что основанием, на котором строятся все конструкции PR, является информация. В силу того, что PR-деятельность неотделима от работы с информацией, а любой вид социального взаимодействия, связанный с ней, представляет собой коммуникацию, PRология может считаться информационно-коммуникативной социальной дисциплиной. В числе наук, имеющих отношение к формированию ее теоретического базиса одно из заметных мест принадлежит теории коммуникации. 4. PRология является прикладной социальной наукой. Смысл заключается в том, что она в существенной мере ориентирована на практику формирования эффективного публичного дискурса социального субъекта, и в этом плане, подобно большинству технических наук, может рассматриваться как своеобразная технологическая дисциплина. Как для специалиста в области технических наук предметом исследования может быть обоснование эффективной технологии производства какой-либо продукции, конструирование узла определенного механизма или разработка концепции программного обеспечения компьютера, так и для PRолога таким предметом выступает технология формирования и продвижения имиджа, конструирование события как основания для PR-акции или разработка программы последней. 5. Наука об общественных связях может рассматриваться как комплексная, интегративная отрасль знания, возникшая на стыке множества фундаментальных и прикладных дисциплин. Формирование наук подобного рода, которые также иногда называют синтетическими, в целом может рассматриваться как общая тенденция развития процессов познания объективного и субъективного мира второй половины двадцатого столетия. К числу комплексных научных дисциплин можно отнести кибернетику, теорию коммуникации, экологию, к этому ряду принадлежит и PRология, функционирующая в фокусе теории коммуникации, теории менеджмента, психологии, социологии, политической науки. Комплексность, синтетизм PRологии вытекают из комплексности деятельности в сфере PR, из множественности функций специалиста по связям с общественностью. Эти характеристики в результате порождают синергический эффект, который, по существу, и образует новую дисциплину. Комплексность науки PR обусловлена еще и особенностями ее исторического становления, а также спецификой обслуживающих ее специалистов. Это были люди различных областей знаний — журналисты, литераторы, политики, социологи, психологи, профессионалы в области управления сознанием и массовой коммуникации и многие другие. Таким образом, мы выяснили, что PRология — это социальная наука прикладной направленности, имеющая комплексную междисциплинарную природу и находящаяся на этапе своего формирования. Объектом науки о связях с общественностью как социальной науки является социальная реальность. Но поскольку PRлогия – это информационно-коммуникационное знание, ее объектом выступает социальная коммуникация. Предметом PRлогии являются связи с общественностью как совокупность социальных практик, направленных на производство и воспроизводство эффективных публичных дискурсов и оптимизацию информационных взаимодействий между социальными субъектами и их целевыми группами. Под дискурсом в социологии понимают «вид речевой коммуникации, основанный на обсуждении и обосновании любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников». В теории коммуникации и социальной семиотике дискурс — это «социальный процесс, в который включен текст». Дискурс функционирует как продукт аргументированного обсуждения той или иной проблемы, имеющей в своем основании текст, или любое кодифицированное, опирающееся на какой-либо языковой носитель сообщение. В качестве обособленной отрасли знания PRология способна реализовывать практически все присущие социальной науке функции: теоретико-познавательную, практически-преобразовательную, воспитательно-образовательную. В теоретико-познавательной функции наука о public relations направлена на изучение, описание и анализ PR-практик, представленных в пределах социальной реальности, на выявление тенденций и закономерностей функционирования и развития этой сферы человеческой деятельности. В рамках теоретико-познавательной функции реализуются также функции PRологии меньшей степени общности, такие, как описательная, направленная на точное и правдивое отражение феноменологии мира PR, и прогностическая, задачей которой является разработка научно обоснованных прогнозов развития данной сферы, определение перспектив создания и внедрения новых PR-технологий, а также оценка социальных и социально-политических последствий реализации тех или иных проектов, технологий и их элементов. Группа управленческо-преобразовательных функций PRологии связана с теми социальными ролями данной дисциплины, которые обеспечивают включение ее выводов и рекомендаций в управленческую практику, в процессы преобразования социальной реальности. С данными функциями связаны различные процедуры разработки новых или модернизации имеющихся PR-практик. Отдельная сфера реализации управленческо-преобразовательных функций — сама деятельность по связям с общественностью, ее менеджмент, эффективность, финансово-экономические и организационные аспекты. Воспитательно-образовательные функции PRологии заключаются, во-первых, в обеспечении подготовки кадров для новой сферы деятельности — public relations, во-вторых, в информировании общества об этой сфере деятельности и ее популяризации, т.е., образно говоря, в обеспечении «public relations для public relations» и, в-третьих, в поддержании определенных профессионально-этических норм в профессиональном сообществе PRменов, воспитании этого профессионального сообщества и формировании профессиональной этики и корпоративного духа. Если рассматривать структуру PRологии как научной дисциплины, направленной на изучение теории и практики связей с общественностью, то для решения этой задачи целесообразно воспользоваться методологическими подходами, принятыми в структуризации иных социальных наук, имеющих более длительную историю, например в социологии. На основании критерия уровня получаемого знания можно выделить теоретическую и эмпирическую PRологию. Если первая опирается на обобщение накопленного эмпирического материала, на обогащение теоретического базиса связей с общественностью, то сущность второй заключается в сборе и обобщении конкретной информации о функционировании сферы PR, в описании реальных PR-практик. Эмпирическое исследование сферы PR состоит в установлении и обобщении социальных фактов, связанных с данным видом социальных взаимодействий, посредством прямой или косвенной регистрации событий или их признаков, характерных для изучаемого феномена. В рамках теоретической PRологии исследователь оперирует научными понятиями, категориями, отражающими существенные свойства PR как социальной деятельности, социальной коммуникации или социального института. В эмпирическом PR-исследовании предметом анализа выступают действия, поступки, характеристики поведения, деятельности или функционирования индивидуальных, групповых и институциональных субъектов PR-коммуникации, конкретные продукты PR-деятельности, а также ее отражение в фактах сознания. Методика и инструментарий эмпирического PRологического исследования предназначены для регистрации и обобщения соответствующих социальных фактов в понятиях, вырабатываемых с помощью теоретического анализа. На основании критериев целей, задач и функций познавательного процесса может быть выделена фундаментальная и прикладная PRология. Первая направлена на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой науки. Фундаментальные теории PR должны быть ориентированы на решение научных проблем, связанных с формированием и развитием самого PRологического знания, его концептуального аппарата, методологии и методики PR-исследований. Фундаментальные исследования отвечают на два вопроса: «Что познается?» (объект и предмет) и «Как познается?» (метод), — т.е. связаны с реализацией познавательных функций. Функции прикладной PRологии иные, так как она направлена на изучение практических вопросов организации эффективных PR-практик, на решение актуальных проблем функционирования связей с общественностью в макросоциальном пространстве и конкретных внутренних проблем самого PR. Прикладная PRология отвечает на вопросы «Для чего познается?» и «Как сделать?». Ее задача — найти средства и способы достижения поставленных практических целей, определить пути и способы использования познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей. По предметному критерию мы предполагаем структурировать PRологию на отраслевые дисциплины, имеющие своим предметом PR в специфических, предметно обособленных сферах деятельности. В самом общем виде можно говорить о политической PRологии, административной PRологии, экономической PRологии (или бизнес-PRологии) и шоу-бизнесе (или культурно-досуговой) PRологии. Подобная структура основывается на сложившейся к настоящему времени практике отраслевого (предметного) разделения труда в сфере PR. Предметом политической PRологии являются связи с общественностью, реализуемые в политической сфере общественной жизни, административной — связи с общественностью, субъектом которых выступают государственные институты. Экономическая PRология изучает PR для субъектов рыночных отношений, функционирующих в рамках классического бизнеса. Шоу-бизнес PRология в качестве своего предмета имеет особую сферу публичных коммуникаций, которая связана с функционированием культурно-эстетических ценностей, продуктов шоу-бизнеса и других нематериальных досуговых продуктов, кроме того, по предметному критерию можно выделить также историческую PRологию, направленную на изучение истории функционирования PR как специфического вида деятельности и социального института. Следующий вопрос - это вопрос о научном статусе новой дисциплины — науки о связях с общественностью. На наш взгляд, наиболее точным будет понимание PRологии как социологической теории среднего уровня. Данный термин мы понимаем в интерпретации, предложенной Робертом Мертоном. Согласно его концепции, создание теорий среднего уровня является генеральной линией развития социального знания. Главная цель теории среднего уровня — обеспечить концептуальную связь между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования социальной реальности. По нашему мнению, наука о PR отвечает этим критериям. Используя самостоятельный операциональный понятийный и методологический аппарат, она аккумулирует эмпирические данные, фиксирует и обобщает рефлексию PR-практик и затем на этой базе выстраивает теорию функционирования связей с общественностью как особой сферы социальных отношений, как социального института специфического вида и, наконец, как элемента системы более общего порядка — социума в целом. Определив, таким образом, специфику PRлогии как научной дисциплины, обратимся к анализу связей с общественностью как особого вида социальной деятельности, предназначенного для выполнения определенных общественно необходимых функций. Многообразие подходов PR начинается из многочисленных определений. По подсчетам специалистов в литературе существует около тысячи дефиниций, характеризующих сущность данного явления. Всю совокупность определений связей с общественностью можно подразделить на пять основных групп. Трактовка данного понятия в рамках каждой из них имеет то или иное ключевое слово, за которым скрывается специфическое понимание онтологического статуса PR. В первую группумы отнесли все определения, которые рассматривают public relations как науку и искусство (либо по отдельности науку или искусство) решения определенных, необходимых для социальной организации задач. Этой точки зрения придерживаются Э. Бернэйз, С. Блэк, Н. Арнольд и отчасти Г. Почепцов. Вторая группаобъединяет дефиниции PR как деятельности особого рода (управленческой, коммуникационной, организаторской и т.п.). В эту группу входят определения, содержащиеся в изданиях Британского института связей с общественностью (IPR), в словаре «Политология», работах А. Зверинцева, Г. Тульчинского, И.Яковлева и др. Третью, пожалуй, самую многочисленную группусоставляют определения связей с общественностью как специфической функции управления или функции менеджмента. В такой экспликации рассматривают PR Р. Харлоу, И. Алешина, М. Менчер, А. Ужанов, авторы «Словаря новых иностранных слов» МГУ и др. Четвертая группаопределений (дефиниции Т. Ханта и Дж. Грюнига, А. Векслер, Г. Почепцова) трактует public relations не как функцию менеджмента, а как собственно управление или менеджмент (менеджмент коммуникаций). Существуют также более узкие по сравнению с четырьмя основными, группы определений, которые в качестве ключевых слов используют термины «общественное мнение», «паблисити», «общественное отношение», «приемы и методы убеждения» и т.п. Анализ произведенных классификаций показывает, что достаточно широкий разброс ключевых понятий, применяемых различными авторами при образовании дефиниции PR, на самом деле может быть сведен к ограниченному кругу понятий, за которым стоят различные понимания онтологического статуса этого феномена. В качестве базисной категории применительно к public relations можно избрать категорию деятельности. Деятельностная трактовка PR является наиболее общей и одновременно обеспечивает необходимую и достаточную для социологической интерпретации строгость анализа. Для социологии деятельность является одной из ключевых категорий. Под социальной деятельностью понимается «способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Деятельность обладает такими чертами, как сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер». Субъектами социальной деятельности выступают индивиды, социальные общности различной природы, социальные институты и социальные организации. Связи с общественностью, несомненно, представляет собой деятельность или существует как деятельность, в форме ее специфического вида. У PR присутствуют все атрибуты деятельности: субъект, предмет, цель и целесообразный характер, средства, результат и сам процесс деятельности. Именно деятельностный статус следует рассматривать как исходный, базисный онтологический статус PR. Некоторые другие определения, положившие в свое основание понятия, имеющие деятельностную природу, не противоречат обозначенной базисной трактовке public relations и могут рассматриваться как ее производные. Так, специфическими видами деятельности могут считаться наука, искусство, менеджмент, формирование общественного мнения и т.д. Для того чтобы адекватно отразить сущность public relations как специфической социальной деятельности, необходимо последовательно рассмотреть важнейшие ее атрибуты, к которым относятся цель, субъекты, характер и содержание, средства, результат и сам процесс деятельности. - На основе изложенного в лекции материала заполните таблицу «Сущностные характеристики связей с общественностью» (Задание студентам).
Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.015 с.) |