Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 9. Стратегия и тактика использования СМИСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В связях с общественностью В России, как и во всем мире, более 65 % предлагаемых PR-агентствами услуг связаны с производством и размещением в СМИ различных публикаций, обеспечением связей со СМИ и пресс-поддержкой различных акций и кампаний. Среди PR-практиков даже существует мнение, что деятельность без освещения в прессе практически равна нулю. Конечно, это крайняя позиция, и многое зависит от специфики конкретной PR-кампании, но все же следует признать: умения устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи со средствами массовой информации, планировать и организовывать информационные кампании СМИ относятся к числу основных требований к профессиональной подготовки PR- специалиста. План. 1. Средства массовой информации как основной канал воздействия PR-технологий. Функции и задачи PR-специалиста в работе со СМИ. 2. Управление информацией и конструирование новостей. 3. Особенности PR- текстов и правила их подготовки. 1. Средства массовой информации как основной канал воздействия PR-технологий. Функции и задачи PR-специалиста в работе со СМИ. Современное общество уже давно характеризуется как общество информационное. Все сферы жизни, начиная со стратегий транснациональных компаний и заканчивая повседневностью обычных людей, меняются, оказываясь помещенными в информационное пространство и глобальные деловые связи. Информация из некоторого вспомогательного инструмента постепенно превращается в один из главных двигателей нашей жизни. Информация обеспечивает как индивидуальный комфорт и благополучие, так и прогрессивную динамику общества в целом. Естественно, что в этой ситуации буквально на всех рынках — политическом, экономическом, культурном — разворачивается серьезная конкуренция за то, чья именно информация будет востребована и применена. Заметим, однако, что независимо от сложности задачи процесс использования информации начинается с простого ознакомления с ней. Иначе говоря, успех данного акта зависит от двух моментов: попадет ли сообщение в СМИ, а если да, то в каком объеме. Существует много трактовок функций СМИ, но мы остановимся на позиции С.М. Катлипа и А.Х. Сентера. Определяя и анализируя функции СМИ, они, во-первых, отталкиваются от теоретически значимых моделей коммуникационного процесса (У. Липпмана, Э. Ноэль-Нойман), а во-вторых, непосредственно увязывают их функции с деятельностью PR - служб. Речь идет о таких функциях, как:
1. Формирование восприятия окружающего нас мира. Об этом, по мнению данных авторов, хорошо писал У. Липпман: большинство людей не имеет непосредственного доступа к большей части окружающего нас мира, они не могут потрогать его, увидеть; масс-медиа помогают создать в голове «достоверную картину» недоступного мира. Именно представления Липпмана о влиянии СМИ на восприятие общественности сформировали концептуальную основу того, что впоследствии станет связями с общественностью. 2. Формирование «повестки дня». Эту функцию возможно обозначить и как формирование общественного мнения. Она предполагает, что масс-медиа могут оказывать существенное влияние на представления людей о том, какие проблемы стоят в данный момент на «повестке дня» в обществе. Другими словами: проблемы, рассматриваемые аудиторией как наиболее важные/наименее важные, отражают картину их освещения в СМИ, а не какую-то определенную, ранее сложившуюся программу действий. К потенциальным последствиям осуществления этой функции относится возможность: · пробудить интерес общественности к определенным проблемам, людям, организациям, учреждениям и т.п.; · изменить общественные приоритеты посредством смены приоритетов в СМК; · привлечь аудиторию к осуществлению определенных действий; · повлиять на приоритеты деятельности важных общественных групп, например, законодателей, политиков, чиновников. 3. Распространение информации и инноваций. СМИ предоставляют людям информацию из источников, недоступных через «сети межличностного общения», посредством которых они общаются с подобными себе. Получив информацию в СМИ, люди получают материал, необходимый для последующего межличностного общения. Новые идеи воспринимаются, согласно последним исследованиям, по схеме: «новаторы», которые первыми воспринимают новые идеи, — «первые последователи» — «раннее большинство» — «позднее большинство» — «аутсайдеры». 4. Обеспечение общественной поддержки определенным взглядам. Теория «спирали молчания» предполагает наличие в обществе «молчаливого большинства», т.е. людей, которые, полагая, что их точка зрения не совпадает с позицией большинства, предпочитают помалкивать, не высказываться вслух. Это происходит именно так, даже в том случае, когда «молчаливые» составляют фактическое большинство в обществе. В этом случае меньшинство, считающее себя большинством, высказывается громко и открыто, и точка зрения меньшинства может в итоге оказаться решающей и получить поддержку населения. «Спираль молчания» максимально раскручивается, когда СМИ начинают освещать наиболее громко выражаемые в обществе взгляды, вне зависимости от фактического распределения точек зрения в обществе. Таким образом, освещение в СМИ может отражать, усиливать или подавлять воздействие «спирали молчания» на общественное мнение. Понимание этого почти непосредственно преобразуется в PR- практику. Наиболее известными примерами разрушения «спирали молчания» являются кампании по борьбе с курением, наркоманией, насилием в семье и т.д.
В связи с такой значимостью СМИ для связей с общественностью нас с вами будет интересовать вопрос: «Как оказывать влияние на СМИ?» Наиболее распространенным и наиболее явным способом является управление самими СМИ с использованием административно-правовых регуляторов. Например, посредством ужесточения или, напротив, либерализации механизмов регистрации СМИ; привлечения их к ответственности за различного рода нарушения, контроля за содержанием СМИ со стороны органов власти; путем выдачи или невыдачи им финансовых дотаций; через изменение возможностей для получения необходимой информации и т. д. Однако значительно более плодотворен подход, основанный на управлении информацией как таковой. В основе такого подхода лежит процесс создания и продвижения в СМИ информационных блоков. Именно управление информацией и можно рассматривать как основную функцию РR-специалистов в работе со СМИ. Безусловно, взаимодействие специалистов по связям с общественностью со средствами массовой информации имеет много аспектов, но, как свидетельствует практика, оно обязательно предполагает аналитическую и организационную работу. Аналитическая работа включает исследование деятельности самих СМИ и публикуемых в них материалов. Конечным результатом такого анализа является составление медиа - карты. Медиа - карта представляет собой полную базу данных на СМИ, которая включает в себя следующие данные: · базовый перечень СМИ, с которыми существует принципиальное намерение работать; · специализированные списки средств массовой информации по отраслям (политика, экономика, право, культура, здравоохранение, образование и др.), владельцам или группам влияния (правительственные, принадлежащие тем или иным медиа-холдингам и пр.), отношению к властям (конформистские, оппозиционные, независимые) и т.д. · реальный тираж и состав аудитории СМИ (для радио и телевидения – количественный и качественный охват слушателей и зрителей); · график выхода в свет изданий и программ; · структура ведущих СМИ по полосам (дням недели) и рубрикам; · внутренняя структура редакции: главный редактор, ответственный секретарь (выпускающий программы), редакторы отделов или направлений, ведущие корреспонденты;
· адрес редакции, телефоны, факсы, электронная и обычная почта, Интернет-сайт и другая контактная информация[40]. Организационная работа со СМИ включат в себя подготовку текстов для СМИ, непосредственные контакты с журналистами, организация специальных акций, проведение которых может привлечь внимание журналистов. При выборе СМИ следует учитывать: · цель и задачи PR – кампании; · характеристики целевой общественности, для которой предоставляется информация, их соотношение с особенностями реальной аудитории того или иного СМИ; · характеристики сообщения, которое необходимо передать; · время подачи информации; · бюджет. Нужно тщательно взвесить все недостатки и преимущества каждого средства информации, прежде чем начинать вкладывать свои деньги, время и усилия. - Назовите основные преимущества и недостатки таких средств массовой информации как пресса, радио, телевидение (Вопрос студентам). Говоря о методике отбора наиболее эффективных для конкретной ситуации СМИ, то необходимо отметить, что на сегодняшний день нет единого подхода к данной проблеме. Американские PR - специалисты Д. Ньюсом, Дж. Терк, Д. Крукеберг рекомендуют при выборе каналов информации руководствоваться системой вопросов. В качестве базовых они выделяют 3 вопроса: 1. Какую аудиторию вы хотите охватить, каким средствам информации она доверяет и насколько велико это доверие? 2. Когда вам необходимо сделать сообщение для этой аудитории, и в какие сроки она должна его получить, чтобы суметь отреагировать на него? 3. Сколько вам необходимо на это потратить и сколько вы можете позволить себе потратить? Для более глубокого анализа данный список предлагается расширить: 1. Какое средство информации охватывает большую часть вашей целевой аудитории с наименьшими издержками? 2. Какое средство информации пользуется наибольшим доверием аудитории и сколько стоит его использование? 3. Какое средство информации, по-вашему мнению, является наиболее надежным, способным своевременно довести сообщение до сведения общественности, сохраняя при этом его эффективность? 4. Стоит ли вам использовать только одно средство информации? Если предпочтительнее использовать комбинацию средств информации, то какие из них смогут наилучшим образом дополнить друг друга? Отечественные PR- специалисты (Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Быков И.А.) в свою очередь опираются на заимствованную из рекламной деятельности технологию медиапланирования. Это процедура составления экономически оптимального плана размещения рекламы и информационных материалов в СМИ на основе социологических исследований.[41] Более подробно о данной технологии вы будете говорить при изучении такой дисциплины как «Рекламоведение».
И тот, и другой подходы имеют свои плюсы и минусы, поэтому представляется целесообразным использовать их в совокупности. 2. Управление информацией и конструирование новостей. Потоки информации в масс-медиа достаточно организованы, и только со стороны они могут выглядеть как вольный прилив новостей. В 1973 года было изучено 1000 сообщений в «Нью-Йорк Таймс» и «Вашингтон Пост», чтобы установить каналы, по которым эти сообщения достигли печати. Было установлено три таких основных канала: рутинный, куда попали официальные пресс-конференции, пресс-релизы, официальные события; неформальный, куда вошла утечка информации, сообщения из других информационных структур и т.д.; свободный канал — собственные интервью репортеров с людьми, собственные рассуждения, события, которые репортер увидел сам. Оказалось, что последний (свободный) канал стал источником всего лишь двадцати пяти процентов сообщений, в то время как рутинный канал - шестьдесяти процентов. Эта статистика показывает нам, что в масс-медиа преобладает прежде всего информация, исходящая от самих организаций. И, следовательно, PR-специалист для того, чтобы его деятельность была эффективна и приносила максимальную пользу организации, должен овладеть основными принципами управления информацией. Обозначим основные этапы, логику, механизмы такого управления. 1. Формирование собственного информационного потока.Экономический, политический или иной субъект, имеющий целью занять или сохранить влиятельное или просто заметное положение в обществе, должен организовать собственный информационный поток, не зависящий от общедоступного, традиционного, официального и т. п. На первом «валовом» этапе потребителю дается максимально большой объем информации. Являетесь ли вы представителем правительства, политической партии, банка или строительной фирмы - в любом случае необходимо попытаться захватить монополию на информациюо себе. Это достигается тем, что поставка сведений для СМИ (факс, электронная почта, прямая рассылка, раздача журналистам в ходе мероприятий) осуществляется регулярно, масштабно, оперативно, по любому поводу, включая незначительные и малоинтересные события. Пока ваша основная цель - добиться того, чтобы вас узнали и к вам привыкли. Конечно СМИ могут по-разному отреагировать на поставляемую информацию, в том числе и бросить очередное сообщение в урну («Какое отношение к нам имеет эта информация?»). Но найдутся и такие, кто запросит дополнительную информацию. И в этом случае ее необходимо выдать незамедлительно без всяких условий. Во-первых, это первый тонкий мостик к перспективному информационному партнерству; во-вторых, не стоит провоцировать СМИ на то, чтобы они добывали информацию «с черного хода». 2. Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией.Когда поставленная выше задача в основном решена, и вы заявили о себе, можно приступать к созданию ограниченно-целевых информационных потоков, работающих не вообще, а на совершенно конкретную цель. Такой процесс вполне подходит под определение манипуляции, понимаемой весьма неоднозначно. В энциклопедическом словаре по политологии говорится, что «манипулирование— это процесс воздействия на общественное мнение и поведение для его канализации в нужном определенным политическим или общественным структурам направлении». Исходя из такого определения, процесс манипулирования может носить как позитивный, так и негативный характер. Он может быть определен как недопустимый или неэтичный, если направлен на прямой обман потребителей информации (использование заведомо ложных цифр и фактов), воздействие на подсознательные инстинкты (скрытые вставки в теле-, видео-, кинопрограммах, компьютерных файлах), на оскорбление лиц или организаций, дискредитацию товаров или услуг. Конкретные ограничения на такого рода манипулирование зафиксированы в Законах РФ «О рекламе» и «О средствах массовой информации».
В то же время употребление тезисов типа «мы говорим только правду и обходимся без манипулирования» носит во многом идеалистический характер, поскольку, во-первых, любой субъект распространяет информацию в определенных целях, а во-вторых, на своем пути она проходит через многочисленные эмоциональные и другие фильтры, что приводит к более или менее значительному искажению информации. И получается, что практически в 100% случаев передачи информации мы имеем дело с ее интерпретацией. Но если непроизвольная интерпретация все равно неизбежна, то не лучше ли заниматься интерпретацией сознательно? Такого рода «сознательное манипулирование» представляет собой цивилизованную игру-конкуренцию по существующим в обществе правилам, в процессе которой используются определенные приемы работы с информацией на предмет ее оптимального воздействия на потребителя. К их числу относятся следующие: · умолчание («выгодная» информация остается в материале, а «невыгодная» изымается), · перестановка (малозначимые, но необходимые информационному субъекту позиции выносятся в начало материала, а действительно значимые «задвигаться» в конец), · привлечение авторитетного посредника(если заинтересованный в передаче определенной информации субъект не является авторитетным для данной целевой группы или воспринимается негативно, подыскивается авторитетный источник, передающий ту же самую информацию), · подгонка опросов и рейтингов (подбирается и опрашивается такая совокупность людей, чье мнение работает на решение нужной задачи), · подбор цитат (предоставляются некомментированные цитаты, в комплексе работающие на требуемый результат), · эмоциональная подпитка (использование эмоциональных материалов и оборотов в условиях нехватки конкретных фактов и цифр), · монтаж (выбор из большого количества фото-, видео-, аудиоматериалов таких, которые выставляли бы некоторый объект в невыгодном или, напротив, выгодном ракурсе) и др. С характеристикой других приемов сегментирования информации, а также их классификацией можно ознакомиться в учебном пособии Чумикова А.Н. и Бочарова М.П. (Чумиков А.Н., Бочаров М.П.Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2003). Давая же общую оценку этим приемам можно сказать, что в отличие от первого этапа управления информацией вместо информационного «вала» выдаются всего лишь «фрагменты», работающие на выполнение главных задач PR-кампании — повышение политической, экономической и иной привлекательности товаров, услуг, личностей и проектов. Причем переход от «вала» к фрагментам при тщательном следовании предложенной логике, скорее всего, останется незамеченным для большинства СМИ и целевых групп. 3. Приоритетная поставка информации, информационное партнерство. Когда вы почувствуете, что ваша информация пользуется доверием со стороны СМИ, нужно идти дальше. Ведь важно не только то, чтобы к вам проявляли доверие, нужно также, чтобы вашим доверием дорожили. Поэтому выбираются «особо почетные» (влиятельные или в наибольшей степени работающие с вашими целевыми аудиториями) СМИ, с которыми заключается джентльменское соглашение: мы вам — эксклюзивную («только вам» либо «вам первым») информацию, вы нам - бесплатную информационную поддержку. Когда такое соглашение хотя бы на принципиальном уровне достигнуто, начинается информационный обмен, постепенно перерастающий в информационное сотрудничество, а затем и в более глобальные формы взаимодействия в рамках решения важных для обеих сторон проблем. «Нематериальные» контакты в ходе проведения PR-кампании вполне возможны, т.к.: а) средства массовой информации без информации жить не могут, б) 100 % печатной или эфирной площади не может быть заполнено платными материалами, в) очень, часто есть возможность выдать такую информацию и представить ее таким образом, что она будет интересна конкретному СМИ. Независимо от ваших целей, пути эти универсальны и пригодны для работы с любыми СМИ. 4. Оптимизация формы и стиля подачи материалов. На предыдущем этапе мы добились того, что СМИ готовы воспринимать и публиковать наши материалы. Однако процесс управления информацией на этом не закончился: приемлемое содержание необходимо «упаковать» в столь же приемлемую форму. При этом необходимо учитывать, что существуют как «солидные» или «официальные» издания, так и «желтая пресса», которую тоже необходимо использовать, окрашивая информацию в примитивно-популистские тона. Однако не любая информация может попасть на страницы газет, в теле- или радиопрограмму. Важным критерием размещения информации в СМИ является ее новостной характер. Новости - это оперативная информация о нас и окружающем нас мире, которая фиксируется нами, представляет для нас какой-либо интерес, влияет на нас. Не всякий вновь случившийся факт, свершившееся событие становится значимой новостью. В своем динамическом развитии новость проходит три основных этапа: 1) реальное событие; 2) информация, которая попала в СМИ; 3) информация, которая была воспринята читателями / слушателями / зрителями как новость. Таким образом, значимые новости – это отобранный, проанализированный и представленный СМИ в воспринимаемом максимальной аудиторией виде социальный опыт личности, группы, организации, человечества за прошедший отрезок времени. Что касается величины этого отрезка, то он постоянно стремится к сокращению: если эпоха радио и телевидения уменьшила категорию его измерения от суток до часов, то Интернет - до минут и секунд. Объекты новости - знания и события. Предмет новости - контекстная оценка, сиюминутная значимость, перспективный прогноз. Отсюда новость состоит не в событиях или знаниях самих по себе, а в том смысле, который им придает аудитория. Но раз новость - это общественно значимое содержание, то наша с вами задача как PR - специалистов определить, что значимо, а что нет. Главным для нас становится поиск социально значимого содержания в перечне произошедшего за день, установление существенных контекстов и общего смысла, скрытой перспективы, на первый взгляд, незначительного события с его последующим представлением заинтересованным целевым группам. Существуют две условные модели новостного производства. Первую из них называют make story (создавай повествование-рассказ), вторую - make sense (создавай смысл). Концепция повествовательного типа новостей признает право выбора смысла за аудиторией, задача PR –специалиста в данном случае - отобрать самые важные события и представить наиболее полные картины этих событий. Концепция смыслового типа новостей ориентирована на то, что смысл излагается внутри содержания новости в качестве отдельного элемента. При этом недостающие куски информации (или даже вся информация) могут заменяться смысловой интерпретацией, «подсказками» на основе ранее известных сведений. Целью такого рода операций является непосредственное включение индивида в некоторый социальный контекст для последующей реализации каких-либо запрограммированных целей. Задача PR специалиста в данном случае – распознать смысловую позицию журналиста с тем, чтобы выдать ему такую информацию, которая как минимум не войдет в противоречие с данной позицией, а еще лучше – будет содержать аспекты, позволяющие воспринимать ее нейтрально или позитивно. При этом необходимо отметить, что в смысловой традиции новостного производства новости не являются более осмысленными, чем в повествовательной традиции. Последняя имеет не менее развитые механизмы формирования смыслов, однако предполагает, что смысл может появиться лишь у читателя / зрителя / слушателя, но не должен выражаться или подсказываться в повествовании самой новости. В целом повествовательные новости больше относятся к западному опыту новостного производства, смысловые - к опыту бывших социалистических стран, включая, разумеется, Россию. Но не только разные страны ориентируются на различные пути конструирования новостей, но и разные СМИ в рамках одной страны могут иметь различную ориентацию и в соответствии с этим выполнять специфические задачи. Это приходится учитывать в PR – деятельности. В повествовательном варианте СМИ ставят пред собой следующие задачи: 1. Информирование целевой общественности о любых событиях с точки зрения реконструкции их развернутой картины. 2. Расширение жизненного опыта аудитории через эмпирический набор фактов. 3. Формирование экономико-политических ориентиров и ожиданий. 4. Создание исторической хроники. 5. Интерактивное информирование. Первые две задачи ставятся сознательно и решаются через исследование аудитории на предмет того, какие аспекты ей наиболее интересны. Следующие две задачи могут решаться спонтанно, помимо воли сотрудников редакций. Последняя задача направлена на включение аудитории в механизм влияния на новости. В смысловом варианте задачи СМИ иные. 1. Информирование аудитории об изменении окружающей ее реальности с точки зрения сохранения (разрушения) базовых ценностей; инсталлирование новых ценностей. 2. Культурная (национальная, идеологическая и пр.) идентификация аудитории, конструирование для нее единой реальности в виде ориентации в настоящем, интерпретации прошлого, прогнозирования будущего. 3. Создание ориентиров для социальной стратификации аудитории. 4. Поддержание коммуникации в обществе (между социальными группами, между гражданским обществом и властью), предохранение его от коммуникативного распада. 5. Интерактивное воздействие на общество через обратную связь с той частью аудитории, которая в наибольшей степени будет способствовать продвижению представленного смысла (включая цензуру или прямую фальсификацию обратной связи). От типа новостного производства зависит и подход к отбору фактов для новостей. Для повествовательных новостей он предполагает такое поведение PR - специалиста, когда тот максимально идентифицирует себя с потенциальным читателем / слушателем / зрителем и думает лишь о том, что может привлечь внимание последних. Этот подход кратко формулируется так: «то, что будет интересно». Для смысловых новостей отбор фактов зависит от политической ситуации в стране и предполагает наличие у производителя новости так называемой «позиции». Она характеризуется следующим образом: «то, что имеет смысл и что зритель должен узнать и понять». Отметим несколько приемов конструирования новостей, которые имеют общеметодологическое значение, и пользоваться ими может практически любой субъект, занимающийся деятельностью самого разного профиля: · привязка новости к «круглой» дате; · предложение событий на выбор; · выделение различных составляющих в одном событии; · демонстрация разных взглядов на одну и ту же проблему; · привлечение влиятельных людей; · сочетание новости с общественно-значимой проблемой; · опора на интригу или скандал и т.д. Однако, используя эти и другие приемы конструирования новостей, следует помнить, что ни одна новость не может состояться без информации. Именно информация лежит в основе содержательной части новости и формирует ее «основной вес». В тоже время путем использования формальных, относящихся к структуре работы с новостями приемов можно прирастить к первоначальному объему новости «дополнительный вес». К таким приемам относятся: · придание новости мониторингового характера; · преподнесение события, как звена в цепочке нескольких объединенных одним замыслом акций; · разбивка новости на части; · комментирование новости; · использование иллюстративного материала (прежде всего фотографий) и т.д. Новостная информация может быть передана в различных формах. Это может быть: 1. Пресс-релиз. 2. Ньюслеттер 3. Пресс-конференция. Брифинг. 4. Конференция. 5. Презентация. 6. Кейс-история («история-случай»). 7. Пресс-тур. 8. Интервью. 9. Письмо в редакцию. 10. Спланированная «утечка» информации (слухи). Однако какую бы из представленных форм мы не взяли, в основе каждой лежит PR – текст. Именно на выявлении особенностей PR- текстов и правилах их написания мы и остановимся. 3. Особенности PR- текстов и правила их подготовки. Чем же отличаются PR- тексты от журналистских текстов, ведь и те, и другие создаются с учетом специфики СМИ? Когда журналист использует в своем тексте сравнения, эпитеты, прилагательные, он тем самым дает событиям авторскую оценку и прямо говорит читателю, что информация прошла через фильтр именно его взглядов, его убеждений и его мировоззрения. В PR многие тексты остаются анонимными, и в результате все оценки автоматически переносятся на позицию организации. Следовательно, PR -тексты (особенно те, которые не содержат персональных цитат), должны быть построены таким образом, чтобы слова и предложения демонстрировали своей внутренней структурой и содержанием объективность и достоверность. При этом возникает одна из распространенных проблем: как копирайтеру(назовем так в данном случае специалиста, производящего PR - тексты) соблюдать объективность и достоверность и в то же время отстаивать интересы работодателя или клиента? В идеале копирайтер должен обеспечивать некоторое гармоничное сочетание, которое можно выразить так: интересы работодателя или клиента + поправка на восприятие текста журналистом или редактором + поправка на восприятие информации читателем, которому в конечном счете послание и адресовано. Цитирование и ссылка на источники в PR - текстах также приобретают свою специфику. Журналистская практика предполагает ситуации, когда этичный журналист показывает готовый материал первоисточнику (например, если журналист взял интервью и что-то в нем сократил). Хорошим тоном считается предоставление готового материала первоисточнику в целях проверки правильности цитирования, названий, имен и дат. Однако с учетом требования оперативности, особенно в ежедневных изданиях или выпусках новостей, многие журналисты физически не могут этого сделать. В этом смысле копирайтер находится совсем в ином положении. В подавляющем большинстве случаев не только цитаты, ссылки, фактическая информация, но и оценки, мнения, выводы, представленные в тексте, нуждаются в обязательном согласовании и утверждении работодателем или клиентом. Последние в большинстве случаев не являются профессионалами ни в журналистике, ни в сфере коммуникаций. Отсюда качество PR-текстов во многом зависит от умения копирайтера отстаивать свою правоту и убеждать в ней руководство или клиента, а также от того, какое положение занимает в организации или в работе с клиентом PR -специалист, насколько он свободен в принятии самостоятельных решений. В отличие от журналистских текстов, большинство из которых в идеале имеет только одну цель — информировать аудиторию, в структуре и стилистике PR - текстов находят отражение совершенно другие, специфические задачи. Специфика заключается в сохранении на рынке позиций какого-либо товара, услуги, организации в целом, в распространении о них позитивной информации. И если журналистские методы предполагают динамичный переход от одного события к другому, то в сфере связей с общественностью чаще используется повторение информации, рассчитанное на ее запоминание публикой. Очевидно, что новостные события происходят в организации не каждый день, а порой и не каждый месяц. Для того чтобы «сохранить присутствие» в информационном пространстве, PR-специалистами и практикуется повторение (в разных формах и под разным углом зрения) одного и того же послания до тех пор, пока эффект со стороны целевых групп не будет максимальным. Это накладывает отпечаток и на подготовку текстов, когда одно и то же событие надо «продать» журналистам несколько раз, с разными оценками, «новыми данными» или под разным углом зрения. Еще один акцент стоит сделать на следующем. Журналист, какой бы модели конструирования новостей он не придерживался, стремится создать целостную картину действительности. Что же касается автора PR-текстов, то его задача не представление некой «картины мира», пропущенной через авторское «я», а достижение определенного запланированного эффекта (даже если этот запланированный эффект — простое информирование общественности). Стоит сказать также и об отличии текстов в PR от рекламных текстов. В первую очередь это различие в задачах в методах воздействия. Если для достижения основных задач (привлечения внимания, запоминания и целенаправленного воздействия), в рекламных текстах используются прямые, достаточно жесткие методы передачи информации. В принципе согласие получателя с посланием, понимание и принятие этого послания в сфере рекламных коммуникаций необязательны. Основную «работу» делают максимальная простота (вплоть до полного примитива) послания и методичное его повторение. В сфере связей с общественностью тексты менее агрессивны и навязчивы по сравнению с рекламными текстами. Прямой призыв, нескрываемая попытка воздействия и внедрения определенных установок в сознание получателя характерны и для некоторых типов PR – текстов. Однако в большинстве случаев PR-тексты, направленные на сохранение или изменение позиции, строятся таким образом, чтобы получатель не заметил попытки воздействия и воспринял главный тезис текста как плод собственных размышлений. Ведь чем сильнее в них будут заметны истинные намерения коммуникатора, тем более слабым окажется PR - воздействие, поскольку целевая группа расценивает их именно как информационные тексты и теряет к ним интерес, если замечает попытку планового манипулирования. Например, пресс-релиз, построенный по правилам написания рекламных текстов, в большинстве случаев неминуемо ждет участь почти всех других рекламных листков, ежедневно поступающих в каждый офис и заканчивающих свою недолгую жизнь в мусорной корзине. Журналист не только не будет использовать этот текст (даже если прочтет его до конца), но и сформирует определенное представление о компании, приславшей ему подобный пресс-релиз. Если рекламные тексты легко отличить от других текстовых форм, то четко сформулировать, что такое PR-тексты, затруднительно. Но это и есть их главный признак, который можно назвать максимальной естественностью восприятия. Есть некоторые различия и в самой организации подготовки текстов в рекламе и PR. В рекламных агентствах и отделах компаний подготовка рекламных текстов выделяется в отдельное направление работы, которым занимаются штатные или приглашенные специалисты - копирайтеры. В PR - агентствах и отделах такая должность может не выделяться в самостоятельную, поскольку форма, структура и содержание конкретных текстов зависят не столько от общих принципов и методик их написания, сколько от специфики конкретного проекта. Тем не менее, правила копирайта в PR все-таки существуют, хотя вряд ли стоит трактовать эти правила как «уникальные»: они по большей части универсальны и относятся ко многим видам «нерекламных» и «нехудожественных» текстов. В числе основных правил выделяются следующие: · краткость и ясность; · использование простых слов, повседневного языка аудитории; · убедительность: факты, цифры, репортерский стиль, когда читатель становится очевидцем; · естественность изложения, соответствие события его описанию. Простота предложений и ясность формулировок представляют собой одно из важнейших требований к текстам в сфере PR, поскольку любой тип PR -текстов должен быть, прежде всего, понятен его получателю. А понимание возникает тогда, когда получатель способен быстро, в максимально полном объеме «декодировать» послание и воспринять основные мысли. Перегруженность красочными оборотами, образами, метафорами, эпитетами, отступлениями и другими литературными средствами, которые могут встречаться в журналистских текстах, не свойственна текстам, используемым в PR. При подготовке PR-текстов следует избегать плеоназмов (избыточности выражения). Плеоназмы перегружают текст, мешая автору точно высказать свою мысль, а читателю — понять ее. Простота изложения должна сочетаться с использованием общеупотребительных и нейтральных слов литературного языка, за исключением тех случаев, когда необходимо применение специальных терминов и сложных названий. Считается, что употребление длинных слов также перегружает текст, поэтому соотношение длинных и коротких слов не должно превышать 1:10. При подготовке некоторых PR - текстов (например, пресс-релизов) следует также избегать частого использования прилагательных и наречий, а от употребления причастных и деепричастных оборотов лучше совсем отказаться. В то же время активное применение глаголов и существительных придает тексту динамизм, облегчает его восприятие получателем. Предложения не должны содержать более одной идеи или образа. Средняя длина предложения – не более 20 слов. Большую роль играет и ритм текста – сочетание предложений, имеющих определенную длину. Одинаковая длина предложений создает ощущение монотонности. Наиболее удачным ритмом (чередованием предложений разной длины) считается «длинное» - «короткое» - «очень короткое» - «немного длиннее». Эти общие правила могут конкр
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.118.202 (0.023 с.) |