Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 7. Общественность в сфере public relationsСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План. 1. Понятие общественности. 2. Идентификация целевых групп общественности. Целевые и приоритетные группы общественности. 3. Организация коммуникаций с различными группами общественности. 1. Понятие общественности. В теории и практике public relations одним из ключевых является понятие «общественность», однако немногие практикующие в данной области специалисты имеют ясное представление о сущности этого явления. Большинство использую это понятие как «что-то противоположное личному», другие приравнивают общественность к аудитории телезрителей, читателям газет и журналов. Хотя есть и такие, которые определяют общественность как группы работодателей, покупателей и т.п., однако без их отличительных признаков. Если далее анализировать, имеющиеся в практике точки зрения на «общественность можно выделить несколько основных подходов к определению данного понятия. Сторонники первого подхода (который условно можно назвать журналистским) отождествляют общественность с понятием «аудитория» и определяют общественность как объект определенных форм влияния, реципиента информации, что предполагает наличие некой пассивности. Однако с точки зрения теории и практики public relations любая пассивность аудитории для специалиста в сфере связей с общественностью (особенно если такой аудиторией являются группы, существенно влияющие на функционирование организации) означает, что по вине организации как таковой или вследствие просчетов ответственных за область PR в организации не все благополучно. Поэтому не случайно постоянно разрабатываются и активно проводятся кратко- и долговременные PR-кампании, направленные на то, чтобы пассивную аудиторию превратить в активную группу людей, живо откликающуюся на политику, линию поведения, продукцию данной организации или фирмы. Еще один подход к определению общественности можно обозначить как ситуативный. Сторонники этого подхода подразумевают под общественностью группу людей, сложившуюся под влиянием определенных обстоятельств, осознающих проблемность ситуации и реагирующих на нее одинаковым образом. В 1940 году социолог Х. Блумер и философ Джон Дьюи предложили два определения общественности, которые и легли в основу этого подхода. Х. Блумер проводит различие между общественностью и толпой, массой. Толпа гетерогенна, а общественность (как группа) гомогенна. « Индивидысоставляют массу не потому, что они имеют что-то общее, а потому, что они потребляют продукцию одних и тех же средств массовой информации или просто живут в одном и том же городе или стране. Члены же группы, наоборот, чем-то объединены, испытывают давление со стороны одной и той же проблемы или вопроса»[24]. Согласно Х. Блумеру термин «общественность» используется по отношению к группе людей, которые: а) сталкиваются с какой-то проблемой; б) разделяются во мнениях относительно подхода к решению этой проблемы; в) вступают в дискуссию по данной проблеме. Как таковую ее следует отличать от общественности в смысле составляющих нацию людей, а также от приверженцев, например,кинозвезды, которых также называют общественностью. То есть, наличие проблемы, дискуссии иколлективного мнения является отличительным признаком общественности. С позиций социальной науки такое единство характеризуется тремя уровнями: уровнем потребностей (а), уровнем интересов (б) и уровнем мотивации к действию по удовлетворению общей потребности (в). Х. Блумер относит общественность к элементарным и спонтанным коллективным группированиям, потому что она возникает не в результате замысла, а в качестве естественного отклика на определенную ситуацию. Ее существование основано на наличии определенной проблемы. И поскольку эти вопросы разнообразны, разнообразными являются и соответствующие общественности. А факт существования определенной проблемы означает наличие такой ситуации, которая не может быть разрешена на основе какого-то культурного правила (это может быть у устоявшихся групп с традициями или культурными моделями), но только на основе коллективного решения, достигнутого в процессе дискуссии. В этом смысле общественность есть спонтанное и непредустановленное группирование. Дж. Дьюи дает определение общественности во многом совпадающие с вышесказанным. По его мнению, общественность — это группа людей, которые: а) сталкиваются со схожими проблемами; б) признают, что проблема существует; в) организуются, чтобы сделать что-то для решения проблемы. Таким образом, утверждается, что единство возникает на уровне потребностей (а); уровне осознания потребности (б) и уровне поведения на удовлетворение потребности (г). То есть единство группы — это неоднородный показатель и можно выделить несколько уровней, которые проходит группа на пути своего формирования. Это очень важный аспект проблемы взаимодействия, так как в зависимости от того, на каком уровне развития находится группа, во многом зависит восприятие и оценка ею организации и степень влияния на нее. С другой стороны, определяя общественность, Х. Блумер и Дж. Дьюи исходили из того, что общественность состоит из индивидов, которые выделяют одни и те же проблемы и планируют одинаковое поведение в решении этих проблем. И члены общественности могут вести себя одинаково, даже не видя лиц друг друга. В том и другом случает общественность функционирует как простая сисЛекция, воспринимающая одинаковую информацию и «выдающая» одинаковое поведение. Важный вывод, как подтверждающий и сегодняшний взгляд на проблему взаимодействия различных групп общественности, следует из приведенных рассуждений: границы общественности задаются из категории совместной деятельности. Из наших специалистов в области PR ситуативного подхода придерживается Синяева И.М., которая определяет общественность как группу людей, выражающих по какой-либо проблеме определенное мнение, а также реагирующих на события и возникающие ситуации[25]. Похожая концепция общественности, только более операциональная, представлена в монографии И. Алешиной: «Общественность — это группа людей, во-первых, оказавшихся в аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации и, в-третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию»[26]. Однако в приведенных дефинициях не нашли отражение следующие характеристики, важные для понимания сущности общественности. Во-первых, наряду с общими осознанными интересами, существуют общие ценности субъектов социального отношения и, во-вторых, только наличие статуса публичности, предполагающего открытость (общедоступность) и ориентацию на общий интерес (общее благо), придает субъектам характер элементов общественности. Кроме того, рассмотрение общественности только как суммы составляющих ее индивидов полностью не отражает сегодняшнее видение проблемы социальных наук. Общественность должна рассматриваться как своеобразное целое, образовавшееся в рамках межгрупповой активности. Таким образом, для того, чтобы тот или иной социальный субъект стал элементом общественности необходимы следующие условия: · наличие у него общего интереса или общей ценности с другими субъектами; · осознание (или эмоциональное переживание) этого интереса или ценности как общего с другими субъектами; · представленность этого общего интереса или общей ценности в актуальном публичном дискурсе; · включенность субъекта в отношения коммуникации. Общественность с одной стороны субъектна и не существует вне субъектов с их индивидуальными сознаниями, с другой - объектна и всегда формируется вокруг того или иного объекта, имеющего содержание, наполненное общими интересами и ценностями, их проекциями и прочими формами инобытия. Деятельность организации «создает» общественность и непосредственно или опосредовано задает ее границы. Состав общественности зависит от содержания деятельности организации и от социальных реакций на эту деятельность. Данное понимание общественности можно считать универсальным, представляющим ее в наиболее общем виде. Однако PR – специалисты в каждом конкретном случае имеют дело не с «общественностью вообще», а с определенными группами общественности, поэтому наряду с вышеуказанным определением, в сфере PR используется и более узкое, специализированное определение. 2. Идентификация целевых групп общественности. Целевые и приоритетные группы общественности. Под общественностью в узком смысле мы будем понимать элемент широкой общественности, интересы и ценности которого связаны с рыночной, социально-политической или иной, имеющей публичный статус, деятельностью субъектов PR. Такую общественность называют целевой общественностью или целевой группой. Рассматривая соотношение понятий общественности (в широком смысле) и целевой общественности, следует учитывать три обстоятельства. 1. В каждый определенный момент общественность состоит из множества целевых общественностей, организованных вокруг актуальных публичных дискурсов. У каждого институционального субъекта публичной сферы — коммерческой фирмы, политической партии или административного органа — существует свой актуальный публичный дискурс, реализующийся вне зависимости от того, осуществляет этот субъект свой PR или нет. И если допустить такую возможность, что отсутствие PR-деятельности — это тоже PR только с нулевым эффектом, то можно сказать, что целевых общественностей в составе широкой общественности ровно столько, сколько подобных субъектов и соответствующих PR –практик в публичной сфере. 2. Один и тот же субстанциональный элемент общественности — индивид или социальная общность — может одновременно быть включенным в несколько публичных дискурсов и выступать как представитель разных целевых общественностей. Например, семьи с детьми могут быть целевой общественностью одновременно для PR правительства, трансформирующего социальную политику; оппозиции, предлагающей свой вариант решения социальных проблем; негосударственных образовательных институтов, распространяющих различные версии платного образования; туристических компаний и фирм по производству подростковой одежды или спортинвентаря и т.п. 3. Целевая общественность может образовываться спонтанно, в силу наличия публичного дискурса, и целенаправленно, в результате PR-деятельности. PR- специалисты хорошо знают, что любая профессиональная PR-акция способствует формированию «своей» общественности, старательно моделирует, корректирует и воспитывает ее. Вопрос «Как идентифицировать целевые группы общественности в каждом конкретном случае?» является основным в деятельности PR- специалиста. Для ответа на него обратимся к существующим разработкам в данной области. Достаточно часто для определения целевых групп используют имеющиеся в литературе классификации общественности. Одной изнаиболее встречаемых и вместе с тем слишком обобщенных классификаций общественности является деление ее на две группы: внешнюю и внутреннюю. Внешнюю общественность составляют группы людей, непосредственно не связанные с организацией: пресса, государственные органы, работники сферы образования, клиенты, жители ближайшей к организации местности, поставщики и др. Внутренняя общественность — группы людей, входящие в состав собственно организации: рабочие, инженерно-технические работники, руководители, акционеры, совет директоров и т.д. Однако, несмотря на широкое распространение в научной и учебной литературе, эта классификация малополезна для практического использования. Более плодотворной считается классификация общественности, предложенная американским исследователем Дж. Гендриксом (Хендриксом). Для целенаправленной коммуникативной работы всякой организации он рекомендует выделять следующие группы общественности: 1) работники средств массовой информации (местные, общенациональные, специальные каналы); 2) общественность собственно организации, в том числе руководящий и обслуживающий персонал центрального офиса, главные избранные и назначенные специалисты разного профиля, заслуженные и почетные члены организации, производственный персонал разных уровней, обслуживающий персонал на производстве, члены профсоюза и другие; 3) местные жители, их средства информации, лидеры групп и руководители местных политических, общественных, деловых, религиозных, культурных и других организаций; 4) инвесторы, в том числе реальные и потенциальные, пресса по финансовым вопросам, статистическая служба, сети финансовой и экономической информации, страховые организации и т.д.; 5) государственные органы, включая представителей законодательной, исполнительной и судебной власти центрального и местного уровней, органы местного самоуправления и пр.; 6) потребители, а том числе персонал собственно организации, различные группы потребительской общественности, активисты защиты прав потребителей, издательства для потребителей, местные средства массовой информации, лидеры местного значения; 7) общественность групп особенных интересов, их каналы информации, лидеры, руководители организаций и т.д. С точки зрения весомости общественности для организации выделяют главную, второстепенную и маргинальную группы. Главнаяобщественность – та, что может оказать наибольшую помощь или принести наибольший вред усилиям организации. Второстепенная общественность – та, что имеет определенное значение для организации, маргинальная – наименее существенная для нее. Проверив «ситуативную теорию» общественности на материале целого ряда проблемных ситуаций, Д. Груниг предложил собственную классификацию общественности: 1. Универсальная общественность, т.е. общественность, реагирующая на все проблемы, проявляющая активность по любому вопросу 2. Апатичная, равнодушная общественность, т.е. индифферентная, не проявляющая активности ни по каким проблемам. 3. Специализированная общественность, т.е. проявляющая активность по поводу одного или ограниченного числа взаимосвязанных вопросов. 4. Конъюнктурная общественность. Эта общественность начинает активно действовать после того, как благодаря СМИ проблема уже известна практически всем и стала предметом широкого обсуждения в обществе. В современной теории и практике public relationsвсе большее значение при классификации групп общественности приобретает психографический подход, предполагающий учет эмоционального состояния, ценностных ориентаций, особенностей поведения, стиля жизни и т.д. Данный подход дает возможность преодолевать жесткие и большей частью огрубленные требования, построенные с учетом социально-демографических, социально-экономических характеристик населения. Классификация групп с учетом свойственных им интересов, установок, убеждений, повседневных предпочтений и привычек оказывается эффективной при решении конкретных задач организации. Примером такого подхода может служить классификация общественности предложенная в пятидесятые годы американским исследователем Д. Рисменом. Он выделил три основных типа, которые затем были использованы в политическом маркетинге: традиционно-ориентированный, внутренне-ориентированный и внешне-ориентированный типы. Первый тип находится под влиянием норм своей культуры. Второй тип (воспользуемся метафорой) имеет встроенный в детстве родителями «гироскоп» и выверяет свои действия по нему. Третий — имеет (вновь обратимся к метафоре) как бы «радар»: он сориентирован на более широкий круг сверстников. В этом плане схожи первый и третий типы, поскольку оба они не предусматривают возможности осуществлять самостоятельное поведение. Основной заслугой Д. Рисмена стало то, что он увидел это изменение в системе западной цивилизации, когда в центре внимания оказались не лидеры производства, как было ранее, а лидеры потребления, профессионалы сферы досуга, а не труда. В современном мире резко возросла неопределенность, и людям трудно стало ориентироваться на долговременные цели, в этих условиях им приходится быть не внутренне -, а внешне-ориентированными. Можно выделить и другие основания для классификации. Обобщив предлагаемые подходы, С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум предложили восемь критериев для идентификации целевых групп, которые можно использовать как каждый в отдельности, так и в комбинации: 1. Географический, учитывающий природные или административно-территориальные границы, то есть указывающий, где искать людей. Использование данного критерия удобно, когда нужно выбрать средства информации, распределить ресурсы для выполнения программы с учетом степени плотности населения. Важными составляющими информации тут выступают почтовые индексы, телефонные коды, черта города, района и т.д. 2. Демографический, т.е. пол, доход, возраст, семейное положение, образование и другие наиболее часто используемые индивидуальные характеристики. Несмотря на частое использование данного критерия следует принимать во внимание, что демографические (социально-демографические) характеристики - это только один срез проблемы, который не позволяют окончательно понять, почему люди ведут себя так, а не иначе, и без дополнительной информации эти характеристики, как правило, мало помогают при разработке стратегии и тактики PR - деятельности. 3. Психографический (психологические особенности и образ жизни), сегментирущий взрослое население на основе его «психологической зрелости». Это информация о стиле жизни и ценностных ориеитациях людей, которая весьма полезна, но только в единстве с другими атрибутами, связывающими эти сегменты с чем-то еще, что имеет отношение к конкретной ситуации. 4. Статус или должность – официальное положение индивида: во многих ситуациях люди признаются важными благодаря той роли, которую их положение играет в определенных условиях, занимаемые ими должности делаютихважными фигурами при попытке достичь программных целей. 5. Скрытая власть — критерий, учитывающий неформальное лидерство. 6. Репутация — критерий, определяющий «осведомленных» и «влиятельных» людей (так называемых «лидеров общественного мнения») по оценке других, причастных к ситуации, лиц. 7. Членство — критерий, который учитывает место человека в официальном штатном расписании, списке, его партийную принадлежность как показатель причастности к конкретной проблемной ситуации. 8. Роль в процессе принятия решения — этот критерий помогает выявить наиболее активные группы общественности, их поведение в процессе принятия решения, связанного с проблемной ситуацией[27]. Однако выделение основных критериев для идентификации целевой общественности не отвечает на вопрос «Как осуществить процесс идентификации?». Поэтому помимо выявления существенных характеристик общественности (которые в каждом конкретном случае могут быть свои) большое внимание сейчас уделяется процедурным вопросам. С этой целью из маркетинга было позаимствовано и адаптировано к специфике сферы сегментирование (в маркетинге – это сегментирование рынка, в PR – деятельности – это сегментирование общественности). Процесс сегментирования целевых групп общественности предполагает следующие этапы: а) определение критериев, которые будут положены в основу выделения групп общественности; б) выделение на основе обозначенных критериев основных групп общественности; в) детальная характеристика выделенных сегментов; г) выбор нескольких сегментов (наиболее перспективных с точки зрения PR- деятельности), с которыми будет вестись основная работа. Необходимость сегментирования вызвана, с одной стороны, дифференциацией общества, наличием в нем множества людей с различными интересами, ценностями, требованиями, ожиданиями, а с другой – отсутствием у субъекта PR- деятельности ресурсов, для того, чтобы проводить кампании для каждого человека в отдельности. Ф. Джефкинс прогнозирует такие негативные последствия, если не проводить определение целевой общественности. 1. Усилия и деньги будут потрачены безрезультатно, чтобы достичь слишком многих объектов. 2. Одно и тоже сообщение будет предлагаться независимо от его восприятия разными группами. 3. Цели станут слабо достижимыми. 4. Клиент будет разочарован отсутствием результата. Как мы выяснили, говоря о классификациях общественности, выделять целевые группы (т.е. осуществлять сегментирование) можно по различным основаниям. При этом чем более общий характер имеет признак, выбранный в качестве основания, тем меньше возможностей для использования полученных результатов на практике (например, деление на внутреннюю и внешнюю общественность). Наибольший эффект дает использование нескольких оснований, как это предлагают делать С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум. Набор критериев может варьироваться в зависимости от конкретных условий, но главное он должен отражать, как люди включаются в проблему и как проблема влияет на них. Это дает возможность PR – специалистам разрабатывать и эффективно реализовывать программы вмешательства в проблемные ситуации. В качестве метода обработки данных хорошо зарекомендовал себя кластерный анализ. Полученные сегменты должны быть: · измеримы: должна быть возможность разграничения, измерения и оценки сегментов для определения их потенциала; · достаточно велики: чтобы можно было развивать PR-деятельность, выбранный сегмент должен быть достаточно большим; · достижимы: иногда люди в рамках сегмента оказываются недостаточно схожими друг с другом, чтобы можно было полностью воплощать PR –программы, что порождает дополнительные трудности; · стабильны: должна проводиться оценка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной жизнеспособности сегмента, особенно в свете изменения окружающей среды. Сегменты редко когда остаются неизменными в течение долгого времени, что говорит о необходимости взвесить степень и влияние вероятных перемен. Однако процессе сегментирования может быть выделено очень много целевых групп общественности, причем некоторые из них могут быть с абсолютно разными интересами и требованиями. В связи с этим существенное значение имеет ранжирование весомости той или иной группы общественности в жизнедеятельности конкретной организации в отдельный отрезок времени. В зависимости от этого в каждой конкретной проблемной ситуации может определяться приоритетная группа (это целевая группа общественности, которая перемещается в фокус PR-усилий организации). Практики PR постоянно и тщательно уточняют списки внутренней и внешней общественности, определяя те их группы, которые могут иметь исключительный вес для реализации той или иной конкретной программы. Отслеживаются и группы общественности, не являющиеся приоритетными, но на которые также может повлиять реализация программы организации. При наличии полной и точной информации о каждой из них организация может своевременно нейтрализовать нежелательные последствия для таких периферийных групп. Определение приоритетных групп общественности может осуществляться различными методами. Одним из подходов может служить предложенный Д. Ньюсом, А.Скоттом, Д. Турком такой способ определения индекса приоритетности значения групп общественности для организации: П + У = В, где П – потенциал организации с точки зрения воздействия на общественную группу, У- уязвимость организации по отношению к действиям со стороны данной группы (этот показатель может меняться с течением времени и в зависимости от ситуации), В – важность (значение) общественной группы для организации. Чем больше величина В, тем больше влияние оказывает та или иная группа общественности на функционирование организации [28]. Самым надежным путем распознавания и определения приоритетных групп общественности является, безусловно, исследовательская работа, внимательный анализ того, кто же в самом деле, входит в их состав, каково их реальное мнение, каково их отношение к различным вопросам, к организации, почему линия их поведения именно такова. Нарушение этого правила чревато большими неприятностями долговременного характера. 3. Организация коммуникации с различными группами общественности. Как мы с вами уже выяснили идентификация целевых и приоритетных групп общественности является необходимым условием эффективной PR-деятельности. В зависимости от особенностей той или иной группы будет и строится процесс коммуникации, использоваться различные PR –методы. Общим же для всех остается то, что предполагается полная открытость PR- субъекта перед общественностью. Более активное или менее активное применение той или иной группы методов объясняется, прежде всего, спецификой человеческого восприятия окружающей действительности. Подавляющее большинство людей наиболее полно воспринимает информацию посредством зрения. Намного реже основным каналом восприятия выступает слух, еще реже – осязание. Исходя из этого, можно предположить, что ряд методов PR может применяться для коммуникации со всеми целевыми группами общественности (или блоками). Другие методы будут применяться лишь в отношении «своего», уникального блока. Таким образом, все используемые при коммуникации PR – методы делятся на: · блоковые (уникальные), которые используются применительно лишь к одному блоку; · межблоковые, которые используются применительно к двум и более блокам общественности (но не ко всем); · надблоковые (универсальные), которые используются применительно ко всем блокам. Поясним на примерах. Подготовка специальных материалов для прессы (интервью, кейс-историй и т.п.) является блоковым методом. В то же время исследования, проводимые в рамках PR-деятельности, - конфликтологические, психологические, исторические и иные – относятся к числу надблоковых методов. Ведь организация может проводить специальные социологические исследования среди потребителей своей продукции. Зачастую субъект предпринимательской деятельности изучает свой персонал в поисках возможностей оптимизации производственного процесса (апробированный метод здесь – анонимное анкетирование). Нередко сфера интересов субъекта PR-деятельности пересекается со сферой интересов государства. Тогда абсолютно необходимым станет мониторинг работы государственных органов в данной конкретной области. Аналогичные соображения справедливы и применительно к финансовым коммуникациям субъекта (иначе говоря, коммуникациям типа «PR –субъект – инвестор»). Ярким примером межблокового метода является наружная реклама. Она может эффективно воздействовать, как на потребителей или широкие слои общественности так и на потенциальных инвесторов. Однако она практически неприменима для обеспечения коммуникации субъекта с такой целевой группой, которую условно можно назвать «государство». К числу межблоковых методов можно отнести выставки, ярмарки. И несколько слов скажем, о том какие конкретно методы можно использовать при общении с теми целевыми группами общественности, с которыми приходится сталкиваться практически любой организации. Как правило, в разряд приоритетных групп общественности попадают СМИ. Большинство методов, применяемых для коммуникации со СМИ, являются межблоковыми и надблоковыми. В их число войдут пресс-релизы, фотографии. Однако при их использовании следует учитывать тип СМИ, а еще точнее - носитель информации. Можно выделить четыре важнейших носителя информации: печатные СМИ, радио и телевидение, прочие аудиовизуальные средства и сеть Интернет. Подбор PR-методов для коммуникации с печатными СМИ, радио и телевидением объясняется спецификой жанров, используемых в этих СМИ. Как, известно, существуют жанры информационный, аналитический и художественный. Работая в первом из них, субъект ставит перед собой задачу лишь довести ряд сведений до определенной группы общественности. Соответственно задействуются такие методы, как выступление или отчет. В то же время для аналитического жанра, при котором те или иные факты должны интерпретироваться и сопровождаться набором выводов, целесообразно использовать обозрение и комментарий. Методы, связанные с художественным жанром, наиболее сложные и редко используемые. Задача здесь состоит в завуалированной художественными образами передаче совокупности сведений, на основе которых будет осуществляться коммуникация. Наиболее характерным в этом случае является применение очерков и фельетонов. Говоря о методах для осуществления коммуникации с печатными СМИ, упомянем распространение материалов для прессы (интервью, фотографий, заявлений и т.п.), организацию пресс-конференций, проведение мероприятий с участием журналистов (например, посещение специально подготовленных объектов), переписку организации с редакциями. Результаты их применения выявляются при помощи надблоковых методов – в частности, исследований методом контент-анализа. Набор методов, используемых при работе с той группой, которую мы назвали «прочие аудиовизуальные средства», весьма широк: социальная реклама, фильмы и специальные издания, рассказывающие о данном предприятии. Последним по времени появления средством массовой информации стала сеть Интернет. Впрочем, это не только СМИ, но и мощнейшая PR-технология, в рамках которой основным методом стало открытие собственной wеb-страницы. Это надблоковый метод. Благодаря ему субъект может поддерживать коммуникацию с любым блоком своей общественности от рядового потребителя до государственного органа. Наряду с этим размещение, скажем, информации на бесплатных рекламных web-страницах относится числу блоковых методов. Второй важнейшей группой общественности для организации являются потребители ее продукции. Методы, используемые для коммуникации субъекта с этой группой общественности в большинстве своем межблоковые: реклама, распространение пресс-релизов, пресс-конференции и т.п. Реклама выделяется здесь тем, что ее подача полностью зависит от PR – субъекта: именно он определяет место и время появления рекламы, равно как и специфические приемы, используемые при ее производстве. Иначе обстоит дело с пресс-конференциями и пресс-релизами. Их эффективное применение в конечном итоге находится в зависимости от СМИ, что одновременно понижает управляемость информационными потоками и повышает доверие потребителей к информации. Несколько особняком стоит спонсорство. Большинство серьезных фирм уже пришли к пониманию его не как разовой финансовой помощи, а как сложной возобновляющееся акции, при которой ставится цель привлечь внимание к компании. Применение спонсорства предполагает комплексный подход: PR-менеджеры компании изучают ситуацию на рынке, прогнозируют преимущества, появляющиеся вследствие спонсорской деятельности, сопровождают спонсорство как финансовый акт мероприятиями с участием прессы и прочими акциями. Ряд компаний, признавая необходимость тесной обратной связи с потребителем, используют метод создания мобильной рабочей группы по разбору претензий и рекламаций. Это блоковый метод. Его целесообразно использовать в крупных компаниях с широкой сбытовой сетью, ориентированных на разветвленную потребительскую структуру. Чрезвычайно важными были и остаются и коммуникации компании со своими сотрудниками – это еще одна целевая группа. В результате этого общения работники начинают ощущать себя значимой частью компании, проникаются корпоративным духом, что положительно сказывается на результатах труда. Большинство PR-методов, используемых в данном случае, - блоковые. Ими может быть распространение листов корпоративных новостей, корпоративных журналов и газет, организация доски внутрифирменных объявлений и многое другое. Примером межблокового метода здесь служит использование так называемого внутреннего видео – например, показ видеоленты с выступлением корпоративного управляющего и разъяснением корпоративной политики. Этот же метод применяется и для обеспечения финансовой коммуникации компании. Известно, что к таким конкретно-специальным средствам прибегают, в частности, Ford или Burger King. В качестве надлобковых можно рассматривать устные выступления руководителей компании перед работниками, исследования персонала, использование специфических средств Интернет. Что же касается слухов как метода обеспечения коммуникации с сотрудниками, то их оценка представляется сложной. Прежде всего, методы PR в принципе предполагают открытость организации для общественности – значит, слухи здесь «не проходят по определению». Кроме того, слухами чрезвычайно трудно управлять: разросшись, они могут стать разрушительной силой и нанести серьезный урон репутации организации. Скажем два слова о специфике коммуникации субъекта с государством. Деятельность государственных органов публичная, поэтому далеко не все методы PR, эффективные для коммуникации с физическими лицами – сотрудниками этих органов, подойдут для коммуникации с органом в целом. (Простой пример – наружная реклама, которая может использоваться лишь для косвенного воздействия на государственные органы через воздействие на местную общественность) Большинство методов здесь будут носить надблоковый и межблоковый характер. Надблоковым, например, является мониторинг деятельности государственных органов в сфере интересов данной корпорации. А к блоковым методам можно отнести создание комитетов политического действия для лоббирования конкретных решений. Однако в каждом конкретном случае следует учитывать и специфику каждой группы, и тот факт, что эти методы необходимо использовать в системе, в рамках той или иной PR кампании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.27 (0.013 с.) |