Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность управления, менеджмента↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В мире всё системно, но, как показала кибернетика, только в трёх классах систем присутствует управление: в биологических, технических и социальных [89; с. 671]. Кибернетика определяет управление как «изменение состояния объекта, системы или процесса, ведущее к достижению поставленной цели». Целями или задачами управления могут являться, например, поддержание некоторого желаемого состояния объекта (системы) при воздействии на него разного рода возмущающих воздействий; поддержание заданной степени материального или духовного комфорта членов общества при решении задачи развития его экономики и культуры; определение такого режима работы промышленного предприятия, при котором достигается максимум выпускаемой им продукции (или минимум себестоимости этой продукции) и т.д. [89; с. 671]. Аналогичное определение даётся в «Советском энциклопедическом словаре», изданном в начале 1980-х годов. Управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей». Социальное управление трактуется как «такое воздействие на общество, которое имеет целью его упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие» [91, с. 1396]. Определения менеджмента некоторым образом отличаются от определений управления. Так, в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как «способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица» [77; с.10]. Что же общего и различного в понятиях управление и менеджмент? Кибернетика – наука об управлении в сложных системах (биологических, технических и социальных) – показала, что, несмотря на различие, в природе этих систем существуют общие закономерности их построения, функционирования. Кибернетика впервые показала, что любую систему управления можно представить как состоящую из двух систем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объекта управления) (рис.1) [89; с. 265, 90; с.15]. Для социальных организаций «управляющая система» – это органы управления организацией, «объект управления» – перерабатывающая система по преобразованию «входа» (материалов, ресурсов, информации, труда и т.д.) в готовую продукцию. Информация о достигнутых результатах, – «обратная связь» (ОС).
ПВ ОС
Рис.1. Взаимодействие управляющей и управляемой систем
Движение к намеченной цели осуществляет «объект управления». «Субъект управления» направляет движение объекта управления к выбранной цели прямыми воздействиями (ПВ). Также кибернетика показала, что такие категории, как организация и управление для всех систем являются универсальными, подчиняющимися общим закономерностям. Под организацией принято понимать совокупность людей, объединённых для достижения единых целей, под управлением – воздействие на объект с целью перевода его из одного состояние в другое. Для биологических систем характерна самоорганизация, обеспечивающая постоянное самосохранение и самовоспроизведение живой системы в целом. Управление социально-экономическими системами во многом использует закономерности организации и взаимодействия биологических систем. Таким образом, кибернетика выявила то общее, что присутствует во всех системах управления независимо от их природы. Однако имеются и принципиальные различия в принципах управления. Различия обусловлены тем, что человек и общество способны к самопознанию, самосовершенствованию. Именно благодаря таким различиям можно объяснить тот факт, что цикл жизни биологической системы, как правило, состоит из следующих фаз: рождение, жизнедеятельность и умирание. Для социально-экономической системы в современной теории характерны эти же фазы, однако путём целенаправленного воздействия возможно из фазы умирания перейти в фазу рождения той же системы, реализуемой в другой форме (через изменение основного вида деятельности). Объектом управления в социально-экономических системах является организация и, в частности, её структура, взаимодействие её подразделений и поддержание функционирования отделов и работников. С позиций такого понимания организации менеджмент можно определить как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации. Менеджмент – это тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики. Менеджмент возник и оформился в своеобразную концепцию практического управления как тип управления, родившийся в условиях свободного предпринимательства, конкуренции, экономической мотивации. Его антиподом может быть командно-административное, технократическое, планово-директивное, авторитарное управление (отсюда неправомерно использовать термин менеджмент к советской эпохе и более ранним периодам отечественной истории). Это вовсе не означает, что менеджмент – наилучший тип управления, максимально эффективный. В условиях нормально функционирующей рыночной экономики это наиболее приемлемый тип управления, но при возникновении, например, сложных кризисных ситуаций не исключено усиление тенденций технократического управления и административных подходов к решению проблем[88, с. 248]. Так, в условиях второй мировой войны советская командно-административная система показала высокую эффективность управления. Понимание менеджмента как типа управления в меньшей мере выражено в западных учебниках, потому что там управление формировалось в процессах естественного развития рыночной экономики. Но для России такое понимание важно и в определённой мере закономерно, потому что в истории развития России сложились традиции административного управления. Менеджмент для России означает реформирование экономики, использование экономических рычагов управления, изменение системы управления по потребностям и условиям рыночных отношений. В связи с этим основными признаками менеджмента как типа управления можно считать следующие [88,с. 249]: 1. Исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки. Это находит своё выражение как в управлении внутренними процессами деятельности людей, так и процессами поведения фирмы во внешней социально-экономической среде. 2. В подходах, принципах и методах управления отдаётся явный приоритет экономическим средствам и методам управления. 3. Менеджменту присущ профессионализм управления, выступающий как одно из главных требований к менеджеру и персоналу. Менеджменту надо учиться, осваивая область экономических и социально-психологических знаний. 4. В организационном отношении для менеджмента характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями. 5. Менеджмент предъявляет комплекс требований к личным качествам менеджера. Главными среди них являются предприимчивость, коммуникабельность, уверенность. Эти качества играют важную роль в проявлении искусства управления. Всё вышеизложенное ставит под сомнение утверждения некоторых авторов о тождественности понятий управление и менеджмент, на что обращает внимание профессор Евенко Л.И. в вступительной статье к книге Основы менеджмента американских авторов М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [65, с. 6]. Очевидно, что понятие управление шире понятия менеджмент оно относится к трём классам систем – техническим, биологическим и социальным, а менеджмент только к социальным системам. Далее уточним, любое ли управление в социальных системах можно отнести к менеджменту. Внимательное изучение определений, данных выше, позволяет сделать вывод о том, что менеджментом нельзя считать управление в жёстко регламентированных организациях, а также управление, мало связанное с воздействием на человека. К жёстко регламентированным организациям можно отнести исправительные учреждения, где главным в деятельности является управление человеком, что имеет мало общего с принципами, методами менеджмента. К жёстко регламентированным организациям можно также отнести армию, где весьма проблематично соблюдение, например, такого принципа менеджмента, как соединение личных интересов человека с целями организации (например, нескольким военнослужащим могут отдать приказ, при выполнении которого они, наверняка, погибнут, но при этом будут решены задачи воинского подразделения). Кроме того, в случае, когда в управлении главным является не человек, а, например, технологический процесс на автоматизированном химическом производстве, такое управление нельзя считать менеджментом. Тем не менее, безусловно, в любых организациях, где присутствует человек, отдельные методы и приёмы менеджмента применимы. Таким образом, можно считать, что отдельные методы и приёмы менеджмента можно использовать в любых социальных организациях. Но менеджмент в классическом понимании применим лишь в организациях, где менеджер имеет большую свободу в выборе форм и методов деятельности и где в отношении человека-работника проводится политика соединения его личных интересов с целями организации, наиболее полного раскрытия его способностей, возможностей [6, 7, 8, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 25, 31, 36, 47, 52, 56, 63, 64, 65, 67, 73, 77, 86, 88, 92, 93, 97, 98]. Кроме того, американцы, ведущие теоретики менеджмента, выделяют два отличия руководителя (понятия, применимого к любым сферам управления) и менеджера, менеджмента и управления [65, с. 6]. Во-первых, говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» – человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле, подразумевая управление, они применяют термин «администрация», «администрирование» (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то, по большому счёту, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер – это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Кроме того, если речь идёт о государственных органах любого уровня, то используется термин public administration – «государственное управление». В отечественной литературе нередко ставится знак равенства между понятиями бизнес и предпринимательство; менеджер, предприниматель и бизнесмен. Согласно [65, с. 6] бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путём создания и реализации определённой продукции или услуг. «Управление бизнесом» – это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Различия между бизнесменом и менеджером весьма существенны. Бизнесмен – это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем её акций и, может быть, состоит членом её правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Классический менеджер не владеет организацией, имеет, как правило, специальное управленческое образование и опыт [ 65, с.6]. Термин «предприниматель» был введён впервые французским экономистом Ришаром Кантиллом (XVIII век) [65, с. 44]. С тех пор это слово означает человека, который берёт на себя личный риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового видауслуг, предлагаемых обществу. Таким образом, предприниматель также, как и бизнесмен, является владельцем капитала, находящегося в обороте, приносящего доход, но затевающий принципиально новое дело. В этом существенное отличие бизнесмена от предпринимателя. Сравнение предпринимателя с менеджером является более сложным, чем с бизнесменом. Все предприниматели участвуют в формировании целей предприятия или организации и управляют этой организацией в начале её деятельности, всех их в это время можно считать менеджерами. Некоторые оказываются весьма успешными в своей управленческой деятельности не только в самом начале развития предприятия, но и в течение долгого периода работы предприятия. Однако очень часто такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. всё то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере её роста. Некоторые предприниматели могут не иметь способности или склонности выполнять управленческие функции. Успешные руководители в бизнесе способны внести организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей организации. Такие руководители способны принимать решения. У предпринимателей такие качества не отмечались. Кроме того, успешный руководитель в бизнесе проявлял положительное отношение к власти. А предприниматель по своему характеру не желает признавать и подчиняться власти, проявляет неспособность работать под руководством и, как следствие, стремится избежать такой ситуации. Организация, которую создал предприниматель, в результате может даже распасться. Вместе с тем в условиях динамичной внешней среды, характерной для рыночной экономики, руководители организаций должны быстро находить решения в непредвиденных ситуациях, т.е. действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Пеншо ввёл термин «предприимчивость», означающий такого рода отношение к делу и сами действия [65, c. 46]. Таким образом, классический менеджер и предприниматель – фигуры разные, но все менеджеры должны обладать таким качеством как предприимчивость. В условиях рыночной экономики организации в своей деятельности могут преследовать разные цели. При этом в качестве одной из групп целей у большой части организаций обязательно выступают экономические цели. В процессе развития рыночных отношений цели организации как социально-экономической системы менялись. Особенно эти изменения были заметны в ХХ веке, что нашло отражение как в понимании целей организации и способов их достижения, так и в содержании понятия «менеджмент». Ряд авторов особо выделяет менеджмент как синтез науки, искусства и опыта, а управление организациями – как адаптацию, приспособление к меняющимся условиям. При этом наука управления предполагает наличие собственных инструментов исследования, методов и способов решения специфических проблем управления организацией. Отметим, что особенностью организации как объекта управления является обязательное наличие такого элемента, как человек. Особенность персонала как ресурса менеджмента состоит в том, что это единственный активный элемент. Только благодаря пробуждению активности работников, их изобретательности и ответственному отношению к делу возможно достижение конкурентоспособности организации. Понимание менеджмента как искусства управления возникло из следующих характерных черт действия организации в конкурентной среде. Организация как социально-экономическая система имеет множество целей. Некоторые из целей взаимно противоположны, т.е. достижение одних целей обеспечивается за счёт других. В этих условиях баланс достижения целей организации, установление приоритета целей для конкретной ситуации, периода времени и фазы жизненного цикла во многом определяется профессионализмом менеджеров компании. Слаженность их работы, глубина понимания целей организации, т.е. исполнительское мастерство управления, определяют эффективность достижения целей организации. С этих позиций менеджмент представляет собой искусство, т.е. деятельность, напрямую связанную с талантом высшего менеджера и его управленческой команды. Одним из важнейших элементов искусства управления является достижение согласования собственно менеджмента и содержания деятельности компании. Расширенное толкование менеджмента предполагает не только профессиональных менеджеров, владеющих современными методами управления организацией в конкурентной среде. Это ещё и сложившиеся информационные связи между ними. Степень скоординированности действий, эффективность процедуры принятия решений, осознание полноты ответственности, понимание отраслевой специфики компании, сложившейся конкурентной и деловой среды. Иными словами, менеджмент, с одной стороны, – это управляющая система, организованность субъекта управления, т.е. того, кто управляет. Именно скоординированность взаимодействия участников команды менеджеров и обслуживающего персонала определяет результаты деятельности компании. С другой стороны, на результативность компании непосредственно влияет и собственно устройство компании (управляемой системы). Речь идёт о её производительности, качестве выпускаемой продукции, соотношении основных и вспомогательных видов деятельности и т.п. Особое положение в организованности управляемой системы занимает управление финансовыми потоками. Финансы как специфический ресурс функционирования компании представляют особую его характеристику и также определяют основные черты результативности управляемой системы. В заключение следует отметить, что за всю историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления людьми. Первое – это иерархия, организация, где основное средство воздействия – отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.п. Второе – культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя определённым образом. Третье – это рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на равенстве интересов сторон, предусматривающих свободный обмен ценностями (в этом аспекте рынок как экономическая категория – частность). Таким образом, в общем случае «менеджмент – это управление социально-экономическими системами (организациями) в рыночной среде (конкурентном механизме), где одними из обязательных целей являются экономические» [88]. Иными словами, это управление системами особого характера и в специальных условиях. « Управление» и «менеджмент» (как понятия) совпадают только для общества с развитыми рыночными отношениями для организаций, преследующих экономические цели. Наиболее распространён иерархический механизм управления, опирающийся на соподчинение одного работника другому, более высокого уровня. В дальнейшем в работе будут рассматриваться организации, для которых понятия менеджмент и управление в значительной степени совпадают, но в необходимых случаях с отступлениями в адрес «административных» организаций.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.73.248 (0.012 с.) |