Диагностика финансового состояния предприятия и превентивные антикризисные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика финансового состояния предприятия и превентивные антикризисные



ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Раздел 1. Основы теории кризисов ……………………………………………………………………..2

 

1. Сущность кризиса …………………………………………………………………………………...2

1.1. Понятие и определение кризиса…………………………………………………………………2

1.2. Внешние и внутренние факторы возникновения кризисных ситуаций……………………….3

1.3. Типология кризисов……………………………………………………………………………….5

 

2. Мировые экономические кризисы и их особенности …………………………………………...8

2.1. Краткая история мировых экономических кризисов…………………………………………...8

2.2. Цикличность мировых экономических кризисов……………………………………………...10

2.3. Фазы экономических циклов и их проявление………………………………………………...12

2.4. Причины возникновения экономических кризисов……………………..……………………..13

2.5. Особенности современных долговых кризисов………………………………………………..15

2.6. Финансовый кризис и его особенности в современной Украине……………………………..19

2.7. Государственное регулирование кризисных ситуаций………………………………………...22

 

Раздел 2. Основы антикризисного управления предприятием …………………............................25

 

3. Практика банкротства и ликвидации предприятий в США …………….................................25

3.1. Финансовые проблемы предприятий и их последствия………………………………………25

3.2. Урегулирование обязательств без прохождения формальной процедуры банкротства……26

3.3. Банкротство предприятия………………..……………………………………………………...27

3.4. Предварительное банкротство………………………………………………………………….28

3.5. Ликвидация при банкротстве предприятия……………………………………………………28

 

4. Содержание антикризисного управления ……………………………………………………….29

4.1. Сущность, определение и цель антикризисного управления………………..……………….29

4.2. Процесс антикризисного управления предприятием…………………………………………30

 

Диагностика финансового состояния предприятия и превентивные антикризисные

меры …………………………………………………………………………………………………..31

5.1. Капитал предприятия……………………………………………………………………………31

5.2. Диагностика предприятия и превентивные антикризисные меры на основе

анализа финансовых коэффициентов…………………………………………………………..33

5.3. Модели диагностики банкротства предприятия…………………………….............................38

 

6. Антикризисные меры преодоления развивающегося «лёгкого» кризиса …………………..41

6.1. Антикризисные организационные меры……………………………………………………….41

6.2. Стратегия развития предприятия в условиях кризиса………………………………………...42

6.3. Антикризисные меры финансовой стабилизации предприятия……………………………...44

 

7. Досудебная санация предприятия в условиях «глубокого» кризиса …………………………46

7.1. Понятие санации предприятия…………………………………………………………………...46

7.2. Программа санации предприятия………………………………………………………………..47

7.3. Реструктуризация задолженности предприятия………………………………………………..48

7.4. Реорганизация предприятия……………………………………………………………………...48

7.5. Санация кадрового потенциала предприятия…………………………………………………...50

Судебные процедуры банкротства предприятия в условиях «катастрофического»

кризиса...................................................................................................................................................51

8.1. Экономическая сущность несостоятельности предприятия……………………………………51

8.2. Банкротство предприятия как результат юридической квалификации………………………..52

8.3. Процедура банкротства и ликвидации предприятия……………………………………………53

Список использованной литературы …………………………………………………………………60

Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КРИЗИСОВ

 

Сущность кризиса

Понятие и определение кризиса

Кризис (греч. krisiс - поворотный пункт, исход) – резкий, крутой перелом в чем-либо; тяжелое переходное состояние; острое затруднение с чем-либо; тяжёлое положение.

Кризис – это переломный этап в функционировании любой системы, на котором она подвергается воздействию извне или изнутри, требующему от неё качественно нового реагирования. Основная особенность кризиса заключается в угрозе разрушения системы.

Кризисные явления могут разворачиваться на различных уровнях: личности, группы людей, предприятия, отрасли, региона, государства, группы государств.

Применительно к социально-экономической системе: кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее её стабильности и устойчивости в окружающей среде.

Понятие «кризис» теснейшим образом связано с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения.

Кризис изменяет тенденции жизнедеятельности системы, т.е. нарушает её устойчивость, радикальным образом её обновляет. Поэтому очистительная сила кризиса нужна системе не меньше, чем спокойная жизнь. Это две стороны одной медали, одно не может существовать без другого.

Экономический кризис - серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Основные виды экономических кризисов:

  • кризис недопроизводства (дефицит);
  • кризис перепроизводства.

Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.)

Кризис перепроизводства характеризуется наличием большого количества товаров, которое превышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупного спроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупного производства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего и сколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англии в XVII веке.

С развитием рыночной индустриальной экономики кризисы перепроизводства приобрели циклический характер и на сегодня составляют одну из фаз экономического цикла. Опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Для кризисов характерны разнообразные последствия: возможно обновление организации или её разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже более глубокого и продолжительного.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчить кризис или обострить его.

Следствием экономического кризиса в стране является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения.

Внешние и внутренние факторы возникновения кризисных ситуаций

Кризис предприятия генерируется как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятия, подразделяются на три группы:

  • общеэкономические факторы, оказывающие негативное воздействие на производственно-хозяйственную деятельность предприятия;
  • рыночные факторы, влияющие на предприятие негативными тенденциями развития товарных и финансовых рынков;
  • прочие факторы, охватывающие общеполитическую и другие сферы деятельности внешнего окружения предприятия.

 

Структура внешних факторов возникновения кризисных ситуаций предприятия представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Внешние факторы возникновения кризисных ситуаций предприятия

 

  Группа внешних факторов     Структура факторов  
  1. Общеэкономические факторы         Тип экономической системы. Спад объёма национального дохода. Рост инфляции. Замедление платёжного оборота. Нестабильность налоговой системы. Нестабильность законодательства. Снижение реальных доходов населения. Рост безработицы. Несбалансированность кредитной политики. Структура потребностей населения.  
  2. Рыночные факторы   Снижение ёмкости внутреннего рынка. Усиление монополизма на рынке. Существенное снижение спроса. Снижение активности фондового рынка. Нестабильность валютного рынка. Международная конкуренция.  
  3. Прочие факторы   Политическая нестабильность. Негативные демографические тенденции. Стихийные бедствия. Ухудшение криминальной ситуации. Уровень научно-технического развития. Уровень культуры общества.  

Внешняя среда относится к главенствующим факторам изменений внутренней среды предприятия.

Кризисная ситуация на предприятии часто возникает под воздействием негативных внутренних факторов, которые можно объединить в три группы:

  • операционные (управленческие) факторы;
  • инвестиционные и производственные факторы;
  • финансовые факторы.

 

Структура внутренних факторов возникновения кризисных ситуаций предприятия представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Типология кризисов

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Кризисы классифицируют как:

  • социальные;
  • организационные;
  • психологические;
  • технологические;
  • экономические (финансовые).

 

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий между работниками и работодателями, профсоюзами и предпринимателями, работниками различных профессий, персоналом и менеджерами. Социальные кризисы могут быть дополнением экономических кризисов, но могут возникать самостоятельно по поводу стиля управления, недовольства условиями труда и т.д.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений предприятия. Такие кризисы объясняются обострением организационных отношений при возникновении неразберихи, деловых конфликтов, безответственности, сложности контроля. Организационные кризисы возникают при быстром росте предприятия, изменении условий его функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции или организационной перестройке предприятия.

Психологические кризисы – это кризисы, связанные с психологическим состоянием человека. Они проявляются в виде стрессов, возникновения чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой незащищённостью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате коллектива или отдельной группы персонала предприятия.

Технологические кризисы возникают как кризисы технологической несовместимости изделий или отторжения новых технологических решений. Такие кризисы обусловливаются научно-техническим прогрессом.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономическом состоянии предприятия. Это кризисы производства и реализации продукции, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ. К экономическим кризисам относятся финансовые кризисы, характеризующиеся противоречиями в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей предприятия. Это кризисы денежного выражения экономических процессов. Финансовый кризис классифицируется по следующим признакам:

  • по источникам возникновения;
  • по масштабам охвата;
  • по структурным формам;
  • по степени воздействия на финансовую деятельность;
  • по периоду протекания;
  • по возможности разрешения;
  • по последствиям.

 

Классификация финансовых кризисов предприятия приведена в табл. 1.3.

 

Таблица 1.3

Банкротство предприятия

На первый взгляд может показаться, что в большинстве случаев урегулирование обязательств предприятий должно быть неформальным, поскольку такая процедура происходит быстрее и является менее дорогостоящей, чем формальная. Однако часто на пути неформального урегулирования обязательств возникают две проблемы: проблема пула требований и проблема стороннего наблюдателя.

Проблема пула требований заключается в том, что в условиях отсутствия защиты предприятия со стороны закона о банкротстве, некоторые кредиторы будут иметь стимул требовать срочного погашения своих кредитов, даже если это приведёт к ликвидации предприятия. В законе о банкротстве США проблема пула требований решается с помощью введения положения об автоматической приостановке требований кредиторов. Это положение не позволяет кредиторам требовать от предприятия первоочередного выполнения обязательств перед ними.

Хотя процедура банкротства даёт предприятию шанс разрешить имеющиеся проблемы без угрозы потери активов, руководство в этом случае теряет свободу управления активами. Во-первых, закон о банкротстве требует от предприятия-должника, чтобы оно запрашивало разрешение суда на выполнение операций с активами. Во-вторых, закон предоставляет право подавать прошения в суд о блокировании практически любых действий, которые предприятие может предпринять, находясь в состоянии банкротства. Таким образом, законодательство препятствует переводу активов предприятия в другие структуры, если это может нанести вред кредиторам.

Проблема стороннего наблюдателя. При неформальном решении проблемы необходим такой план урегулирования обязательств предприятия, который бы устроил каждого кредитора. Некоторые кредиторы («сторонние наблюдатели») могут претендовать на полную стоимость своих требований в отличие от других кредиторов. Поэтому проблема «стороннего наблюдателя» существенно затрудняет реструктуризацию задолженности предприятия.

Решение данной проблемы при формальной процедуре банкротства облегчается возможностью суда по делам банкротства распределить кредиторов по классам. Считается, что каждый класс принял план урегулирования обязательств предприятия, если две трети суммы задолженности и половина предъявляющих требования кредиторов класса голосуют за план. В этом случае план автоматически одобряется судом, он считается справедливым, выполнимым и равноправным по отношению к несогласным сторонам.

 

Предварительное банкротство

Законодательство США предусматривает гибридный тип реструктуризации задолженности, который объединяет преимущества неформального и формального урегулирования обязательств предприятия. Этот гибридный тип реструктуризации задолженности получил название предварительного банкротства (предбанкротства).

В организации предбанкротства предприятие-должник до официального обращения в суд получает согласие всех или большинства кредиторов на осуществление плана будущей реструктуризации задолженности. Затем этот план подаётся в суд вместе с прошением о защите от кредиторов.

Преимущества предбанкротства перед обычной неформальной реструктуризацией задолженности состоят в следующем: снижение значимости проблемы «сторонних наблюдателей»; предотвращение официальных исков со стороны кредиторов; налоговые выгоды, возникающие при официальном банкротстве.

 

Содержание антикризисного управления

 

Капитал предприятия

Всякое предприятие создается для извлечения прибыли. Производя прибыль, предприятие всегда приращивает капитал и должно быть способным исполнить свои финансовые обязательства, если только не разместит свои финансы так, что их нельзя быстро мобилизовать для расчёта по обязательствам. Отсюда следует, что проблемы неплатежей связаны с размещением или использованием капитала предприятия, поэтому анализ финансовой отчётности позволяет предвидеть будущее финансовое состояние предприятия.

Происхождение и размещение капитала предприятия имеет следующие особенности:

  • Предприятие начинает функционировать, имея некоторый первоначальный собственный капитал.
  • В дополнение к собственному капиталу предприятие берёт на себя обязательства в виде банковских займов, закупок товаров с последующей оплатой, потребления услуг с последующим расчётом и т.д. Общая сумма всех взятых обязательств образует заёмные средства. Заёмные средства могут быть как в денежной форме, так и в натуральной (например, предприятие закупило, но не оплатило уголь, электроэнергию и т.д.).
  • Собственный капитал и заёмные средства образуют все источники капитала (пассивы).
  • Предприятие размещает все источники капитала, или свои пассивы, во вложениях, или активах.
  • Активы предприятия подразделяются на два основных вида: основные средства и оборотные средства.
  • Основные средства – здания, оборудование, сооружения – образуют базу для организации процесса производства прибыли. К основным средствам относятся также долговременные финансовые вложения в уставные фонды других предприятий, а также в ценные бумаги.
  • Оборотные средства подразделяются на два вида – средства в производстве и средства в расчётах.
  • Средства в производстве – это капитал, который размещён в производственном процессе – в запасах, незавершенном производстве, инвентаре, готовой продукции на складе, которая еще не реализована и не принесла прибыли.
  • Средства в расчётах – это вложения, которые временно размещены вне производства и не производят прибыль по основному виду деятельности. По отношению к производству это отвлечённые средства.

 

Состояние финансов предприятия фиксируется на определенную дату. Такая одновременная фиксация активов и пассивов называется бухгалтерским балансом предприятия. При этом сумма активов равна сумме пассивов.

Разность суммы собственного капитала и стоимости его основных средств составляет величину собственного оборотного капитала.

В процессе производства капитал находится в движении. При этом:

  • Основные средства изнашиваются и обновляются. Обновление основных средств также относится к разряду долгосрочных финансовых вложений.
  • Процесс основной деятельности предприятия по производству прибыли осуществляется за счёт оборотных средств в той их части, которая находится в производстве.
  • Средства в расчётах представляют ту часть оборотных средств, которая систематически отвлекается на попутное обслуживание производства или на другие операции.
  • Цикл от вложений в производство в виде запасов до производства и реализации продукции, после чего следует расчёт и появляется прибыль, называется оборотом.

 

В результате оборота у предприятия появляется выручка, которая содержит в себе следующие компоненты:

  • Возмещение ранее понесённых затрат на производство, в том числе на погашение обязательств.
  • Запрограммированные в цене обязательные платежи в бюджет и в не бюджетные фонды.
  • Прибыль предприятия.

 

В бухгалтерском балансе прибыль рассчитывается как разность между выручкой и всеми видами затрат и убытков. Это балансовая прибыль, из которой в дальнейшем осуществляются платежи налога на прибыль, и некоторые обязательные платежи, например, на социальные нужды.

Остаток прибыли после вычета налогов и обязательных платежей представляет собой свободную для маневра чистую прибыль предприятия.

Чистая прибыль предприятия даёт возможность прироста собственного капитала. Она может расходоваться на нужды потребления и накопление. Прирост собственного капитала предприятия осуществляется лишь за счёт той части чистой прибыли, которая расходуется на накопление, то есть присоединяется к активам – к основным или оборотным средствам.

Рассмотренные параметры финансовой отчётности являются базовыми параметрами, которые используются для оценки финансового состояния предприятия и диагностики финансового кризиса.

 

Реорганизация предприятия

Реорганизация предприятия – прекращение деятельности предприятия путём слияния, присоединения, преобразования, разделения, выделения или ликвидации (прекращение деятельности предприятия путем ликвидации будет рассмотрено в разделе 8).

Главной задачей перечисленных форм реорганизации деятельности предприятий, кроме его ликвидации, является сохранение жизнедеятельности предприятия, его выживание.

В соответствии с законодательством Украины предприятие, злоупотребляющее своим монопольным положением на рынке, может быть реорганизовано в принудительном порядке.

Сущность различных форм реорганизации поясняется табл. 7.1.

 

 

Таблица 7.1

Формы реорганизации предприятий

 

  Форма реорганизации предприятий     Схема изменения юридического статуса предприятия
  1. Слияние     А+В С
  2. Присоединение     А+В А
  3. Преобразование     А В
  4. Разделение     А В+С
  5. Выделение   А А+В  

 

Слияние – создание нового предприятия (С) путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий (А и В) с остановкой деятельности последних. Предприятия, берущие участие в слиянии, заключают соответствующий договор, где определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертирования акций каждого предприятия в акции нового предприятия.

Присоединение – остановка деятельности нескольких предприятий (А и В) с передачей прав и обязанностей одному из предприятий (А). Предприятия, которые присоединяются, и предприятие, к которому эти предприятия присоединяются, заключают договор. В нём определяются порядок и условия присоединения, а также порядок конвертирования акций предприятий. При реорганизации предприятий в форме присоединения новое юридическое лицо не появляется.

Преобразование – это такая форма реорганизации, при которой юридическое лицо одного вида (А) преобразуется в юридическое лицо другого вида (В) или происходит изменение его организационно-правовой формы (например, приватное акционерное общество преобразуется в публичное или наоборот). К новому юридическому лицу переходят права и обязанности предприятия, которое преобразуется, решаются вопросы о порядке и условиях преобразования, порядок обмена акций или паев.

Разделение - остановка деятельности предприятия (А) с передачей всех его прав и обязанностей новым предприятиям (В и С) в соответствии с разделительным балансом и с определением порядка конвертирования акций предприятия, которое реорганизуется, в акции создаваемых предприятий.

Выделение – создание одного или нескольких предприятий (В) с передачей им части прав и обязанностей предприятия (А), которое реорганизуется без остановки деятельности последнего. При этом определяется баланс раздела, порядок и условия выделения.

В результате в четырех из пяти возможных форм реорганизации (при слиянии, преобразовании, разделении и выделении) возникает новое юридическое лицо – правопреемник, к которому применяются все требования законодательства, распространяющиеся на создающиеся юридические лица.

В зависимости от формы реорганизации предприятия в процессе реорганизации составляется либо передаточный акт, либо распределительный баланс. Эти документы являются основными, на основе которых процедура реорганизации закрепляется законодательно.

Передаточный акт – это документ, который составляется в свободной форме при реорганизации предприятия в формах слияния, присоединения и преобразования. В нём содержится перечень активов и пассивов реорганизуемых предприятий, которые передаются вновь создаваемому юридическому лицу. К акту прилагается баланс реорганизуемого предприятия на день передачи.

Распределительный баланс – это баланс вновь созданного предприятия в процессе реорганизации в формах разделения или выделения.

Передаточный акт и распорядительный баланс утверждается органом, принявшим решение о реорганизации предприятия. При принудительном разделении предприятия в арбитражном порядке по инициативе Антимонопольного комитета распределительный баланс утверждается в судебном порядке.

Особенности реорганизации предприятий в форме слияния и присоединения. Слияние и присоединение может быть оправдано только в том случае, когда достигаются следующие результаты: увеличиваются доходы; уменьшаются затраты на единицу произведенной продукции; повышается эффективность капиталовложений; уменьшается сумма налогов. Результативность слияния и присоединения связана достижением эффекта синергизма, который заключается в повышении стоимости нового предприятия, превышающей совокупную стоимость отдельных предприятий.

Особенности реорганизации предприятий в форме разделения и выделения. Основной мотив таких форм реорганизации – стремление сконцентрировать усилия руководства на основном направлении деятельности предприятия с тем, чтобы не отвлекаться на второстепенные или недостаточно прибыльные виды деятельности и не допустить «распыления» ресурсов. Границы наследования прав и обязательств новых предприятий, которые появились в результате реорганизации старого предприятия, определяются распределительным балансом.

Особенности реорганизации предприятий в форме преобразования. К вновь образованному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом переходят все права и обязательства прекратившего свою деятельность юридического лица. В Украине предприятие может быть преобразовано в любое хозяйственное общество.

 

Список использованной литературы

  1. Закон України «Про господарські товариства» від 19.09.91р № 1576-12//ВВР України. – 1991. - № 49.
  2. Закон України «Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом» від 14.05.92г. №2343-XII у редакції Закону України від 30.06.99г. №784-XIV, зі змінами та доповненнями.
  3. Грідчіна М.В. Корпоративні фінанси (зарубіжний досвід і вітчизняна практика): навч. Посібник. – К.: МАУП, 2002. –232 с.
  4. Задихайло Д.В., Кібенко О.Р., Назарова Г.В. Корпоративне управління: Навчальний посібник.-Х: Еспада, 2003.
  5. Примакова Е., Мякота В., Бойцова М. Ликвидация (реорганизация) предприятия. – Х.: Фактор, 2004.
  6. Козаченко А.В., Воронкова А.Э. Корпоративное управление. Учебник для вузов.- К.: «Либра», 2004.
  7. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. Под общ. ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. – С.Петербург, «Специальная Литература».1996.
  8. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Г.З.Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др.; Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина.- М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1996.
  9. Чернявский А.Д. Антикризисное управление: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2000.
  10. Василенко А.В. Менеджмент устойчивого развития предприятия: Монография. – Киев: Центр учебной литературы. 2005.
  11. Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1997.
  12. Самоуткина Н. Антикризисное управление компанией. – СПб.: Питер, 2003.
  13. Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В. Словарь по антикризисному управлению. – М.: Дело, 2003.
  14. Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических вузов/ В.Г.Крыжановский, В.И. Лапенков, В.И. Лютер и др.; под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. – М.: " Изд-во ПРИОР", 1998.
  15. Антикризисное управление: Учебник/ Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА, 2000.
  16. Василенко В.О. Антикризове управління підприємством: Навч. посібник. Вид. 2-ге, виправл. і доп. – Київ: Центр навчальної літератури.2005.
  17. Маренков Н.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. Серия «Высшее образование». – М.: Национальный институт бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.
  18. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.
  19. Антикризисный менеджмент/ Под ред. проф. Грязновой А.Г. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 1999.
  20. Антикризисное управление: Общие основы и особенности России. Учебное пособие/ Под ред. И.К. Ларионова. – М.: Издательский дом «Дашков и К*», 2001.
  21. Ковалев А.П. Диагностика банкротства. – М.: Финстатинформ, 1995.
  22. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению./ Под ред. Г.П.Иванова.- М.: Закон и право,1995.
  23. Банкротство предприятий/ Сборник нормативных документов с комментариями. – К.: 1996.
  24. Богачев В.Ф. Промышленность Украины: антикризисные стратегии предприятий. – Х.: Издательский дом «Коврус», 1996.
  25. Интернет сайт: Агентство по вопросам банкротства – http://ab.com.ua/ru
  26. Интернет сайт: Государственная налоговая администрация – http://www.sta.gov.ua
  27. Антикризисный центр – http://www.centre.bankrut.net
  28. Центр Антикризисного управления – http://www.anticrisis.com.ua
  29. Методичні рекомендації щодо виявлення ознак неплатоспроможності підприємства та ознак дій з приховання банкрутства, фіктивного банкрутства чи доведення до банкрутства. Затверджені наказом Міністерства економіки України від 17 січня 2001 р.
  30. Масенко Б.П., Афонченкова Т.М. Антикризове управління: Навч. посіб. – К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2005.
  31. Захаров В.Л., Блинов А.О. Антикризисное управление.
  32. Штангрет А.М., Копилюк О.І. Антикризове управління підприємством: Навч. посіб. - К.: Знання, 2007.
  33. Скібіцький О.М. Антикризовий менеджмент: Нав. посіб. - К.: Центр учбової літератури, 2009.
  34. Методика проведення поглибленого аналізу фінансово-господарського стану неплатоспроможних підприємства організацій. Затверджена наказом Агентства з питань запобігання банкрутству №37 від 21.03.1997 р.
  35. Бригхэм Ю., Эрхард М. Финансовый менеджмент. 10-е изд. / Пер. с англ. под ред. к.э.н. Е.А.Дорофеева. – СПб.: Питер, 2007.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие и определение кризиса.

2. Внешние факторы возникновения кризисных ситуаций.

3. Внутренние факторы возникновения кризисных ситуаций.

4. Типология кризисов.

5. Классификация финансовых кризисов предприятия.

6. Краткая история мировых экономических кризисов.

7. Цикличность мировых экономических кризисов.

8. Фазы экономических циклов и их проявление.

9. Причины возникновения экономических кризисов.

10. Особенности долгового кризиса населения.

11. Особенности долгового кризиса страны.

12. Финансовый кризис и его особенности в современной Украине.

13. Государственное регулирование кризисных ситуаций.

 

14. Финансовые проблемы предприятий и их последствия (на примере банкротств предприятий в США).

15. Урегулирование обязательств без прохождения формальной процедуры банкротства (на примере

банкротств предприятий в США).

16. Банкротство предприятия и предварительное банкротство (на примере банкротств предприятий в США).

17. Ликвидация при банкротстве предприятия (на примере банкротств предприятий в США).

18. Сущность, определение и цель антикризисного управления.

19. Процесс антикризисного управления предприятием.

20. Капитал предприятия.

21. Коэффициенты ликвидности (платёжеспособности).

22. Коэффициенты оборачиваемости активов (деловой активности).

23. Коэффициенты управления задолженностью (финансовой устойчивости).

24. Коэффициенты рентабельности.

25. Антикризисные организационные меры, как меры преодоления развивающегося «лёгкого» кризиса.

26. Стратегия развития предприятия в условиях кризиса.

27. Антикризисные меры финансовой стабилизации предприятия.

28. Понятие санации предприятия.

29. Программа досудебной санации предприятия.

30. Реструктуризация задолженности предприятия.

31. Реорганизация предприятия.

32. Санация кадрового потенциала предприятия.

33. Экономическая сущность несостоятельности предприятия.

34. Банкротство предприятия как результат юридической квалификации.

35. Процедура банкротства и ликвидации предприятия до подготовительного заседания хозяйственного суда

включительно.

36. Процедура банкротства и ликвидации предприятия между подготовительным заседанием

хозяйственного суда и признанием должника банкротом.

37. Признание должника банкротом и ликвидационная процедура.

 

The end

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Раздел 1. Основы теории кризисов ……………………………………………………………………..2

 

1. Сущность кризиса …………………………………………………………………………………...2

1.1. Понятие и определение кризиса…………………………………………………………………2

1.2. Внешние и внутренние факторы возникновения кризисных ситуаций……………………….3

1.3. Типология кризисов……………………………………………………………………………….5

 

2. Мировые экономические кризисы и их особенности …………………………………………...8

2.1. Краткая история мировых экономических кризисов…………………………………………...8

2.2. Цикличность мировых экономических кризисов……………………………………………...10

2.3. Фазы экономических циклов и их проявление………………………………………………...12

2.4. Причины возникновения экономических кризисов……………………..……………………..13

2.5. Особенности современных долговых кризисов………………………………………………..15

2.6. Финансовый кризис и его особенности в современной Украине……………………………..19

2.7. Государственное регулирование кризисных ситуаций………………………………………...22

 

Раздел 2. Основы антикризисного управления предприятием …………………............................25

 

3. Практика банкротства и ликвидации предприятий в США …………….................................25

3.1. Финансовые проблемы предприятий и их последствия………………………………………25

3.2. Урегулирование обязательств без прохождения формальной процедуры банкротства……26

3.3. Банкротство предприятия………………..……………………………………………………...27

3.4. Предварительное банкротство………………………………………………………………….28

3.5. Ликвидация при банкротстве предприятия……………………………………………………28

 

4. Содержание антикризисного управления ……………………………………………………….29

4.1. Сущность, определение и цель антикризисного управления………………..……………….29

4.2. Процесс антикризисного управления предприятием…………………………………………30

 

Диагностика финансового состояния предприятия и превентивные антикризисные

меры …………………………………………………………………………………………………..31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.136 с.)