Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Ситуационный (вероятностный) подход

Поиск

Традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Это комплекс теоретических знаний о том, как должны работать руководители. Применение этих принципов на практике традиционно рассматривалось как искусство, т.е. нечто, что можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход внёс большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчёркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приёмы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.

Ситуационный подход и процесс управления

 

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить конкретные значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырёхшаговый процесс.

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые практически доказывали свою эффективность в конкретных ситуациях. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, различные достоинства и недостатки при применении их в конкретных ситуациях. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать приёмы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и несли бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путём в условиях существующих обстоятельств.

Ситуационные переменные. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зиждется на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. Иначе нельзя полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Некоторые ситуационные переменные могут фактически быть исключены. Необходимо выделить переменные, наиболее существенно влияющие на успех, сократив их до разумных пределов без ощутимой потери точности. Считается, что существует не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внутренних и внешних переменных.

Проведённые исследования позволили выявить в обобщённом виде ключевые положения концепций главных подходов в управлении, которые представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Вклад различных направлений

Научные направления и ключевые положения концепций Основные идеи, используемые в современном менеджменте
1. Научное управление и Классическая, или Административная школа
Научные принципы Рационализация выполнения работ Разделение труда в управлении Научный подход к менеджменту и принципам управления Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования Оплата труда как важнейший элемент мотивации работающих
2. Школы Человеческих отношений и Поведенческих наук
Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства Исследование поведения людей в организации Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам
3. Количественный подход
Применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники Использование количественных измерений при принятии решений Использование информационных систем управления и вычислительной техники
4. Системный и Ситуационный подходы
Взаимодействие и взаимосвязь всех компонентов организации Выявление и учёт ситуационных переменных окружающей среды Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей Значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации Принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие организации

Человек существует на земле порядка миллиона лет. Развитие человека, как и всех живых существ, на ранней стадии шло чрезвычайно медленно. Но приблизительно 10 000 лет тому назад начинается процесс бурного развития человечества. Что же произошло? У людей появилось разделение труда. Известно, что разделение труда отмечается не только у людей, но и у некоторых видов животных и насекомых. Очевидно, разделение труда – это не изобретение человечества, а объективный результат эволюции животных, связанный первоначально, по всей вероятности, с разделением по половому признаку.

Разделение труда – это выдающийся феномен, позволяющий производить, в сравнении с индивидуальным производством, продуктов больше, качественнее и значительно сложнее. Разделение труда вызывает необходимость в соединении, кооперации разделённых производителей для достижения общей цели – необходимость в управлении. При этом впервые появляются люди, которые не заняты непосредственным процессом производства продуктов, а организующих деятельность определённой группы людей для достижения общей цели – управители. Разделение членов первобытных племён на исполнителей и управителей приводит к появлению организаций.

Организация как вид деятельности начинается с обдумывания процесса производства продукта. Так зарождается наука. Появление функции обдумывания приводит к тому, что человек впервые находит способы использования природной энергии в небывалых до этого масштабах (каменный уголь, нефть, газ и т.д.). После разделения труда, появления организаций использование энергии явилось вторым мощным ускорителем развития человечества. Кроме указанных выше, на развитие человека оказывает всё возрастающее влияние следующий ускоритель – это информация. Считается, что тот добьётся наибольших успехов в развитии, кто будет располагать наибольшей информацией. Это утверждение относится как к отдельной организации, так и к нации в целом. При этом уместно отметить, что развитие человека идёт по пути увеличения головного мозга – основного средства переработки информации у человека. Кибернетика ставит информацию в один ряд с такими философскими категориями, как энергия, пространство и время.

Известно, что в историческом аспекте нации развивались неравномерно. Одни нации обгоняли другие главным образом за счёт лучшей организации, и как только «отсталые» нации улучшали свою организацию, в числе аутсайдеров оказывались бывшие лидеры.

Всё вышеизложенное свидетельствует об исключительной роли организаций в жизни человечества.

Что же такое организация? Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие, по крайней мере, одной цели, т.е. желаемого конечного состояния или результата, которую принимают как общую все члены группы.

3. Наличие членов группы, у которых личные цели совпадают с общими целями группы.

4. Сознательная координация деятельности организации.

5. Наличие определённых границ организации.

6. Функционирование организации на относительно постоянной основе.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение. «Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей (совокупность людей, объединённых для достижения единых целей)» [8, 65,]. Наряду с вышеизложенными в настоящей работе определениями понятия организации, отражающими разные стороны это сложного явления, представляет интерес также определение, данное в работе [8]. Организация (organization) состоит из индивидов, которые стремятся для достижения определённых целей оказать влияние на других людей, создающих материальные, увеличивающие общественное благосостояние ценности, посредством разнообразных процессов, технологий, структур и культур.

Организации классифицируются на формальные и неформальные, простые и сложные.

Формальные организации имеют чётко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы.

Неформальные организации работают без определённых целей, правил и структур; сюда относятся все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. Неформальные организации существуют практически во всех учреждениях, за исключением, быть может, очень малых. Это объединения людей внутри организации по симпатиям, интересам, увлечениям. Люди объединяются в организации для достижения целей, которые они не могут реализовать в одиночку. Неспособность формальных организаций реализовать все цели человека, связанные с пребыванием человека в организации – основная причина возникновения неформальных организаций.

Сложные организации отличаются от простых наличием не одной, а нескольких целей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.007 с.)