Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика финансового состояния предприятия и превентивные антикризисные↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» Раздел 1. Основы теории кризисов ……………………………………………………………………..2
1. Сущность кризиса …………………………………………………………………………………...2 1.1. Понятие и определение кризиса…………………………………………………………………2 1.2. Внешние и внутренние факторы возникновения кризисных ситуаций……………………….3 1.3. Типология кризисов……………………………………………………………………………….5
2. Мировые экономические кризисы и их особенности …………………………………………...8 2.1. Краткая история мировых экономических кризисов…………………………………………...8 2.2. Цикличность мировых экономических кризисов……………………………………………...10 2.3. Фазы экономических циклов и их проявление………………………………………………...12 2.4. Причины возникновения экономических кризисов……………………..……………………..13 2.5. Особенности современных долговых кризисов………………………………………………..15 2.6. Финансовый кризис и его особенности в современной Украине……………………………..19 2.7. Государственное регулирование кризисных ситуаций………………………………………...22
Раздел 2. Основы антикризисного управления предприятием …………………............................25
3. Практика банкротства и ликвидации предприятий в США …………….................................25 3.1. Финансовые проблемы предприятий и их последствия………………………………………25 3.2. Урегулирование обязательств без прохождения формальной процедуры банкротства……26 3.3. Банкротство предприятия………………..……………………………………………………...27 3.4. Предварительное банкротство………………………………………………………………….28 3.5. Ликвидация при банкротстве предприятия……………………………………………………28
4. Содержание антикризисного управления ……………………………………………………….29 4.1. Сущность, определение и цель антикризисного управления………………..……………….29 4.2. Процесс антикризисного управления предприятием…………………………………………30
Диагностика финансового состояния предприятия и превентивные антикризисные меры …………………………………………………………………………………………………..31 5.1. Капитал предприятия……………………………………………………………………………31 5.2. Диагностика предприятия и превентивные антикризисные меры на основе анализа финансовых коэффициентов…………………………………………………………..33 5.3. Модели диагностики банкротства предприятия…………………………….............................38
6. Антикризисные меры преодоления развивающегося «лёгкого» кризиса …………………..41 6.1. Антикризисные организационные меры……………………………………………………….41 6.2. Стратегия развития предприятия в условиях кризиса………………………………………...42 6.3. Антикризисные меры финансовой стабилизации предприятия……………………………...44
7. Досудебная санация предприятия в условиях «глубокого» кризиса …………………………46 7.1. Понятие санации предприятия…………………………………………………………………...46 7.2. Программа санации предприятия………………………………………………………………..47 7.3. Реструктуризация задолженности предприятия………………………………………………..48 7.4. Реорганизация предприятия……………………………………………………………………...48 7.5. Санация кадрового потенциала предприятия…………………………………………………...50 Судебные процедуры банкротства предприятия в условиях «катастрофического» кризиса...................................................................................................................................................51 8.1. Экономическая сущность несостоятельности предприятия……………………………………51 8.2. Банкротство предприятия как результат юридической квалификации………………………..52 8.3. Процедура банкротства и ликвидации предприятия……………………………………………53 Список использованной литературы …………………………………………………………………60 Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КРИЗИСОВ
Сущность кризиса Понятие и определение кризиса Кризис (греч. krisiс - поворотный пункт, исход) – резкий, крутой перелом в чем-либо; тяжелое переходное состояние; острое затруднение с чем-либо; тяжёлое положение. Кризис – это переломный этап в функционировании любой системы, на котором она подвергается воздействию извне или изнутри, требующему от неё качественно нового реагирования. Основная особенность кризиса заключается в угрозе разрушения системы. Кризисные явления могут разворачиваться на различных уровнях: личности, группы людей, предприятия, отрасли, региона, государства, группы государств. Применительно к социально-экономической системе: кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее её стабильности и устойчивости в окружающей среде. Понятие «кризис» теснейшим образом связано с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Кризис изменяет тенденции жизнедеятельности системы, т.е. нарушает её устойчивость, радикальным образом её обновляет. Поэтому очистительная сила кризиса нужна системе не меньше, чем спокойная жизнь. Это две стороны одной медали, одно не может существовать без другого. Экономический кризис - серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. Основные виды экономических кризисов:
Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.) Кризис перепроизводства характеризуется наличием большого количества товаров, которое превышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупного спроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупного производства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего и сколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англии в XVII веке. С развитием рыночной индустриальной экономики кризисы перепроизводства приобрели циклический характер и на сегодня составляют одну из фаз экономического цикла. Опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать. Для кризисов характерны разнообразные последствия: возможно обновление организации или её разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже более глубокого и продолжительного. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчить кризис или обострить его. Следствием экономического кризиса в стране является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения. Внешние и внутренние факторы возникновения кризисных ситуаций Кризис предприятия генерируется как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятия, подразделяются на три группы:
Структура внешних факторов возникновения кризисных ситуаций предприятия представлена в табл. 1.1. Таблица 1.1 Внешние факторы возникновения кризисных ситуаций предприятия
Внешняя среда относится к главенствующим факторам изменений внутренней среды предприятия. Кризисная ситуация на предприятии часто возникает под воздействием негативных внутренних факторов, которые можно объединить в три группы:
Структура внутренних факторов возникновения кризисных ситуаций предприятия представлена в табл. 1.2. Таблица 1.2 Типология кризисов Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Кризисы классифицируют как:
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий между работниками и работодателями, профсоюзами и предпринимателями, работниками различных профессий, персоналом и менеджерами. Социальные кризисы могут быть дополнением экономических кризисов, но могут возникать самостоятельно по поводу стиля управления, недовольства условиями труда и т.д. Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений предприятия. Такие кризисы объясняются обострением организационных отношений при возникновении неразберихи, деловых конфликтов, безответственности, сложности контроля. Организационные кризисы возникают при быстром росте предприятия, изменении условий его функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции или организационной перестройке предприятия. Психологические кризисы – это кризисы, связанные с психологическим состоянием человека. Они проявляются в виде стрессов, возникновения чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой незащищённостью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате коллектива или отдельной группы персонала предприятия. Технологические кризисы возникают как кризисы технологической несовместимости изделий или отторжения новых технологических решений. Такие кризисы обусловливаются научно-техническим прогрессом. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономическом состоянии предприятия. Это кризисы производства и реализации продукции, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ. К экономическим кризисам относятся финансовые кризисы, характеризующиеся противоречиями в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей предприятия. Это кризисы денежного выражения экономических процессов. Финансовый кризис классифицируется по следующим признакам:
Классификация финансовых кризисов предприятия приведена в табл. 1.3.
Таблица 1.3 Банкротство предприятия На первый взгляд может показаться, что в большинстве случаев урегулирование обязательств предприятий должно быть неформальным, поскольку такая процедура происходит быстрее и является менее дорогостоящей, чем формальная. Однако часто на пути неформального урегулирования обязательств возникают две проблемы: проблема пула требований и проблема стороннего наблюдателя. Проблема пула требований заключается в том, что в условиях отсутствия защиты предприятия со стороны закона о банкротстве, некоторые кредиторы будут иметь стимул требовать срочного погашения своих кредитов, даже если это приведёт к ликвидации предприятия. В законе о банкротстве США проблема пула требований решается с помощью введения положения об автоматической приостановке требований кредиторов. Это положение не позволяет кредиторам требовать от предприятия первоочередного выполнения обязательств перед ними. Хотя процедура банкротства даёт предприятию шанс разрешить имеющиеся проблемы без угрозы потери активов, руководство в этом случае теряет свободу управления активами. Во-первых, закон о банкротстве требует от предприятия-должника, чтобы оно запрашивало разрешение суда на выполнение операций с активами. Во-вторых, закон предоставляет право подавать прошения в суд о блокировании практически любых действий, которые предприятие может предпринять, находясь в состоянии банкротства. Таким образом, законодательство препятствует переводу активов предприятия в другие структуры, если это может нанести вред кредиторам. Проблема стороннего наблюдателя. При неформальном решении проблемы необходим такой план урегулирования обязательств предприятия, который бы устроил каждого кредитора. Некоторые кредиторы («сторонние наблюдатели») могут претендовать на полную стоимость своих требований в отличие от других кредиторов. Поэтому проблема «стороннего наблюдателя» существенно затрудняет реструктуризацию задолженности предприятия. Решение данной проблемы при формальной процедуре банкротства облегчается возможностью суда по делам банкротства распределить кредиторов по классам. Считается, что каждый класс принял план урегулирования обязательств предприятия, если две трети суммы задолженности и половина предъявляющих требования кредиторов класса голосуют за план. В этом случае план автоматически одобряется судом, он считается справедливым, выполнимым и равноправным по отношению к несогласным сторонам.
Предварительное банкротство Законодательство США предусматривает гибридный тип реструктуризации задолженности, который объединяет преимущества неформального и формального урегулирования обязательств предприятия. Этот гибридный тип реструктуризации задолженности получил название предварительного банкротства (предбанкротства). В организации предбанкротства предприятие-должник до официального обращения в суд получает согласие всех или большинства кредиторов на осуществление плана будущей реструктуризации задолженности. Затем этот план подаётся в суд вместе с прошением о защите от кредиторов. Преимущества предбанкротства перед обычной неформальной реструктуризацией задолженности состоят в следующем: снижение значимости проблемы «сторонних наблюдателей»; предотвращение официальных исков со стороны кредиторов; налоговые выгоды, возникающие при официальном банкротстве.
Содержание антикризисного управления
Капитал предприятия Всякое предприятие создается для извлечения прибыли. Производя прибыль, предприятие всегда приращивает капитал и должно быть способным исполнить свои финансовые обязательства, если только не разместит свои финансы так, что их нельзя быстро мобилизовать для расчёта по обязательствам. Отсюда следует, что проблемы неплатежей связаны с размещением или использованием капитала предприятия, поэтому анализ финансовой отчётности позволяет предвидеть будущее финансовое состояние предприятия. Происхождение и размещение капитала предприятия имеет следующие особенности:
Состояние финансов предприятия фиксируется на определенную дату. Такая одновременная фиксация активов и пассивов называется бухгалтерским балансом предприятия. При этом сумма активов равна сумме пассивов. Разность суммы собственного капитала и стоимости его основных средств составляет величину собственного оборотного капитала. В процессе производства капитал находится в движении. При этом:
В результате оборота у предприятия появляется выручка, которая содержит в себе следующие компоненты:
В бухгалтерском балансе прибыль рассчитывается как разность между выручкой и всеми видами затрат и убытков. Это балансовая прибыль, из которой в дальнейшем осуществляются платежи налога на прибыль, и некоторые обязательные платежи, например, на социальные нужды. Остаток прибыли после вычета налогов и обязательных платежей представляет собой свободную для маневра чистую прибыль предприятия. Чистая прибыль предприятия даёт возможность прироста собственного капитала. Она может расходоваться на нужды потребления и накопление. Прирост собственного капитала предприятия осуществляется лишь за счёт той части чистой прибыли, которая расходуется на накопление, то есть присоединяется к активам – к основным или оборотным средствам. Рассмотренные параметры финансовой отчётности являются базовыми параметрами, которые используются для оценки финансового состояния предприятия и диагностики финансового кризиса.
Реорганизация предприятия Реорганизация предприятия – прекращение деятельности предприятия путём слияния, присоединения, преобразования, разделения, выделения или ликвидации (прекращение деятельности предприятия путем ликвидации будет рассмотрено в разделе 8). Главной задачей перечисленных форм реорганизации деятельности предприятий, кроме его ликвидации, является сохранение жизнедеятельности предприятия, его выживание. В соответствии с законодательством Украины предприятие, злоупотребляющее своим монопольным положением на рынке, может быть реорганизовано в принудительном порядке. Сущность различных форм реорганизации поясняется табл. 7.1.
Таблица 7.1 Формы реорганизации предприятий
Слияние – создание нового предприятия (С) путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий (А и В) с остановкой деятельности последних. Предприятия, берущие участие в слиянии, заключают соответствующий договор, где определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертирования акций каждого предприятия в акции нового предприятия. Присоединение – остановка деятельности нескольких предприятий (А и В) с передачей прав и обязанностей одному из предприятий (А). Предприятия, которые присоединяются, и предприятие, к которому эти предприятия присоединяются, заключают договор. В нём определяются порядок и условия присоединения, а также порядок конвертирования акций предприятий. При реорганизации предприятий в форме присоединения новое юридическое лицо не появляется. Преобразование – это такая форма реорганизации, при которой юридическое лицо одного вида (А) преобразуется в юридическое лицо другого вида (В) или происходит изменение его организационно-правовой формы (например, приватное акционерное общество преобразуется в публичное или наоборот). К новому юридическому лицу переходят права и обязанности предприятия, которое преобразуется, решаются вопросы о порядке и условиях преобразования, порядок обмена акций или паев. Разделение - остановка деятельности предприятия (А) с передачей всех его прав и обязанностей новым предприятиям (В и С) в соответствии с разделительным балансом и с определением порядка конвертирования акций предприятия, которое реорганизуется, в акции создаваемых предприятий. Выделение – создание одного или нескольких предприятий (В) с передачей им части прав и обязанностей предприятия (А), которое реорганизуется без остановки деятельности последнего. При этом определяется баланс раздела, порядок и условия выделения. В результате в четырех из пяти возможных форм реорганизации (при слиянии, преобразовании, разделении и выделении) возникает новое юридическое лицо – правопреемник, к которому применяются все требования законодательства, распространяющиеся на создающиеся юридические лица. В зависимости от формы реорганизации предприятия в процессе реорганизации составляется либо передаточный акт, либо распределительный баланс. Эти документы являются основными, на основе которых процедура реорганизации закрепляется законодательно. Передаточный акт – это документ, который составляется в свободной форме при реорганизации предприятия в формах слияния, присоединения и преобразования. В нём содержится перечень активов и пассивов реорганизуемых предприятий, которые передаются вновь создаваемому юридическому лицу. К акту прилагается баланс реорганизуемого предприятия на день передачи. Распределительный баланс – это баланс вновь созданного предприятия в процессе реорганизации в формах разделения или выделения. Передаточный акт и распорядительный баланс утверждается органом, принявшим решение о реорганизации предприятия. При принудительном разделении предприятия в арбитражном порядке по инициативе Антимонопольного комитета распределительный баланс утверждается в судебном порядке. Особенности реорганизации предприятий в форме слияния и присоединения. Слияние и присоединение может быть оправдано только в том случае, когда достигаются следующие результаты: увеличиваются доходы; уменьшаются затраты на единицу произведенной продукции; повышается эффективность капиталовложений; уменьшается сумма налогов. Результативность слияния и присоединения связана достижением эффекта синергизма, который заключается в повышении стоимости нового предприятия, превышающей совокупную стоимость отдельных предприятий. Особенности реорганизации предприятий в форме разделения и выделения. Основной мотив таких форм реорганизации – стремление сконцентрировать усилия руководства на основном направлении деятельности предприятия с тем, чтобы не отвлекаться на второстепенные или недостаточно прибыльные виды деятельности и не допустить «распыления» ресурсов. Границы наследования прав и обязательств новых предприятий, которые появились в результате реорганизации старого предприятия, определяются распределительным балансом. Особенности реорганизации предприятий в форме преобразования. К вновь образованному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом переходят все права и обязательства прекратившего свою деятельность юридического лица. В Украине предприятие может быть преобразовано в любое хозяйственное общество.
Список использованной литературы
Контрольные вопросы
1. Понятие и определение кризиса. 2. Внешние факторы возникновения кризисных ситуаций. 3. Внутренние факторы возникновения кризисных ситуаций. 4. Типология кризисов. 5. Классификация финансовых кризисов предприятия. 6. Краткая история мировых экономических кризисов. 7. Цикличность мировых экономических кризисов. 8. Фазы экономических циклов и их проявление. 9. Причины возникновения экономических кризисов. 10. Особенности долгового кризиса населения. 11. Особенности долгового кризиса страны. 12. Финансовый кризис и его особенности в современной Украине. 13. Государственное регулирование кризисных ситуаций.
14. Финансовые проблемы предприятий и их последствия (на примере банкротств предприятий в США). 15. Урегулирование обязательств без прохождения формальной процедуры банкротства (на примере банкротств предприятий в США). 16. Банкротство предприятия и предварительное банкротство (на примере банкротств предприятий в США). 17. Ликвидация при банкротстве предприятия (на примере банкротств предприятий в США). 18. Сущность, определение и цель антикризисного управления. 19. Процесс антикризисного управления предприятием. 20. Капитал предприятия. 21. Коэффициенты ликвидности (платёжеспособности). 22. Коэффициенты оборачиваемости активов (деловой активности). 23. Коэффициенты управления задолженностью (финансовой устойчивости). 24. Коэффициенты рентабельности. 25. Антикризисные организационные меры, как меры преодоления развивающегося «лёгкого» кризиса. 26. Стратегия развития предприятия в условиях кризиса. 27. Антикризисные меры финансовой стабилизации предприятия. 28. Понятие санации предприятия. 29. Программа досудебной санации предприятия. 30. Реструктуризация задолженности предприятия. 31. Реорганизация предприятия. 32. Санация кадрового потенциала предприятия. 33. Экономическая сущность несостоятельности предприятия. 34. Банкротство предприятия как результат юридической квалификации. 35. Процедура банкротства и ликвидации предприятия до подготовительного заседания хозяйственного суда включительно. 36. Процедура банкротства и ликвидации предприятия между подготовительным заседанием хозяйственного суда и признанием должника банкротом. 37. Признание должника банкротом и ликвидационная процедура.
The end ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» Раздел 1. Основы теории кризисов ……………………………………………………………………..2
1. Сущность кризиса …………………………………………………………………………………...2 1.1. Понятие и определение кризиса…………………………………………………………………2 1.2. Внешние и внутренние факторы возникновения кризисных ситуаций……………………….3 1.3. Типология кризисов……………………………………………………………………………….5
2. Мировые экономические кризисы и их особенности …………………………………………...8 2.1. Краткая история мировых экономических кризисов…………………………………………...8 2.2. Цикличность мировых экономических кризисов……………………………………………...10 2.3. Фазы экономических циклов и их проявление………………………………………………...12 2.4. Причины возникновения экономических кризисов……………………..……………………..13 2.5. Особенности современных долговых кризисов………………………………………………..15 2.6. Финансовый кризис и его особенности в современной Украине……………………………..19 2.7. Государственное регулирование кризисных ситуаций………………………………………...22
Раздел 2. Основы антикризисного управления предприятием …………………............................25
3. Практика банкротства и ликвидации предприятий в США …………….................................25 3.1. Финансовые проблемы предприятий и их последствия………………………………………25 3.2. Урегулирование обязательств без прохождения формальной процедуры банкротства……26 3.3. Банкротство предприятия………………..……………………………………………………...27 3.4. Предварительное банкротство………………………………………………………………….28 3.5. Ликвидация при банкротстве предприятия……………………………………………………28
4. Содержание антикризисного управления ……………………………………………………….29 4.1. Сущность, определение и цель антикризисного управления………………..……………….29 4.2. Процесс антикризисного управления предприятием…………………………………………30
Диагностика финансового состояния предприятия и превентивные антикризисные меры …………………………………………………………………………………………………..31 5.1. Капитал предприятия………………………………………………………………
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.013 с.) |