Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы выполнения функций управления

Поиск

Методы управления, применяемые в различных функциональных подсистемах организации, связаны с выполнением функций, которые составляют содержание процесса управления, поэтому, несмотря на специфику каждой подсистемы организации, в ней обязательно осуществляются такие действия, как планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Этот подход заложен в основу второго направления классификации методов управления. Он позволяет сгруппировать и создать фонды методов, используемых организацией для выполнения любой из функций менеджмента, вне зависимости от того, в какой подсистеме они реализуются.

Специалисты по планированию, осуществляющие разработку прогнозов, используют в своей работе методы экстраполяции, регрессивного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертный, Дельфи, факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и т.д.

Выполнение функции организации базируется на методах, учитывающих потребности и мотивации людей, работающих в организации. В соответствии с подходом, представленным на рис. 7, методы организации совместной деятельности людей можно подразделить на три группы: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

Рис. 7. Связь методов управления с потребностями и интересами людей

 

Организационно-распорядительные методы – это система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Выполнение одной и той же работы возможно в различных организационных условиях, при различных типах её организации: жёсткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, установления допустимых границ деятельности и др. В выявлении наиболее действенного для определённых условий типа организационного воздействия на коллектив, обеспечивающего эффективное и качественное выполнение работ, находят своё проявление организационные методы управления. Всю их совокупность можно классифицировать по трём группам методов: организационно-стабилизирующего, распорядительского и дисциплинарного воздействия.

Экономические методы управления – совокупность способов воздействия путём создания экономических условий, побуждающих работников предприятия действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. Среди экономических способов воздействия выделяются планирование, финансирование, ценообразование, экономическое стимулирование и хозяйственный расчёт.

Социально-психологические методы управления – способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе, для достижения поставленных перед организацией целей. Эти методы включают следующие совокупности социально-психологических способов воздействия: формирование трудовых коллективов с учётом социально-психологических характеристик людей (способностей, темперамента, черт характера), что создаёт благоприятные условия для их совместной деятельности; введение системы социального регулирования, которая включает использование договоров, обязательств, установление порядка распределения благ, очерёдности их получения; социальное стимулирование – создание обстановки социально-психологической заинтересованности в выполнении какой-либо важной работы или вообще в достижении определённых целей, результатов, рубежей развития.

Методы управления используются в комплексе, они едины для разных звеньев, но в зависимости от особенностей конкретного объекта управления возможно преобладание тех или иных методов.

Эти методы оказывают прямое и косвенное воздействие на мотивы поведения, интересы и потребности людей, которые также сгруппированы по трём направлениям. Более детальная группировка потребностей (например, по Маслоу: физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении, потребности в самоутверждении) может служить основанием для разработки и использования методов их удовлетворения в процессе организации совместной деятельности. В основу иерархии потребностей положено стремление человека удовлетворить, в первую очередь, самые важные потребности. Как только это достигнуто, она на время перестаёт быть движущим мотивом его поведения. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности, поэтому состав мотивов, применяемых в организации, должен отражать структуру иерархии потребностей работающих в ней людей.

Удовлетворение потребностей первого уровня (физиологических) требует разработки и применения, прежде всего, методов экономического воздействия, включающих способы индивидуального, группового и коллективного стимулирования труда, методы экономического взаимодействия между подразделениями и службами организации, методы участия в прибылях и доходах и т.д. На удовлетворение потребностей среднего уровня (в безопасности, защищённости, статусе) направлены методы организационно-распорядительного воздействия, в составе которых можно выделить способы прямого воздействия путём распоряжений, команд, указаний, построения формальной структуры власти-подчинения, а также способы косвенного воздействия, осуществляемых по линии неформальных связей и структур. На высшем уровне иерархии наиболее предпочтительны социально-психологические способы, обеспечивающие потребность работников в саморазвитии и самореализации. Несмотря на некоторую условность иерархического представления потребностей людей, работающих в организациях, оно может служить достаточно точным индикатором для разработки системы методов, соответствующих качественному состоянию кадров организации.

Осуществление функции координация (согласования деятельности разделённых производителей) в первую очередь возложено на руководителей разного уровня, которые должны обеспечить непрерывность и эффективность протекания всех процессов производства и управления в организации. Это требует использования методов коммуникации, в составе которых выделяются группы методов межличностных коммуникаций, сбора, обработки и передачи информации.

Методы, применяемые при выполнении функции контроля, зависят от характера учётных, аналитических и контрольных операций. Статистический учёт базируется на методах сбора, обработки и интеграции информации об организации (и её подразделений) за определённый период времени; бухгалтерский учёт – на методах, обеспечивающих ежедневные данные о движении финансовых средств, материалов, продукции, труда и т.д. Методы контроля за деятельностью организации характеризуются большим разнообразием в связи с тем, что сама функция контроля охватывает практически все операции и процедуры, выполняемые в организации для достижения её целей.

Методы мотивации включают все виды и формы побуждения людей к труду: оплаты труда, премиальных систем, участия в прибылях, моральных стимулов, повышения в должности, обучения и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.125 (0.006 с.)